Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Оценка 5

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
математика
3 кл—4 кл
10.04.2018
Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Индивидуальный маршрутный лист учащегося
Открытый факультатив по математике.doc
Отдел образования, спорта и туризма Петриковского райисполкома Государственное учреждение образования «Мышанская средняя школа» Факультативное занятие «Решение текстовых задач»  по математике Тема: Задачи с геометрическим содержанием (треугольник и другие фигуры) (3 класс) Автор Попок Елена Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Мышанка, 2018 Тема: Задачи с геометрическим содержанием (треугольник и другие фигуры) Цель: формирование умения решать задачи с геометрическим содержанием, в условии   которых   говорится   о   треугольнике,  а  также   рассматриваются   две геометрические фигуры. Задачи: отрабатывать навыки решения задач с геометрическим содержанием; развивать   логическое   мышление,   внимание,   математическую   речь,   умение обобщать и делать выводы; создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка. Оборудование: презентация для теста, схемы задач, карточка для рефлексии. 1. Организационно­мативационный этап. Ход занятия а)Чтобы спорилось нужное дело,  Чтобы в жизни не знать неудач,  В мир математики отправимся смело,  В мир примеров и разных задач.  А девизом нашего урока будут такие слова:  Думать – коллективно!  Решать – оперативно!  Отвечать – доказательно!  Работать – старательно!  И открытия нас ждут обязательно! (все вместе) б) Минутка самовнушения  ­ Ребята, чтобы вы пожелали себе и своим друзьям перед уроком?  ­   Желаю   (большой),   успеха   (указательный),   большого   (средний),   во   всём (безымянный) и везде (мизинец). (Учащиеся рассаживаются по местам.) 2. Этап актуализации знаний. Определение темы, целей и задач урока.  ­ Я знаю, что вы любознательные, внимательные ребята и любите выполнять  занимательные задания. ­Прочитайте единицы измерения: см  мм  км  кг  м  дм ­ Какая единица лишняя? (кг) ­ Почему? (Это единица измерения массы.) ­ Что измеряют другие единицы в этой строчке? (Это единицы измерения дины.) ­   В   математике   есть   специальный   раздел,   который   изучает   измерения. Разгадайте его название. Игра «Угадай слово»  Расположите   единицы   измерения   длины   по   возрастанию.   Прочитайте   как называется раздел математики. 74 см 81см Г ­ Правильно. Геометрия.  70 дм 900 см 95 дм Р 90см О И Я Е 103 см 150см 50дм М Е Т ­Какая единица измерения спряталась в слове геометрия? (Метр) ­   О   возникновении   геометрии   расскажут   наши   знатоки.   (Учащиеся рассказывают сообщения) Минутка открытий. Геометрия… откуда взялось это слово? Что оно означает? Попробуем 1. разгадать   его   смысл.   «Гео»   означает   «Земля»,   «метр»   ­  это единица измерения длины   (от   греческого   слова   «метрео»   ­   «измеряю»).   Таким образом,   получается,   что   геометрия   в   переводе   с   греческого   означает Геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, впервые была «измерение земли» или «землемерие». 2. изложена греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.)в своих книгах «Начала». (Показать фотографию учёного) (Слайд 2) В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I 3. спросил   древнегреческого   математика,   нет   ли   более   короткого   пути   для понимания   геометрии,   чем   тот,   который   описан   в   его   знаменитом   труде, содержащемся   в   13   книгах.   Ученый   гордо   ответил:   " В   геометрии   нет царской дороги". (Однажды   египетский   царь   Птолемей   I   выразил   желание   изучать геометрию.   Призвал   он   к   себе   математика   Эвклида   (III   век   до.н.э)   и спросил, как можно выучить геометрию быстрее и легче? Великий ученый сурово и с достоинством ответил: «Царских путей к геометрии нет!» ) ­ Что хотел сказать царю этой фразой учёный? (Он   хотел   этой   фразой   подчеркнуть,   что   в   изучении   науки   никакие привилегии невозможны   и не помогут. Под словами «царские пути» ученый подразумевал специально проложенные для царей ровные и гладкие дороги в пределах государства.) Сегодня на занятии мы не будем искать царский путь, а будем учиться решать задачи с геометрическим содержанием. ­Какую   цель   вы   поставите   перед   собой?  (Научиться решать задачи  на нахождение периметра.) ­ Какие   знания   нам   нужно   применить?  (Знать   формулы,   таблицу умножения и деления)  ­   Работать мы будем на маршрутных листах. Вы будете оценивать себя   за каждое задание.  3. Этап подготовки учащихся  к активному  и сознательному усвоению материала.  Игра « Лишний квадрат» ­ Объясните признак по которому исключили квадрат. Учащиеся   решают   примеры   на   умножение   и   деление,   определяют   лишний квадрат. (3,4 ) (самооценка учащихся: 2 признака ­2 б.)  Определите, сколько треугольников на рисунке. Выясняется,   что   на   рисунке  12  треугольников.   Обсуждается   способ пересчёта:   6   маленьких;   4   треугольника   составлены   из   2   маленьких;   2 треугольника, состоящих из 3 маленьких.  (Самооценка учащихся: балл равен количеству найденных треугольников) Перед Вами геометрические фигуры. Назовите их одним  словом. (Четырёхугольники).  – Какие фигуры лишние . (Слайд  4) (Фигура 3, 5 исчезают) – Что такое прямоугольники. (Прямоугольники – четырехугольники, у  которых все углы прямые.)  – Что можно узнать, зная длины сторон четырёхугольников? Периметр – сумма длин сторон фигур.   Игра «Найди  формулу для фигуры» (дети выходят к доске и находят  формулы для каждой фигуры) 4. Гимнастика для глаз «Рисуй глазами треугольник» Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза откроем наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.) 5. Практическая работа. Первое ­ предлог,  Второе  ­ летний дом,      А третье всегда решается с трудом. ­ О чём идёт речь? ( Учащиеся разгадывают ребус.) За +  =задача а) Соотнесение  задачи со схемой решения задачи. Работа в паре. ­ Весёлые геометрические фигуры решили развеселить Вас  и «зашифровали» математические задачи и их решения. Вам нужно соединить линией условие каждой задачи с табличкой, в которой   указано,  какое   арифметическое   действие   надо   выполнить   при решении задачи.( Когда пара готова поднимаем руки   домиком.) 1.Сторона   квадрата   равен периметр квадрата?   см.   Чему а)  + + + 2.Длина прямоугольника    см, а ширина   периметр прямоугольника?   см.     Чему   равен б) + + + 3.Длины   сторон   треугольника   равны оответственно см,   см, см.   Чему   равен   периметр треугольника? в)   ?4 г) ?2+ ?2 4.Длины   сторон   четырехугольника равны   оответственно см,   д)  + + см,   см,   периметр четырехугольника?     см. Чему равен е)  ( + )?2 Задание №3. Проверка на слайде 1 в 2 а, г, е 3 4 д б (Работа в парах, проверка) Работа над составной задачей. Прочитайте задачу на доске. Сторона квадрата 8 см. Она на 2 см больше стороны треугольника, у которого   все  стороны   равны.  Чему равен   периметр   треугольника   и квадрата? ­Разбор задачи проводит ученик.  О чём говорится в задаче? (о геометрических фигурах) ­ Какие две геометрические фигуры рассматриваются в задаче? (Квадрат и треугольник) ­ Что известно в задаче? ( Сторона квадрата ровна 8см. Сторона треугольника не известна, но мы знаем, что она на 2 см меньше стороны квадрата.) ­ Что нужно узнать? ( Периметр треугольника и квадрата) –Что такое периметр?  ­ Что узнаем сначала? ( Чему равна сторона треугольника.) ­ Выполним какое действие? (Вычитание) ­ Можем ответить на вопрос задачи? (Да. Так как у квадрата и треугольника все стороны равны, то периметр находим по формуле Р=а ×4, Р= а ×3) (   Краткое   условие   записывает   один   ученик   у   доски,   решение   задачи учащиеся   записывают   самостоятельно   на   маршрутных   листах,   а   два ученика за доской.)         Д1=8 см                                                    Д1=8 см                                                                                 Д2=?                                                                             Р1=? Р2=?  Д1>Д2 на 2 см                                                           Д2=? Решение 1) 8­2=6 (см) – длина стороны треугольника; 2) 6*3=18(см) – периметр треугольника; 3) 8*4=32 (см)­ периметр квадрата. Ответ: 18 сантиметров, 32 сантиметра. 6.Физкультминутка.  Игра на внимание. Вы устали? Отдохнём! Наш ум в порядок приведём! Учитель называет три произвольных числа. Если все числа следуют в порядке возрастания (например, «33, 34,35»), учащиеся поднимают руки вверх. Если все   числа   следуют   в   порядке   убывания   (например   60,   59,   58),   учащиеся приседают. Если встречаются и возрастание и убывание (например, «33, 35, 31», «40, 47, 42»), учащиеся разводят руки в стороны. Вариант чисел:  5,6,7­руки вверх 8,7,6­ присели 45,46,47 ­руки вверх 76,74, 80 ­ руки в стороны 89,88,87­ присели 150,151,152 ­руки вверх 140,145,143­ руки в стороны 167,166,165­ присели 7.Решение   задач   на   нахождение   Р   .   (3   вида   задач   –   разного   уровня сложности­  3,4,5  уровня)­дифференциация Прямоугольник составили из двух квадратов со стороной 4 см. Начертите этот прямоугольник и вычислите его периметр.         Д1=4см          Д1=4см     Д2=?             Д2=Д1+Д1     Р=?   Решение  1) 4+4=8 (см)­ длина прямоугольника; 2) 4*2+8*2= 24 (см) – периметр прямоугольника; Ответ: 24см. 8. Закрепление изученного. Тест «Проверь себя» Проверка на слайде.      1 а 2 в 3 а 4 б 5 б 6 2    (Учащиеся выставляют баллы в листы самооценки ­6 )      10 . Подведение итогов.  ­ Подсчитайте количество баллов на маршрутных листах.   11.Рефлексия ­ Молодцы! Разместите свою фигурку на лестнице знаний: 1­я ступенька – пока испытываю трудности; 2­я ступенька – хорошо работал, но могу лучше; 3­я ступенька –хочу знать больше. В заключение читаю стихи Н. Рыленкова: Хоть выйди ты  не в белый свет, А в поле за околицей,­ Пока идёшь за кем­то вслед, Дорога не запомнится. Зато куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Маршрутный лист Приложение №1 учащегося 3  класса________________________________________ Вид задания Самооценка 1. Игра «Лишний квадрат»        18:2       12:3 81:9      27:3        36:4 24:6      36:9        28:7              25:5      35:7 30:6      20:4       42:6 49:7      21:3        35:7 2. Определите, сколько треугольников на рисунке. 3. Соотнесение условия  задачи со схемой решения задачи. Задача  (3 уровень) Ответ: Задача  (4 уровень) Ответ: Задача (5 уровень) Ответ: Тест «Проверь себя» 1         2 3 4 5 6                                                         Сумма баллов за занятие   Приложение №2 1.Сторона   квадрата   равен периметр квадрата?   см.   Чему а)  + + + 2.Длина прямоугольника    см, а ширина   периметр прямоугольника?   см.     Чему   равен б) + + + 3.Длины сторон треугольника равны соответственно см,   см, см.   Чему   равен   периметр треугольника? 4.Длины   сторон   четырехугольника равны соответственно см,  в)   ?4 г) д)  ?2+ ?2 + + см,  см,   периметр четырехугольника?    см. Чему равен е)  ( + )?2

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"

Факультативное занятие по  математики в 3 классе на тему "Задачи с геометрическим содержанием"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018