Мастер-класс
«Жить вместе или жить рядом?»
Аверина Ольга Константиновна,
учитель-логопед МБОУ многопрофильный
лицей села Малая Сердоба
Пензенской области,
Не так важно быть “нормальным”,
как научиться принимать нас такими,
какие мы есть:
мы
хотим жить и любить в полную меру…
Д. Вернер
Каждый ребёнок имеет возможность
быть физиологически и психологически
готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям...
Ребёнок – это тот же инструмент,
на котором нужно уметь играть и уметь извлечь звук,
даже тогда,
когда инструмент испорчен и звучит фальшиво.
В. П. Кащенко
(Звучит музыка)
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (Выключается музыка)
- Добрый день!
- Мы рады приветствовать вас доброй улыбкой! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
1. Приём-релаксация: «В нашем зале все друзья» (Звучит музыка)
- Я прошу Вас подняться со своих мест. Мы будем говорить вам слова, а Вы повторяйте наши движения.
- В нашем зале все друзья! (Поднять руки вверх)
- Вы и мы, и ты, и я. (Показ)
- Улыбнись тому, кто справа, улыбнись тому, кто слева. (Показ)
- Улыбнись тому, кто слева, улыбнись тому, кто слева. (Показ)
- Руку дай тому, кто справа. (Взяться за руки)
- Руку дай тому, кто слева. (Взяться за руки)
- Мы – одна семья. (Поднять руки вверх)
- Движенье рук, как два крыла.
Полёт без них не состоится…
Хочу всем пожелать добра!
И лучшее ещё случится!
(Все присаживаются. Выключается музыка)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
- Уважаемые коллеги, современная школа уже перешла на новые образовательные стандарты. Ни для кого уже не секрет, что огромное значение придаётся универсальным учебным действиям. А учитель даёт толчок к их развитию. Вместе со своими детьми мы сами, и для них и для себя, открываем новые знания.
- Мы считаем, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
- Поставим знак равно: УЧИТЕЛЬ = УЧЕНИК.
Какое счастье! ОН – добытчик знаний, ТЫ – лишь проводник.
Ученик мыслит так, как позволяет ему опыт,
А задача учителя – обогащать этот опыт.
- Нам, учителям, необходимо создавать такие ситуации, чтоб ученики задумались над такими понятиями, как жизнь, доброта, милосердие, забота, дружба, любовь …
- В современных условиях введения инклюзивного образования социализация, индивидуализация рассматриваются в качестве основного критерия развития детей. Весь процесс обучения в образовательном учреждении организовывается, таким образом, что значимой является ЛИЧНОСТЬ.
- Однажды люди приходят в нашу жизнь, но быстро уходят.
Другие же остаются дольше и оставляют следы в наших сердцах,
и мы уже становимся другими…
Они запускают к нам в душу маленьких золотых рыбок…
Это по-настоящему важные и дорогие для нас люди…
У каждого есть свои золотые рыбки, с которыми он никогда не расстанется…
2. Прослушивание рассказа (Звучит музыка)
- Послушайте КРИК ДУШИ одной женщины: «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!»
- Умер Лёха-дурак… В последнее время он ходил в наш храм, и мы часто встречались. Больше всего я боялась, что Лёха меня узнает.
В тот день я его узнала сразу. Хотя он очень постарел, полысел, поседел… Как-то весь осунулся, сгорбился. Но на меня, как когда-то много лет назад, смотрели добрые детские глаза. «Что он делает у нас в храме?», – подумала я.
- Привет, – улыбнулся он.
- Привет…
Неужели узнал?
- Тебя как зовут?
- Не узнал, – выдохнула я. – Меня? Лена.
- Твои девочки?
- Мои.
- Мальчика не хватает, – как ребёнок рассмеялся он и достал из растянутого кармана грязной куртки какую-то чёрствую булку.
- Ну да.
- Давай дружить, – протянул он её моей третьей дочке, Дуняше.
- Давай, – ответила она.
Они стояли, смотрели друг на друга и улыбались – маленькая девочка и осунувшийся, стареющий мужчина с детскими глазами…
- Давайте дружить, – пронеслось у меня в голове и током отозвалось в сердце…
… «Давайте дружить». Было это много лет назад. Я была ещё девчонкой. Жила в этом районе и училась, наверное, классе в пятом или шестом. У нас была большая, дружная компания – мальчишки, девчонки. Сделав уроки, мы до ночи носились по школьному двору или парку (где я сейчас гуляю со своими дочками), играли пионербол, вышибалы, казаки-разбойники. Влюблялись, ссорились, мирились.
Однажды мы сидели на лавочке, вели какие-то свои беседы, шутили, смеялись.
- Давайте дружить, – раздался вдруг голос.
Мы замолчали и обернулись. Это был Лёха-дурак. Лёха был года на три нас старше и тоже жил в нашем районе. Не знаю, родился ли он такой, или что случилось, но вёл он себя, как маленький ребёнок. Он нигде не учился, (по крайней мере, я так думаю), целыми днями бродил по улице и ко всем приставал. Кто его родители, я тогда не знала. Только недавно, увидев Лёху с одной нашей старушкой прихожанкой, я поняла, это его мама.
- Давайте дружить, – повторил Лёха-дурак. И улыбнулся какой-то робкой улыбкой. Мы переглянулись.
- С кем? С тобой? – выступил вперёд один мальчик. И громко заржал. – Ты же дурак!
- Дурак! Дурак! – подхихикнули девочки. И я вместе с ними.
Лёха растерянно смотрел на нас, и с его лица у него не сходила та глупая детская улыбка.
- А ну пошёл вон! – выкрикнул тот первый мальчик.
- Пошёл, пошёл, – эхом подхватили мы.
Лёха всё улыбался…
Тогда другой мальчик выскочил вперёд, толкнул его и победно посмотрел на нас. Тут «дурак», наконец что-то понял. Громко всхлипнул, вытер рукавом нос, развернулся и уныло побрёл. Мы хохотали ему вслед. И такими злыми… а он медленно брёл, опустив голову…
…Ещё помню. Мы так же гуляли, и нам так же было весело.
- А у меня собака, - подошёл к нам Лёха-дурак. В руках у него был маленький щенок. И он опять улыбался своей глупой, детской улыбкой. – Хотите погладить?
Мы хотели. Но нам было стыдно общаться с дураком. Мы же были такими классными.
- Ты – дурак! И собака твоя – дура! – выкрикнул кто-то.
И мы опять заржали.
- Не дура! Не дура! – закричал в ответ Лёха и неожиданно бросился на нас.
Мы, девочки, с визгом бросились врассыпную. А мальчишки схватили кто – палку, кто – камень и встали «в позу».
- Моя собака не дура! – продолжал кричать Лёха. Тут в него полетели камни. А я? А что я… Я же тоже была крутая. Ещё круче мальчишек. И я тоже схватила камень и бросила в него. Хорошо помню, что он попал ему в плечо, и парень вскрикнул от боли. Ещё помню, как он согнулся, закрывая собой щенка. А потом повернул ко мне залитое слезами лицо.
- Ты, ты… ты – мелкая! – заикаясь проговорил он.
- А ты – дурак! – Огрызнулась я.
Мы стали врагами. Точнее, мы считали Лёху-дурака своим врагом.
- Эй, придурок, – кричали мы, завидев его. – Что? Испугался?
- Что, ссыкло?
- А где твоя глупая собака?
Он, правда, стал нас бояться, и завидев, просто обходил стороной. И больше ни разу не сказал с детской улыбкой на лице: «Давай дружить».
Мы были сильные. Мы победили…
Шли годы… Я выросла. Мы с родителями уехали за границу, потом я поступила в институт, закончила, устроилась на работу. Жизнь моя протекала теперь вне района, Лёху я больше не видела и скоро забыла. А потом я вообще вышла замуж и уехала, но вернулась. И теперь мы с мужем и детьми живём здесь.
И вот однажды я встретила Лёху-дурака у нас в храме. Я вспомнила, и мне стало очень стыдно.
Каждый раз при очередной встрече я боялась, что он мне скажет: «А я тебя помню!». Но он не говорил. Он по-детски улыбался и протягивал моим девочкам то конфеты, то какие-то печеньки. Иногда – свечи. Несколько раз стоял на подворье с моей коляской. И всегда спрашивал: «А когда будет мальчик?».
- Забыл, – облегчённо думала я.
И вот около полугода назад он как всегда радостно кивнул нам: «Привет!». Потом улыбнулся и сказал: «А я тебя помню. Ты… мелкая».
Я смотрела на него и готова была провалиться сквозь землю.
- Прости, – выдавила я.
А он полез в карман, достал какой-то леденец и протянул мне. И в глазах у него читалось:
- Давай дружить!
- Давай! – промолвила я в ответ.
Дома я плакала. Почему? Я не знаю. Может быть потому, что мне было стыдно. Или потому, что я понимала, что Лёха давно меня узнал, но ещё раньше простил. Он давно всех простил. И получается, что этот «дурак» намного чище и добрее нас. Он простил по-настоящему, как умеют прощать только дети. И как я прощать не умею…
- Привет! Когда будет мальчик? – радостно подошёл он ко мне на следующий день. И подходил он ко мне на следующий день. И подходил ещё много раз.
А потом он умер. Я узнала это от его мамы, когда, не увидев Лёху на нескольких службах, спросила, где он.
- Умер-умер! – стучало в висках.
А перед глазами стоял мальчик с робкой улыбкой и словами: «Давайте дружить!» И тот мальчик, закрывающий собой щенка от наших камней. И тот же «мальчик», с детскими глазами, который сказал моей Дуне: «Давай дружить!» и который радостно встречал меня каждый раз у храма.
И я… а что я… Мне просто стыдно! И мне очень его не хватает. Его детской улыбки и добрых глаз.
- Прости меня, Лёха, – думаю я часто. – Ты настоящий друг.
Елена Кучеренко.
(Выключается музыка)
- А Вы встречались в жизни с такими людьми? (Ответы).
- Да, действительно, они есть. К сожалению, на нашей планете немало людей со слабым здоровьем. В мире таких людей много. Просто мы не всегда замечаем их. Кто же они?
- Обычно это люди, возможности здоровья которых, настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- Это и взрослые, и дети.
- За последние 20 лет уровень инвалидности с детства в России увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам авторитетных социологов, снижаться не собирается. В органах социальной защиты населения состоят на учёте более 600 тыс. детей-инвалидов до 18 лет. Реально таких детей в два-три раза больше.
- В последнее время, как в стране, так и в нашем лицее увеличивается количество детей с проблемами в психическом и физическом развитии. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого ребёнка. Им необходима специальная психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая помощь.
- В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
- В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) – особый ребенок и его в равной степени применяют как к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к талантливым детям. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
- Каждый из Вас не раз задавал себе вопросы: Кто они, эти не всем понятные дети? Посланцы Бога?… Мученики?
Мир «особого» ребёнка интересен и
пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж,
порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
- А для чего они на Земле?… Как Вы думаете? (Ответы)
- Мне кажется, что они для того, чтобы заставить нас ЗАДУМАТЬСЯ… О взаимоотношениях, о взаимопонимании,… О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ вообще…
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
3. Упражнение «Исследуй ладошку». (Звучит музыка)
- Предлагаем вам исследовать свои ладошки. Нужен один ведущий… Повернитесь к залу спиной и отведите руки за спину, остальные по одному подходят и дают ему потрогать свои руки. Ведущий определяет – какая рука? (Тёплая, холодная, мягкая, крепкая, сильная и т.д. По ходу каждому выдаётся разноцветная ленточка и предлагается остаться рядом).
- У каждого своя особенная рука и каждый держит в ней свою ниточку жизни. А сейчас один конец этих волшебных ленточек мы соберём и свяжем между собой в одно целое. Таким образом, мы делаем шаг навстречу взаимопониманию. Проходите, присаживайтесь на свои места. (Все присаживаются)
4. Практическое задание «Куклы»:
- С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы им нашли другое применение. У вас на столах лежат волшебные клубочки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. Посмотрите на экран. (Практическая работа).
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы –
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
- Посмотрите у всех получились разные куклы, и не все они совершенны… Так бывает и в жизни… «Для человеческого общества естественно разнообразие. Вместе живут взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, умные и не очень. Такое разнообразие приводит к взаимопониманию, умению общаться, доброжелательности». А. Цыганок
- В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Есть среди них и дети с ограниченными возможностями здоровья.
- По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья – это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».
По классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова к ним относятся:
Þ Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие).
Þ Дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие).
Þ Дети с нарушением речи (логопаты).
Þ Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Þ Дети с умственной отсталостью.
Þ Дети с задержкой психического развития.
Þ Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Þ Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами.
- Важно отметить то, что большинство таких детей не умеют вступать в контакт с окружающими. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера. У них практически нет потребности в общении. Речь не сформирована или находится на низком уровне развития. Многие дети страдают от неустойчивости слухового внимания и восприятия, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и не организована.
- Вспомните историю из рассказа: Крик души… Сколько боли и скорби приходится перенести этим людям. Насколько они ранимы и терпеливы…
- Так кто же они? Кто такие дети-инвалиды?
- Дети-инвалиды, Ангелы земли.
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли.
Сколько раз, они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то, что есть мы, – это Грех?
- Как помочь им адаптироваться в современном обществе? Найти себя? Своё место под солнцем?
- Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей.
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей.
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным.
Прочь всегда их гнали взглядом злобным.
Не грустите матери не надо,
Ваши дети-ангелы, не зло.
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.
- И как же нам общаться с ними, с такими детьми? Как научить других людей в лицее относиться к ним с пониманием, с поддержкой, научить общаться с ними на равных?
- Ну а тех, кто нас не понимает,
Пусть простит Господь за волю их.
Пусть они услышат, как рыдают
Мамы у кроваток чад больных.
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех, кто хочет нам помочь.
Открывая душу нам радушно,
Горе помогают превозмочь.
- Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В 2016 году введены Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных нововведений является инклюзивное образование.
- Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ ДЕТИ, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, ВКЛЮЧЕНЫ В ОБЩУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ и ОБУЧАЮТСЯ по месту жительства ВМЕСТЕ со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
- Введена модель полной интеграции. Теперь на равных учатся особые дети: одарённые, с ОВЗ и возрастной нормы.
- Инклюзивное образование базируется на принципах:
Þ Психологическая безопасность.
Þ Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
Þ Единство совместной деятельности.
Þ Мотивирование ребёнка к учебному процессу.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
Þ Соблюдение интересов ребёнка.
Þ Системность и доступность.
Þ Непрерывность.
Þ Вариативность.
Þ Ситуации успеха.
Þ Психологическая комфортность.
Þ Гуманность и реалистичность.
- Программа коррекционной работы включает в себя 4 взаимосвязанных направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Þ Диагностическое.
Þ Коррекционно-развивающее.
Þ Консультативно-просветительское (профилактическое).
Þ Организационно-методическое.
5. Кластер: «Лучики знаний»
- Составим кластер по теме «Инклюзивное образование». Вам помогут слова, которые находятся в конвертах. (Выстраивается модель и просматриваются варианты.)
- В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
- В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания особых детей, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей школьного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что формирование учебных универсальных действий, навыков самостоятельного определения наиболее эффективное средство для социальной адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных и образовательных навыков.
- Внедряя инклюзивное образование, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга.
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие эмоциональной сферы детей.
3. Повышение уровня самооценки у детей.
4. Реализация творческих возможностей особого ребенка.
5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей в жизнь групп и класса.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей.
- Мы не делим детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание ходить на уроки, занятия, внеклассные мероприятия.
- На протяжении многих лет мы работаем с особыми детьми, с их родителями и некоторыми зёрнами знаний из своих копилок мы делимся сегодня с Вами…
6.Упражнение «Наполним душу ребёнка»
- Перед нами сосуд и камешки… На мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд означает маленького человека, который родился… Наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Положите камушек в вазу, и назовите качества, которыми бы Вы хотели наполнить душу ребёнка. Первый камушек: любовь. (Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд: ласка, тепло, доброта, честность, нежность, любознательность…)
- Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
7. Игра «Ассоциации»
- Инклюзивное образование обогащает душу ребёнка такими духовно-нравственными понятиями, как: добро, милосердие, дружба, согласие, терпение, труд,... Поиграем в ассоциации со словом «добро». Правила составления ассоциаций: Слова должны начинаться с каждой буквы имеющейся в слове, начиная с первой… ДОБРО. Первая Д – дружба,…, на букву О – … и т.д.
- ДОБРО – это всё положительное, хорошее, полезное. (Дети)
- ДОБРО – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей и своей пользы, не во вред себе.
- Как Вы думаете, может каждый из нас помочь таким детям по отдельности? (Высказывания)
8. Заслушивание притчи:
- Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.»
- Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь таким детям, но если мы объединимся, то сможем сделать для них гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливее.
9. Психологический приём: «Радуга доброты» (Звучит музыка)
- Давайте объединим наши усилия и соединим куколок в одно целое. (Практическая работа. Всех кукол одеваем на одну проволочку, создавая радугу. Выключается музыка)
- Доброта есть в каждом из нас. Но доброта бывает разной…
Маленькая доброта – пассивная, когда человек не ударит слабого, не заденет самолюбия слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать доброе дело.
Активная доброта – человек совершает добрые дела, но проходит мимо зла, живёт по принципу «моя хата с краю»
Доброта Созидательная – это когда человек не только совершает добрые дела, но и никогда не пройдёт мимо зла, будет бороться с ним.
- Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.
- При правильном и вовремя начатом формировании личности ребёнка многие особенности в дальнейшем можно значительно смягчить.
- Какие на Ваш взгляд пути, средства на уроках и во внеурочное время позволят посеять ценные семена? (Ответы)
- Это приобщение детей к истокам принятия особенности и индивидуальности каждого человека на Земле, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях: семья, честь, добро, любовь, верность. Это наши семена.
- А чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат.
10. Метод воспитания добрых чувств: «Сказкотерапия» (Звучит музыка)
- В воспитания добрых чувств огромную роль играют сказки. В работе со сказкой мы используем нетрадиционные методы и приёмы.
- Предлагаем сочинить ДОБРУЮ концовку сказки. У вас на столах лежит начало сказки« Колобок». Прочитайте: «Катится Колобок дальше и видит, идёт ему навстречу Лиса. Колобок остановился. А Лиса даже не замечает его, идёт, опустив голову, такая грустная, печальная. Колобок и говорит:…..». Допишите… Работаем в группах… Время для выполнения задания – 2 минуты.
((Выключается музыка. Зачитываются результаты творчества по сказке)
11. Синквейн: «Важные слова»
- Предлагаем творческим группам составить синквейн из слов: жизнь, дружба, счастье. Время для выполнения задания – 1 минута. Правила составления синквейна выведены на экран.
Сущ.- 1
Прил. – 2
Глагол-3
фраза из 3,4 слов личное отношение
Символ, ассоциация – одно слово.
12. Информационная карта слова и коллаж: « Лебедь Гуманности» (Звучит музыка)
- Составим информационную карту слова Гуманность. На столах у вас лежат перышки лебедя. Возьмите одно и напишите на нём качество, которым, как Вы считаете должен обладать гуманный человек.
(Практическая работа. Составление коллажа «Лебедя Гуманность». Выключается музыка))
- Конечно. ГУМАННОСТЬ – это открытое сердце, душа, доброта, милосердие, понимание, терпение, отзывчивость, забота, кротость, мудрость, отзывчивость, сострадание, счастье, уважение, ум, чуткость, честность,…
- Гуманность и инклюзия тесно взаимосвязаны:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
- В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
13. Воспитание примером.
- 3 декабря – Международный день инвалидов.
- Невозможное – возможно. И тому доказательство – истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить.
Заслушивание притчи:
- «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке. Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».
- Существует много примеров, когда люди с ограниченными возможностями не просто выживают, а становятся знаменитыми.
1. Людвиг ван Бетховен. Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.
2. Алексей Ашапатов. Российский спортсмен, чемпион и рекордсмен Летних Паралимпийских игр 2008 года, чемпион мира (2006), чемпион Европы (2005), десятикратный чемпион России по лёгкой атлетике. Родился в 1973 году в Саратове. После несчастного случая в 2002 году врачам пришлось ампутировать Алексею ногу. Сейчас спортсмен ходит на протезе. Мастер спорта по волейболу сидя, мастер спорта международного класса по армрестлингу и заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, абсолютный чемпион Европы по метанию диска среди лиц с ограниченными физическими возможностями.
3. Рэй Чарльз Ашапатов. Знаменитый американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз, 17 раз был награжден премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Он ослеп еще в детстве.
4. Алексей Маресьев. Летчик-ас, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны получил ранение, в результате которого ампутировали две ноги. Благодаря упорству и желанию заниматься любимым делом вернулся в небо — стал летать с протезами. Врачи запрещали ему делать лишние движения, но он не остановился. После потери ног Маресьев сумел сбить 7 вражеских самолетов. Всего на его счету за время войны 86 боевых вылетов. Его по праву можно назвать героем своего времени!
- Только при поддержке, принятии личности, в ходе духовно-нравственного воспитания «появляются ростки» и вырастают знаменитые люди, независимо от их особенностей.
- В настоящее время благодаря использованию новейшего оборудования, современных технологий много особых детей достигают нужного уровня развития и успешной социализации в обществе. Мы надеемся, что добрые семена произрастут и в детских душах наших учеников, и они вырастут добрыми достойными гражданами родной страны.
- Уважаемые коллеги, в заключение работы над каждой духовно-нравственной темой мы предлагаем детям изобразить духовные качества в рисунке, коллаже, аппликации, лепке, мантрах, описать словами.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
14. Просмотр видеоролика
- Возвращаясь к теме нашего мастер-класса «Жить рядом или жить вместе?» хотим предложить посмотреть видеоролик «О жизни». (Включается видеоролик)
- ЖИТЬ НАДО ВМЕСТЕ. Любить, понимать и принимать Всех такими, какие они есть, и наполнять их этой любовью.
- Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской.
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой.
- Чтоб ни войн и не землетрясений,
Ни цунами страшных, никогда.
СБЕРЕГИ Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…
VI. РЕФЛЕКСИЯ
- Уважаемые коллеги, подошла к концу наша встреча, нам очень приятно было с Вами работать и мы благодарим Вас за сотрудничество.
- Каждый палец на правой руке – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашем общении. Дотроньтесь пальцами левой руки до:
Большой палец – сегодня для Вас это было важно и интересно…
Указательный – Вы открыли что-то новое…
Средний – верхняя фаланга пальца: Ваша высокая оценка мастер-класса, средняя фаланга: удовлетворительная, нижняя: неудовлетворительная…
Безымянный – Вам было трудно…
Мизинец – для Вас было недостаточно материала….
- Повторяйте движения с нами.
- Мы держим в ладошках солнце!
- И дарим его друзьям!
- Улыбнитесь – это просто!
- Лучик солнца – это ВАМ!
- Желаем ВСЕМ УДАЧИ и ДОБРА!
- ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Раздача брошюр и буклетов
- А на память мы дарим Вам брошюры и буклеты из копилки наших наработок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.