Оценка 5
doc
31.03.2022
Eutaralieva@mail.ru
Утаралиева статья.doc

 ОСНОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В  УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

 

Утаралиева  Э. Х.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 64», г. Астрахань

 

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения. В настоящее время педагогическое общение трактуется как «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности». В этой связи можно сформулировать основные характеристики педагогического общения:

1. Любое общение (непосредственное и опосредованное) начинается с мотива и цели, т.е. того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается, пишется и с какой целью. Собственно говоря, педагогическое общение есть совокупность/система мотивированных и целенаправленных процессов, позволяющих педагогу социально взаимодействовать с учащимися. Следовательно, в учебном процессе необходимо создавать мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат: что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст и т.д.

2. Педагогическое общение не простой обмен информацией, направленный на достижение определенной цели, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого чаще всего имеет «неязыковой» характер. При этом язык выступает как средство осуществления этого взаимодействия. Поэтому, организуя общение на уроке, следует «включать» процессы овладения иностранным языком не только в коммуникативную деятельность, но и в предметно-коммуникативную.

3. Процесс активного взаимодействия людей должен отличаться их взаимовлиянием и взаимопониманием. Однако известно, что процесс педагогического общения, как и любого другого общения не всегда характеризуется полнотой понимания и необходимым уровнем контактности. Взаимопониманию могут препятствовать социальные и психологические барьеры в сознании общающихся людей, а в межкультурных ситуациях общения – культурные барьеры. Первые обусловлены социальными ограничениями в освоении культуры, а также социальной дифференциацией. К психологическим факторам, влияющим на процесс взаимопонимания, можно отнести психологическую несовместимость партнеров по общению, стеснительность, недоверие к людям, необщительность и др. Культурные барьеры связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга, культурным традициям, привычкам, в том числе и на бытовом уровне. Таким образом, в учебном процессе, имеющем своей целью развитие у учащихся способности к общению, необходимо обучать школьников умению не просто строить свое речевое поведение с носителями языка (корректно в языковом отношении), но и достигать при этом взаимопонимания с ними, с чужой культурой. Заметим, что взаимопонимание не следует отождествлять с процессами согласия, интеграции и подобными им – оно является лишь предпосылкой для их осуществления. Достижение основной цели обучения – развитие способности к межкультурному общению – возможно лишь в условиях этого общения. Это значит, что общение есть средство достижения цели, средство обучения.

Как известно, устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них.

Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает то, что прочитал, делает при этом записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию. Данные виды деятельности как способы осуществления аутентичного речевого общения тесно переплетаются друг с другом и подчас трудно провести четкую границу между ними. Поэтому и в учебном процессе обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст, и, наоборот, после прочтения/прослушивания текста учащиеся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним (как в устной, так и в письменной речи). Причем подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации. В то же время дифференцированный подход к обучению чтению, говорению, аудированию и письму, обусловленный специфическими особенностями каждого из них, должен приниматься во внимание при отборе материала для продуктивного и рецептивного усвоения, использовании адекватных упражнений, учитывающих особенности рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, при отборе стратегий устно-речевых и письменных форм общения. Общение является центральной проблемой педагогики. Оно выступает основным средством решения задач обучения, воспитания и личностного развития учащихся и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели.

В структуре педагогического общения выделяются следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и поведенческий.  Мотивационный компонент– понятие и теоретические основы педагогического общения на уроке иностранного языка в средней школе. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения.

Когнитивный компонент говорит о необходимости знаний о том, как строить общение, решать проблемы. Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, особенности их взаимодействия.

Выделяют следующие основные виды педагогического общения: - Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, выступление, ведение и объяснение материала, обращенная к некоторой аудитории или ко всему классу. Преподаватель или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачей, обеспечивает «фон» для социального воздействия, формирует идеи.

- Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе.

- Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения «субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные».

Функции педагогического общения– его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. В педагогическом общении выделяют четыре основные функции: коммуникативно-стимулирующая, информационно-обучающая, эмоционально-корригирующая и контрольно-оценочная функции. Коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности учеников о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться. Информационно-обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей деятельности ученика. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации ученика в событиях общественной и культурной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу учеников. Эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации процесса обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Эта функция обеспечивает установление отношений доверительного общения.


ОСНОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОСНОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Культурные барьеры связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга, культурным традициям, привычкам, в том числе и на бытовом уровне

Культурные барьеры связаны с принадлежностью к разным, отличным друг от друга, культурным традициям, привычкам, в том числе и на бытовом уровне

Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения

Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2022