ФГОС НОО для детей с ОВЗ

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.docx

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
с 1 сентября 2016 года.

Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступил в силу федеральный государственный
образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ФГОС ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт для детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту
ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований
при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на
обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее
по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на
обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до
завершения обучения.
Приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. утверждены:
§ ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
§ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
3 февраля 2015 г. приказы прошли государственную регистрацию в Минюсте
России.
Основные цели введения стандартов:
§ введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости
от тяжести их проблем;
§ оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях
массовой школы;
§ развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов:
«академический» и «жизненной компетенции».
Основополагающие документы и методические рекомендации по введению
ФГОС ОВЗ:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно
ФГОС ОВЗ (проекты, в редакции от 03.04.2015)
Примерные одобренные адаптированные основные общеобразовательные
программы согласно ФГОС ОВЗ (от 22.12.2015)
Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ
им. А.И. Герцена)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.02.2016 № 07-719
«О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452-01
«О введении ФГОС ОВЗ»
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо
от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического
развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на
качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные)
отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению
образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в
создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет
предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так,
немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а
нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире -
вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень
психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени
возникновения, характера и даже степени выраженности первичного
(биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества
предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и
ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и
адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с
нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных
потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ
к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в
Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается
созданием в образовательных организациях специальных условий обучения,
учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные
возможности таких обучающихся.