Факультатив
Оценка 4.7

Факультатив

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
06.04.2019
Факультатив
Поурочные планы по факультативу 6 класс по предмету русский язык для школ с русским языком обучения. Тема: Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Цель: 1) Создать условия для формирования понятий о письменности; 2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления, интереса к предмету, расширению мировоззрения; 3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как: самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность, внимательность, коммуникабельность;
факультатив .docx
«___»__________________2014 г.    Класс ____         Предмет       Русский язык (ф)   №1  Тема: Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий о письменности;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, интерактивная доска. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2. Основная часть Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с историей письма. Как же люди обходились без  письма? Работа по слайдам.  Слайд № 3.*Какой была первая книга?  *Как научились люди писать буквами? *Как возникла  письменность? *Как люди придумали азбуку? *Почему писать слева направо оказалось удобнее?  Слайд № 4. В те времена, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, законы и верования  хранились не на книжных полках, а в человеческой памяти и передавались из уст в уста. Поэтому их и называют  «преданиями».   Слайд № 5, 6. Древние пещерные рисунки описывают нам очень многое, начиная с простых случаев и  заканчивая сложными происшествиями. Первые послания были сделаны 35­30 тысяч лет назад.  Слайд №7.Способов делать записи было много, но победил тот, которым мы пользуемся сейчас, ­ способ  писать буквами. Сначала люди, вместо того чтобы писать, рисовали.  Слайд №8.Рисуночное письмо – это описание понятий. Первые рассказы в картинках найдены в Америке.   Пять длинных лодок – пирог, в которых находится пятьдесят один человек, изображают переправу индейцев  через озеро.  Человек на коне – это вождь. Черепаха, орел, змея и другие животные – названия племен.  Слайд №9, 10.Вышли мама, сын и папа на охоту из пещеры и  папа убил оленя, а из этого оленя получилось  много одежды. Мы живем в пещере. Мы пошли на охоту. По дороге мы увидели динозавра. Победа была за  нами. Мы съели его на празднике. Праздник прошёл удачно. Слайд №11.Говорящие вещи. Когда люди не умели писать на бумаге они составляли из вещей целые  письма. Люди придумали говорящие вещи. Трубка говорила о мире, копье – о войне, лук – о  нападении. Слайд №12. Помощники памяти. Кипу – узелковое письмо. К толстой веревке привязывали, как  бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Чем ближе к толстой веревке был узелок,  тем важнее была вещь, о которой он говорил.   Черный узел означал смерть, белый – серебро, красный  Слайд №13, 14,15. Древний Египет. Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц,  – войну, желтый – золото, зеленый – хлеб. саркофагов – это «священные письма». Иероглифы. В египетском алфавите было более 700  иероглифов. Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались. Слайд №16. Разгадать тайну египетских иероглифов удалось  французскому ученому Шампольону в  Слайд №17. Египетское письмо. Египетская грамота напоминает ребус: одни значки означают целое  слово, другие – отдельные слоги, третьи – только буквы.    Слайд №18. Египетские пиктограммы. В Древнем Египте, кроме иероглифов, было и  пиктографическое письмо. Пиктограмма – это письменность в виде рисунка. Где мы сейчас  используем пиктограммы?  XIX веке. Слайд №19.Персидская клинопись.  Письмена персов – это уже сочетания черточек.  Персы выдавливали свои письмена палочками на глиняных плитках – получались черточки.  Такое письмо называется клинописью.   Разгадал персидские письмена немецкий ученый Гротефенд. Слайд №20,21. Междуречье. Письменность стран Востока учёные начали изучать с 19 века, то есть  совсем недавно. Слайд №22. Финикия. Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов  Месопотамии, но затем упростили клинопись. Это произошло в 10 веке до н. э. Согласных звуков – 22. Гласных  звуков не было. Каждому звуку соответствовала буква. Строчки писали не слева направо, а справа  налево. Писали древние финикийцы на папирусе.  Слайд №23, 24. Буквенное письмо. Письмо –  картинка с течением времени превратилось в буквенное письмо. Каждая буква, которой мы  пользуемся ­ это рисунок, изображающий ту или иную вещь. Родина букв – Египет. Слайд №25, 26.  Азбука возникла  у семитов. Вместо А они стали рисовать голову быка, потому что  на их языке бык ­ «алеф».Вместо Б ­ дом, который называется у них «бет». Вместо Р ­ человеческую  голову, которая называется у них «реш». Таким способом они получили набор из двадцати одной  буквы. Переправившись морем в Грецию, финикийские буквы положили там начало греческому  алфавиту. Из Греции через много веков буквы отправились дальше на запад ­ в Италию и на север ­ к  нам. Слайд №27, 28. Древняя Греция. В 8 веке до н. э. греки позаимствовали финикийский алфавит.  Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило Грекам более точно передавать звуковую речь при письме. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Слово «алфавит»  происходит от греческих букв «альфа» и «бета».  В  IX­VIII вв. до н.э. греки писали на пальмовых  листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Позднее стали применять  деревянные таблички, покрытые воском. Слайд №29. Древняя Индия. Первые девять цифр (от 1 до 9) издревле изображались фигурами,  которые указывали на количество углов в самой цифре. Слайд №30, 31. Древний Китай. В Китае записи делались на бамбуке и изобрели бумагу . Тонкой  кисточкой или палочкой наносили иероглифы сверх вниз. В поднебесной использовали в качестве  Слайд №32,33, 34. Славянская письменность. В IX веке нашей эры два  брата Кирилл и Мефодий  носителя бамбук, кости, бумагу, шёлк. решили отправится в Моравию преподавать христианство.  Перед отъездом они перевели на  славянский язык страницы церковных книг, но у славян тогда еще не было азбуки. Поэтому Кириллу и Мефодию пришлось свою работу начать с изобретения славянских букв. Берестяные грамоты на  Руси.В Древней Руси сначала учили правильно называть буквы, затем складывать буквы в слоги, а  затем читать по складам слова. Найденные археологами "тетрадки" ­ это донышко от старого  берестяного туеска, полоски и кусочки бересты, на которых острым инструментом процарапаны  буквы.  Слайд №35, 36. Целых 4 тысячелетия продолжалось путешествие египетских букв к нам. Для того  чтобы отыскать в буквах прежние черты, нужно поставить рядом и сравнить египетские иероглифы,  письмена гиксосов, финикийские, греческие, славянские и, наконец, русские буквы. Это только одно  из многих странствий египетских букв по миру. Из Греции буквы отправились не только к нам на  север, но и на запад, в Италию, где они превратились в латинский алфавит. Разлетаясь из Египта по  всему свету, буквы проникли и в Индию, и в Армению, и в Грузию, и в Тибет, и в Корею. Нет такого  алфавита на земле, который не происходил бы от египетских букв. Слайд №37. Генеалогическая классификация индоевропейских языков.  Слайд №38. История письменности. Работа по таблице. Рефлексия: Как возникала письменность? Как люди обходились без письма? Домашнее задание: Мини­сочинение на тему «Как бы я обходился без письма?» Проверено   ___________________________ «___»__________________2014 г.    Класс ____         Предмет       Русский язык (ф)   №2  Тема: Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской  орфографии. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий об орфографии;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.                                   ХОД УРОКА 3. Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 4. Основная часть Слово учителя: Орфография – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать  орфографические правила. В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание  является правильным. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило.  *Работа по орфограммам.  *Выполнение заданий   * Проверь себя! Грустный. Гладь. Профессия. Чудесный. Поздний. Лестница. Хрупкий. Окрестность. Властный.  Пастбище. Телесный. Ножка. Коллекция. Футбол. Лестный.                            Опасность. Разрыв. Ужасны.  Искусный. Лачужка. Интересный. Словесный.                      Сочувствовать. Сверстник. Чествовать. Ненастный. Дождь. Свистнул. Вокзал.                                Рюкзак Слова с  ь                                                                      Слова без ь      Просьба                                                                             дач     меньше                                                                              меч     семья                                                                                 мрачный     ноябрьский                                                                       млечный      молотьба                                                                           ручка      шесть                                                                                 рощ     дочь                                                                                   мяч     пульс                                                                                 нянчить     пильщик                                                                            штучка     июньский                                                                          винтик     лисья                                                                                  пропасть     зорька                                                                                училищ      пью                                                                                     одуванчик мышь                                                                                 кавычки     речь                                                                                   ручка     февральский,                                                                  дочка     серьга                                                                               бантик Рефлексия: Что изучает орфография? Что такое орфограмма? Домашнее задание: Привести примеры на орфограммы.                                                                                                                                                                                                  Проверено   ___________________________ «___»__________________2014 г.    Класс ____         Предмет       Русский язык (ф)   №3  Тема: Тайна фонемы. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий о фонеме;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.                                   ХОД УРОКА 5. Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 6. Основная часть Слово учителя: Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звуки речи самые  маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое. Раздел науки о  языке,  в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. Звуки мы произносим и слышим, а  буквы ­  видим и пишем.  Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в  квадратные скобки. Один звук может обозначаться разными буквами. Также и буква может  обозначатся разными звуками. В некоторых словах все звуки обозначаются «своей буквой».  Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. То, что называется звуком и есть фонема. В  русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.  Тест по теме «Фонетика» 1.Укажите правильный вариант ответа:   А) фонетика –это все слова языка, его словарный состав   Б) фонетика – это обозначение звуков речи на письме   С) фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи 2. Найдите ряд гласных звуков:             А) а, и, о, у, ы, э        Б) а, е, е, о, ы, ю  С) е, и, о, у, ю, я 3. Укажите неверный вариант ответа: буквы е, е, я, ю обозначают два звука            А) после гласной            Б) в конце слова           С) в начале слова 4. Как узнать, сколько в слове слогов?           А) сколько в слове согласных, столько в нем слогов           Б) сколько в слове букв, столько в нем слогов С) сколько в слове гласных, столько в нем слогов 5. Укажите звонкий согласный звук.       А)  [ш ]  Б)   [ д ]  С)   [ к ]    6. Укажите глухой согласный звук.       А)  [ ж ] Б)  [ д ]   С)  [ ц ] 7. Не обозначает звука:                          А)  [ ф ]                         Б)   [ ы ]                         С)   [ ь ] 9. Укажите, какой звук всегда мягкий                         А)   [ м ]                        Б)   [ й ]                        С)   [ л ] Рефлексия: Что изучает орфография? Что такое орфограмма? Домашнее задание: Привести примеры на орфограммы.                                                                                                                                                                                            Проверено   ___________________________ «27» сентября 2014 г.    Класс 6         Предмет       Русский язык (ф)   №4  Тема: Ударение над гласной может сделать букву ясной. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий об ударении;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.                                   ХОД УРОКА 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2.Основная часть Слово учителя: Ударение .Орфоэпия.        Ударение­ это произношение одного слога в слове с большей силой и долготой.                В русском языке ударение  свободное.  Оно может падать на любой слог: на первый, второй, третий и др.                Ударение в русском языке иногда помогает различать слова и формы слов: кружки­кружки, мука­мука, жаркое­жаркое, пили­пили, носите­носите, руки­руки.             Орфоэпия­ раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения и постановки ударения в слове.         Соблюдение орфоэпических норм –важный признак культурной устной речи.         Существует особый вид ударения­ логическое. Логическое ударение­ интонационное выделение самого важного по смыслу слова во фразе. Рефлексия: Что такое ударение? Для чего служит ударение?                                                                                                                                                                                                  Проверено   ___________________________ «3» октября 2014 г.    Класс 6         Предмет       Русский язык (ф)   №5  Тема: Ударение над гласной может сделать букву ясной. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий об ударении;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.                                   ХОД УРОКА 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2.Основная часть Слово учителя: Выполним  тесты.  1.Определите вариант с ударением на первом  слоге. A) Доверху   B) Алфавит C) Донельзя   D) Аргумент E) Договор 2.Определите вариант с ударением на первом  слоге. A) Досыта   B) Аргумент  C) Донельзя D) Договор   E) Алфавит 3.Определите вариант с ударением на первом  слоге. A) Средства  B) Агентство C) Договор D) Каталог  E) Документ 4.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Средства  B) Квартал C) Договор    D) Заняла E) Аргумент 5.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Доверху B) Каталог C) Намерение D) Договор E) Средства 6.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Аргумент B) Алфавит C) Каталог D) Партер E) Донизу 7.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Донизу  B) Средства C) Кулинария D) Доверху E) Хозяева 8.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Красивее B) Аргумент C) Инструмент D) Алфавит E) Чешуя 9.Определите вариант с ударением на втором  слоге. A) Средства B) Атлет C) Договор D) Аргумент E) Донизу 10.Определите вариант с ударением на  втором  слоге. A) Донизу B) Инструмент C) Верблюдица D) Меланхолия E) Занята Рефлексия: Что такое ударение? Для чего служит ударение?                                                                                               Проверено   ___________________________ «___»__________________201__ г.    Класс 6       Предмет       Русский язык (ф)   №6  Тема: Коварные словарные слова. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий о словарных словах;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, интерактивная доска.                                   ХОД УРОКА 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2.Основная часть Слово учителя: Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями,  толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой. Справочная книга,  содержащая собрание слов, расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, происхождении, переводе на другой язык или информацию о понятиях слов. Словари и  справочники помогают людям не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов,но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных  областей науки, техники, искусства и литературы, повышают языковую культуру. ***Запишите слова в словарь, выучите их дома Абажур, аббревиатура, абонемент, абориген, абстрактный, автограф, автострада, адекватный,  ажиотаж. Айсберг, академия, акварель, акклиматизация, аккомпанемент, аккорд, аккордеон,  аккумулятор, аккуратный, актуальный, аллегория, аллея, альбатрос, альманах, альтернатива,  алюминий, аннотация. Побеседуем: Что такое «лексикология»? Это раздел языкознания. Изучающий словарный запас языка Что такое лексика? Это все слова, входящие в словарный состав языка Что такое фразеология? Это раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты Что такое фразеологическая единица? Это лексически неделимое, устойчивое  словосочетание Что изучает лексикография?  Словари и правила их составления *Прочитаем стихотворение И. Токмаковой. Является ли ПЛИМ словом? Аргументируйте свой ответ. Ложка – это ложка, Ложкой суп едят. Кошка – это кошка. У кошки шесть котят. Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка ­  это шапка. Оделся и пошёл. • Картинный словарный диктант • • • • • • • • А я придумал слово, Смешное слово «плим». Я повторяю снова: Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет. Плим, плим, плим. И ничего не значит. Плим, плим, плим.  • • • • • • • • • • • • • • • Словарь: арбуз,  лисица,  карандаш,  заяц,  портфель,  яблоко,  дятел, помидор,  сорока,   петух. • • • • • • • • • • Рефлексия: Что такое словарь? Для чего служат словари? Какие слова называются  словарными?                                                                                                                                                                                                                             Проверено ______________ «___»__________________201__ г.    Класс 6       Предмет       Русский язык (ф)   №7 • • • Тема: Коварные словарные слова. Цель:  1) Создать условия для формирования понятий о словарных словах;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления, интереса к  предмету, расширению мировоззрения; •   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как: самостоятельность,  ответственность, культура поведения, сосредоточенность, внимательность, коммуникабельность; Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, интерактивная доска.                                   ХОД УРОКА • • • • 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2.Основная часть. Слово учителя: Слайд 1. Тема урока. Слайд 2. Список словарных слов. (АПТЕКА, БАГАЖ, БЕСЕДА, БИБЛИОТЕКА, БИЛЕТ, БОЛОТО, БОТИНКИ, ВАГОН, ВОКРУГ, ВОСТОК, ГАЗЕТА, ГАЛЕРЕЯ, ГИГАНТ, ГОРОХ, ГОРЯЧИЙ,  ГРУППА, ДЕВОЧКА, ЗАБОТА, ЗАВОД, ИНЖЕНЕР).  Слайд 3.  Аптека ­ учреждение, занимающееся продажей  • • • • ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ  апте карь,  апте карский.   ʹ Слайд 10. 4. Загадка: Снаружи смотришь –  4. Загадка:     Сдашь его, коль летишь в самолёте, А в вагоне ʹ Синонимы: Беседа, разговор, собеседование, болтовня (разг.). Слайд 8. 4.  и, как правило, изготовлением лекарств и средств для ухода за здоровьем. 2. К истокам слова. От древне­ ʹ греческого «склад, кладовая», («класть, девать»). 3. Однокоренные слова:   апте чка, Слайд 4. 4. Фразеологизмы и устойчивые сочетания:    как в аптеке   (о чём­либо точно взвешенном,  измеренном). 5. Загадка : В этом чудном магазине Не продукты на витрине, Не мячи и не ракетки, А микстуры и  таблетки.  6. Текст: Бабушка попросила внука сходить в аптеку за микстурой.  Слайд 5. Багаж ­1) упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу.   2) вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от  пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета ...).  2. К истокам слова.  Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги — «узел» французы превратили в  баг — «пакет». От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово    приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина — пассажира. Слайд 6. 3.  Однокоренные слова: бага ж, бага жник, бага жный.  под полку кладёшь. В нём все нужные вещи найдёте,Без него далеко не уйдёшь. 5. Предложения:  а) На  платформу прибыл багажный вагон. б) На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. в) Все наши вещи  уместились в багажнике автомобиля. Слайд 7. Беседа­1) разговор, деловой или задушевный;   2) сообщение на  какую­либо  тему с участием слушателей в обмене мнениями.  Однокоренные слова: бесе дка, собесе дник,  собесе дница, бесе довать.  Пословицы:  а) Хорошая беседа не хуже обеда. б) Без обеда не красна беседа. в) Красно поле пшеном, а беседа  умом. г) Беседа дорогу коротает, а песня — работу. 5. Предложения: а) И вот задушевная льется беседа.  Мальчишка внимательно смотрит на деда. Одна за другой из простых его слов всплывают картины минувших  годов.  б) Мы вышли в садик, сели на лавочку и стали беседовать.  в) Марья Сергеевна шла в темноте по знакомой  дорожке   и   через   минуту   очутилась   у   беседки.    Слайд 9. Библиотека­  1) учреждение, собирающее и  хранящее книги для общественного пользования. 2) помещение,  комната  для  хранения  книг:   книгохранилище.  3)Название серии книг определенной тематики.  2. К истокам слова. Слово библиотека состоит из двух  ʹ греческих слов: библиос — «книга», тэке — «короб», «хранилище». 3. Однокоренные слова: библиоте чка,  библиоте карь, библиоте карша, библиоте карский, библиоте чный.  дом как дом,Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные стоят рядами тесными  И Черномор, и Царь  Додон, и добрый дед Мазай. Как называют этот дом ­ попробуй, угадай! 5. Предложения:а) На другой день я  записался в библиотеку и взял две книги.  б) Библиотекарь предложила нам книги из серии «Почемучкины  книжки». в) Что за чудесный дом — городская библиотека. Здесь собраны сотни и даже тысячи томов книг. Они  хранятся в строгом порядке. У каждой книги есть свой постоянный адрес на полках — шифр, записанный в  библиотечном каталоге, чтобы можно было книгу отыскать. Слайд 11. Билет ­ 1) документ, удостоверяющий  право пользоваться чем­нибудь за плату. 2) документ, удостоверяющий принадлежность к какой­нибудь  организации, партии, отношение к каким­нибудь обязанностям. 2. К истокам слова. Слово   заимствовано   из    французского   языка. 3. Однокоренные слова:  биле тик, билетёр, билетёрша, биле тный. 4.  билетик, Билеты разные, бери любые: зеленые, красные и голубые!   б) У билетной кассы собралось много     пассажиров. Слайд 12. Болото ­ участок местности с избыточным увлажнением, часто со стоячей водой. К  истокам слова. Происходит от формы «грязь, трясина, тина».  3. Однокоренные слова: боло тный,  4. Синонимы:  топь, трясина, хлябь. Слайд 13. 5. Пословицы и поговорки: Всяк  боло тистый, заболо ченный.    (каждый человек считает правильным то, к чему он привык). 6. Загадка: Все обходят  кулик своё болото    это место:Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи...       Нет опоры для ноги. 7. Предложения:  а)По краям болота густо рос березняк. б)Солнце осветило болотистое место.  Слайд 14. 1. Ботинки ­обувь,  закрывающая ногу по щиколотку, реже до середины голени, обычно на шнуровке или застежках.  2. К истокам  слова.  Слово   заимствовано   из   французского   языка. 3.  Синонимы: башмак, штиблет. Слайд 15. 4. Загадка: Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём.  Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам. Вниз по лестнице сбегаем,  вдоль по улице  шагаем.  Но чуть вечер за порог, остаёмся мы без ног, А безногим – вот беда! ­ ни туда и ни сюда!  5. Предложение: Мама долго выбирала Серёже удобные ботинки. Слайд 16. Вагон ­1) транспортное средство,  специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.  2) количество груза,  вмещающееся в товарный вагон.  К истокам слова. Слово заимствовано из английского языка. Однокоренные  слова: ваго нчик, вагоне тка (небольшой вагон для перевозки грузов на узкоколейных и подвесных дорогах),  вагоне тчик (рабочий, ведущий вагонетку).   Они по рельсам вдоль бегут,   везде встречают их и ждут.  2) Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.   Оказался этот дом быстро — в городе другом.  5. Предложения: а) Побежал он на перрон, влез в отцепленный  вагон.  б) Горняки насыпали уголь в вагонетки.  в)   Маша жила в передвижном вагончике, стоявшем  в степи.  Слайд 18. Вокруг ­ со всех сторон, кругом. Синонимы – окрест, рядом, около.  Фразеологизмы и устойчивые  сочетания:  вокруг да  Предложения: а) Вокруг на сто верст не было ни одной живой души. б) Мальчишки долго бегали вокруг домика. Слайд 19. Восток – 1) одна из четырёх сторон света. 2) направление, сторона, противоположная  западу. 3)  страны, расположенные в этом направлении. Однокоренные слова: восто чный.  Антонимы: запад. Загадка:    Здесь утром солнышко встаёт. Кто слово это назовёт? 5. Предложения: а) Румяной зарею покрылся восток. В  селе за рекою потух огонек. (А. Пушкин) б) А восток все горит­разгорается. в) Розовел восточный край неба.    около (о манере общаться; обычно сочетается с формами глагола ходить).  Слайд 17. 4. Загадки: 1)  Они бывают разные — зеленые и красные.  Предложения:  а) Большие и дети, берите ʹ  хвал тии ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ   • ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ Пословицы:  1) Без газет — Синонимы: великан, исполин, громада.  Антонимы: малыш,  Слайд 20. Газета­  периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям  текущей политической и общественной жизни. К истокам слова. Слово газета заимствовано из итальянского  языка в XVIII веке. Однокоренные слова: газе тка,  газе тчик,  газе тчица, газе тный.  как без головы. 2) Газеты читаю, потому все знаю. Слайд 21. 5. Когда так говорят?  Стенная газета  ­вывешенная на стене рукописная или машинописная газета, являющаяся органом местной общественной  организации. Живая (или ходячая) газета (шутл.) — о человеке, который знает и распространяет новости.  6.Загадки. а) Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про все рассказала. б) Языка не имеет, а у кого  побывает, тот много знает. в) Висит немая, бранит лентяя. 7. Предложения: 1) Почту в дальние районы  доставляют почтальоны и заходят в каждый дом то с газетой, то с письмом.    2)   Весь   мир   прочитал    сообщенье   в газетах  , что Белка и Стрелка летали в ракетах. 3) Папа мой в газету объявленье дал.  4) Поместили в стенгазете  фотографии   ребят.  Слайд 22.  Галерея – 1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания,  а также длинный балкон  вдоль стены. 2) длинный подземный ход. 3) художественный музей.  К истокам слова.   Слово   заимствовано   из   французского   языка. Предложения: В Москве мы посетили картинную галерею.  Слайд 23. Гигант – 1) человек очень высокого роста. 2)   человек, выдающийся в какой­либо области. 3) объект,  имеющий чрезвычайно большие размеры. К истокам слова. Слово заимствовано из немецкого языка.  Однокоренные слова: гига нтский, гига нтище.  лилипут, карлик Слайд 24. 6. Загадка: Существа преогромных размеров. Великан, подскажу для примера. Среди  звёзд есть такой и средь нас. Угадали, о чём я сейчас? 7. Предложение:  И если рыжий гигант взбирался по  левой стороне насыпи, мы, как воробьи, вспархивали и мчались на  правую сторону — и наоборот. Слайд 25.  Горох ­1) травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами). 2)  семена этого растения, употребляемые в пищу.  Однокоренные слова: гороховина   (гороховый стебель с  листьями), гороховый, горошек, горошина, горошинка. Пословицы и поговорки. 1) Не смейся, горох,— не лучше  бобов: намокнешь и сам лопнешь. 2) Сыплет словами, как горохом об стену. 3) Рассыпался горох на семьдесят  дорог, никто его не соберет. Скороговорка: В огороде рос горох, а за речкой гречка. Старый наш козел Енох  в  огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. Слайд 26. 5. Загадки: 1) Раскололся тесный домик на две половинки!  И посыпались в ладони  бусинки­дробинки.  2) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков ... (горох). 6.  Предложения: а)  На капусте сладкой капельки росы, и горох над грядкой распустил усы.  б) Петушок,   петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка. Слайд 27. Горячий­ 1) имеющий высокую  температуру. 2) пылкий, страстный. Синонимы: жаркий, жгучий, обжигающий. Антонимы: холодный,  чёрствый, хладнокровный. Фразеологизмы: горячая точка (место, регион, где происходит вооружённый  конфликт, война). Предложения: а) Я никогда не плакал, даже когда схватился за горячий утюг и сильно обжёг  руку. б) Между ними возник горячий спор, во время которого Мишка доказывал свою правоту. Слайд 28. Группа – 1) несколько человек (животных, растений, предметов), находящихся близко друг от друга. 2)  люди,  объединённые общей профессией, деятельностью, общими  интересами, взглядами. К истокам слова. Слово  заимствовано из немецкого языка. Синонимы: коллектив, круг (людей). Однокоренные слова: группово й,  группиро вка, группирова ться, одногру ппник.  вместе Предметы или люди, То что же в целом будет? А вот моё задание – Дай «кучке» той название. 6.  Предложения: а) Мы обратили внимание на  группу людей, которые стояли на остановке. б) Врачи выяснили  мою группу крови.  Слайд 30. Девочка­ ребёнок или подросток женского пола. К истокам слова. Происходит  от существительного дева , из православославной  формы. Однокоренные слова: девчу шка, девчу рка,  Антонимы: старуха, мальчик (по половому признаку). Слайд  31. 5.Предложения: а) Белокурая  девчо нка.  девочка остановилась перед забором. б) Коза поскакала к калитке, а босоногая девчонка прямо через колючки,  через крапиву, как тень, понеслась следом. в) Подбежала маленькая девчурка, смело посмотрела на пришедших. г) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее:  «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».   Слайд 32. Забота­ 1) беспокойство, обременительное дело.  2) внимание, попечение. К истокам слова.  Происходит от древне­русского зоб ться  обо мне «не заботься…»  Синонимы: хлопоты, уход, опека. Антонимы: невнимание, безразличие. Однокоренные слова: забо тливый,  5. Предложение: а) Мы заботились о щенке:  кормили его, гуляли, а летом вместе  забо титься, беззабо тный.  купались в речке.   б) Мама ­ самый добрый и  заботливый человек. Слайд 33. Завод ­ 1)  крупное промышленное  (или промысловое) предприятие. 2) срок действия заведенного механизма. 3) приспособление в механизме,  служащее для приведения его в действие.  К истокам слова. Слово завод образовалось от глагола заводить. Так называли те места, где что­нибудь заводят или вводят: лошадей на конских заводах, рыбу — на рыбных, называли  так и «заведенные» кем­либо предприятия — мыловаренный, сахарный завод. Однокоренные слова: заво дец,  ʹ Слайд 34. 4.Пословицы и  заво дишко,  заво дище, заво дчик (хозяин, владелец завода), заводча не, заводско й.  поговорки: а)На нашем заводе брак не в моде. б)Завод красен не планом, а его выполнением. 5. Загадка: Он  огромный, городской, Часто он с большой трубой. Здесь машины собирают   Или нефть перегоняют. 6.  Предложения: а)Тут, брат Васька, написано, что собрались строить возле нашего разъезда завод. Огромный  заводище. Алюминий – металл такой – из глины добывать будут. б) Заводскими назывались не только жители  заводских селений, но и те, кто имел отношение к  производству заводов. Сюда входили и крестьяне, занятые на  заводских  работах. Слайд 35. Инженер  ­ специалист с высшим техническим образованием.  К истокам слова. Слайд 29. 5.Загадка: Когда в каком­то месте Вдруг оказались  аи «заботиться, хлопотать», не зобл сь ии ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ ʹ «___»__________________201__ г.    Класс 6       Предмет       Русский язык (ф)   №8 • Тема: Орфографический словарь – наш главный помощник. • Цель:  1) Создать условия для формирования понятий о словарях; • Тип: Урок усвоения новых знаний. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, интерактивная доска.                                   ХОД УРОКА 2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления, интереса к предмету, расширению мировоззрения;   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как: самостоятельность, ответственность,  культура поведения, сосредоточенность, внимательность, коммуникабельность; • • • • 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на  доске. 2.Основная часть. Слово учителя: Словарь –    это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с  пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой. это справочная книга,  содержащая собрание слов, расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях,  происхождении, переводе на другой язык или информацию о понятиях слов. Словари и справочники помогают  людям не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и  расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, повышают языковую культуру. Это ученый, который занимается составлением словарей. Ожегов (словарь русского языка)  Даль («Толковый словарь живого великорусского языка) Баранов (школьный  орфографический словарь). Самостоятельное выполнение заданий. Каждому учащемуся выдаётся карточка со словарными словами, надо  найти и исправить ошибки в словах. За каждую верно выполненную карточку учащийся получает 1 балл.  • • • • • • • • • • • 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ʹ Слово   заимствовано   из   французского   языка. Однокоренные слова: инжене рный, инжене рство,  инжене рский.  карандаши, столяры, как инженеры, начертили чертежи. в) Фомин был генералом каких­то инженерных служб. Рефлексия: Что такое словарные слова?  Предложение: а) А у Толи и у Веры обе мамы инженеры. б) на больших листах фанеры, заточив  ʹ ʹ                                                                                                         Проверено ________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Балкон  Моршрут  Беседовать  Баскедбол  Тренер  диван  мечта  рассчитать  вагон  спортакиада  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. велосипед  канфета  компьютер  гемнастика  расписание  правильный  здесь  профессия  негодовать  агромный  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. шофёр  хокей  паркет  кастюм  рюкзак  чернила  спортсмен  кабинет  здоровье  издолека  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. вокзал  кампьютер  огромный  поркет  направо  рапорт  втроём  апельсин  беседовать  бенокль  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. бордовый  шоколад  гораж  восклецатель­ный  генерал  соревноваться  колекция  заглавие  спорцмен  девяносто  тренироваться  конвейер  шоссе  командир  маршрут  карниз  гардероб  одинадцать  ненавидеть  фотоапарат  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. коллекция  огромный  преключение  вакзал  придумать  конфета  салдат  салат  шосе  салфетка  жюри  состязание  чернила  свиной  фотоаппарат  природа  правильный  приодолеть  профессия  тренир  1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 6. 7. 7. 8. 8. 9. 9. 10. 10. препятствие  канал  телеграма  вилогонки  приятный  внизу  прафессия  приобрести  пионино  прилежный  лиловый  фасоль  платформа  торопиться  недоумевать  триста  повествова­тельный  придмет  почерк  правельный  гардероб  вогзал  здание  грамадный  вагон  здание  расчётливый  телевизор  впереди  фудбол  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. атмосфера  басейн  бетон  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. вилосипед  бирюзовый  ветеран  бахрома  богатырь  великолепный  богряный  троллейбус  риформа  ракета  тарапиться  преодолеть  конвейер  искусный  зелёный  двести  милион  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. лейтенант  порожение  поскольз­нуться  камандир  изжелта­красный искусство  маляр  типография  синий  равесник  приобрести  1. припятствие  2. прекратить  3. требуна  4. терраса  5. присутствовать  6. 7. презирать  8. штукатур  9. четыреста  10. беография  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. багряный  бардовый  бетон  милиард  великолеп­ный примерять  примирять  румяный  ракета  премер  • • Проверка работ. Исправление.  Рефлексия: Что такое словарные слова? Что такое словарь? С каким видов словарей вы сегодня познакомились?  • Балкон  11. 12. Моршрут  13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Беседовать  Баскедбол  Тренер  диван  мечта  рассчитать  вагон  спортакиада  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. гардероб  вогзал  здание  грамадный  вагон  здание  расчётливый  телевизор  впереди  фудбол  атмосфера  басейн  бетон  вилосипед  бирюзовый  ветеран  бахрома  богатырь  великолепный  богряный  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 1. 2. ный  3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. велосипед  канфета  компьютер  гемнастика  расписание  правильный  здесь  профессия  негодовать  агромный  шоколад  восклецатель­ соревноваться  спорцмен  тренироваться  шоссе  маршрут  гардероб  ненавидеть  фотоапарат  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. бордовый  гораж  генерал  колекция  заглавие  девяносто  конвейер  командир  карниз  одинадцать  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. т  8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. шофёр  хокей  паркет  кастюм  рюкзак  чернила  спортсмен  кабинет  здоровье  издолека  огромный  вакзал  конфета  шосе  жюри  чернила  фотоаппара правильный  профессия  тренир  коллекция  преключение  придумать  салдат  салат  салфетка  состязание  свиной  природа  приодолеть  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. вокзал  кампьютер  огромный  поркет  направо  рапорт  втроём  апельсин  беседовать  бенокль  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тельный  9. 10. канал  вилогонки  внизу  пионино  лиловый  платформа  недоумевать  повествова­ почерк  правельный  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. препятствие  телеграма  приятный  прафессия  приобрести  прилежный  фасоль  торопиться  триста  придмет 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. • • • • • • • • • • • • • • троллейбус  риформа  ракета  тарапиться  преодолеть  конвейер  искусный  зелёный  двести  милион  11. 12. 13. нуться  14. 15. красный  16. 17. 18. 19. 20. лейтенант  порожение  поскольз­ камандир  изжелта­ искусство  маляр  типография  синий  равесник  11. приобрести  12. припятствие  13. прекратить  14. требуна  15. терраса  16. присутствовать  17. презирать  18. штукатур  19. четыреста  20. беография  11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. багряный  бардовый  бетон  милиард  великолепный  примерять  примирять  румяный  ракета  премер  «___»__________________201__ г.    Класс 6       Предмет       Русский язык (ф)   №9 • • • Тема: Проверь себя. Тест №1. Цель:  1) Проверить уровень усвоения программного материала за первую четверть;   2) Способствовать формированию логического и абстрактного мышления,  интереса к предмету, расширению мировоззрения; •   3) Содействовать развитию и формированию таких качеств как:  самостоятельность, ответственность, культура поведения, сосредоточенность,  внимательность, коммуникабельность; • • • Тип: Урок контроль. Методы: словесный, практический, самостоятельный, иллюстративный  Оборудование: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, интерактивная  доска. • • • • •                                   ХОД УРОКА • 1.Организационный момент. 1.Приветствие.2.Проверка готовности. 3.Запись даты и темы урока на доске. 2.Основная часть Тест. 1.Как назывались загадочные знаки,  покрывающие стены египетских храмов,  гробниц, саркофагов … • 3.Укажи ряд с правильным написанием  слов • А) Иероглифы. • В) Пиктограмма • С) Кипу • • А) буквы, звуки • В) правильное написание слов • С) слова 2. Что изучает орфография? • А) Просьба, рощ, февральский, дочка  • В) Семия, доч, мячь, сказка • С) мечь, речь, июнский, училищ • 4. Укажите правильный вариант ответа: • А) фонетика –это все слова языка, его  словарный состав • Б) фонетика – это обозначение звуков  речи на письме • С) фонетика – это раздел науки о языке, • изучающий звуки речи 5. Найдите ряд гласных звуков: А) а, и, о, у, ы, э  Б) а, е, е, о, ы, ю  С) е,  • и, о, у, ю, я • 6. Укажите неверный вариант ответа:  буквы е, е, я, ю обозначают два звука • А) после гласной            Б) в конце слова • • • С) в начале слова 7. Как узнать, сколько в слове слогов?  А) сколько в слове согласных, столько  в нем слогов  Б) сколько в слове букв, столько в нем  слогов  С) сколько в слове гласных, столько в  нем слогов 8. Укажите звонкий согласный звук. •       А)  [ш ]  Б)   [ д ]  С)   [ к ]    • • 9. Не обозначает звука: • Задание на карточках. • • •     А)  [ ф ]                         Б)   [ ы ]             С)   [ ь ] 10.Определите вариант с ударением на  первом слоге. • A) Средства  B) Агентство C) Договор • D) Каталог  E) Документ • 11.Определите вариант с ударением на  втором слоге. • A) Красивее • B) Аргумент • C) Инструмент • D) Алфавит • E) Чешуя • 12.Укажите правильное написание слов: • А) приобрести, припятствие, прекратить • В) требуна, терраса, присутствовать  • С) презирать, штукатур, четыреста  1. Вставь пропущенные безударные гласные: • С…ды, п…ля, д…ма покрылись белым к…вром. В тёмном небе ярко • св…тила в…черня звезда. Во дв…ре играют дети. На реке Неве кр…сивые м…сты. В роще  п…ют др…зды. Л…сной сторож в густой тр…ве наткнулся на маленького зайчонка. 2. Выдели корень, поставь ударение, вставь пропущенные гласные. Тёплый, т_пло, пот_плело, тёпленький, т_плота, пот_пление. Центр, ц_нтральный,  ц_нтровой. Тяжесть, т_жёлый, т_жело, прит_жение, ут_желять, тяжко. Голод, г_лодный,  г_лодать, прог_лодаться. Снег, сн_гирь, сн_говик. Пить, п_тьё, зап_вать, вып_л. Прямо,  выпр_мить, пр_мой, пр_миком. Рефлексия: Что изучает фонетика? Что изучает орфография?                                                                                                                                                                                                                             Проверено ______________ • • • • • • • • • • • Тест. 1.Как назывались загадочные знаки,  покрывающие стены египетских храмов,  гробниц, саркофагов … 2. Что изучает орфография? В) правильное написание слов • А) Иероглифы. • В) Пиктограмма • С) Кипу • • А) буквы, звуки • • С) слова • • А) Просьба, рощ, февральский, дочка         • • С) мечь, речь, июнский, училищ • 4. Укажите правильный вариант ответа: • А) фонетика –это все слова языка, его  В) Семия, доч, мячь, сказка 3.Укажи ряд с правильным написанием слов словарный состав • Б) фонетика – это обозначение звуков речи  на письме • С) фонетика – это раздел науки о языке,  • у, ю, я • • изучающий звуки речи 5. Найдите ряд гласных звуков: А) а, и, о, у, ы, э  Б) а, е, е, о, ы, ю  С) е, и, о,  6. Укажите неверный вариант ответа: буквы е, е, я, ю обозначают два звука • А) после гласной            Б) в конце слова       • • • С) в начале слова 7. Как узнать, сколько в слове слогов?  А) сколько в слове согласных, столько в  нем слогов  Б) сколько в слове букв, столько в нем  слогов С) сколько в слове гласных, столько в нем  слогов 8. Укажите звонкий согласный звук.       А)  [ш ]  Б)   [ д ]  С)   [ к ]    9. Не обозначает звука:     А)  [ ф ]                         Б)   [ ы ]                   С)   [ ь ] 10.Определите вариант с ударением на  первом слоге. • A) Средства  B) Агентство C) Договор • D) Каталог  E) Документ • • • • • • • • • Тест. 1.Как назывались загадочные знаки,  покрывающие стены египетских храмов,  гробниц, саркофагов … 2. Что изучает орфография? В) правильное написание слов • А) Иероглифы. • В) Пиктограмма • С) Кипу • • А) буквы, звуки • • С) слова • • А) Просьба, рощ, февральский, дочка         • • С) мечь, речь, июнский, училищ • 4. Укажите правильный вариант ответа: • А) фонетика –это все слова языка, его  В) Семия, доч, мячь, сказка 3.Укажи ряд с правильным написанием слов словарный состав • Б) фонетика – это обозначение звуков речи  на письме • С) фонетика – это раздел науки о языке,  • у, ю, я • • изучающий звуки речи 5. Найдите ряд гласных звуков: А) а, и, о, у, ы, э  Б) а, е, е, о, ы, ю  С) е, и, о,  6. Укажите неверный вариант ответа: буквы е, е, я, ю обозначают два звука • А) после гласной            Б) в конце слова       С) в начале слова 7. Как узнать, сколько в слове слогов? • • 11.Определите вариант с ударением на  втором слоге. • A) Красивее • B) Аргумент • C) Инструмент • D) Алфавит • E) Чешуя • 12.Укажите правильное написание слов: • А) приобрести, припятствие, прекратить  • В) требуна, терраса, присутствовать  • С) презирать, штукатур, четыреста  • • • • • • • •  А) сколько в слове согласных, столько в  нем слогов  Б) сколько в слове букв, столько в нем  слогов  С) сколько в слове гласных, столько в нем  слогов 8. Укажите звонкий согласный звук.       А)  [ш ]  Б)   [ д ]  С)   [ к ]    9. Не обозначает звука:     А)  [ ф ]                         Б)   [ ы ]                   С)   [ ь ] 10.Определите вариант с ударением на  первом слоге. • A) Средства  B) Агентство C) Договор • D) Каталог  E) Документ • 11.Определите вариант с ударением на  втором слоге. • A) Красивее • B) Аргумент • C) Инструмент • D) Алфавит E) Чешуя • • 12.Укажите правильное написание слов: • А) приобрести, припятствие, прекратить  • В) требуна, терраса, присутствовать  • С) презирать, штукатур, четыреста  • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Вставь пропущенные безударные гласные: • С…ды, п…ля, д…ма покрылись белым к…вром. В тёмном небе ярко • св…тила в…черня звезда. Во дв…ре играют дети. На реке Неве кр…сивые м…сты. В роще п…ют  др…зды. Л…сной сторож в густой тр…ве наткнулся на маленького зайчонка. 3. Выдели корень, поставь ударение, вставь пропущенные гласные. Тёплый, т_пло, пот_плело, тёпленький, т_плота, пот_пление. Центр, ц_нтральный, ц_нтровой. Тяжесть, т_жёлый, т_жело, прит_жение, ут_желять, тяжко. Голод, г_лодный, г_лодать,  прог_лодаться. Снег, сн_гирь, сн_говик. Пить, п_тьё, зап_вать, вып_л. Прямо, выпр_мить, пр_мой,  пр_миком. • • • • •

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив

Факультатив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019