Отдел образования, спорта и туризма Петриковского райисполкома
Государственное учреждение образования «Мышанская средняя школа»
Факультативное занятие «Решение текстовых задач»
по математике
Тема: Задачи с геометрическим содержанием (треугольник и другие фигуры)
(3 класс)
Автор
Попок Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории Мышанка, 2018
Тема: Задачи с геометрическим содержанием (треугольник и другие фигуры)
Цель: формирование умения решать задачи с геометрическим содержанием, в
условии которых говорится о треугольнике, а также рассматриваются две
геометрические фигуры.
Задачи: отрабатывать навыки решения задач с геометрическим содержанием;
развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, умение
обобщать и делать выводы;
создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия
потенциала каждого ребёнка.
Оборудование: презентация для теста, схемы задач, карточка для рефлексии.
1. Организационномативационный этап.
Ход занятия
а)Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир математики отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Работать – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! (все вместе)
б) Минутка самовнушения
Ребята, чтобы вы пожелали себе и своим друзьям перед уроком?
Желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всём
(безымянный) и везде (мизинец). (Учащиеся рассаживаются по местам.) 2. Этап актуализации знаний. Определение темы, целей и задач урока.
Я знаю, что вы любознательные, внимательные ребята и любите выполнять
занимательные задания.
Прочитайте единицы измерения: см мм км кг м дм
Какая единица лишняя? (кг)
Почему? (Это единица измерения массы.)
Что измеряют другие единицы в этой строчке? (Это единицы измерения
дины.)
В математике есть специальный раздел, который изучает измерения.
Разгадайте его название.
Игра «Угадай слово»
Расположите единицы измерения длины по возрастанию. Прочитайте как
называется раздел математики.
74 см 81см
Г
Правильно. Геометрия.
70 дм 900 см 95 дм
Р
90см
О
И
Я
Е
103 см 150см 50дм
М
Е
Т
Какая единица измерения спряталась в слове геометрия? (Метр)
О возникновении геометрии расскажут наши знатоки. (Учащиеся
рассказывают сообщения)
Минутка открытий.
Геометрия… откуда взялось это слово? Что оно означает? Попробуем
1.
разгадать его смысл. «Гео» означает «Земля», «метр» это единица
измерения длины (от греческого слова «метрео» «измеряю»). Таким
образом, получается, что геометрия в переводе с греческого означает
Геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, впервые была
«измерение земли» или «землемерие».
2.
изложена греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.)в своих книгах «Начала».
(Показать фотографию учёного) (Слайд 2) В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I
3.
спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для
понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде,
содержащемся в 13 книгах. Ученый гордо ответил: " В геометрии нет
царской дороги".
(Однажды египетский царь Птолемей I выразил желание изучать
геометрию. Призвал он к себе математика Эвклида (III век до.н.э) и
спросил, как можно выучить геометрию быстрее и легче? Великий ученый
сурово и с достоинством ответил: «Царских путей к геометрии нет!» )
Что хотел сказать царю этой фразой учёный?
(Он хотел этой фразой подчеркнуть, что в изучении науки никакие
привилегии невозможны и не помогут. Под словами «царские пути» ученый
подразумевал специально проложенные для царей ровные и гладкие дороги в
пределах государства.)
Сегодня на занятии мы не будем искать царский путь, а будем учиться
решать задачи с геометрическим содержанием.
Какую
цель
вы
поставите
перед
собой?
(Научиться решать задачи на нахождение периметра.)
Какие знания нам нужно применить? (Знать формулы, таблицу
умножения и деления)
Работать мы будем на маршрутных листах. Вы будете оценивать себя за
каждое задание.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению
материала.
Игра « Лишний квадрат»
Объясните признак по которому исключили квадрат.
Учащиеся решают примеры на умножение и деление, определяют лишний
квадрат. (3,4 ) (самооценка учащихся: 2 признака 2 б.) Определите, сколько треугольников на рисунке.
Выясняется, что на рисунке 12 треугольников. Обсуждается способ
пересчёта: 6 маленьких; 4 треугольника составлены из 2 маленьких; 2
треугольника, состоящих из 3 маленьких.
(Самооценка учащихся: балл равен количеству найденных треугольников)
Перед Вами геометрические фигуры. Назовите их одним
словом. (Четырёхугольники).
– Какие фигуры лишние . (Слайд 4) (Фигура 3, 5 исчезают)
– Что такое прямоугольники. (Прямоугольники – четырехугольники, у
которых все углы прямые.)
– Что можно узнать, зная длины сторон четырёхугольников? Периметр –
сумма длин сторон фигур.
Игра «Найди формулу для фигуры» (дети выходят к доске и находят
формулы для каждой фигуры)
4.
Гимнастика для глаз «Рисуй глазами треугольник»
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.) 5. Практическая работа.
Первое предлог,
Второе летний дом,
А третье всегда решается с трудом.
О чём идёт речь? ( Учащиеся разгадывают ребус.)
За +
=задача
а) Соотнесение задачи со схемой решения задачи. Работа в паре.
Весёлые геометрические фигуры решили развеселить Вас и «зашифровали»
математические задачи и их решения.
Вам нужно соединить линией условие каждой задачи с табличкой, в
которой указано, какое арифметическое действие надо выполнить при
решении задачи.( Когда пара готова поднимаем руки домиком.)
1.Сторона квадрата
равен периметр квадрата?
см. Чему
а) + + +
2.Длина прямоугольника
см, а
ширина
периметр прямоугольника?
см.
Чему равен
б)
+ + +
3.Длины сторон треугольника равны
оответственно
см,
см,
см.
Чему равен периметр
треугольника?
в) ?4
г)
?2+ ?2 4.Длины сторон четырехугольника
равны оответственно
см,
д)
+ +
см,
см,
периметр четырехугольника?
см. Чему равен
е) ( + )?2
Задание №3. Проверка на слайде
1
в
2
а, г, е
3
4
д б
(Работа в парах, проверка)
Работа над составной задачей.
Прочитайте задачу на доске.
Сторона квадрата 8 см. Она на 2 см больше стороны треугольника,
у которого все стороны равны. Чему равен периметр треугольника и
квадрата?
Разбор задачи проводит ученик.
О чём говорится в задаче? (о геометрических фигурах)
Какие две геометрические фигуры рассматриваются в задаче? (Квадрат и
треугольник)
Что известно в задаче?
( Сторона квадрата ровна 8см.
Сторона треугольника не известна, но мы знаем, что она на 2 см меньше
стороны квадрата.)
Что нужно узнать?
( Периметр треугольника и квадрата) –Что такое периметр?
Что узнаем сначала? ( Чему равна сторона треугольника.)
Выполним какое действие? (Вычитание)
Можем ответить на вопрос задачи? (Да. Так как у квадрата и треугольника
все стороны равны, то периметр находим по формуле Р=а ×4, Р= а ×3)
( Краткое условие записывает один ученик у доски, решение задачи
учащиеся записывают самостоятельно на маршрутных листах, а два
ученика за доской.)
Д1=8 см Д1=8 см
Д2=?
Р1=?
Р2=?
Д1>Д2 на 2 см
Д2=?
Решение
1) 82=6 (см) – длина стороны треугольника;
2) 6*3=18(см) – периметр треугольника;
3) 8*4=32 (см) периметр квадрата.
Ответ: 18 сантиметров, 32 сантиметра.
6.Физкультминутка. Игра на внимание.
Вы устали? Отдохнём!
Наш ум в порядок приведём!
Учитель называет три произвольных числа. Если все числа следуют в порядке
возрастания (например, «33, 34,35»), учащиеся поднимают руки вверх. Если
все числа следуют в порядке убывания (например 60, 59, 58), учащиеся
приседают. Если встречаются и возрастание и убывание (например, «33, 35,
31», «40, 47, 42»), учащиеся разводят руки в стороны. Вариант чисел:
5,6,7руки вверх
8,7,6 присели
45,46,47 руки вверх
76,74, 80 руки в стороны
89,88,87 присели
150,151,152 руки вверх
140,145,143 руки в стороны
167,166,165 присели
7.Решение задач на нахождение Р . (3 вида задач – разного уровня
сложности 3,4,5 уровня)дифференциация
Прямоугольник составили из двух квадратов со стороной 4 см. Начертите
этот прямоугольник и вычислите его периметр.
Д1=4см
Д1=4см
Д2=?
Д2=Д1+Д1
Р=?
Решение
1) 4+4=8 (см) длина прямоугольника;
2) 4*2+8*2= 24 (см) – периметр прямоугольника;
Ответ: 24см.
8. Закрепление изученного. Тест «Проверь себя» Проверка на слайде.
1
а
2
в
3
а
4
б
5
б
6
2
(Учащиеся выставляют баллы в листы самооценки 6 )
10 . Подведение итогов.
Подсчитайте количество баллов на маршрутных листах.
11.Рефлексия
Молодцы! Разместите свою фигурку на лестнице знаний:
1я ступенька – пока испытываю трудности;
2я ступенька – хорошо работал, но могу лучше;
3я ступенька –хочу знать больше.
В заключение читаю стихи Н. Рыленкова:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кемто вслед, Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Маршрутный лист
Приложение №1
учащегося 3 класса________________________________________
Вид задания
Самооценка 1. Игра «Лишний квадрат»
18:2
12:3
81:9 27:3
36:4
24:6 36:9
28:7
25:5 35:7
30:6 20:4
42:6
49:7 21:3
35:7
2. Определите, сколько треугольников на рисунке.
3. Соотнесение условия задачи со схемой решения задачи.
Задача (3 уровень)
Ответ:
Задача (4 уровень)
Ответ:
Задача (5 уровень)
Ответ:
Тест «Проверь себя»
1
2
3
4
5
6
Сумма баллов за занятие
Приложение №2 1.Сторона квадрата
равен периметр квадрата?
см. Чему
а) + + +
2.Длина прямоугольника
см, а
ширина
периметр прямоугольника?
см.
Чему равен
б)
+ + +
3.Длины сторон треугольника равны
соответственно
см,
см,
см. Чему равен периметр
треугольника?
4.Длины сторон четырехугольника
равны соответственно
см,
в) ?4
г)
д)
?2+ ?2
+ +
см,
см,
периметр четырехугольника?
см. Чему равен
е) ( + )?2
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.