КОММУНАЛДЫ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕ «АРЗАМАСС ОРТА МЕКТЕБІ»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АРЗАМАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
UTILITY STATE INSTITUTION «ARZAMASS SECONDARY SDHOOL»
Факультативный курс
для первоклассников
Составитель:
учитель начальных классов
Сорокина
2020
Бекітемін: Келісемін: Э/б отырысында каралды:
Утверждаю: Согласованно: Рассмотрено на заседании М/О:
Claim: Coordinated: Considered at the meeting M/C:
Директор Оку ісінін менгерушісі Хаттама № ____________
_____________ _______________ __ Протокол № ___________
« ___» ________ « ___» ____________ Protocol № ______________
« __» ______________________
Факультативный курс
для первоклассников
по
математике
Составитель:
Учитель начальных классов
Сорокина
2020/2021
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии всего класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:
Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Задачи:
3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить
фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется
средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости,
инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на
непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают
игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,
развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в
вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его
постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру
воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок,
дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь
разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению,
характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности
на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых
решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно
классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения,
математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие
группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного
вида: Занимательный материал
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи.
Принципы реализации программы:
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
5. Требования к результатам освоения:
6. Долгосрочное планирование:
№ |
№ п.п. |
Название разделов и темы занятий. |
Кол-во часов. |
Дата |
Раздел 1 "Общие понятия". 6 часов. |
||||
1 |
1. |
Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки. |
1 час. |
|
2-4 |
2. |
Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание. |
3 часа. |
|
5-6 |
3. |
Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения". |
2 часа. |
|
Раздел 2 "Элементы истории математики". |
6 часов. |
|||
7 |
1. |
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. |
1 час. |
|
8 |
2. |
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. |
1 час. |
|
9 |
3. |
Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды. |
1 час. |
|
10 |
4. |
Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений". |
1 час. |
|
11 |
5. |
Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика". |
1 час. |
|
12 |
6. |
История вычислительной техники. Первый компьютер. |
1 час. |
|
Раздел 3 " Числа и операции над ними". |
6 часов. |
|||
13 |
1. |
Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. |
1 час. |
|
14 |
2. |
Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка". |
1 час. |
|
15 |
3. |
Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике. |
1 час. |
|
16 |
4. |
Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками. |
1 час. |
|
17 |
5. |
Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие. |
1 час. |
|
18 |
6. |
Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка". |
1 час. |
|
Раздел 4 " Занимательность". |
9 часов. |
|||
19,,20 |
1. |
Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности. |
2 часа. |
|
21,22 |
2. |
Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность. |
2 часа. |
|
23 |
3. |
Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность. |
1 час. |
|
24 |
4. |
Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды. |
1 час |
|
25 |
5. |
Клуб веселых математиков (КВМ). |
1 час. |
|
26 |
6. |
Интеллектуальный марафон. |
1 час. |
|
27 |
7. |
Урок - праздник. |
1 час. |
|
Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины". |
7 часов. |
|||
28 |
1. |
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами. Игра "Танграмм". |
1 час. |
|
29 |
2. |
Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины. |
1 час. |
|
30 |
3. |
Ломаная линия. Длина ломаной. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования. |
1 час. |
|
31 |
4. |
Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур". |
1 час. |
|
32 |
5. |
Геометрический КВН. |
1 час. |
|
33 |
6. |
Повторение изученного в первом классе. |
1 час. |
|
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический
материал «Занимательные задачи по математике».
2. Олимпиада по математике в 1 классе.
3. Игры «Математическая карусель».
Список использованной литературы
1. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике. 1 класс», М.,: Просвещение, 1986. – 47с.: ил.
2. «Занимательные задачи для маленьких», М., Омега, 1994. – 256с.: с ил.
3. Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике», М.: ВАКО, 2008. - 240с.
4. Л.В. Лазуренко «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах», Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96с.
5. Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе», - М.: Илекса, 2008, - 56с.
6. Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон: 1-4 классы», М.: ВАКО, 2009. – 208с.
7. Л.Г.Петерсон Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 112с.
8. В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников: Кн. Для учителя: Из опыта работы (в сел. р-нах). – М.: Просвещение, 1990. – 77с.: ил.
9. Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов А.В. «Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. илл.
10. В.М.Туркина «400 развивающих заданий по математике. 2 класс: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.
11.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.