Планконспект факультативного занятия № 10
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема: Ваши старые знакомые
Цели:
Предметные: формировать умения правильного написания слов с сочетаниями жищи, чущу, ча
ща, чк, чн, щн, нщ.
Задачи:
1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;
2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ носит
традиционный характер и является орфограммой;
3) составить алгоритм написания буквосочетаний жиши, чаща, чущу;
4) научить писать слова с буквосочетаниями жиши, чаща, чущу;
5) развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов;
6) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.
Личностные: способствовать развитию интереса к урокам русского языка.
Планируемые результаты
Знать:
Особенности шипящих согласных звуков.
Правило написания буквосочетаний жи – ши, ча ща, чу щу.
Уметь:
Находить изученную орфограмму в слове.
Писать слова с буквосочетаниями жиши, чаща, чущу, используя правило.
Находить в тексте слова с изученными орфограммами.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык»2 класс.
2. Карточки с заданиями.
I.
Организационный
Ход занятия:
Добрый день, ребята!
Начинается урок.
Он пойти вам должен впрок.
Проверяет готовность рабочего места.
Приветствуют друг друга, желают друг другу успеха.
Актуализация знаний
II.
1 Минутка чистописания
В В В Ву ВВВ Вл Ве Во Вд
Зов завод воскресенье вчера четверг
Вежливость открывает все двери.
Какую букву будем писать? Что вы о ней знаете?
Постановка учебной задачи.
III.
Прочитайте слова: машина, прощай, щавель.
Что общего у этих слов? (гласные после шипящих)
Какой совет тётушки Совы необходимо помнить при написании этих слов? (с. 11)
Самоопределение к деятельности
Кто назовёт тему урока? Продолжите фразу: «Хочу научиться …» (правильно писать слова с
буквосочетаниями ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ)
Верно, сегодня на уроке мы будем учиться грамотно писать слова с данными орфограммами. Что
такое «орфограмма»?
«Хочу. Надо. Могу!» Какой путь надо пройти от «Хочу» до «Могу!» (Надо знать правила и применять их)
Проверим ещё раз, как хорошо вы выучили правила. Продолжите: «ЖИШИ пиши с буквой...» (И)
«Сочетания ЧАЩА пишем только с буквой...»
«Сочетания ЧУЩУ пишем только с буквой...»
Работа по теме:
IV.
1. Выборочный диктант. Подбор рифмы:
o В поле травы хороши,
А на речке … (камыши).
o Возле поля, мимо ржи,
Шли колючие е...(жи) .
2. Творческая работа в группах.
1 команда:«Жи»,
2 команда: «Ши»,
3 команда: «Ча»,
4 команда: «Ща»,
5 команда: «Чущу» .
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
o Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями. Вы сидите за столами
группами. Каждая группа это команда, она состоит из 56 учащихся. У каждой
команды своё название. Представьтесь!
o Чтобы работа прошла успешно, нужно соблюдать правила работы в группе:
Задание 1. Запись отгадок с буквосочетаниями ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ.
Воспользуемся загадками, которые вы сами приготовили к уроку в рамках проекта «И в шутку, и
всерьёз». Посоветуйтесь между собой и выберите самые интересные загадки для всего класса.
Задание 2. Защита минипроектов (сказки, кроссворд с изученными орфограммами, книжка
малышка загадок, дидактическая игра типа «Лото»,
Задание 3. Кроссворд «Ёлочка»
Ребята, какой у нас недавно был праздник? (Новый год)
Вокруг чего вы танцевали на празднике? (Вокруг елки)
А вот у Тани елка не такая, как на празднике, а бумажная. На елке она написала слова с
сочетаниями чаща, а какие – узнайте сами.
Дети записывают слова.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до землиВ пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V.
Тренировочные упражнения.
Задание №1
Измени слово так, чтобы они обозначали много предметов. Напиши.
Образец: карандаши… .
Карандаш, гараж, шалаш, груша, морж, ерш, этаж.
Итог урока.
VI.
Рефлексия:
Сегодня на уроке :
я научился…,
мне понравилось…,
было трудно…
Выбор смайлика.