Факультативный курс по математике для первоклассников "Математическая карусель""

  • Разработки курсов
  • docx
  • 09.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Иконка файла материала факультатив по математике Математическая карусель.docx

               

КОММУНАЛДЫ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕ «АРЗАМАСС ОРТА МЕКТЕБІ»

                                                                                                                                                        

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АРЗАМАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

UTILITY STATE INSTITUTION  «ARZAMASS SECONDARY SDHOOL»

 

 

 

Факультативный курс

для первоклассников

 

 Составитель:

 учитель начальных классов

Сорокина                                     

 

 

2020

            Бекітемін:                                     Келісемін:                           Э/б отырысында каралды:

Утверждаю:                                Согласованно:                    Рассмотрено на заседании М/О:              

Claim:                                          Coordinated:                         Considered at the meeting M/C:   

Директор                                   Оку ісінін менгерушісі         Хаттама №     ____________

_____________                          _______________ __            Протокол №   ___________

« ___» ________                        « ___»  ____________           Protocol № ______________

    « __» ______________________

 

 

 

Факультативный курс

для первоклассников

по математике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Учитель  начальных классов

Сорокина                                     

 

 

2020/2021

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается при  участии  всего  класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:

Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Задачи:

    • Привитие интереса к математике;
    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    • расширять математические знания в области однозначных чисел;
    • учить правильно применять математическую терминологию;
    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

     На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

    В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал 
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи. 
Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  • Коллективизм;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
  • Научность;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.

 

5. Требования к результатам освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долгосрочное планирование:

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов.

Дата

 Раздел 1 "Общие понятия".                                                                    6 часов.

1

1.

Классификация предметов по различным признакам. Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.

1 час.

 

2-4

2.

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание.

3 часа.

 

5-6

3.

Решаем уравнения с увлечением. Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения".

2 часа.

 

 Раздел 2 "Элементы истории математики".

6 часов.

7

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.

час.

 

8

2.

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.

час.

 

9

3.

Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.

час.

 

10

4.

Из истории цифр. "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".

1 час.

 

11

5.

Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".

1 час.

 

12

6.

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1 час.

 

Раздел 3 " Числа и операции над ними".

6 часов.

13

1.

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.

час.

 

14

2.

Числа и цифры от 6 до 9. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".

час.

 

15

3.

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.

час.

 

16

4.

Счет десятками и единицами. Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.

час.

 

17

5.

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). Игра - путешествие.

час.

 

18

6.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".

час.

 

                                  Раздел 4 " Занимательность".

9 часов.

19,,20

1.

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Примеры с "дырками". Ребусы. Задачи повышенной сложности.

2 часа.

 

21,22

2.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

2 часа.

 

23

3.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1 час.

 

24

4.

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.

1 час

 

25

5.

Клуб веселых математиков (КВМ).

1 час.

 

26

6.

Интеллектуальный марафон.

1 час.

 

27

7.

Урок - праздник.

1 час.

 

 Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины".

7 часов.

28

1.

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами. Игра "Танграмм".

1 час.

 

29

2.

Отрезок и его части. Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины.

1 час.

 

30

3.

Ломаная линия. Длина ломаной. Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.

1 час.

 

31

4.

Практическая работа "Бумага. Ножницы. Линейка". "Разрезные фигуры", сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. "Удивительный квадрат". "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур".

1 час.

 

32

5.

Геометрический КВН.

1 час.

 

33

6.

Повторение изученного в первом классе.

1 час.

 

 

 

Методическое обеспечение программы 


1. Дидактический материал «Занимательные задачи по математике». 

2. Олимпиада по математике в 1 классе. 

3. Игры «Математическая карусель». 



Список использованной литературы 

1.     Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике.              1 класс», М.,: Просвещение, 1986. – 47с.: ил. 

2.     «Занимательные задачи для маленьких», М., Омега, 1994. – 256с.: с ил. 

3.     Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике», М.: ВАКО, 2008. - 240с. 

4.     Л.В. Лазуренко «Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах», Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96с. 

5.     Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе», - М.: Илекса, 2008, - 56с. 

6.     Т.Н.Максимова «Интеллектуальный марафон: 1-4 классы», М.: ВАКО, 2009. – 208с. 

7.     Л.Г.Петерсон Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 112с. 

8.     В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников: Кн. Для учителя: Из опыта работы (в сел. р-нах). – М.: Просвещение, 1990. – 77с.: ил. 

9.     Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов А.В. «Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. илл. 

10. В.М.Туркина «400 развивающих заданий по математике. 2 класс: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. 


 

11.

Посмотрите также