Цели урока:
формировать доказательную базу эволюционного процесса;
сформировать у учащихся понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции;
познакомить с типами эволюционных изменений, с понятиями биологический прогресс и биологический регресс, филогенетическое древо.
развивать учебно-познавательные компетенции;
использовать различные источники информации для формирования целостной картины мира.
Тема урока: Происхождение и развитие жизни на Земле
Чарлз Дарвин и Алфред Рассел Уоллес в середине XIX в. , разработали теорию эволюции, объясняющую, как от уже существующих видов происходят новые. Они утверждали, что когда животные или растения попадают в неблагоприятные обстоятельства (к примеру, нехватка пищи, перенаселение либо наличие опасных хищников), то лишь немногим из них удается выжить, а стало быть, и произвести на свет потомство. Этими счастливцами оказываются самые жизнестойкие особи - те, кто сумел лучше других приспособиться к условиям жизни в данной местности.
Типы эволюционных изменений.
Термин | Определение | Примеры |
Параллелизм | процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергированных видов | китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления – ласты |
Конвергенция | тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы | возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина |
Дивергенция | общий тип эволюционного процесса, основа образования новых систематических групп. Дивергенция – расходящаяся эволюция. | Расхождение внутривидовых форм и видов по разным местообитаниям определяется конкуренцией в борьбе за одинаковые условия, выход из которых и заключается в расселении по разным экологическим нишам. |
Ароморфозы дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания. К ароморфозам у животных можно отнести появление живорождения, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения
Идиоадаптация – представляет собой мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды обитания.
Биологический прогресс
Биологический регресс
Численность
Ареал
Дифференцировка
Смертность
Рождаемость
Результат
Увеличивается
Расширяется
Увеличивается
Уменьшается
Увеличивается
Процветание вида
Уменьшается
Уменьшается
Уменьшается
Увеличивается
Уменьшается
Вымерание
За многие миллионы лет истории Земли ее климат неоднократно менялся, горные хребты вырастали и обращались в пыль, а уровень моря то поднимался, то вновь опускался.
Одним видам растений и животных удавалось приспособиться к глобальным изменениям, другие вымирали.
Их место со временем занимали новые биологические виды, лучше приспособленные к новым жизненным условиям, чем их предшественники.
На разных материках эти процессы протекали по-разному, а новым растениям и животным было не так просто перебираться через океаны, разделявшие материки.
На каждом материке или острове возникали собственные флора и фауна, которые впоследствии вымирали, если условия жизни резко менялись, и уступали место новым видам. Останки некоторых древних существ сохранились до наших дней в виде окаменелостей и по сей день пребывают в горных породах, ожидая своих исследователей.
Архейская эра. (продолжительность1,5 млрд. лет.) В самом начале архейской эры воды на Земле было мало, вместо единого океана существовали лишь разрозненные мелководные бассейны. Температура воды достигала 70-90° C. Обитатели – прокариоты двух царств: бактерии, преимущественно хемосинтезирующие, анаэробные и фотосинтезирующие цианобионты, продуцирующие кислород.
В палеозойскую эру активно развивались беспозвоночные животные, заселявшие водные просторы: одни группы вымирали, их сменяли другие, возникали новые формы растений и животных. В палеозое впервые появились позвоночные животные – первые рыбы: панцирные, акуловые и кистеперые, первые земноводные и к концу эры – первые пресмыкающиеся.
В начале плейстоцена большинство материков занимало то же положение, что и в наши дни, причем некоторым из них для этого потребовалось пересечь половину земного шара
Во время великого оледенения земная поверхность замерзала и вновь оттаивала. Холодные периоды получили название ледниковых, а периоды потепления — межледниковых. В течение оледенений льды расползались от Северного полюса к югу. Затем, при потеплении, ледниковый фронт отступал обратно в полярные области.
Человек принадлежит к группе животных, которых называют приматами.
Ранние приматы быстро стали искусными древолазами. Чтобы жить на деревьях, необходимо прежде всего правильно оценивать расстояние и крепко цепляться за ветки.
В наши дни большинство из 180 различных видов приматов обитает в типических или субтропических регионах. 50 млн лет назад климат на Земле был значительно теплее, и предки современных нам обезьян жили на гораздо большей территории.
Эволюция человека происходила очень медленно. Понадобилось почти 7 млн лет, прошедших с момента появления наших древнейших предков, чтобы человечество достигло стадии, на которой оно научилось создавать первые наскальные рисунки.
Эра | Возраст | Периоды | Животный мир |
Кайнозойская | 67 | Четвертичный | Появление и развитие человека |
Неоген | Бурный расцвет насекомых | ||
Палеоген | Господство млекопитающих и птиц | ||
Мезозойская | 230 | Меловой | Появление млекопитающих и птиц |
Юрский | Появление археоптерикса | ||
Триасовый | Расцвет пресмыкающихся | ||
Палеозойская | 570 | Пермский | Развитие зверозубых пресмыкающихся |
Карбон | Расцвет земноводных, летающих насекомых | ||
Девонский | Появление стегоцефалов , кистеперых рыб | ||
Силурийский | Появление бесчелюстных позвоночных | ||
Ордовикский | Распространение трилобитов | ||
Кембрийский | Расцвет морских беспозвоночных | ||
Протерозойская | 2700 | Возникновение беспозвоночных, первые хордовые |
Заполните таблицу в рабочей тетради «Эволюция животного мира в различные геологические периоды»
Источники информации
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 9 класс. Учебник.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс. Введение в общую биологию. УчебникЗахаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г. Биология. 9 класс. Учебник.https://aldebaran.ru/author/shlyahov_andreyi/kniga_biologiya_na_palcah_v_illyustraciyah/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.