Фенологические наблюдения за растениями

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИР, Фенологические наблюдения за растениями, весна 2013, Зайцева, Мамаева.docx

 

Международный Детский Творческий Фестиваль «Южный полюс»

 

 

Полное название темы работы

                                                                     

 Фенологические наблюдения за растениями, весна 2015

Название секции форума

 

 

Тип работы

 исследовательский проект

 

Возрастная номинация

6-8 класс

 

Фамилия имя отчество (полностью)

автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Зайцева Виктория Евгеньевна, 04.06.2001,

 

Домашний адрес автора

662711, Красноярский, Шушенский, пгт Шушенское, мкр 4-й, д. 12, кв. 1

 

Место учебы:

МБОУ Шушенская СОШ № 3

Класс

8 «А» класс

Место выполнения работы

Школьная интеллект-академия

 

Руководитель

Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии

 

Научный руководитель

-

контактный телефон

 

 

Ответственный за корректуру текста работы                                                                     

 

Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии

 

e-mail (обязательно)

Контактный телефон                                 

автора  и   руководителя работы

 

Зайцева В.Е. 8-913-051-98-22

ola_den@mail.ru

Давыдова Д.Р.8-962-076-75-89

davydinararaf@mail.ru

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Зайцева Виктория Евгеньевна

Рп. Шушенское, МБОУ Шушенская СОШ № 3, 8 «А» класс

«Фенологические наблюдения за растениями, весна-2015»

Руководитель: Давыдова Динара Рафаиловна, учитель географии

 

Цель научной работы: выявить зависимость растений от состояния тропосферы. Методы проведенных исследований: наблюдение, отбор информации, описание, анализ.

Основные результаты исследования: в  ходе исследования мы узнали подробнее о клёне американском и берёзе повислой. Провели наблюдения за этими деревьями и сделали вывод, что клён американский, который расположен с южной стороны школьного здания, быстрее встретил весну, чем берёза повислая, а сокодвижение у деревьев лучше прослушивается в солнечные, теплые дни. Узнали и о том, что растения зависят от состояния тропосферы,  а элементы погоды (температура воздуха, направление и скорость ветра, облачность, атмосферное давление) взаимосвязаны и взаимозависят друг от друга. Создали электронный дневник наблюдений при помощи программы TurboSite и заполнили его.

 Материал данного исследования имеет непосредственно практическую значимость. Его можно использовать на уроках окружающего мира, природоведения, географии, биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что окружающий мир мы чаще изучаем камерально, за партой, на уроках природоведения, географии и биологии, в ущерб живому общению с природой. На уроках природоведения узнали, что разные растения по-разному пробуждаются весной, они реагируют на изменения температуры воздуха, облачности и солнечной активности. Мы решили выяснить, как растения зависят от изменения погодных условий. Наблюдения сфотографированы, фотографии подписаны. Итоги сведены в таблицы, есть метеорологические наблюдения, описание процесса измерений, использованных приборов. Не забыты и выводы, сравнены результаты наблюдений в разную погоду»...[1] Мы решили продолжить работу и представить на научно-практической конференции школы.

Проблема данного исследования заключается в том, что в школьной программе уделяется недостаточное время для практических наблюдений, поэтому их можно проводить в рамках исследовательской деятельности.

Гипотеза: мы предположили, что наблюдать можно за растениями, и в то же время за изменениями элементов погоды, выявляя между данными наблюдений взаимосвязь.

В основе нашей работы лежит понятие фенология. Над ним работали многие ученые. Научная фенология в России и за рубежом зародилась в XVIII в. С 1728 г. календари-месяцесловы стали издаваться Российской Академией Наук. В них, кроме отметок о состоянии погоды, делались и попытки её прогнозирования. [2]
Фенология, как наука, получила особое распространение с XVIII века.

Проблески осмысленного подхода к наблюдениям уже видны в распоряжении Петра I А. Д. Меншикову, отданного им в 1721 году: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». Это было за 27 лет до того, как в Упсальском саду швед Карл Линней приступил к наблюдению одновременно за развитием растений и ходом погоды. Сопоставляя данные этих наблюдений, Линней вскрыл зависимость прохождения растительных фаз от характера погоды.  [3]

 

2.      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Целью данной работы является выявление зависимости растений от состояния тропосферы.

Основные задачи:

1.      Изучить понятие «фенология»;

2.      Выбрать две разные площадки для наблюдений в школьном дворе;

3.      Создать электронный дневник для систематизации наблюдений при помощи программы TurboSite [4];

4.      Вести наблюдения и вносить их в электронный дневник.

5.      Сделать выводы.

Методы исследования: наблюдение, отбор информации, описание, анализ.

Работа с понятиями.

Теория

Что же такое фенология? Мы решили обратиться к словарям и изучить это понятие. В Википедии данное понятие представлено так:

Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца.[5]

В толковом словаре дается такая трактовка:

Значение слова Фенология по Ефремовой:

Фенология - научная дисциплина, изучающая периодические явления в развитии живой природы, обусловленные сменой времен года.

Значение слова Фенология по Ожегову:

Фенология - раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.

Фенология в энциклопедическом словаре:

 Фенология - (от греч. phainomena - явления и ...логия) - наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями, напр. сроки цветения различных растений, прилета и отлета птиц.

Значение слова Фенология по словарю Ушакова:

Фенология (от греч. phaino - являю, освещаю и logos - учение) (биол.). Отдел биологии, изучающий периодичность явлении в жизни растений и животных и соотношение этих явлений с климатическими факторами. [6]

  Из всего вышесказанного следует, что фенология – это система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки - так определяет это понятие бельгийский ботаник Ш. Морран. [7]

Познакомившись с данным понятием, делаем вывод, что фенология это наука о сезонных изменениях природы в зависимости от метеорологических условий местности.

 

Выбор площадок для наблюдений.

Новое здание нашей школы в эксплуатацию было сдано 23 года назад. Поэтому деревья во дворе не очень большие. Мы выбрали два участка, один на юге от школьного здания, другой - на востоке, их отметили на карте Google . [8] (Приложение 1) К началу наблюдений, 4 апреля, снег во дворе школы полностью отсутствовал.

Площадка №1.(Приложение 2)

Эта площадка расположена на юге от здания школы. Здесь для наблюдений мы выбрали клён американский. Клён ясенелистный, или американский, или Неклен (Acer negundo). Его высота примерно 7 метров (верхушка на уровне подоконника 3 этажа). Диаметр ствола около 20 сантиметров.

Площадка №2.(Приложение 3)

Она расположена на востоке от здания школы. На этой площадке мы облюбовали берёзку (берёза повислая - Bétula péndula) высотой 7 метров, но диаметр ствола меньше, чем у клёна американского на 3 сантиметра и составляет 17 сантиметров.

Создание электронного дневника наблюдений.

Дневник - главное средство наблюдателя. В нем систематизируется весь материал наблюдений. Мы вели электронный дневник (Приложение 6) за погодой и изменениями растений весной. Создали его при помощи программы TurboSite.

3.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Результаты наблюдений занесли в сводные таблицы 1 и 2. (Приложения 4 и5) После анализа таблиц пришли к определенным выводам.

1.      Растения на наблюдаемых участках вели себя по-разному. Клён американский, который расположен с южной стороны школьного здания, быстрее встретил весну. У него раньше, чем у берёзы повислой прослушивалось сокодвижение (4.04), почки распустились (25.04), листочки появились (6.05). У берёзы повислой, расположенной на востоке от школьного здания, все эти признаки проявились позже ( сокодвижение 15.04, распускание почек -29.04, появление листьев - 6.05). Трава под деревьями тоже взошла по-разному: под американским клёном раньше - 29.04, под берёзой повислой позже - 2.05.

2.      Мы заметили, что сокодвижение у деревьев лучше прослушивается в солнечные, теплые дни. В пасмурный день сок бежит хуже ( 4.04. и 15.04. хорошо прослушивается сокодвижение, см. Таблицу 1).

3.      После появления листьев у деревьев сокодвижение прослушивается гораздо хуже.

4.      В пасмурные, прохладные дни растения "впадают в спячку". Особых изменений в такие дни не заметили. В солнечные дни деревья вновь "оживают", начинают стремительно меняться.

Наблюдать за растениями нам понравилось. Было интересно работать с разными измерительными приборами. Стороны света мы определили с помощью компаса. Сокодвижение прослушивали с помощью фонендоскопа. Температуру воздуха измеряли при помощи термометра, атмосферное давление при помощи барометра, силу ветра при помощи анемометра, а направление ветра определяли с помощью флюгера.  Линейкой определяли размеры почек и листьев деревьев на разных этапах наблюдения. С помощью мерной ленты определили длину окружности деревьев на уровне груди, для того чтобы вычислить диаметр дерева. Также мы воспользовались формулой D=L/п, где D - диаметр дерева, L - окружность дерева, п - число "Пи" равный 3,14. Научились многому!

Материал данного исследования имеет непосредственно практическую значимость. Его можно использовать на уроках естественнонаучного цикла. На будущее планируем продолжить наблюдения в этом направлении и сравнить результаты прошлого года с новыми данными. На сайте Интеллект-академии МБОУ Шушенской СОШ №3 разместили часть нашего дневника наблюдений.[9] С этой работой мы участвовали в проекте «Фенологические наблюдения за растениями - весна 2013»  Экоцентра «Воробьевы горы».[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.      Накопление и развитие фенологических знаний в России http://www.agroxxi.ru/zhurnal-agromir-xxi/stati-rastenievodstvo/nakoplenie-i-razvitie-fenologicheskih-znanii-v-rossii.html

2.      Два века фенологии http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st001.shtml

3.      TurboSite http://brullworfel.ru/turbosite/

4.      Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF

5.      Толковый словарь http://tolkslovar.ru/f848.html

6.      Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/144268/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

7.      Наша школа на карте Googlehttps://maps.google.ru/maps/ms?msid=207399458381684427874.0004b70adadfa043dd749&msa=0&ll=53.317807,91.932993&spn=0.001811,0.003449

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1. Наша школа на карте Google

karta_shkoly.png

Приложение 2. Площадка №1.

 

ploshchadka__1.png

Приложение 3. Площадка №2.

ploshchadka__2.png

 

Приложение 4.Таблица 1. Дневник наблюдений за погодой с 4.04 по 10.05 2013 года.

dnevnik_nablyudeniy_za_pogodoy_cr.png

Приложение 5. Таблица 2. Дневник наблюдений за растениями участков №1 и №2.

svodnaya_tablitsa_nablyudeniy_cr.png

Приложение 6. Электронный дневник.

ЭД.bmp


 

Скачано с www.znanio.ru