Этнопедагогическкая направленность межкультурной коммуникации студенческой молодёжи
Оценка 4.9

Этнопедагогическкая направленность межкультурной коммуникации студенческой молодёжи

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
социологическая работа
Взрослым
17.04.2020
Этнопедагогическкая направленность межкультурной коммуникации студенческой молодёжи
В статье рассмотрены особенности обеспечения межкультурного взаимодействия студентов педвуза в едином и многообразном, творчески развивающем образовательном этно-пространстве. Обоснованы необходимость и педагогическая эффективность проектно-выставочной деятельности в стимулировании познавательно-исследовательского интереса к культуре народов России и ближнего зарубежья, представители которых обучаются в педвузе. Проанализированы и обобщены результаты фестивального движения в молодёжной студенческой среде и акцентировано внимание на роли проектно-выставочной деятельности в укреплении межэтнической толерантности, этнопедагогического самосознания и творческого самосовершенствования.
Тутолмин А.В. Статья..docx

Тутолмин Александр Викторович,

д-р. п. н, доцент, профессор

 Глазовского государственного педагогического

 института им. В.Г. Короленко

 

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обеспечения межкультурного взаимодействия студентов педвуза в едином и многообразном, творчески развивающем образовательном этно-пространстве. Обоснованы необходимость и педагогическая эффективность проектно-выставочной деятельности в стимулировании познавательно-исследовательского интереса к культуре народов России и ближнего зарубежья, представители которых обучаются в педвузе. Проанализированы и обобщены результаты фестивального движения в молодёжной студенческой среде и акцентировано внимание на роли проектно-выставочной деятельности в укреплении межэтнической толерантности, этнопедагогического самосознания и творческого самосовершенствования.

Ключевые слова. проектно-выставочная деятельность, межкультурная коммуникация, этно-пространство, выставочное движение, межэтническая толерантность.

 

Abstract. The article deals with the features of intercultural interaction of students of pedagogical University in a single and diverse, creatively developing educational ethno-space. The necessity and the pedagogical effectiveness of the design and exhibition activities to stimulate educational research of interest to the culture of the peoples of Russia and neighboring countries, whose representatives are trained in technicalities. Analyzed and summarized the results of the festival movement in the youth student environment and focused on the role of design and exhibition activities in strengthening inter-ethnic tolerance, ethno-pedagogical self-consciousness and creative self-improvement.

Keyword. exhibition activities, intercultural communication, ethno-environment, exhibition movement, inter-ethnic tolerance.

 

В настоящее время на каждом из четырёх разно-профильных факультетов ГГПИ, в каждой студенческой группе обучаются студенты самых разных национальностей. Очевидно, что представители той или иной этно-диаспоры по-разному адаптируются к условиям вузовского, научно-исследовательского образования, К сожалению, аудиторные занятия, как лекционного, так и семинарско-практического характера, минимизируют возможности для налаживания межкультурной коммуникации в молодёжной студенческой среде. И основным препятствием тому является не столько языковой барьер, сколько различие национальных культур [2; 3; 5].

В структуре современного культурно-массового мероприятия повышается значимость рекламно-дизайнерских проектов и выставок, освещающих ход и итоги события. В изучении педагогической эффективности именно этих моментов культурно-просвещенческой деятельности в труде педагога заключается цель данной работы. При этом, мы не умаляем роли других структурных компонентов, их взаимосвязь, взаимообусловленность и единство, обеспечивающих целостность любого творческого дела.

Обратимся к анализу культурно-массовых мероприятий, тематических вечеров, креативных (театральных, поэтических, музыкальных и т.д.) гостиных, факультетских и общеинститутских праздников, форумов, научных студенческих сессий и конференций, а также фестивалей и парадов национальных культур за прошедшие три года.

Ежегодно в институте и на факультетах проводятся праздничные концерты к дню Учителя. Как правило, программа концерта состоит из отдельных, порой никак не связанных между собой, номеров студенческой художественной самодеятельности. Ведущие концерта с текстовыми сценариями в руках озвучивают поздравления ветеранам педагогического труда, предоставляют слово руководителям факультетов, объявляют концертные номера.

У нас возникла идея возродить тематическое соответствие проекта (сценария) и исполнительского контента (номеров художественной самодеятельности студентов и фонового сопровождения) Побудительным мотивом тому послужило желание создать в ходе праздничного концерта атмосферу сбывающихся грёз, мечтаний и фантазий преподавателей и студентов – будущих учителей. О школе, учителях, студенчестве и преподавателях есть много замечательных песен, стихов, драматических пьес-миниатюр и серьёзных «педагогических поэм».

Однако, в последнее время праздничные концерты всё больше напоминают эстрадно-развлекательный «винегрет» из собранных на одну «концертную салатницу» порой очень приличных выступлений певцов и музыкантов, чтецов и артистов. Бывает и так, что на праздник приглашаются, и естественно хорошо проплачиваются, известные вокальные шоу-группы, которые дают «корпоративный концерт», зажигая публику на диско-танцы. И вот парадокс! Помнится – какая выступала вокальная группа, но забывается – какой был праздник и концерт ему посвящённый?

Другой вопрос, который нас заинтересовал, как исследователей – какое впечатление оставляет, какого эффекта достигает и насколько долго запоминается то, или иное культурно-массовое мероприятие? Опросы студентов показали, что из более чем 100 культурно-массовых мероприятий в институте лишь 12,8% принимали активное участие; 24,2% - посещали некоторые мероприятия в силу «стимульной активности» [1]. со стороны руководства факультетов, кураторов, тьюторов. Более 50% опрошенных уклонялись от ответа, на уточняющие вопросы о названии, времени и месте проводимых в институте и на факультетах социально значимых культурно-образовательных мероприятий.

Изучались возможные причины недостаточной личностной заинтересованности в обогащении собственной профессионально-педагогической компетентности предлагаемыми возможностями внеаудиторной культурно-массовой деятельности, нацеленными на повышение общекультурного уровня будущих педагогов. Выяснили, что кроме большой загруженности студентов обучение по двум и более профилям профессиональной подготовки, существенным фактором пассивности является недостаточное освещение подготовки, хода мероприятия в соцсетях, на факультетских сайтах; отсутствие оперативного фото отчёта на факультетских стендах. Особого внимания заслуживает результирующий, фото-выставочный этап формирования общественного мнения о состоявшемся мероприятии. «Цель образовательных выставок – адекватное отражение реального состояния дел в образовании, создание благоприятных условий для взаимодействия субъектов… для удовлетворения образовательных потребностей, функционирования и развития образования» [6. с. 219].

На факультете ПиХО накоплен определённый опыт неформального «омагничивания» студентов на гармонизацию аудиторной учебно-исследовательской, профессионально-педагогической и внеаудиторной социокультурной, творческой подготовки. С некоторых пор на факультете проводятся креативные гостиные. «Изюминкой» таких мероприятий стало «живое» искусство приглашённых на творческие встречи со студентами известных в городе поэтов, музыкантов, драматургов и режиссёров. О предстоящих мероприятиях сообщалось в специальной рубрике факультетской газете-малотиражке, а накануне мероприятия – через красочно оформленное объявление, рекламирующее творческую встречу интригующей фото подробностью о ходе подготовке, персонах, принимающих непосредственное участие в мероприятии. Примером тому может служить музыкальная гостиная на тему «Музыка барокко».

Замысел проведения музыкальных гостиных состоял в культурном просвещении студентов немузыкальных профилей обучения в области изящных стилей музыкального искусства. Был разработан сценарий, подобрана группа музыкантов-иллюстраторов из студентов музыкального отделения, продуманы до мелочей и отрепетированы отдельные этапы и диалогические связки между ними; проведён хронометраж исполняемых иллюстраций; определено размещение «артистов» и публики в камерном пространстве лекционной аудитории и ещё много всяких мелочей, от которых зависел конечный результат мероприятия. Репетиционный период занимал чуть более 2-х недель. За это время весть о готовящемся на факультете культурном событии быстро разнеслась в общежитиях через канал студенческого общения «из уст в уста». Затем появилось и объявление. Это был студенческий дизайн-проект, разработанный по всем канонам рекламного дела. Объявление было ярким, красочным, его невозможно было не заметить на доске объявлений и привлекало вензельной вязью текста.

Как и следовало ожидать, на вечер старинной музыки собралось предостаточно студенческой публики. Особую прелесть успешно проведённому вечеру в музыкальной гостиной, как оказалось, придала именно камерность действия. Исполнители и слушатели находились друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», что создавало атмосферу сопричастности происходящему на исполнительской площадке у классной доски (кстати, оформленной нотными листами и барочным орнаментом).

В эпоху Ренессанса преобладала инструментальная ансамблевая и оркестровая музыка. И на творческой встрече старинная музыка звучала в исполнении студенческих инструментальных дуэта, трио, квартета. Слушатели «окунулись» в музыку барокко: от пьесы-миниатюры «Шутка» И.С. Баха и «Галантного менуэта» Л. Боккерини – до «Времена года» А. Вивальди, «Токкаты и фуги d-moll» И.С. Баха и «Сoncerto-Grossi d-moll» А. Вывальди.

Мероприятие понравилось и «артистам», и студенческой молодёжи, заметим – разных этносов. В непринуждённой обстановке они фотографировались и общались с ведущими и между собой, обменивались впечатлениями, благодарили за хорошо подготовленный и проведённый вечер. А на следующий день на стенде, рядом с расписанием занятий, появилась небольшая фото-презентация, отчёт о прошедшем воспитательном мероприятии. Студенческая молодёжь с других факультетов, преподаватели обратили внимание на красочно оформленный стенд. О мероприятии заговорили. Появился общественно значимый резонанс на событие в жизни студентов.

Таким образом была экспериментально проверена модель-схема достижения научно обоснованного педагогического эффекта при проведении культурно-массового мероприятия. Подтвердилась и гипотеза о влиянии «нескучной классики» на укрепление межкультурных дружеских отношений в студенческой среде, проявлений толерантности и сотрудничества.

Факультетский фестиваль национальных культур был задуман ещё в советское время, в 60-е годы прошлого века. В последние годы фестивальное движение становится всё более массовым. Стали традиционными «Парады национальных культур» и месячники этнокультур, в течение всего года украшающих культурную жизнь города. Отрадно, что студенческая молодёжь института является активными участниками дружбы народов и малых этнических групп в нашем городе.

Подготовка к локальному факультетскому мероприятию осуществляется как во внеаудиторной работе кружков «по-интересам», так и в ходе изучения элективных курсов: устно-песенный фольклор Удмуртии, элементарное музицирование, народное творчество, методика музыкального воспитания, организация оркестра народных инструментов и др. Инициаторами объединения студентов в «национальные группы» являются преподаватели факультетских кафедр. На подготовку к мини-фестивалю отводится от двух-трёх недель – до двух-трёх месяцев. В зависимости от конечной цели – будь-то самостоятельное факультетское действо, или как этап подготовки к общеинститутскому Фестивалю «Весна ГГПИ». Но и в том, и в другом случае студенческими «национальными группами» разрабатывался проект представления на фестивале той или, например, культуры бесермянского малочисленного народа; подбирался соответствующий реквизит: костюмы, предметы быта; готовились выступления фольклорных ансамблей, составлялось меню национальной кухни и многое другое [4].

За неделю до открытия Фестиваля на доске объявлений, на кафедрах и в фойе института появлялись красочно оформленные объявления. Так как фестиваль проходил в течении 2- 3 недель всем желающим предоставлялась возможность выбрать и посетить заинтересовавший проект: русичей или вятичей, удмуртов или татар и т.д. Сценарий каждого представления национальной культуры был и культурно-просветительским, и образовательным, и досугово-развлекательным. Выступления-презентации представителей каждой национальной культуры отличалось от «винегретных концертов» цельностью, сюжетной линией, жанровым разнообразием

И опять же, успешное проведение такого, растянутого по времени «погружения» в калейдоскоп национальных культур оставило у большинства опрошенных после мероприятия самые восторженные впечатления и отзывы. Но заключительным аккордом состоявшегося мероприятия стал фото-отчёт в соцсетях и на сайте факультета, специальном стенде в фойе института.

Обобщая вышеизложенное, заметим, что резонанс от грамотно реализованной проектно-выставочной деятельности способствует решению проблемы межкультурной коммуникации в молодёжной студенческой среде. «Выходной срез» удовлетворённости социально-культурной работой, ведущейся на факультете, свидетельствует о положительной динамике. Удовлетворённость культурно-просветительской работой возросла с исходных 47% до 78% итоговых; стимульная активность – с 53% снизилась до 22%; непосредственно принимающих участие в социокультурной деятельности –с 24,2 % до 37,8%. Решающим показателем положительной динамики в проведённом исследовании стала творческая активность – с 12,8% до 25% и этнотолерантность – 89,4%.

 

Список литературы

1.      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 320 с.

2.      Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 1. - 460 с.

3.      Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.

4.      Тутолмин А.В. Фестивальное движение национальных культур как фактор этно-креатологического образования бакалавров педагогических направлений профессиональной подготовки в вузе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2018 г. – № 89; URL: https://novainfo.ru/article/15658

5.      Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с/

6.      Черник Б.П. Парадигма формирования выставочной культуры / Б.П. Черник // Философия образования. – 2003. – Вып. 6.– С. 218–226.


 

7.      Скачано с www.znanio.ru

Тутолмин Александр Викторович, д-р

Тутолмин Александр Викторович, д-р

Обратимся к анализу культурно-массовых мероприятий, тематических вечеров, креативных (театральных, поэтических, музыкальных и т

Обратимся к анализу культурно-массовых мероприятий, тематических вечеров, креативных (театральных, поэтических, музыкальных и т

Изучались возможные причины недостаточной личностной заинтересованности в обогащении собственной профессионально-педагогической компетентности предлагаемыми возможностями внеаудиторной культурно-массовой деятельности, нацеленными на повышение общекультурного уровня будущих педагогов

Изучались возможные причины недостаточной личностной заинтересованности в обогащении собственной профессионально-педагогической компетентности предлагаемыми возможностями внеаудиторной культурно-массовой деятельности, нацеленными на повышение общекультурного уровня будущих педагогов

Как и следовало ожидать, на вечер старинной музыки собралось предостаточно студенческой публики

Как и следовало ожидать, на вечер старинной музыки собралось предостаточно студенческой публики

За неделю до открытия Фестиваля на доске объявлений, на кафедрах и в фойе института появлялись красочно оформленные объявления

За неделю до открытия Фестиваля на доске объявлений, на кафедрах и в фойе института появлялись красочно оформленные объявления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020