Факторы, влияющие на растворимость
Оценка 5

Факторы, влияющие на растворимость

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
СCУЗ, ВУЗ
16.05.2024
Факторы, влияющие на растворимость
Краткосрочный план урока.docx

Раздел долгосрочного плана:

7.3C  Растворы и растворимость

Школа: НИШ ХБН г.Атырау

Дата:

ФИО учителя: Ким Е.Г.

Класс:7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Факторы, влияющие на растворимость

Практическая работа №7

Влияние температуры на растворимость твердых веществ                                                                               

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.3.7знать и понимать влияние температуры на растворимость

7.2.3.8 уметь рассчитать растворимость  вещества на 100 г воды, используя технику выпаривания, сравнивать полученные данные со справочными

Цели урока

Знать факторы, влияющие на растворимость, рассчитывать растворимость вещества, строит графики на основании данных

Критерии оценивания

Навыки: знание, применение и критическое исследование

Учащийся достиг цели обучения, если

Понимает влияние температуры, использует ключевую терминологию

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

Языковые цели

 

Ученики должны иметь представление о растворимости , факторах , влияющих на растворимость раствора, производить расчет растворимости

Предметная лексика и терминология:

Раствор, растворитель, растворенное вещество, растворять, расплавлять, растворимый, нерастворимый, растворимость, растворимость

насыщенный, ненасыщенный, испарение, кристаллизация, перенасыщенный, водный раствор, неводный раствор

Серия полезных фраз для диалога/письма

Вещество, которое растворяет

это ...

Вещество, которое растворяется это ...

Чтобы расплавить вещество необходимо ...

Раствор состоит из … и …

Чтобы растворить вещество необходимо ...

Вещество растворяется до тех пор, пока …

Различие между плавлением и растворением состоит в…

Привитие ценностей

 

 

Уважение при групповой работе

Открытость при оценивании работы учащихся

Труд и творчество при индивидуальной работе

Обучение на протяжении всей жизни

Межпредметные

связи

межпредметная интеграция на уроке реализуется при разных видах деятельности на уроке

Физика: изменение энергии

 

Предварительные знания

 

7.1А Элементы, соединения и смеси

7.2AРаспространенные химические реакции

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

0-2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-17 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18-37 мин

 

Создание коллаборативной среды

Игра «Найди пару» С целью проверки терминологии организуется данная игра. Учащиеся организуют пары для дальнейшей работы на уроке.

 

Растворы

             SolutionSolution

Растворитель

Solvent

Растворимое вещество

Solute

Растворимый

Soluble

Растворение

Dissolution

Кристаллизация

Crystallization

Ненасыщенный

Desaturated

Насыщенный

Saturated

Пересыщенный

Supersaturated

Правильность выполнения проверяется по слайду презентации

Стадия вызова

«Химическая разминка» С целью повторения материала прошлого урока, с учащимися проводится химическая разминка.

1.Приведите примеры растворов и назовите составные части(духи-раствор,спирт-растворитель, растворенное вещество –эфирные масла;сироп-раствор, растворенное вещество-сахар, растворитель –вода; воздух-раствор, растворитель –азот,растворенное вещество-кислород, углекислый газ ит.д.)

2.Раствор - однородная многокомпонентная система, состоящая из растворителя, растворённых веществ и продуктов их взаимодействия. При каких условиях насыщенный раствор при том же содержании растворённого вещества в нём считается не насыщенным?____________________________________________

3.По описанию распределите растворы на насыщенные и ненасыщенные, с использованием справочных данных:

Ученик готовил раствор сульфата меди (медный купорос) при комнатной температуре для обработки комнатных растений от грибковой плесени.

В 100 г воды при перемешивании добавил 8 г сульфата меди, получил  светло - голубой раствор (раствор А). 

При добавлении следующей порции сульфата меди массой 11г  получил раствор синего цвета (раствор В).

Тщательно перемешивая, ученик добавил в раствор В ещё 2 г сульфата меди и увидел, что на дне лежат кристаллы растворённого вещества (раствор С).

Определи, какие растворы получил ученик: насыщенные и ненасыщенные. Раствор А:  Раствор В:  Раствор С:

Дайте определение : насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный раствор.

Стадия побуждения..

Марат и Сергей готовились к научному проекту по выращиванию кристалла.Целый месяц они выращивали кристалл сахара.Но за день до выступления Марат поставил кристалл на окно, при этом при фильтровании раствора, добавил воды. На  другой день вместо кристалла, в стакане мальчики увидели нитку. Инструкция по выращиванию кристалла  была потеряна. Помогите мальчикам составить правильную последовательность и вырастить кристалл сноваКакие условия необходимо учитывать при выращивании кристалла?.

A. Опустить нитку с кристаллом в раствор;

B. Профильтровать раствор через фильтровальную бумагу;

C. Налить в химический стакан 100 мл горячей воды;

D. Охладить отфильтрованный раствор;

E. Привязать кристалл-затравку к нитке с креплением

F. Положить соль до нерастворимости

G. Поставить в темное место

Ответ: С-F-B-D-A-E-G

Последовательность выращивания кристалла:

1.Налить в химический стакан 100 мл горячей воды

2.положить соль до нерастворимости(55 г)

3.профильтровать раствор через фильтровальную бумагу

4.охладить отфильтрованный раствор

5.опустить нитку с кристаллом в раствор

6.привязать –кристалл-затравку к нитке с креплением.

7.поставить в прохладное место.

Какие факторы влияют на растворимость вещества?

Ø  Природа растворителя и растворимого вещества

Ø  Температура

Ø  Масса растворенного вещества

Взаимооценивание по критериям оценивания (ответы представлены на слайдах презентации), проводится оценивание учителем

Хорошие ответы учащихся поощряются смайликами

Выборочное обсуждение ответов задания

Стадия осмысления.

Учитель , используя сайт bilimland.kz,объясняет основные расчеты. Учащиеся выполняют задание по подсчету растворимости.

Учитель организует групповую работу ,и они выполняют задание. По окончании работы постеры вывешиваются на доску и проводится взаимооценивание групп по критериям оценивания

Критерии оценивания:

Ø  Правильно произволит вычисления

Ø  Правильно строит график

Ø  Объяснение доступно и понятно

Ø  Ваш критерий

После окончания выполнения работы вывешиваются на доску и производится оценивание по критериям оценивания, учитель дает комментарии и пояснения ,если возникают вопросы у учащихся по выполненным заданиям.

 

 

Презентация

Карточки с терминами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Листы оценивания

Приложение 1

 

смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие листы

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://twig-bilim.kz/ru/film/solutions

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноутбуки

Листы оценивания

Приложение 3

https://www.youtube.com/watch?v=NZkf0UQPcl4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://bilimland.kz/ru/#lesson=10191

6-7 стр.

Приложение 2

 

Конец урока

38-40 мин

 

Учитель проводит рефлексию, ответить на вопросы в инстаграмме

Что интересного узнали на уроке?

Какой момент урока вам понравился?

Что было непонятно на уроке?

Домашнее задание Выберите   задание по одному из уровней сложности

А уровень придумать задачу  по изученной теме

В уровень составить алгоритм решения задач

С уровень придумать задание на растворимость

Приложение 4

http://4.bp.blogspot.com/-uhmVGs2G0XE/VGz6C5gojGI/AAAAAAAAAWk/ApDIjg2Xg9w/s1600/delete%2Binstagram.png

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся смогут:

Использовать полученные  знания для того, чтобы рассмотреть процесс растворения на примерах.

Большинство учащихся сможет: проводить  вычисления по формулам и уравнениям термохимических реакций  с применением понятия (STP ) RTP

Некоторые учащиеся смогут:

Составлять алгоритмы задач термохимических уравнений реакций

 

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:  

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение1

 

 

 

Растворы

             SolutionSolution

Растворитель

Solvent

Растворимое вещество

Solute

Растворимый

Soluble

Растворение

Dissolution

Кристаллизация

Crystallization

Ненасыщенный

Desaturated

Насыщенный

Saturated

Пересыщенный

Supersaturated

 

 

 

 

Приложение 1

                                        Лист взаимооценивания партнера А

    Тема: Класс___________________

Фамилия оцениваемого ученика__________________________________________________

Оценивается  учеником  ________________________________________________________

Критерии оценивания

Если задание выполнено, ставится «+»

Навыки   

Знание , понимание, применение

 

правильно приведены примеры растворов и ее составные

 

 Правильно определяет растворы

 

Правильно дает определение растворов по насыщенности

 

Ваш критерий

 

 

 

Приложение 1

                                        Лист взаимооценивания партнера В

    Тема: Класс___________________

Фамилия оцениваемого ученика__________________________________________________

Оценивается  учеником  ________________________________________________________

Критерии оценивания

Если задание выполнено, ставится «+»

 Навыки   

 Знание , понимание, применение

 

правильно приведены примеры растворов и ее составные

 

Правильно определяет растворы

 

Правильно дает определение растворов по насыщенности

 

Ваш критерий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

http://images.google.com/images?q=tbn:7TszIrQEUHgJ:www.atlasroofing.com/acultra/images/beakers.gifИмя: _________________________________ Дата: ____________ Класс _______

Растворимость     Кривая    Практика    Проблемы    Рабочий лист 1

Вы заметите, что для большинства веществ, растворимость увеличивается с ростом температуры.

Как обсуждалось ранее в растворах с участием жидкостей и твердых веществ обычно  растворенное вещество может быть растворено при более высоких температурах .

Можете ли вы найти все исключения на графике ? ____________________

Вот пример того, как читать график : Найти кривую для KClO3 .

По состоянию на 30 ° С примерно 10 г KClO3 растворится в 100 г воды. Если температура повышается до 80 ° С , примерно ______ вещества растворяются в 100 г (или 100 мл) воды.

Задание: Используйте график, ответьте на следующие вопросы. Помните единицы измерения!

1) Какая масса растворенного вещества растворяются в 100 мл воды при следующих температурах?

а). KNO3 при 70 ° С = ____________

б) NaCl при 100 ° С = ____________

с) NH4Cl при 90 ° С = ____________

г) Какой из этих трех веществ наиболее растворим в воде при 15 ° С = ____________

sol_curve______________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ) Виды решений

 

На кривой растворимости, линии показывают концентрацию раствора __________________ - максимальное количество растворенного вещества, что будет растворяться в определенной температуре.

Значения на графике кривой ____________ представляют ненасыщенные растворы - более растворенное вещество может быть растворено при этой температуре.

раствор

Насыщенный или ненасыщенный?

Будучи ненасыщенным  сколько еще растворенного  вещества  может растворяться в  данном растворе?

Раствор, содержащий 70 г NaNO3 при 30 ° С (в 100 мл H2O )

 

 

 

Раствор , содержащий 50 г NH4Cl при 50 ° С (в 100 мл H2O )

 

 

 

Раствор, содержащий 20 г KClO3 при 50 ° С (в 100 мл H2O )

 

 

 

Раствор, содержащий 70 г KI                  при 0 ° С (в 100 мл H2O )

 

 

 

 

Домашнее задание:

 Используйте графики  растворимость на стр. 1

1 .    а. Что такое растворимость хлорида калия в 5 0 С ? ___________________________________________________________________________________

 

        б. Что такое растворимость хлорида калия при 25 0 С ? ___________________________________________________________________________________

 

        с. Что такое растворимость Ce2 (SO4) 3 в 100 С ? ____________________________________________________________________________________

 

        г. Что такое растворимость Ce2 (SO4) 3 при 500 С ? _____________________________________________________________________________________

2.При  90 0 С вы растворяете 10 г хлорида калия в 100 г воды.Какой это раствор? Насыщенный  или ненасыщенный это раствор______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3 . Если  NaNO3  массой 100 г растворяют в 100 г воды при 80 ° С.

а) Является  ли  раствор насыщенным  или  ненасыщенным ? ______________________________

__________________________________________________________________________________

б) Если раствор охлаждают, сначала при какой температуре в растворе должен  появляться  осадок? Объясните.___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4 . Используйте график и  ответьте на следующие два вопроса:

Какие вещества наиболее растворимы при 20 º C ? _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Какое вещество  менее растворим при 40 º C ? _____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5 . Какое вещество на графике является наименее растворимым в 10 o С ? _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6 . Масса 80 г KNO3 растворяют в 100 г воды при 50 ° С.

Раствор нагревают до 70 ° С.  Сколько еще г нитрата калия  должны быть добавлены, чтобы сделать раствор насыщенным ? Объясните ваши рассуждения.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

7 .Заполните таблицу ниже для некоторых соединений на графике :

Формула

# атомов в формуле

Раствор  насыщенный или ненасыщенный,

если в 100 мл воды растворены следующие количества растворенного вещества:

Пример: NaCl

Na =

Cl =

3 грамма, растворены  в 0 º C

 

 

Формула

# атомов в формуле

Раствор  насыщенный или ненасыщенный,

если в 100 мл воды растворены следующие количества растворенного вещества:

 КI

 

120 граммов растворены  при 0 ° С

 

Ce (SO4) 3                                                 

 

7,2 г растворяли при 70 º C

 

NH4Cl 

 

11 грамм растворяется в 46,7 º C

 

Ш

Часть II: Лабораторные Вопросы

 1.Постройте   график   на листе миллиметровки  по следующим данным:

Ваш график должен:

- Будьте аккуратными и организованными ( использовать линейку )

-X и Y ось должна иметь надлежащую шкалу

- Иметь соответствующую маркировку осей

- Используйте разные цвета для двух различных кривых растворимости.

 

растворимость   хлорида  натрия                                  растворимость  сульфата меди

температура

Растворимость        (g of solute/100 mL of H20)

0

35.7

10

35.8

20

35.9

30

36

40

36.4

60

37.1

80

38

90

38.5

100

39.2

 

Temperature

Solubility (g of solute/100 mL of H20)

0

23

10

27.5

20

32

30

38

40

44.5

60

62

80

84

100

114

 

 

 

 

2. Напишите   данные из вашей лаборатории  и  опишите :

_____________     г. хлорида натрия, растворенного в 100 мл воды

____________       г. сульфат меди , растворенного в 100 мл воды

 

Используйте график который  вы только что создали и приведенные выше лабораторные  данные: ответьте  на  вопросы :

 

а) Какие растворы  насыщенные?

 

Который был ненасыщенным? Объясните.

 

_______________________________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________________________

 

 

 

б) Сколько еще растворенного вещества  можно добавить к ненасыщенным растворам?

_______________________________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

                                      Критерии взаимооценивания групп

Поставить знак «+», если данный критерий  достигнут или знак «-«, если критерий не был достигнут.Предложите свой критерий , если считаете что,  оценивание не достаточно (по желанию)

Группа №

Группа№

Группа№

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Объяснение доступно и понятно

 

 

Ваш критерий

 

 

 

               

                                      Критерии взаимооценивания групп

Поставить знак «+», если данный критерий  достигнут или знак «-«, если критерий не был достигнут.Предложите свой критерий , если считаете что,  оценивание не достаточно (по желанию)

Группа №

Группа№

Группа№

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Объяснение доступно и понятно

 

 

Ваш критерий

 

 

 

                                      Критерии взаимооценивания групп

Поставить знак «+», если данный критерий  достигнут или знак «-«, если критерий не был достигнут.Предложите свой критерий , если считаете что,  оценивание не достаточно (по желанию)

Группа №

Группа№

Группа№

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Рассчитывает растворимость вещества
строит графики

 

 

Объяснение доступно и понятно

 

 

Ваш критерий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Приложение 4

http://4.bp.blogspot.com/-uhmVGs2G0XE/VGz6C5gojGI/AAAAAAAAAWk/ApDIjg2Xg9w/s1600/delete%2Binstagram.png

http://4.bp.blogspot.com/-uhmVGs2G0XE/VGz6C5gojGI/AAAAAAAAAWk/ApDIjg2Xg9w/s1600/delete%2Binstagram.png

http://4.bp.blogspot.com/-uhmVGs2G0XE/VGz6C5gojGI/AAAAAAAAAWk/ApDIjg2Xg9w/s1600/delete%2Binstagram.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.                                                                             Класс

Практическая работа №7

 «Влияние температуры на растворимость солей»

Цель работы:

 

Цель обучения: 7.2.3.7 знать и понимать влияние температуры на растворимость

7.2.3.8 уметь рассчитать растворимость  вещества на 100 г воды, используя технику выпаривания, сравнивать полученные данные со справочными

Гипотеза:

 

 

Оборудование и реактивы: сульфат магния - 30 г, вода  - 100 мл

Оборудование и посуда:       Стакан – 1 шт Спиртовка – 1 шт Пробирка -2 шт Ложка – 1 шт Стеклянная палочка -1 шт Электрическая плита – 1шт Весы – 1 шт таблица данных по растворимости солей – 1 шт

Ход работы:

Опыт А

1.Заполнить пробирку водой на одну треть.

2. Насыпать в воду 3 чайные ложки сульфата магния и перемешать. (Если вся соль растворится, добавить необходимое количество до получения перенасыщенного раствора).

4. Слегка нагреть пробирку с содержимым, периодически помешивая палочкой.

5. Поместить нагретую пробирку в стакан со снегом (или холодной водой со льдом).

6. Заполните таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт В

1.      В стакан набрать 100мл воды.

2.      Добавляя небольшими порциями соль, растворять до получения насыщенного раствора.

3.      Перелить в стакан половину раствора и выпарить.

4.      Полученную соль собрать и взвесить.

5.      Произвести необходимые расчеты.

6.       Сравнить полученные данные со справочными

7.      Заполните таблицу

 

Что делали

Наблюдения

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание:

 

На данном этапе выражать растворимость в    г*дм-3 (г*л-1).  Позднее перейти к молям дм-3.

 

 

 

 

Выводы по работе


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: 7

Раздел долгосрочного плана: 7

Межпредметные связи межпредметная интеграция на уроке реализуется при разных видах деятельности на уроке

Межпредметные связи межпредметная интеграция на уроке реализуется при разных видах деятельности на уроке

Создание коллаборативной среды

Создание коллаборативной среды

Учитель , используя сайт bilimland

Учитель , используя сайт bilimland

Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Приложение1 Растворы

Приложение1 Растворы

Приложение2 Имя: _________________________________

Приложение2 Имя: _________________________________

Виды решений На кривой растворимости, линии показывают концентрацию раствора __________________ - максимальное количество растворенного вещества, что будет растворяться в определенной температуре

Виды решений На кривой растворимости, линии показывают концентрацию раствора __________________ - максимальное количество растворенного вещества, что будет растворяться в определенной температуре

Что такое растворимость Ce2 (SO4) 3 при 50 0

Что такое растворимость Ce2 (SO4) 3 при 50 0

Заполните таблицу ниже для некоторых соединений на графике :

Заполните таблицу ниже для некоторых соединений на графике :

Temperature Solubility (g of solute/100 mL of

Temperature Solubility (g of solute/100 mL of

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Ф.И.

Ф.И.

Слегка нагреть пробирку с содержимым, периодически помешивая палочкой

Слегка нагреть пробирку с содержимым, периодически помешивая палочкой

Выводы по работе

Выводы по работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024