Факультативное занятие "Занимательная грамматика" на тему "Древние письмена"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок №5.docx
План­конспект факультативного занятия № 5 Класс: 2 Предмет: русский язык Тема:  Для всех ли фонем есть звуки? Цель: повторить знания о буквах мягкий  и твёрдый знаки. Задачи: Предметные:  Систематизировать знания о буквах мягкий и твёрдый знаки русского языка;  понимать различия между ними;  Понимать, какова роль этих букв в различении слов;   повторить и применять по схеме правила правописания Ъ и Ь знаков в словах; провести орфографический тренинг написания слов с разделительными знаками; Метапредметные:   Развивать связную речь при составлении рассказов и сказок о звуках и буквах, при  работе с текстом; обогатить лексику учащихся, развивать внимание и мышление; Личностные:  Понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей; воспитание коммуникативной культуры, личностной активности,    Методические   приемы:    беседа   по   вопросам   ,   тренировочные   упражнения,  устный   и письменный контроль. Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование:  таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь Ход урока: І. Организационный момент. Психологический настрой.  ­   Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   не   просто   школьники,   мы   исследователи   лаборатории русского языка. Призываю вас быть внимательными и активными на уроке. Каждый день, всегда, везде На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Целеполагание.   ­Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках, какими они бывают как произносятся и чем отличаются. Тема урока «Меня зовут Фонема»  ­ Правильно писать слова с Ъ и разд. Ь знаками, не путать эти знаки. II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков: а) Устный опрос: Ответьте на вопросы: Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается …(гласный) Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать,Могут в кроватке ребенка баюкать, Но не желают скрипеть и ворчать.  Сколько всего гласных звуков существует в русском алфавите? (6)  Назовите их. (а, о, у, и, ы, э)  Сколько согласных букв? Назовите их. б) Каллиграфическая минутка.  ІІІ. Объяснение нового материала: а) изложение теоретического материала. Загадка. Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. Что же это за буква и на что она показывает? (Эта буква Ь знак. Она показывает на мягкость согласного звука.) А какие ещё буквы могут показывать мягкость согласных на письме? (Гласные буквы – И, Я, Ю, Ё, Е.) Чем различаются слова: сели – съели? Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? (Твёрдый знак) Чем же интересны эти буквы? (Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.) Как это показать схемой? Как обозначим мягкий согласный звук и твёрдый? Ь , И, Е, Ё, Ю, Я Ъ ­ Где в слове стоит разд ь? ­ Какие буквы он разделяет?  2) Ребята, к нам пришли гости. Послушаем их. 1 ученик: Твёрдый знак и мягкий знак – Буквы нам нужны. Не читаются никак, Но в словах важны. Мы без них совсем не можем, Песни петь, стихи читать. И в газету очень сложно Объявление подать. СТИХИ ПРО БУКВУ Ъ — Как мы пишем твердый знак? — Твердый знак мы пишем так: Колесо и спичка,Позади косичка. СТИХИ ПРО БУКВУ Ь Мягкий знак — хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. СТИХИ ПРО БУКВУ Ъ Подъехал к стройке Кран подъемный. Подъемный кран – Силач огромный! Физминутка.  Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг­скок, прыг­скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. IV. Закрепление материала: а) Тренировочные упражнения. ­ А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний. Задание творческое 1.  Сочини продолжение сказки. Жили­были две буквы и были они глухонемые. Очень обидно им было. Тогда одна буква нашли себе работу ­ …(стала указывать на мягкость согласного звука). Это какая буква? А другая осталась без работы… И тогда они стали стали локтями распихивать буквы и нашли работу. Теперь они довольны:  Ъ – разделяет согласные от гласных Ь – нашел две работа: 1) стала указывать на мягкость согласного звука 2) разделяет согласные от гласных Задание 2. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный мягкий знак, напиши: брат, колос, стул, перо, полено, друг Задание 3.Подчеркните слова, в которых не нужно писать мягкий знак. Пал…то, пес...ня, печ…ка, руч…ной, стал…ной. в) самостоятельное выполнение упражнений учащимися с последующей проверкой.Задание 1.  Раздели  слова  на  две  группы и  запиши  их  в  тетрадь в 2 столбика Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление. Задание 2. Вставь нужные буквы и запиши предложения. Гусеницы стали об…едать листву. После прогулки дети сели об…едать. Друз...я, учение нас об...единяет! V. Подведение итогов. Ответьте на вопросы: Рефлексия:  Сегодня  на  уроке :  я  научился…,  мне понравилось…, было  трудно…      Выбор смайлика.  б) выставление оценок. VІ. Домашнее задание: Выпиши 3 слова с мягким занком и сделай звуковой анализ. ­ Спасибо за урок! Всем доброго дня!