ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Оценка 4.6

ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
27.10.2022
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Культура XIX века, складывающаяся из многих искусств, чрезвычайно многообразна, и одна из составляющих многообразия - балет. Несмотря на то что, романтический балет возник уже почти два столетия назад, он до сих пор интересен артистам, публике и исследователям. Некоторые произведения этого жанра десятилетиями остаются в репертуаре музыкальных театров, сочиняются новые балеты в романтическом стиле, хореографы начинают стремиться к «аутентичности» сочинения, создавая реконструкции постановок, давно сошедших со сцены.
История хореографии.docx

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                       Романтизм, как направление в балетных театрах                                                  Романтизм, как направление в европейском балетном театре                              Заключение                                                                                                                                                                                           Список использованных источников                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура XIX века, складывающаяся из многих искусств, чрезвычайно многообразна, и одна из составляющих многообразия - балет. Несмотря на то что, романтический балет возник уже почти два столетия назад, он до сих пор интересен артистам, публике и исследователям. Некоторые произведения этого жанра десятилетиями остаются в репертуаре музыкальных театров, сочиняются новые балеты в романтическом стиле, хореографы начинают стремиться к «аутентичности» сочинения, создавая реконструкции постановок, давно сошедших со сцены.

Романтизм в западноевропейском балете, связанный с легендарными именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро и породивший такие шедевры, как «Сильфида» и «Жизель».

Актуальность данной контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами важности изучения европейских театров эпохи романтизма. Что подразумевает изучение особенностей европейских театров XVIII—XIX веков.

Объектом исследования романтизм как направление в балетном театре.

Предметом исследованияистоки романтизма в балете, танцовщики, хореографы и балетный спектакль.

Целью контрольной работы является анализ особенностей романтизма в западноевропейском балетном театре.

Способами достижения цели являются следующие задачи, решаемые в работе:

- рассмотреть романтизм, как направление в балетных театрах;

- изучить романтизм, как направление в европейском балетном театре.

 

 

 

 

 

1 Романтизм, как направление в балетных театрах

Классическому танцу в современных балетах, противопоставлялся классический танец эпохи романтизма, считая его идеалом одухотворенности и содержательности. Между классическим танцем и балетом конца XIX века упаднического периода, видно огромную разницу.

Идей романтизма распространялись во всех видах искусства и по всему миру. Романтизм, идейное и художественное направление, возникшее в европейской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Нравственная эстетика романтизма связана прежде всею с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтическою искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Балет это высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. В 30-е годы 19-го столетия достигло своего расцвета новое художественное направление в искусстве — романтизм. Все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием этого направления.         Наиболее последовательно и полно романтическое направление в балете проявилось во Франции, где высока была техника танца, особенно женского. Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли «Сильфида» Филиппа Тальони, «Жизель» Жюля Перро. В романтических балетах противопоставлялись два мира - мир реальный и мир фантастический, мир мечты. Это оказывало влияние на оформление спектакля, на всю его атмосферу. Изображение фантастического мира не требовало от балетмейстера и танцовщицы частных бытовых оправданий всех движений и поз танца. Это позволило использовать всю накопившуюся к тому времени балетную технику и способствовало дальнейшему развитию классического танца. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений. Так утверждался танец на пальцах, каким мы знаем его сейчас. В романтическом балете возросла роль ведущей танцовщицы, поднялось значение и унисонного женского кордебалета. Женский танец полностью затмил мужской, мужчин-танцоров во множестве случаев окрестили просто двигающимися статуями, существующими только для того, чтобы балерины на них опирались. Содержание балета и чувства героев раскрывались с помощью танцевальных движений, танец и пантомима переплетались естественно и незаметно, танец стал основным выразительным средством балетного спектакля.

Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Прежде балетная музыка часто была сборной, она служила фоном и ритмическим сопровождением танца. Теперь ее роль возросла, музыка становится авторской, задает атмосферу спектакля, соответствует драматургическому развитию действия, дает образные музыкальные характеристики героям. Балетные партитуры подбирались из отрывков готовой музыки, к 1830 –м годам относятся блистательные композиторы: К. А. Кавос, А. Титюс, К. Н. Лядов, М. И. Глинка. Этим занимались по указке балетмейстеров, штатных капельмейстеров.

Сюжеты романтических балетов в большей степени опирались на литературный первоисточник. Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И. Леконт, Э. Лами, П. Лормье. Белый цвет – цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. Развитие романтизма в стране каждого театра имело свои особенности, которые объяснялись конкретными историческими условиями, культурными традициями и национальными эстетическими идеалами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Романтизм, как направление в западноевропейском балетном театре

Романтический балет сформировался во Франции, на рубеже второй трети ХIХ века и получил распространение по всей Европе. Западноевропейский балет связан с легендарными именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро и породившей такие шедевры, как «Сильфида» и «Жизель». С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника,

возникла техника танца на пальцах (пуантах), что открыло новые выразительные возможности. Первой начала использовать танец на пуантах одна из самых прославленных, ярких представительниц этого направления в балете — итальянская танцовщица Мария Тальони. Она создала много ролей, в том числе заглавную роль в «Сильфиде», первая постановка которой состоялась в Парижской опере.

То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения. Молодые художники-романтики обратились к явлениям сверхъестественным и экзотическим, их привлекала культура дальних стран и седая древность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет испытывал его влияние дольше, чем многие другие виды театрального искусства. В XIX веке балетный театр пережил и вдохновенные творческие взлеты, и драматизм угасания. В 1832 г. итальянский хореограф Филиппо Тальони поставил балет "Сильфида" (музыка Ж. Шнейцегоффера), ознаменовавший начало эпохи романтизма в хореографическом искусстве. Исключительный успех Тальони в Париже, тем более знаменателен, что, в противоположность другим более ранним звездам Парижской оперы, таким, как Мадлен Гимар и Мари Гардель, она не воспитывалась в школе этого театра. Теперь, великолепные танцовщики обучались и в других местах, как например Фанни Эльслер из Вены, вскоре вступившая в соперничество с Тальони. Эльслер является представительницей другого направления внутри романтического балета. Поэт и критик Т. Готье, написавший сценарий балета Жизель, называл Эльслер танцовщицей «языческой», по контрасту с Тальони – танцовщицей «христианской». Героини Эльслер были существами вполне земными и обладали вполне плотским очарованием. Эльслер представляла экзотическое крыло романтизма и запомнилась, прежде всего, в страстном испанском танце, качуче, которая стала такой же эмблемой ее искусства, как сильфида эмблемой Тальони. Тальони и Эльслер обе добились невиданного триумфа в России, а Эльслер совершила путешествие в США, став первой из великих балерин, побывавших в Новом Свете. 1832 год - год триумфа балерины Марии, оставшейся в истории балета самой лучшей Сильфидой. Никто не преувеличивал достоинств сюжета и музыки балета, который Тальони поставил для дочери. Но на сей раз эта постановка стала точным попаданием в цель - невозможно было представить ничего более подходящего для таланта Марии.

Сказка о Сильфиде, духе воздуха, таинственной и прекрасной, которая своей любовью к земному юноше губит и себя, и его, оказалась точкой приложения всех творческих сил и отца, и дочери. Костюм, именно в "Сильфиде" он был доведен до совершенства и остался без изменений до наших дней. К его созданию причастен известный художник и модельер Э. Лами, использовавший многослойную легкую ткань для создания пышной и вместе с тем невесомой тюники, или пачки, как ее называли в России. В дополнение к воздушной, в форме колокола юбке за плечами Тальони к бретелькам лифа крепились легкие прозрачные крылышки. Эта театральная деталь выглядит теперь совершенно естественным дополнением к фигуре Сильфиды, одинаково способной по своей прихоти подняться в воздух и опуститься на землю. Голова Марии была гладко причесана и украшена изящным белым венчиком. Впервые в "Сильфиде" Тальони танцевала не на полупальцах, а на пуантах, которые создавали иллюзию легкого, почти случайного прикосновения к поверхности сцены. Это было новое средство выразительности - зрители увидели буквально паривших над землей Сильфиду и ее подруг. Тальони казалась сотканной из лунного света, таинственно освещавшего сцену. Публика поневоле вжималась в свои кресла, объятая тревожно-восхищенным чувством нереальности происходящего: балерина потеряла свою человеческую оболочку - она парила в воздухе. Это противоречило здравому смыслу. В общем , "Сильфида" с Тальони стала событием с таким резонансом, на который могут претендовать только социальные бури и великие битвы. Люди переживали подлинное потрясение воочию, убедились, что такое талант. А ведь партия Сильфиды была чужда всяким техническим эффектам. Но в этом-то и состояла тихая революция Тальони - в смене ориентиров, предпочтений, в торжестве романтизма как новой эпохи в хореографии. Сколько лет прошло с тех пор, сколько оваций видела сцена, когда казалось, что в каком-то одном легком прыжке Сильфида унесется навсегда! Премьера 1832 года для видевших Тальони в главной роли осталась тем редким в искусстве примером, когда вокруг спектакля не было никакой разноголосицы, никакой дискуссии, когда голоса вчерашних врагов слились в единый дружественный хор. О Тальони говорили, что другой такой нет и не будет, что суть ее искусства настолько чиста, что "она могла бы танцевать и в храме, не оскорбляя святости этого места". Но самое главное - "Сильфида" Тальони закрепляла за балетом обязанность возвышать человеческую душу и право, как писали современники, "вступать в яркий храм изящных искусств".

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы рассмотрели происхождение и характеристику европейских театров эпохи романтизма.                

Выяснили, что романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма. Нравственная эстетика романтизма связана прежде всею с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтическою искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения.

Наиболее последовательно и полно романтическое направление в балете проявилось во Франции, где высока была техника танца, особенно женского. Романтический балет сформировался во Франции, на рубеже второй трети ХIХ века и получил распространение по всей Европе. Западноевропейский балет связан с легендарными именами Марии и Филиппо Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи, Жюля Перро и породившей такие шедевры, как «Сильфида» и «Жизель».

Список использованных источников

1. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. - СПб.: Лань, 1973. – 287 с.

2. Глушковский, А. П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский. -СПб.: Изд- во «Планета музыки», 2010. – 576 с.

3. Грант, Г. Практический словарь классического балета / Г. Грант. - М.: Изд-во РАТИ-ГИТИС, МГАХ, 2009. – 136 с.

4.Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. - М.: Просвещение, 1997. – 156 с.

5. Красовская, В. М. История западноевропейского театра. Очерка истории. Романтизма / В. М. Красовская. - СПб.: Изд- во «Планета музыки», 2008. – 512 с.

6. Образцова, А. Г. История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX-XX вв. Часть 2 / А. Г. Образцова. — М.: Просвещение, 1972. – 272 с.
7. Раздольская, В. И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм  / В. И. Раздольская. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 384 с.

8. Сапрыкина, Е. Ю.Темница и свобода в художественном мире романтизма / Е. Ю. Сапрыкина. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 115 с.

 


 

ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Содержание Введение

Содержание Введение

Введение Культура XIX века, складывающаяся из многих искусств, чрезвычайно многообразна, и одна из составляющих многообразия - балет

Введение Культура XIX века, складывающаяся из многих искусств, чрезвычайно многообразна, и одна из составляющих многообразия - балет

Романтизм, как направление в балетных театрах

Романтизм, как направление в балетных театрах

Термин «балет» появился в ренессансной

Термин «балет» появился в ренессансной

Балетные партитуры подбирались из отрывков готовой музыки, к 1830 –м годам относятся блистательные композиторы:

Балетные партитуры подбирались из отрывков готовой музыки, к 1830 –м годам относятся блистательные композиторы:

Романтизм, как направление в западноевропейском балетном театре

Романтизм, как направление в западноевропейском балетном театре

Теперь, великолепные танцовщики обучались и в других местах, как например

Теперь, великолепные танцовщики обучались и в других местах, как например

Это было новое средство выразительности - зрители увидели буквально паривших над землей

Это было новое средство выразительности - зрители увидели буквально паривших над землей

Заключение Мы рассмотрели происхождение и характеристику европейских театров эпохи романтизма

Заключение Мы рассмотрели происхождение и характеристику европейских театров эпохи романтизма

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022