Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы
Оценка 4.9

Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы

Оценка 4.9
docx
02.02.2020
Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы
фанфикшн понятие, особенности, приёмы.docx

Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Прежде чем говорить о вторичной литературе как о явлении, необходимо дать ему определение и чётко обозначить, что входит в это понятие. Вторичная литература плотно смыкается с традиционными кинематографическими и литературными жанрами — пародией, ремейком, сиквелом и т. п. Чёткой грани между этими жанрами нет. Вторичное произведение вполне может быть пародией, ремейком, приквелом, интермедией, сиквелом и чем угодно ещё по отношению к первоисточнику. Разница заключается, прежде всего, в том, что автор-фанат практически никогда не преследует коммерческих целей и в качестве читательской аудитории представляет себе главным образом других представителей той же субкультуры.

Само понятие вторичной литературы непосредственно связано с ее авторством. Другое её название – «фанфикшн», от английского «fansfiction», то есть «литература фанатов», «фанатская литература». Мы в дальнейшем будем использовать термин «фанфикшн» для обозначения вторичной литературы в целом и его широко распространенное сокращение – «фанфик» - для обозначения одного произведения.

В одной из статей, написанной представителем субкультуры, даётся следующее определение фанфикшена: «Отличие фанфика от обычного произведения в том, что фанфик вторичен. Фанфикшен – это сублитература; автору не нужно придумывать собственный мир, он уже был создан, автору не нужно придумывать героев, они уже были описаны, автору не нужно следовать собственному стилю, а только лишь пытаться повторить написанное или показанное кем-то до него. Хорошее оригинальное произведение хорошо само по себе, хороший же фанфикшен старается как можно больше соответствовать оригиналу, и без знания первоисточника ценности практически не представляет» [14]. Это определение представляется нам достаточно верным и полным, поэтому в дальнейшем мы будем опираться именно на него.

Обычно фанфик возникает вокруг произведений, предлагающих читателю-фанату хорошо разработанный, полный подробностей мир, допускающий широкое пространство альтернативы. Чаще всего авторы фанфиков оперируют с вторичными мирами, способными без особых проблем выдержать довольно резкие изменения и при этом сохранить связность и узнаваемость. В подавляющем большинстве случаев эти произведения относятся к жанру фантастики или фэнтези, но бывают и фанфики, написанные по мотивам книг относительно реалистических, например, детективов.

Другое удобное для написания фанфиков качество - обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных.  Это предоставляет широкие возможности автору фанфика, кроме того, при необходимости к множеству героев легко добавить кого-нибудь ещё, если автору это покажется нужным. Но это условие тоже не является необходимым, встречаются фанфики, написанные по произведениям с относительно небольшим количеством персонажей.

Третьим фактором является наличие недоговоренностей в сюжете, в мифологии вторичного мира или в отношениях героев, которые предоставляют авторам фанфиков великолепные возможности для их заполнения. Описание прошлого персонажей и пропущенных сцен очень популярно. Это своего рода игра – написать правдоподобную историю так, чтобы в итоге получилась ситуация, описанная в исходном произведении.

Объектом интереса фанфикеров (авторов фанфиков) может стать телесериал, фильм, книга или серия книг, объединенные общим миром или общими персонажами, реже — явления реальной жизни. В первую очередь фанфик возникает вокруг явлений культуры, предлагающих читателю-фанату хорошо разработанный, полный подробностей мир (фанфикеры пользуются термином “вселенная”, universe), допускающий широкое пространство для альтернативы.

Чаще всего фанфикеры оперируют с мирами, способными без особых проблем выдержать довольно резкие изменения под влиянием креативного порыва — и при этом сохранить связность и узнаваемость. Так, вселенная Хогвартса видится идеальным пространством для фанфикеров: простота мифологии в сочетании с обилием магии позволяет интерпретатору делать самые странные, самые дикие допущения — а потом с помощью пары заклинаний выруливать на проторенную сюжетную дорожку. Аналогичной, оказывается ситуация с теми же “Звёздными войнами”, “Матрицей”, фанаты которых создают, судя по активности на соответствующих интернет-сайтах, сотни текстов в день. Предлагаемые исходные миры — в жаргоне фанфикеров именуемые “каноном” — великолепно растяжимы; всегда можно создать еще одно странное дело для Скалли и Малдера или отправить Оби Вана в путешествие на новую, еще не изведанную планету. Словом, пространство для интерпретаций оказывается достаточным, чтобы всякий заинтересованный сумел найти в нем свою нишу.

Другое удобное качество, позволяющее фанфикерам со вкусом разрабатывать тот или иной канон, — обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных. В этом случае желание создать альтернативную ситуацию не наткнется на недостаток действующих лиц; вдобавок всегда найдётся персонаж, с которым автор может более или менее идентифицироваться; кроме того, среди множества лиц легко вклинить кого-нибудь новенького, не присутствующего в каноне, но позарез нужного фанфикеру для развития собственной идеи. Таким образом, Хогвартс с несколькими сотнями учеников, школа, в которой учится Баффи и еще триста человек, Соединённые Штаты Америки, по которым колесят, как хотят, детективы из “Секретных материалов”, и другие многофигурные среды естественным образом порождают большое число интерпретаций.

Третьим фактором, способным превратить тот или иной канон в площадку для фанфика, является наличие недоговоренностей в сюжете, в мифологии “вселенной” или в отношениях героев. Гигантский пласт фанфика по произведениям Толкиена порождается не в последнюю очередь именно отсутствием очевидных объяснений массе исторических моментов, посылок, мотивов героев, частей мифической “вселенной”. То же самое происходит со “Звездными войнами” — особенно благодаря манере Лукаса выпускать серии саги вне связи с хронологией событий. Заполняя эти пробелы, фанаты создают новые смыслы увиденного и получают контроль над “вселенной” канона.

И, конечно, не последнюю роль в создании фанфика по тому или иному канону играет “серийность” поступления информации. В силу этого факта сериалы и фильмы (или книги) с сиквелами и приквелами привлекают гораздо больше внимания, чем “одноразовые” источники. Здесь фанат вступает во взаимодействие с пофазовым развитием сюжета; в ожидании новой серии или нового сезона он может экспериментировать с собственным даром предвидения, добавляя в свою жизнь остроты посредством сравнения своих предположений с очередными фазами оригинала; может осмысливать и обыгрывать каждый отдельный кусок.

Многочисленные рекомендации начинающим писателям-фанфикерам, присутствующие почти на каждом сайте этого рода, в качестве главного требования указывают “связь с каноном”. Действительно, привязанность фанфика к канону, собственно, и отделяет сочинения этого жанра от “самостоятельной” литературы. Фанфикер преследует цель, едва ли не противоположную цели обычного литератора: последний, как правило, стремится к максимальной оригинальности, к полной самостоятельности мира произведения и его героев; фанфикер же, наоборот, должен стараться как можно надёжнее попасть в заданное каноном русло и по возможности соблюдать взятый курс в мельчайших подробностях. Чем детальней и аккуратней выполнена привязка к канону — с точки зрения мифологии, стилистики, подлинности персонажей, — тем выше ценится произведение в жанре фанфик.

С другой же стороны, автор фанфика должен предложить читателю свою собственную интерпретацию сюжета или его элементов, иначе произведение окажется неинтересным для братьев-фанатов. Главное мастерство хорошего фанфикера заключается в умении балансировать на тончайшей грани между соблюдением канона и созданием альтернативы происходящему в исходном фильме, книге или сериале. Одно неловкое движение и — “вселенная”, на которой основан очередной рассказ в жанре фанфик, развалится; недостаток дерзости — и рассказ попадает в категорию “опять двадцать пять”. Искусству вносить изменения во “вселенную” канона посвящены целые трактаты мастеров фанфика.

Поэтому традиционным подходом фанфикера, за редкими исключениями, является не столько создание серьёзной альтернативы происходящему в исходном тексте или на экране, сколько интерпретация деталей и заполнение сюжетных пустот, по той или иной причине оставленных авторами канона. В этом плане наиболее распространённый приём — не дерзкое и своевольное изменение тех или иных значимых деталей, но отыскивание подтекстов происходящего и выведение этих подтекстов на первый план.

Ещё одним распространённым приёмом, используемым фанфикерами с целью развить ту или иную интерпретацию сюжета, является выдвижение на первый план второстепенных персонажей. Такой ход позволяет, во-первых, вырваться из круга постоянно топчущихся на одной полянке главных действующих лиц, а во-вторых, перераспределить акценты. Кроме того, обычно слабо прописанные в каноне второстепенные персонажи оказываются куда более податливы и позволяют делать более свободные допущения, чем выверенные до мельчайших деталей главные герои.

В целом, подходы к канону, так или иначе используемые авторами фанфика, более или менее чётко распределяются по трём категориям: детализация, заполнение пробелов и альтернативное развитие. При первом подходе автор стремится изобразить в подробностях заинтересовавший его, но нечётко прописанный в каноне поворот сюжета, при заполнении пробелов автор ставит перед собой задачу - дать ответы на некоторые вопросы, поднятые, но недостаточно уяснённые в каноне. При использовании же метода альтернативного развития автор развлекает себя и читателя расширением поля деятельности героев, заодно используя это в целях все той же детализации — скажем, разглядывая характер героя сквозь призму новых обстоятельств или находя ответы на поставленные исходным сюжетом вопросы в новой, неосвоенной и оттого более гибкой реальности [4].

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Горалик, Л. Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом [Текст] / Линор Горалик // Новый Мир. - 2003. - №12.


 

2.  

Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы

Фанфикшн: понятие, особенности, приёмы

Другое удобное для написания фанфиков качество - обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных

Другое удобное для написания фанфиков качество - обилие персонажей, как центральных, так и второстепенных

Баффи и еще триста человек, Соединённые

Баффи и еще триста человек, Соединённые

Поэтому традиционным подходом фанфикера, за редкими исключениями, является не столько создание серьёзной альтернативы происходящему в исходном тексте или на экране, сколько интерпретация деталей и заполнение…

Поэтому традиционным подходом фанфикера, за редкими исключениями, является не столько создание серьёзной альтернативы происходящему в исходном тексте или на экране, сколько интерпретация деталей и заполнение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020