Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"
Оценка 4.7

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
03.04.2017
Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"
урок № 3.docx
План­конспект факультативного занятия № 3 Класс: 2 Предмет: русский язык Тема:  Меня зовут фонема Цель: дать сведения о гласных и согласных звуках Задачи: Предметные:  Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка; понимать различия  между звуками и буквами;  Находить и объяснять расхождение в количестве звуков и букв в слове;  Понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;  Хорошо знать алфавит, правильно называть буквы алфавита. Метапредметные:  Развивать связную речь при составлении рассказов и сказок о звуках и буквах, при  работе с текстом;  Уметь классифицировать языковые единицы по различным признакам;  Уметь пользоваться наглядно­образными схемами для классификации языковых  единиц. Личностные:  Понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения  людей;  Понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи,  использовать эти возможности при создании собственных речевых высказываний;  Формировать потребность в использовании словарей и справочников. Методические   приемы:  письменный контроль. Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование:  таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь   беседа   по   вопросам   ,   тренировочные   упражнения,  устный   и Ход урока: І. Организационный момент. Психологический настрой.  Сценка. Выходят ученики в масках. Мы ­ не буквы, мы ­ звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы ­ не буквы, мы ­ звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередование их подвластно. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет. Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Целеполагание.    ­ Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о звуках, какими они бывают, как произносятся и чем отличаются. Тема урока: «Меня зовут Фонема» II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков: а) Устный опрос: ­ Что такое алфавит?  ­ Какие алфавиты знаете? Приведите примеры. ­ Как расположены буквы в алфавите?  ­ Прочитайте имена членов своей семьи в алфавитном порядке. б) Каллиграфическая минутка. Мы переходим к минутке чистописания, а чтобы узнать какую букву мы будем писать посмотрите на доску и определите какой буквой объединены все эти картинки? ( Арбуз, азбука, аллея) Аллея­ это дорога с рядами деревьев по бокам. Кто отгадал, какую букву мы сегодня будем прописывать?(А) Правильно это буква А. Характеристика буквы Какой звук обозначает буква «А»?(Гласный) Его можно пропеть? Переходим к прописи буквы «а» Дети отвечают на вопрос. Прописывание буквы Прописываем букву «а» в тетради. (показываю на доске). Найдите в строке самую красивую букву «а» и подчеркните её. Что мы сейчас делали? Прописывают букву «а» в тетради. Ответ: повторили правописание буквы «а». ІІІ. Объяснение нового материала: а) изложение теоретического материала. Отгадайте загадки. Его не видно В руки не взять. Но зато слышно. (Звук) Черные, кривые, От рождения немые. Встанут в ряд –  Враз заговорят. (Буквы)   Беседа: ­ Что такое буква? Что такое звук? Какие бывают звуки?  ПРАВИЛО  Звуки мы слышим и произносим.  Буквы мы видим, пишем, читаем.  Звуки бывают гласные и согласные Чтение рифмовок о звуках. – Здравствуйте, мы фонемы. 1 ученик: Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать И в колыбельке ребенка качать. 2 ученик: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс – змеиный слышен свист, Шшш – шуршит опавший лист. Жжж – шмели в саду жужжат, Ррр – моторы тарахтят. ­Как произносятся согласные звуки? ­ Что ты можешь сказать про согласный звук?  (он состоит из голоса и шума или только из шума) ­ Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ) ­ На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные) ­ Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком) ­ Я вам приведу для сравнения такие слова — лук­люк, мел­мель. Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажите? ­ А теперь мы с вами переключимся на парные согласные. Назовите мне пары!(б­п,в­ф,г­к,д­т,ж­ш,з­с — твердые и такие же мягкие) ­ Остальные согласные у нас остались без пары. ­ Назовите буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й) ­ Что можете сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков) ­ Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ ) ­ Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц) ­ И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука) ­ Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком) Молодцы! Физминутка. Пальчиковая гимнастика ­ А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи  в тетради:  ­ заведем мотор машины (вращение кулаков) ­покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук)  ­поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз  (большим пальцем нажимаем на подушки  пальцев по порядку)  ­раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)  и  сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)  ­вдруг проснулись ,потянулись. Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими  помощниками. Дети выполняют разминку IV. Закрепление материала: а) Тренировочные упражнения. ­ А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний. Задание 1. Найдите слова, отличающееся одним звуком друг от друга.  КИТ  ДЫМ  КОСА  МАСКА  КРЫША  УДОЧКА  МАК  КРЫСА  КАСКА  КОТ  УТОЧКА  ДОМ  РАК  КОЗА   Задание 2. На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.  Разделите эти буквы на 2 группы .  ­ По какому признаку вы разделили буквы?(гласные и согласные)  Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.(г, д) ; (у, ы)  Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.   в) самостоятельное выполнение упражнений учащимися с последующей проверкой.  Задание 1. На доске записано: БЕЛХ.  ­   Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.  ­    Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите только согласные звуки.   Задание 2. Запишите пары  Кит – кот, [и] ­ [о].   Дым – дом, [ы] ­ [о].  Коса – коза, [с] ­ [з].  Маска – каска, [м] ­ [к].  Крыша – крыса, [ш] ­ [с].  Удочка – уточка, [д] ­ [т].  Мак – рак, [м] ­ [р].   V. Подведение итогов. Ответьте на вопросы:  Звуки мы…  Буквы мы…  Звуки бывают…  Закончите следующие фразы.  —   Звуки бывают ... (гласные и согласные).  —   Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград).  —   Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду).  ­   Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным звуком.)  Рефлексия: ­ Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого   обозначает   их   настроение:   красное   –   хорошее,   весёлое;   зелёный   – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)  б) выставление оценок.   VІ. Домашнее задание: написать имена челнов семьи в алфавитном порядке   ­ Спасибо за урок! Всем доброго дня!    

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017