Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»
Оценка 4.6

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
технология
5 кл
16.03.2017
Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»
С глубокой древности человек, изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природными материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д.
готовая прорамма.docx
Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………………………. 3 2. Учебно –  тематический  план  к факультативу  «Декоративно – прикладное искусство» для специализированного 5­го класса………………………….  7 3. Содержание программы ………………………………………………………... 8 4. Требования к знаниям и умениям для учащихся 5 класса …………………... 9 5. Контроль знаний и умений …………………………………………………….. 9 6. Методические рекомендации ………………………………………………… 10 7. Методы проведения занятий …………………………………………………. 10 8. Материально – техническое обеспечение …………………………………….11  9. Список литературы для педагога и учащегося ……………………………….13 10.  Календарно­тематическое   планирование   факультативных   занятий «Декоративно ­ прикладное искусство» для специального 5 класса ……… 14 11. Приложение 1…………………………………………………………………. 20 1 Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно­прикладное искусство» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С   глубокой   древности   человек,   изготовлял   различные   изделия,   стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Общение   учащихся   с   произведениями   народного   искусства,   их   участие   в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Занятия   в   кружке   формируют   такие   черты,   как   трудолюбие,   настойчивость, усидчивость,   умение   планировать   работу   и   доводить   до   конца   начатое   дело, развивают   эстетический   вкус   и   глазомер.   Постоянная   работа   с   природными материалами     способствует   развитию   любви   к   родной   природе.   А   в   человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально   использовать   природные   богатства   на   благо   людей.   Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д.  Выпиливание  и   выжигание:  один   из   самых   распространённых   видов декоративно­прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием. Занятие   в   кружке   по   направлению   «Художественное   выпиливание»  ­   это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий ­ вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.  2 Программа   кружка   построена   на   основе  теории   личностно­ ориентированного развивающего обучения. Специфика программы  заключается в содержании, которое ориентировано в первую очередь на развитие мелкой моторики рук и навыков общения у детей с детьми и педагогом.  Актуальность   программы  состоит   в   том,   что   в   обучении   заложен индивидуальный   подход,   удовлетворяющий   требованиям   познавательной деятельности ребенка с ОВЗ, который не может предоставить общеобразовательная школа. Для того чтобы научить ребенка с ограниченными возможностями в здоровье изготовить ту или иную поделку, педагог должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали   ребенка,   а   самостоятельная   работа   над   заданием   укрепляла   его уверенность   в  своих   силах   и   развивала   навыки   трудовой   деятельности.  Поэтому педагог должен быть готов в любой момент помочь ребенку с ОВЗ, но не подменять его в работе. Педагогические принципы:  непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий   период   развития   содержит   предпосылки   для   последующих новообразований   (т.е.   последовательность   учебного   материала   учитывает возрастающую детскую компетентность); интеграция   программных   курсов,   позволяющая   осваивать   не   только      отдельные области, а целостную картину мира; развивающий характер обучения; рациональное сочетание разных видов деятельности;  обеспечение психологического комфорта; уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы; формирование у ребенка адекватной самооценки; создание ситуаций успеха; личностно­ориентированный подход к воспитанникам.    Цель программы:  формирование  у  учащихся  художественной  культуры  как составной   части   материальной   и   духовной   культуры,   развитие   художественно­ творческой   активности,   овладение   образным   языком   декоративно   ­   прикладного искусства.  Задачи: ­ сформировать и развить навыки технической культуры; 3 ­ сформировать умения самостоятельно добывать необходимые знания, работать с литературой; ­ уметь применять знания в решении возникающих практических задач; ­   уметь   пользоваться   различными   инструментами,   приспособлениями   и приборами; ­ помочь в овладении минимума сведений, нужных для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни человека; ­   воспитать   потребность   в   познании,   формировании   и   развитии общечеловеческих качеств, честности, доброты, трудолюбия; Деятельность   кружка   носит  поисковый  характер.     На   занятиях   предлагается детям   ситуации,   выдвигает   задачи,   которые   решают   кружковцы   в   ходе   работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий, необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности. На вводном занятии учащиеся знакомятся с общими правилами безопасности труда,   на   последующих   занятиях   –   объясняются   безопасные   приёмы   выполнения каждой   технологической   операции.   С   первого   занятия   в   кружке   вводится самообслуживание   по   уборке   рабочего   помещения,   ремонту   имущества, находящегося   в   кружке.   Одним   из   важнейших   требований   к   работе  является обеспечение соблюдения правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах, правил электро ­ и противопожарной безопасности при работе в кружке. По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ. Теоретическую работу с учащимися лучше ограничить краткими беседами (не более 10­15 минут) и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность. Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все   практические   работы   учащихся   строятся   по   принципу  от  простого   к сложному.   Они   могут   быть   учебными   и   творческими.   Учебная   работа   может выполняться по готовому образцу ­ изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих   работ   предусматривается   развитие   индивидуальных   способностей 4 каждого   ребенка   в   конструкторском,   художественном   и   технологическом исполнении. Особое   место   в   работе   кружка   занимают  экскурсии.   Они   служат   развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы. Одним из показателей успеха в работе кружка является участие обучаемых в предусмотренных  соревнованиях   конкурсах  различных общешкольным планом воспитательной работы.   выставках, и В   ходе   выполнения   данной   программы   учащиеся   приобретают   и   закрепляют знания и умения: ­ представление о современных производствах; ­ интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку; ­   умение   определять   основные   свойства   ткани,   дерева,   металла,   пластмассы, полуфабрикатов; ­ работать по чертежу и технологической карте; ­ работать ножницами, ножом, лобзиком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами, напильником,   буравчиком,   молотком,   отвёрткой,   гаечным   ключом,   чертёжными инструментами и электрическими инструментами ; ­ знание приёмов работы с этими орудиями труда; ­ умение конструировать, планировать трудовой процесс; ­   умение   вести   технологическую   операцию,   самопроверку   и   самооценку   своего трудового изделия; ­   осуществление   технологических   процессов:   формовку, монтаж, отделку; ­   соблюдение   основные   требования   санитарии,   гигиены,  культуры   труда,   техники безопасности; ­ конструирование, изготовление поделки для выставок; ­ проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.   разметку,   сгибание,   резание, Возраст обучающихся: 11­14 лет. Срок реализации: 1 год. Кол­во часов: 34 часа. Формы организаций занятий: индивидуально – групповая (8человек). Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия: 45 минут Факультативный   курс   «Декоративно   –   прикладное   искусство»   реализуется   в КГУ «Средняя многопрофильная  школа №37» акимата г. Усть ­ Каменогорска в 5­ ом специализированном классе. 5 Формы обучения: теоретические и практические занятия, выставки, посещение выставок, самостоятельные работы. Методы   обучения:   рассматривание   образцов,   иллюстраций,   применение шаблонов,   трафаретов,   показ   эскизов   и   способов   работы   с   художественным материалом, познавательные игры, беседы.    В   программе   прослеживаются   межпредметные   связи   с   другими образовательными   областями.   Так,   изучая   основы   материаловедения   учащиеся пользуются   знаниями,   полученными   на   уроках   природоведения.   При   выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования, математики.  Основной   дидактический   принцип   –   обучение   в   предметно   –   практической деятельности.  6 Учебно ­ тематический план к факультативу  «Декоративно – прикладное искусство» 5 класс №  п/п 1 2 3 4 Название разделов, тема Вводное занятие. Выпиливание лобзиком  простых фигур. Выпиливание сложных изделий Изготовление объёмных композиций. Изготовление праздничных сувениров теор. часов 1 практ. часов 5 всего  часов 6 1 1 1 9 10 3 10 11 7 Итого: 34 часа 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  для 5­ го класса Раздел 1 (6 часов). Выпиливание лобзиком простых фигур. Организация рабочего места.  Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Заготовки для  выпиливания.  Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства  фанеры, ДВП. Стандартные приёмы выпиливания.  Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по  шаблонам. Выпиливание острых углов. Геометрический и растительный орнамент.  Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия. Раздел 2 (10 часов). Выпиливание сложных изделий. Виды соединений деталей. Безопасное использование инструментов. Отделка готовых изделий.  Изготовление игрушек на подставке. Подгонка шипа к гнезду. Обработка кромки и лицевой стороны. Отделка  готового изделия. 8 Раздел 3 (11 часов). Изготовление объёмных композиций.  Выбор сюжета и построение объёмной композиции. Эстетическое восприятие: расположение фигурок, пропорциональность,  цветовое исполнение, композиции. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. Самостоятельная работа. Изготовление праздничных сувениров: валентинки,  рамочки для зеркала и фотографий. Раздел 4 (7 часов). Изготовление праздничных сувениров Изготовление кормушки для птиц,  макета скворечника. Соединение деталей гвоздями и шурупами. Изготовление и  использование штапиков. Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления  изделий. Практическое повторение. Изготовление поделок для школьной выставки. Требования к знаниям и умениям.  Учащиеся 5­го класса должны знать:   Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. Названия   и   назначение   материалов,   их   элементарные   свойства, использование и применение.   Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.   Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины. Должны уметь:  Правильно организовать свое рабочее место.  Пользоваться   инструментами   ручного   труда,   применяя   приобретенные навыки на практике.  Работать с электронагревательными приборами.  Выполнять правила техники безопасности. 9  Приобрести навыки работы по изготовлению различных изделий.  Соблюдать последовательность работ.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.  Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать друг другу помощь, проявлять самостоятельность. Контроль   знаний   и   умений  осуществляется   в   течение   всего   периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение,   тестирование,   викторина,   конкурс,   выставка,   опрос,   анкетирование. Важным   показателем   эффективности   реализации   программы   являются   выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, выставках. Для большинства воспитанников   основным   результатом   является   произведение   собственных   рук,   а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким ­ то стандартом, а с исходными возможностями. Педагог определяет 3 уровня усвоения программы детьми: 1. Высокий уровень. Ребенок   владеет   знаниями   и   умениями,   в   соответствии   с   требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребенок выполняет задания без особых затруднений. 2. Средний уровень. Ребенок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем­то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.  3. Низкий уровень. Ребенок   в   полном   объеме   программу   не   усвоил.   Имеет   основные   знания   и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет. Формы   подведения   итогов   реализации   программы  предполагаются разнообразные: ­ выставки различного уровня (тематические, персональные, итоговые); ­ участие в конкурсах; ­ проектная деятельность. Методические рекомендации Организуя занятия с  детьми  с ограниченными возможностями здоровья  педагог должен   помнить,   что   таким   детям   совсем   непросто   заниматься   трудовой деятельностью, и тем более довести начатое дело до конца. В связи с этим, важная задача – сформировать у ребенка положительную мотивацию предстоящей работы. Для   этого   нужно,   чтобы   конечный   результат   был   привлекателен   для   ребенка,   а 10 процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя   результаты   своей   деятельности,   дети   ощущают   прилив   энергии,   внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.  В работе используются все виды деятельности,   развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Основной вид занятий – практический. Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их   сочетание.   Каждое   занятие   по   темам   программы,   как   правило,   включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.  Теоретические   сведения  –   это   может   быть   повтор   пройденного   материала, объяснение  нового,  информация   познавательного  характера   о   видах  декоративно­ прикладного   искусства,   народных   промыслах,   старинных   традициях.   Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа­ информации   или   беседы,   сопровождаемой   вопросами   к   детям.   Использование наглядных   пособий   повышает   интерес   к   изучаемому   материалу,   способствует развитию   внимания,   воображения,   наблюдательности,   мышления.   На   занятиях используются   различные   виды   наглядности:   показ   презентаций,   иллюстраций, рисунков,   проспектов,   журналов,   фотографий,   образцов   изделий,   демонстрация трудовых   операций,   различных   приемов   работы,   которые   дают   достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. Практические работы. При   проведении   практических   работ   в   процессе   работы   с   различными инструментами   и   приспособлениями   педагог   постоянно   напоминает   детям   о правилах  пользования инструментами   и соблюдении  правил  гигиены,  санитарии и техники   безопасности.   Для   проведения   практических   работ   у   каждого   ребенка имеется набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного занятия. В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно   бытовым.   Изучая   его   приемы,   традиции,   своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.   Успех   детей   в   изготовлении   изделий   декоративно­прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению   творчества   в   любом   виде   труда,   они   преодолевают   барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. С первых занятий необходимо приучать учащихся к самостоятельной работе, так   как   при   излишней   опеке   можно   получить   противоположный   результат.   Если ребята   ждут   подсказку,   то   становятся   менее   активными,   нерешительными   при выборе   сюжета.   Задача   наставника­педагога   так   построить   занятия,   чтобы   у учащихся появилось желание творчески и самостоятельно выполнять работы. 11 Для   реализации   программы   педагогом   разработан  учебно­методический комплект,   включающий   дидактический   материал   и   методические   разработки, раздаточный материал и наглядные пособия, ТСО: 1 – учебный стенд; 2 – библиотека для педагога и воспитанников; 3 – образцы изделий; 4 – инструкционные и технологические карты для изготовления данных изделий; 5 – демонстрационный материал; 6 – рекламный стенд «Наши достижения»; 7 – банк достижений воспитанников; 8 – компьютерные презентации.; 9 – раздаточный материал; 10 – моноблок. Материально­техническое обеспечение Для   занятий   имеется   учебный   кабинет,   оборудованный   в   соответствии   с санитарно­гигиеническими   требованиями.   Имеется   паспорт   учебного   кабинета.   В кабинете оборудовано рабочее место педагога и 16 рабочих мест для учащихся. Кабинет   технического   труда   оснащен   специальным   оборудованием, инструментами такими как:  токарный станок,   заточный станок,   рубанки,   ножовки,   электровыжигатель,   электрорубанок,   электродрель,   напильники,   молотки,   электролобзик,   лобзики,   лаки,   краски. В кабинете имеется своя библиотека по прикладному творчеству и по методике преподавания прикладных видов творчества. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., Легпромбытиздат, 1995. 2.   Вахрушев   М,   Боброва   В.Г.   Общая   характеристика   развития   личности подростка. ­ Ростов на Дону, 1966 г. ­ 147 с. 3. Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабинского ­ М.: 2001 ­ 576 с.  13 4. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.. «Лесная промышленность», 1986.  5. Кижи. Альбом. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1980. 6. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы комозиции. М., «Высшая школа», 1988.  7. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.  8. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.  9. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., «Просвещение», 1985. 10. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины, М., «Высшая школа», 1987. 11. Филиппова Л.А. Витославлицы. Новгородский Музей народного деревянного зодчества. М., «Северный паломник», 2007. 12. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву (серия дополнительное образование). М., «Владос», 2002. 13. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станке «Универсал». М., «Лесная промышленность», 1997. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 1. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М., «Просвещение»,  1991.  2. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.  3. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева. М., Легпромбытиздат,  1986. 4. Осетров Е. Красота ненаглядная. Альбом о народных художественных  промыслах. М., 1985. 5. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., «Легкая промышленность», 1983. 6. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Альбом шаблонов и трафаретов. М.,  «Народное творчество», 2008. 7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. Технология,  материалы, изделия. «Рипол­Классик», М., 2003. 8. Гришин В.И. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева. М., «Мартин»,  2007. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  факультативных занятий  «Декоративно­прикладное искусство» для специализированного 5  класса  14 п/п №  уро ка Название темы Всего  часов Из них теория Из них практ. Форма  проведе ния ИКТ и др.  технолог. 1 1. 1.  1   Общие   сведения о технике безопасного   труда при   работе   с различными инструментам. Вводное занятие (1 час). 1 1 Урок теоретич еских знаний.  Презентация. Индивидуальн ая работа. Раздел 1. Выпиливание лобзиком простых фигур (5 часов). 2 1 2. 1. Образ овате льны й  проду кт Запис ь   в тетра дь. Живо тные. Готов ое издел ие. Изгот овлен ие детал ей. Сборк а детал ей. Лакир овани е. Тулов ище коня. Тулов 15 1 Комбин ированн ый урок.   Инструкционн ая карта, наглядность. Индивидуальн ая работа. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Комбин ированн ый урок.   Инструкционн ая карта, наглядность. Групповая работа. Наглядность. Индивидуальн ая работа. 1 Комбин ированн ый урок. Наглядность. Индивидуальн ая работа. 1 Комбин ированн ый урок. Наглядность. Индивидуальн ая работа. Т. Б. при работе с  лобзиком, острыми  и колющими  инструментами, с  клеем. Инструменты и приспособления.  Исторические  сведения. Приемы и  техника  выполнения. Выпиливание простых фигур. 2 3 Выпиливание простых фигур. 4 Выпиливание простых фигур. 5 Выпиливание простых фигур. 1 1 1 1 1 3. 4. 5. 6. 7. 2. 3. 4. 5. 6. 3 4 5 6 7 8 Раздел 2. Выпиливание сложных изделий (10 часов). 1 Перенос рисунка  на фанеру 1 1 Комбин ированн ый урок. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.   2 Выпиливание  1 1 Комбин Наглядность, 8. 7. фигуры. 9. 10. 8. 9. 9 1 1 11. 10. 3 Перенос   рисунка на фанеру. 4 Выпиливание. 5 Выпиливание. 1 11. 12. 1 Сборка изделия 7 Покрытие  изделия лаком. 12. 13. 1 1 14. 13. 1 Перенос   рисунка на фанеру. Выпиливание.   15. 1 1 1 Выпиливание. 14. 1 Выпиливание. 16. 15. 1 1 1 1 1 1 1 1 ированн ый урок. 1 Практич еский  урок. 1 Практич еский  урок. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок.   инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность,  инструкционн ая карта.  Индивидуальн ая работа. Наглядность,  инструкционн ая карта.  Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.         Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.     ище коня. Ноги  коня,  подст авка. Ноги  коня,  подст авка. Ноги коня, подст авка. Склеи вание тулов ища, ног   и подст авки коня. Готов ая подел ка. Готов ая подел ка. Готов ая подел ка. Готов ая подел ка. Раздел 3 . Изготовление объемных композиций (11 часов). 1 1 Выбор сюжета и  1 1 Комбин Наглядность, Объе 16 17. 1. построение  объёмной  композиции 1 18. 2. 2 Изготовление  объемных  композиций. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 1 2 2 2 2 2 2 25. 9. 3 4 5 6 7 8 9 Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. Изготовление  объемных  композиций. 1 1 1 1 1 1 1 1 ированн ый урок.   инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. 1 Практич еский урок. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.   1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок.     Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта.           мные компо зиции на выбор . Комп озици я. Охота Рыбал ка. Горны й пейза ж. Комп озици я. Комп озици я. Комп озици я. Комп озици я. Комп озици я. Комп озици я. Комп озици я. 17 2 26. 10. 2 2 2 3 3 3 3 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 1 1 Изготовление  объемных  композиций. Изготовление объемных композиций. 1 1 1 Практич еский урок. 1 Практич еский урок.   Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.   Раздел 3. Изготовление праздничных сувениров (6 часов) 11. 1 Перенос рисунка  на фанеру. 1. 2 Выпиливание. 3 Выпиливание. 4 Выпиливание. 5 Выпиливание. 6 Выпиливание. 2. 3. 4. 5. 6. 1 1 1 1 1 1 1 Комбин ированн ый урок. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Практич еский урок. 1 Комбин ированн ый урок. 1 Практич еский урок.           Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.   Комп озици я. Комп озици я. Отдел ьные части издел ия. Отдел ьные части издел ия. Отдел ьные части издел ия. Отдел ьные части издел ия. Отдел ьные части издел ия. Отдел ьные части издел ия 18 3 34. 7. 7 Сборка изделия. Отделка  лакированием. 1 Всего: 34 часа 1 Практич еский урок. Готов ое издел ие. Презентация. Наглядность, инструкционн ая карта. Индивидуальн ая работа.   19 Приложение 1.  Тема занятия: Выпиливание лобзиком.  20 Цель занятия: Совершенствовать умения и навыки работы лобзиком; научиться  выпиливать по шаблону криволинейные поверхности. Задачи:  продолжить ознакомление с процессом выпиливания лобзиком и приемами  работы с ним;  развитие умений и навыков работы с лобзиком.  воспитание аккуратности в работе, внимательности при выполнении  выпиловочных работ и умения сосредотачиваться на выполнении задания. Материально­техническое оснащение: для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Северный олень»,  образец выпиленного изделия, демонстрационные таблицы; для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным рисунком,  выпиловочный столик, наждачная бумага. План занятия: 1. организационный момент 1­2 минуты; 2. сообщение целей и задач урока учащимся 2­3 минуты; 3. просмотр мультимедийной презентации 2­3 минуты; 4. вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3­4 мин; 5. самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж 20 мин; 6. подведение итогов, заключительный инструктаж 4­5 мин. Время проведения: 45 минут. Ход урока: 1. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! Как в народе говорится­ Дело мастера боится. И сейчас всего за час Научу всему я вас. Как выпиливать, строгать, Место за собой убрать, Инструмент хитро держать, Чтобы пилку не сломать ­ Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На верстаках не должно быть ничего  лишнего. У всех есть спецодежда. Молодцы, к уроку готовы. 2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске). (Постановка цели и производственных задач перед учащимися). 21 ­ Очень много красивых вещей можно изготовить с помощью лобзика. Нам поступил  заказ от работников национального музея села Казым: изготовить экспонаты для  музея – фигурки оленей. Слайд 1 (Тема занятия на экране) ­ Тема нашего сегодняшнего занятия  «Выпиливание лобзиком по внешнему контуру и изготовление изделия из фанеры  «Олень». На предыдущих занятиях вы уже выпиливали лобзиками по прямым  линиям. (Цели урока на экране) ­ Цель этого занятия: совершенствовать умения и навыки работы лобзиком,  научиться выпиливать по шаблону криволинейные поверхности. День сегодня очень яркий. Ждёт музей от нас подарки. Чтобы порадоваться им Мы оленей смастерим. 2. Показ презентации. Слайд 2 Северный олень ­ одно из самых уникальных животных Севера. Слайд 3 Олень дает  северным народам пищу, шкуры для одежды и является "арктическим  танком" ­ незаменимым средством передвижения.  Слайд 4 Северный олень, кроме прочих своих достоинств, ещё и очень красив. Под северным сеянием бежит олень, скрипит снег под копытами, несётся рядом тень. Откинутая гордо оленья голова. Шаг его лёгок, как ветер. Слайд 5 Он смотрит на мир влажными карими глазами. Гордо несёт большие ветвистые рога ­  его красу и оружие. В его сердце горит благородный огонь. Беги! И живи долго  северный олень! ­ Я думаю, это будет замечательный подарок от нас для музея. 3. Повторение изученного материала. ­ Каким инструментом мы будем сегодня работать? Правильно, лобзиком  ­инструментом для выпиливания криволинейных контуров (На таблице лобзик) 22 ­ Из каких частей состоит лобзик? Правильно: рамка, ручка, верхний и нижний  зажимы. 4. Правила безопасной работы с инструментом ­ Давайте вспомним технику безопасности при работе с лобзиком. (у детей  раздаточный материал – таблички с инструкциями по технике безопасности). 1. Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками. 2. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку. 3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика. 4. Не делать резких движений лобзиком, не наклоняться низко над заготовкой. ­ Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе. Сначала  пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были  направлены остриями к ручке. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку  верхним зажимным винтом. Для этого используют приспособления (рис. 2). ­ Размечают заготовку по рисунку через копировальную бумагу или по шаблону. При  пилении лобзиком также используют специальное приспособление — выпиловочный  столик (рис. 3), который закрепляют в заднем зажиме верстака. Сидеть и стоять во  время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка  должна находиться на уровне груди  ­ Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему,  чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании по внутреннему контуру  рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют  пилку и закрепляют ее в рамке. Пиление по внешнему контуру начинают от края  фанеры и постепенно переходят на линию разметки. Лобзик надо перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается. В  23 местах поворота линий рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не  прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3...5 минут работы  следует делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охладить ее влажной тряпочкой. ­ И самое главное, чтобы хорошо и качественно работать, мы должны помнить  японскую пословицу «Торопись не спеша». А какие похожие русские пословицы вы  знаете? «Тише едешь – дальше будешь» «Поспешишь – людей насмешишь»     (На экране) 4. Практическая работа по выполнению изделия. ­ А сейчас приступаем к работе. Давайте ознакомимся с порядком выполнения  работы. Слайд 6 Порядок выполнения работы 1. Нанести рисунок по шаблону на заготовку (рисунок нанесён) 2. Выпилить изделие по линиям разметки по внешнему контуру. При выпиливании чётко придерживаться линии разметки. 3. Просверлить отверстие диаметром 3 мм. и пропилить внутри изделия. 4. Собрать конструкцию (поставить оленя на подставку) ­ Кто мне мастерство покажет, Делом все слова докажет?! ­ А чтобы получить хороший результат своей работы, вы должны знать требования к  качеству изделия. 1. Края изделия должны быть ровные, без зазубрин и углов. 2. Изделие на подставке должно крепко держаться. ­ Чтобы работа спорилась, я вам включу музыку. (Дети выполняют работу) (Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся) (Проводится физ. минутка в середине занятия) ­ Ребята до окончания работы осталось 5 минут. Но не торопитесь. Вспомните пословицу: «Не доделаешь сейчас – не испортишь». ­ Внимание: На сегодня завершаем работу. На данном занятии изделие не закончено. Выполнить отделку изделия (отшлифовать и покрасить предстоит на следующем  занятии). ­ Сдаём инструменты и приспособления и приступаем к уборке рабочих мест. 5. Подведение итогов. (Указание типичных ошибок, отметка лучших работ). ­ Закончили уборку и заняли свои рабочие места. Сейчас мы приступаем к самому  интересному – просмотру всех работ. ­ Кто справился полностью с заданием? А кому не хватило времени? 24 ­ Ребята, я видел, что вы работали с душой. А сейчас, я вас попрошу расставить  изделия на Цветные листы: 1 лист (жёлтого цвета) – если работа на занятии вам понравилась 2 лист (зелёного цвета) – ……………… 3 лист (синего цвета) – работа на занятии не принесла вам удовлетворения. (Учитель с учениками рассматривает выполненные изделия. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения). Думаю, что работникам музея должны понравиться наши изделия. Вы замечательные  дружные ребята. Слайд 7 Спасибо за работу. 6. Уборка рабочих мест.  25

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»

Факультативная программа для специализированного 5 класса в общеобразовательной школе «Декоративно-прикладное искусство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2017