|
Международный Детский Творческий Фестиваль «Южный полюс»
|
Полное название темы работы |
Фенологические наблюдения за растениями, весна 2015 |
Название секции форума |
|
Тип работы |
исследовательский проект
|
Возрастная номинация |
6-8 класс
|
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) |
Зайцева Виктория Евгеньевна, 04.06.2001,
|
Домашний адрес автора |
662711, Красноярский, Шушенский, пгт Шушенское, мкр 4-й, д. 12, кв. 1
|
Место учебы: |
МБОУ Шушенская СОШ № 3 |
Класс |
8 «А» класс |
Место выполнения работы |
Школьная интеллект-академия
|
Руководитель |
Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии
|
Научный руководитель |
- |
контактный телефон
|
|
Ответственный за корректуру текста работы
|
Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии
|
e-mail (обязательно) Контактный телефон автора и руководителя работы
|
Зайцева В.Е. 8-913-051-98-22 ola_den@mail.ru Давыдова Д.Р.8-962-076-75-89 davydinararaf@mail.ru |
Аннотация
Зайцева Виктория Евгеньевна
Рп. Шушенское, МБОУ Шушенская СОШ № 3, 8 «А» класс
«Фенологические наблюдения за растениями, весна-2015»
Руководитель: Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии
Цель научной работы: выявить зависимость растений от состояния тропосферы. Методы проведенных исследований: наблюдение, отбор информации, описание, анализ.
Основные результаты исследования: в ходе исследования мы узнали подробнее о клёне американском и берёзе повислой. Провели наблюдения за этими деревьями и сделали вывод, что клён американский, который расположен с южной стороны школьного здания, быстрее встретил весну, чем берёза повислая, а сокодвижение у деревьев лучше прослушивается в солнечные, теплые дни. Узнали и о том, что растения зависят от состояния тропосферы, а элементы погоды (температура воздуха, направление и скорость ветра, облачность, атмосферное давление) взаимосвязаны и взаимозависят друг от друга. Создали электронный дневник наблюдений при помощи программы TurboSite и заполнили его.
Материал данного исследования имеет непосредственно практическую значимость. Его можно использовать на уроках окружающего мира, природоведения, географии, биологии.
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что окружающий мир мы чаще изучаем камерально, за партой, на уроках природоведения, географии и биологии, в ущерб живому общению с природой. На уроках природоведения узнали, что разные растения по-разному пробуждаются весной, они реагируют на изменения температуры воздуха, облачности и солнечной активности. Мы решили выяснить, как растения зависят от изменения погодных условий. Наблюдения сфотографированы, фотографии подписаны. Итоги сведены в таблицы, есть метеорологические наблюдения, описание процесса измерений, использованных приборов. Не забыты и выводы, сравнены результаты наблюдений в разную погоду»...[1] Мы решили продолжить работу и представить на научно-практической конференции школы.
Проблема данного исследования заключается в том, что в школьной программе уделяется недостаточное время для практических наблюдений, поэтому их можно проводить в рамках исследовательской деятельности.
Гипотеза: мы предположили, что наблюдать можно за растениями, и в то же время за изменениями элементов погоды, выявляя между данными наблюдений взаимосвязь.
В основе нашей работы лежит понятие фенология. Над ним
работали многие ученые. Научная фенология в России и за рубежом зародилась в
XVIII в. С 1728 г. календари-месяцесловы стали издаваться Российской Академией
Наук. В них, кроме отметок о состоянии погоды, делались и попытки её
прогнозирования. [2]
Фенология,
как наука, получила особое распространение с XVIII века.
Проблески осмысленного подхода к наблюдениям уже видны в распоряжении Петра I А. Д. Меншикову, отданного им в 1721 году: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». Это было за 27 лет до того, как в Упсальском саду швед Карл Линней приступил к наблюдению одновременно за развитием растений и ходом погоды. Сопоставляя данные этих наблюдений, Линней вскрыл зависимость прохождения растительных фаз от характера погоды. [3]
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Целью данной работы является выявление зависимости растений от состояния тропосферы.
Основные задачи:
1. Изучить понятие «фенология»;
2. Выбрать две разные площадки для наблюдений в школьном дворе;
3. Создать электронный дневник для систематизации наблюдений при помощи программы TurboSite [4];
4. Вести наблюдения и вносить их в электронный дневник.
5. Сделать выводы.
Методы исследования: наблюдение, отбор информации, описание, анализ.
Работа с понятиями.
Теория
Что же такое фенология? Мы решили обратиться к словарям и изучить это понятие. В Википедии данное понятие представлено так:
Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.[5]
В толковом словаре дается такая трактовка:
Значение слова Фенология по Ефремовой:
Фенология - научная дисциплина, изучающая периодические явления в развитии живой природы, обусловленные сменой времен года.
Значение слова Фенология по Ожегову:
Фенология - раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.
Фенология в энциклопедическом словаре:
Фенология - (от греч. phainomena - явления и ...логия) - наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями, напр. сроки цветения различных растений, прилета и отлета птиц.
Значение слова Фенология по словарю Ушакова:
Фенология (от греч. phaino - являю, освещаю и logos - учение) (биол.). Отдел биологии, изучающий периодичность явлении в жизни растений и животных и соотношение этих явлений с климатическими факторами. [6]
Из всего вышесказанного следует, что фенология – это система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки - так определяет это понятие бельгийский ботаник Ш. Морран. [7]
Познакомившись с данным понятием, делаем вывод, что фенология это наука о сезонных изменениях природы в зависимости от метеорологических условий местности.
Выбор площадок для наблюдений.
Новое здание нашей школы в эксплуатацию было сдано 23 года назад. Поэтому деревья во дворе не очень большие. Мы выбрали два участка, один на юге от школьного здания, другой - на востоке, их отметили на карте Google . [8] (Приложение 1) К началу наблюдений, 4 апреля, снег во дворе школы полностью отсутствовал.
Площадка №1.(Приложение 2)
Эта площадка расположена на юге от здания школы. Здесь для наблюдений мы выбрали клён американский. Клён ясенелистный, или американский, или Неклен (Acer negundo). Его высота примерно 7 метров (верхушка на уровне подоконника 3 этажа). Диаметр ствола около 20 сантиметров.
Площадка №2.(Приложение 3)
Она расположена на востоке от здания школы. На этой площадке мы облюбовали берёзку (берёза повислая - Bétula péndula) высотой 7 метров, но диаметр ствола меньше, чем у клёна американского на 3 сантиметра и составляет 17 сантиметров.
Создание электронного дневника наблюдений.
Дневник - главное средство наблюдателя. В нем систематизируется весь материал наблюдений. Мы вели электронный дневник (Приложение 6) за погодой и изменениями растений весной. Создали его при помощи программы TurboSite.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты наблюдений занесли в сводные таблицы 1 и 2. (Приложения 4 и5) После анализа таблиц пришли к определенным выводам.
1. Растения на наблюдаемых участках вели себя по-разному. Клён американский, который расположен с южной стороны школьного здания, быстрее встретил весну. У него раньше, чем у берёзы повислой прослушивалось сокодвижение (4.04), почки распустились (25.04), листочки появились (6.05). У берёзы повислой, расположенной на востоке от школьного здания, все эти признаки проявились позже ( сокодвижение 15.04, распускание почек -29.04, появление листьев - 6.05). Трава под деревьями тоже взошла по-разному: под американским клёном раньше - 29.04, под берёзой повислой позже - 2.05.
2. Мы заметили, что сокодвижение у деревьев лучше прослушивается в солнечные, теплые дни. В пасмурный день сок бежит хуже ( 4.04. и 15.04. хорошо прослушивается сокодвижение, см. Таблицу 1).
3. После появления листьев у деревьев сокодвижение прослушивается гораздо хуже.
4. В пасмурные, прохладные дни растения "впадают в спячку". Особых изменений в такие дни не заметили. В солнечные дни деревья вновь "оживают", начинают стремительно меняться.
Наблюдать за растениями нам понравилось. Было интересно работать с разными измерительными приборами. Стороны света мы определили с помощью компаса. Сокодвижение прослушивали с помощью фонендоскопа. Температуру воздуха измеряли при помощи термометра, атмосферное давление при помощи барометра, силу ветра при помощи анемометра, а направление ветра определяли с помощью флюгера. Линейкой определяли размеры почек и листьев деревьев на разных этапах наблюдения. С помощью мерной ленты определили длину окружности деревьев на уровне груди, для того чтобы вычислить диаметр дерева. Также мы воспользовались формулой D=L/п, где D - диаметр дерева, L - окружность дерева, п - число "Пи" равный 3,14. Научились многому!
Материал данного исследования имеет непосредственно практическую значимость. Его можно использовать на уроках естественнонаучного цикла. На будущее планируем продолжить наблюдения в этом направлении и сравнить результаты прошлого года с новыми данными. На сайте Интеллект-академии МБОУ Шушенской СОШ №3 разместили часть нашего дневника наблюдений.[9] С этой работой мы участвовали в проекте «Фенологические наблюдения за растениями - весна 2013» Экоцентра «Воробьевы горы».[10]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Накопление и развитие фенологических знаний в России http://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/nakoplenie-i-razvitie-fenologicheskih-znanii-v-rossii.html
2. Два века фенологии http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st001.shtml
3. TurboSite http://brullworfel.ru/turbosite/
4. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF
5. Толковый словарь http://tolkslovar.ru/f848.html
6. Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144268/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
7. Наша школа на карте Googlehttps://maps.google.ru/maps/ms?msid=207399458381684427874.0004b70adadfa043dd749&msa=0&ll=53.317807,91.932993&spn=0.001811,0.003449
Приложения.
Приложение 1. Наша школа на карте Google
Приложение 2. Площадка №1.
Приложение 3. Площадка №2.
Приложение 4.Таблица 1. Дневник наблюдений за погодой с 4.04 по 10.05 2013 года.
Приложение 5. Таблица 2. Дневник наблюдений за растениями участков №1 и №2.
Приложение 6. Электронный дневник.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.