Представлена статья на тему- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит и в том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов, которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования.
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области, 2016 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как
неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего
образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка
и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на бесплатное среднее
образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым
инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ,
системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом
образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.
Специфика разработки такого специального федерального государственного
стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать
свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно
организованного обучения и воспитания удовлетворения как общих, с
нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных
потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для
детей с ОВЗ является неотъемлемой частью стандартов общего образования.
Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего
образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение
применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой
части детского населения детям с ОВЗ.
Функции специальных федеральных государственных стандартов
образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный
федеральный государственный стандарт общего образования должен стать
инструментом инновационного развития Российской образовательной
системы,
позволяющим:
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их
возможностям
потребностям;
и
1с
и
с
детей
детей
дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право
на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития,
возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает
образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых
образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его
реабилитационного
потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования,
адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и
рекомендациям специалистов,
сделать ясным диапазон возможных
достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования
детей
ОВЗ;
эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе,
обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и
сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально раз
вивающихся
ОВЗ;
обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность
беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в
другое;
создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в
его структурнофункциональном, содержательном и технологическом
аспектах.
Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с
общим,
поскольку оба они обеспечивают образование ребенка
развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно,
предметом стандартизации и здесь являются: результаты образования на
каждой ступени; структура образовательной программы; условия,
необходимые
образования.
На каждом уровне образования условно выделяются два взаимосвязанных и
взаимодействующих компонента:
«академический» и «жизненной
компетенции». Специфика их соотношения является одной основных
характеристик
образования.
I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых
сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагает
при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей ОВЗ;
II уровень школьного образования нецензовый, он изменен в сравнении с
уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного
редуцирования его «академического» компонента и специфического
расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический
компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических
получения
уровня
для
2и
структуре
знаний, но при этом максимально расширяется область развития его
жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых
навыков коммуникации, социальнобытовой адаптации, готовя, насколько это
возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ — четыре
варианта
Для гарантированного получения различного по уровню школьного обра
зования детей с ОВЗ должны быть разработаны варианты специального
стандарта. Каждый вариант характеризуется по основным параметрам:
•
уровню (итоговому результату) образования и соотношению
компонентов;
«академического»
программы;
•
•
ступени;
• условиям, которые должны быть созданы для его освоения.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень). Ребенок
получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его
здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В
случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть
специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта
является систематическая специальная психологопедагогическая поддержка
создание специальных условий для реализации особых образовательных
потребностей,
формирования полноценной жизненной компетенции.
Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к
включению в него ребенка с ОВЗ.
социального
образовательной
результатам
обучения
каждой
на
Кадровый состав (вариант А, дети с ЗПР)
программам
Педагоги, реализующие программу коррекционной работы должны иметь
высшее образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным
подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям
«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении пере
подготовки
области олигофренопедагогики.
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование», «Психологопедагогическое образование») с обязательным
прохождением
в
области олигофренопедагогики.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более
часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом
профессиональной
переподготовки
в
3установленного
образца.
Педагоги, которые реализуют ООП НОО с участием обучающихся с ЗПР
развития (вариант А) должны иметь высшее профессиональное образование,
предусматривающее:
получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению
«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
получение квалификации учитель начальных классов по специальности
«Начальное
образование»;
получение квалификации учитель по другим специальностям при наличии
переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального
образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является
прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения
квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной
документом установленного образца.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень).
Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со
сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме,
календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с
особенностями развития категории детей и дополнительно
приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго
варианта стандарта является организация специального обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением
внимания к формированию полноценной жизненной компетенции,
использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с
вынужденной упрощенностью среды, специально структурированной в
соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и потому
ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется
специальная работа по введению ребенка в обычную, сложную и
разнообразную среду, планомерное расширение его жизненного опыта и
обогащение социальных контактов.
Для первой ступени общего образования обучающихся с ЗПР
представлены два
плана:
вариант 1 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на
языке;
вариант 2 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени составляет 34 недели, в
01 классе 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для
базисного
варианта
русском
учебного
4обучающихся в 01 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Требования к педагогическим кадрам (вариант В, дети с ЗПР)
программам
в
переподготовки
профессиональной
Педагоги должны иметь высшее образование по одному из вариантов
программ
подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
подготовки олигофренопедагога;
образовательным
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям
«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении
области олигофренопедагогики.
переподготовки
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое
образование», «Психологопедагогическое образование») с обязательным
прохождением
в
области олигофренопедагогики.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый). Третий
вариант не предполагает получения цензового уровня образования: в
структуре содержания «академический» компонент редуцирован за счет
расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в
коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной
категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является организация специального обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В связи с
неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально
приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со
здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка
в более сложную и богатую социальную среду. Смыслом этой работы
является поэтапное и планомерное расширение повседневного жизненного
опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный
уровень). Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей
степени определяется его индивидуальными возможностями.
При
значительной редукции и прагматизации «академического» компонента
образования обеспечивается максимальное углубление в область развития
жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и
единственно возможной является индивидуальная образовательная
программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными
нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть
однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с
особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является
5специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых
образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется
специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и
социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное
поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных
социальных
контактов.
Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей
состоит и в том, что специальный стандарт может быть представлен только в
описании его вариантов,
которые и являются интегральными
характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону
различий в возможностях и потребностях получения образования.
Источники
nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/01/15/po...eykontseptsiisfgos
pandia.ru/text/78/225/63706.php
nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/01/15/po...eykontseptsiisfgos
nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/...kovoyobrazovatelnye
nsportal.ru/osobyedetisosobymipotrebnostyami/fgost
alldef.ru/ru/articles/almanah13/edinajakoncepcij...ogogosudarstvennogo
avkrasn.ru/article1609.html
gigabaza.ru/doc/62336p2.html
6