ФГОС рабочая программа по биологии

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацииПрограмма по биологии включает в себя следующие содержательные линии: — многообразие и эволюция органического мира; — биологическая природа и социальная сущность человека; — структурно-уровневая организация живой природы; — ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Иконка файла материала ФГОС программа 6 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7 Тел.:8(35161)6­13­82,6­18­26 «Рассмотрено»                                                                                                               «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО                                                                                                  Заместитель директора по Руководитель МБОУ СОШ № 9 _________/_______________/                                                             МБОУ   СОШ   №   9 ____________ /______________/ Протокол № ___ от _________                            __________ /____________/               Приказ № _____ от ___________ «____» __________ 20_____ г.                            «____» ___________20____ г.            «______» ___________20_____г. Рабочая программа по биологии ФГОС (базовый уровень) на 2017­2021 учебный год 5­9 классы Составитель: Щербина Л.Л. Учитель биологии, высшей квалификационной категории Количество часов в неделю по программе: 5­7 классы ­1 час                                                                           8­9 классы­2 часа Количество часов в неделю по учебному плану: 5­7 классы ­1 час ( в год­34 часа)                                                                           8­9 классы­2 часа (в год­68 часов)Бакал 2017 Пояснительная записка    Преподавание   учебного   предмета       «Биология»   в   2017­2018   учебном   году осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.20004г. №1089   «Об   утверждении   федерального  компонента   государственных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Областной   базисный   учебный   план   Челябинской   области   (приказ   Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009                 №01­269).  Примерные   программы   основного   и   среднего   (полного)  общего   образования    по биологии   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   образовании Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   07.06.2005г.№03­ 1263).  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 19   декабря   2012г.   №1068   «Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном   процессе в образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013г., регистрационный №26755).  Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно   –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/ Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации от 29.12.2010               №02­600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290).  В соответствии с федеральным базисным учебным планом (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. №1312) на изучение курса биологии на ступени  основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов(1 час в неделю), в 7 ­9 классах по 70 часов (по 2   часа в неделю). На ступени   среднего   (полного)   общего   образования   предполагается   два   уровня изучения   биологии:   базовый   и   профильный.   На   базовом   уровне   на   изучение биологии  отводится 70 часов.  Приказ МКОУ «Управление  образования Саткинского муниципального района от 26.08.2013г.   №504   «О   формировании   учебных   планов   и   организации   учебного процесса   в   общеобразовательных   и   специальных   (коррекционных)   учреждениях Саткинского муниципального района на 2013­2014 учебный год».  Приказ   МБОУ   СОШ№9   от   30.08.2016г.   №245   «Положение   о   разработке   и утверждении рабочих программ».  Протокол№252 от 5.09.2016г. Протокол педсовета№1 от   30.08.2016г. Общая характеристика учебного предмета.                  Курс биологии на ступени  основного общего  образования  направлен на формирование у школьников представлений   об   отличительных особенностях живой природы,   о     её   многообразии   и   эволюции,   человеке   как     биосоциальном   существе. Отбор содержания проведён с учётом  культурологического подхода, в соответствии с которым   учащиеся     должны   освоить   содержание,   значимое   для     формирования познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения   окружающей среды  и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.                 Биология как учебная  дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: •формирование  системы биологических  знаний  как компонента целостности научной карты мира; •овладение научным  подходом к решению различных задач; •овладение   эксперименты, оценивать полученные результаты;   умениями   формулировать   гипотезы,   конструировать,   проводить •овладение   умением     сопоставлять   экспериментальные   и   теоретические   знания   с объективными реалиями жизни; •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; •формирование   умений     безопасного   и   эффективного   использования   лабораторного оборудования,   проведения     точных   измерений   и   адекватной   оценки   полученных результатов, представления научно   обоснованных аргументов своих действий путём применения межпред­ метного анализа учебных  задач.                   Программа по биологии включает в себя следующие  содержательные линии: —  многообразие и эволюция органического мира; —  биологическая природа и социальная сущность  человека; —  структурно­уровневая организация живой природы; —  ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико­ориентированная сущность  биологических знаний. Место курса биологии в базисном учебном плане Программа   разработана   в   соответствии   с   базисным   учебным   планом   для   ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Года обучения Кол­во   часов   в Кол­во   учебных Всего   часов   занеделю недель учебный год 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 1  1  2  2  34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 234 часа за курс  В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе   непрерывного   биологического   образования   и   является   основой   для последующей уровневой и профильной дифференциации. Планируемые результаты обучения «Биология» Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются   отражающими   индивидуальные, ключевыми   задачами   общего   образования, общественные   и   государственные   потребности,   и   включают   личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: 5–6  классы Осознавать   единство   и   целостность   окружающего   мира,   возможности   его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать   потребность   и   готовность   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной   деятельности   вне   школы.  Оценивать   жизненные   ситуации   с   точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать     экологическое   мышление:   умение   оценивать   свою   деятельность   и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 7–9 классы Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: –  осознавать   современное   многообразие   типов   мировоззрения,   общественных, религиозных,   атеистических,   культурных   традиций,   которые   определяют   разные объяснения происходящего в мире;– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; –  учиться   признавать   противоречивость   и   незавершенность   своих   взглядов   на   мир, возможность их изменения. Учиться   использовать   свои   взгляды   на   мир   для   объяснения   различных   ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать   свои   интересы,   находить   и   изучать   в   учебниках   по   разным   предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться   самостоятельно   выбирать   стиль   поведения,   привычки,   обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться   самостоятельно   противостоять   ситуациям,   провоцирующим   на   поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Выбирать   поступки,   нацеленные   на   сохранение   и   бережное   отношение   к   природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Метапредметными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 5–6­й     классыСамостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно   выработанные   критерии оценки. 7–9­й классы   Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   проблему   в   классной   и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы   (выполненияпроекта).     Подбирать   к   каждой   проблеме   (задаче)   адекватную   ей   теоретическую модель. Работая   по   предложенному   и   самостоятельно   составленному   плану,   использовать наряду  с   основными   и     дополнительные   средства   (справочная   литература,   сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать   по   самостоятельно   составленному   плану,   сверяясь   с   ним   и   целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь   оценить   степень   успешности   своей   индивидуальной   образовательной деятельности. Давать   оценку   своим   личностным   качествам   и   чертам   характера   («каков   я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 5–6­й  классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 7–9­й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений; –  обобщать   понятия   –   осуществлять   логическую   операцию   перехода   от   понятия   с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта, преобразовывать   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму   фиксации   и   представления   информации.   Представлять   информацию   в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),   факты;     гипотезы,   аксиомы,   теории.   Для   этого   самостоятельно использовать   различные   виды   чтения   (изучающее,   просмотровое,   ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому   создавать   источники   информации   разного   типа   и   для   разных   аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные  задаче  инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: 5–6­й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). 7–9­й классы Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться   критично   относиться   к   своему   мнению,   с   достоинством   признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования  коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: 5­й класс – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); –  объяснять   строение   и   жизнедеятельность   изученных   групп   живых   организмов (бактерии,   грибы,   водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные   и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; –  проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты; пользоваться   увеличительными   приборами   и   иметь   элементарные   навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; 6­й класс– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга; –  приводить   примеры   приспособлений   цветковых   растений   к   среде   обитания   и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. –   объяснять   значение   цветковых   растений   в   жизни   и   хозяйстве   человека:   называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности. –   различать   цветковые   растения,   однодольные   и   двудольные,   приводить   примеры растений  изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств); – определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); – объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения; – понимать смысл биологических терминов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе. 7­й класс – определять роль в природе изученных групп животных. –  приводить   примеры   приспособлений   животных   к   среде   обитания   и   объяснять   их значение; –  находить   черты,   свидетельствующие   об   усложнении   животных   по   сравнению   с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; –   приводить   примеры   и   характеризовать   важных   для   жизни   и   хозяйства   человека животных   (обитателей   жилищ,   паразитов,   переносчиков   болезней,   насекомых­ опылителей,  общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье­ промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение. –   различать   (по   таблице)   основные   группы   животных   (простейшие,   типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей,  моллюсков, членистоногих (в   т.ч.   классы   ракообразных,   насекомых,   пауков),   хордовых   (в   т.ч.   классы   рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); –  объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,  моллюски, членистоногие (в т.ч.   ракообразные,   насекомые,   пауки),   хордовые   (в   т.ч.   рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных; – понимать смысл биологических терминов; – различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих; –  проводить   наблюдения   за   жизнедеятельностью   животных,   биологические   опыты   и эксперименты и объяснять их результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; –   осуществлять   личную   профилактику   заболеваний,   вызываемых   паразитическими животными 8­й  класс –  характеризовать   элементарные   сведения   об   эмбриональном   и   постэмбриональном развитии человека. – объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме; – объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм; –  использовать   в   быту   элементарные   знания   основ   психологии,   чтобы   уметь эффективно   общаться   (о   человеческих   темпераментах,   эмоциях,   их   биологическом источнике и социальном смысле). –  выделять   основные   функции   организма   (питание,   дыхание,   выделение,   транспорт веществ,   раздражимость,   рост,   развитие,   размножение)   и   объяснять   их   роль   в   его жизнедеятельности; – характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки; – объяснять биологический смысл разделения органов и функций; –  характеризовать,   как   кровеносная,   нервная   и   эндокринная   системы   органов выполняют координирующую функцию в организме; –  объяснять,   какова   роль   опорно­двигательной   системы   в   обеспечении   функций передвижения и поддержания функций других систем органов; –  характеризовать,   как   покровы   поддерживают   постоянство   внутренней   среды организма; – объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности; – объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств; – объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти; –  характеризовать   биологические   корни   различий   в   поведении   и   в   социальных функциях женщин и мужчин (максимум).–  называть   основные   правила   здорового   образа   жизни,   факторы,   сохраняющие   и разрушающие здоровье; –  выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;  оказывать первую помощь при травмах; –  применять   свои   знания   для   составления   режима   дня,   труда   и   отдыха,   правил рационального питания, поведения, гигиены; – называть симптомы некоторых распространенных болезней;. 9­й класс – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ. –   характеризовать   индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез),   образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных; – приводить примеры приспособлений у растений и животных. –   использовать   знания   по   экологии   для   оптимальной   организации   борьбы   с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; – пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.); – соблюдать профилактику наследственных болезней; –  использовать   знания  по  теории  эволюции   для  оптимальной  организации   борьбы  с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства. – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; – характеризовать основные уровни организации живого; – перечислять основные положения клеточной теории; –   характеризовать   основные   структурные   элементы   клетки,   их   функции   и   роль   в жизнедеятельности   целого   организма,   особенности   строения   клеток   разных   царств живых организмов; – характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение; – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; –   уметь   пользоваться   микроскопом,   готовить   и   рассматривать   простейшие микропрепараты; – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; –   пользоваться   понятиями   об   экологической   нише   и   жизненной   форме,   биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях; – характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; Содержание учебного предмета «Биология» «БИОЛОГИЯ­НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ» 5­й класс 34 ч. Часть  1. Биология ­ наука о живом мире (8 ч.) Биология   –   наука   о   живом.   Причины   многообразия   организмов:   различная   роль   в круговороте веществ, различия  среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения. Живой   организм   и   его   свойства:   обмен   веществ,   рост,   индивидуальное   развитие, размножение, раздражимость, приспособленность. Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений. Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители,   потребители   и   разрушители,   особенности   их   обмена   веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра   в   клетке.   Безъядерные   и   ядерные   организмы.   Тип   питания:   автотрофы   и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных. Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.  Гармония человека и природы: эстетический аспект. Наблюдение   –   начало   всякого   изучения.   Факт.   Сравнение   и   его   роль   в   оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший  способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение. Лабораторные   работы:  Изучение   строения   живых   клеток   кожицы   лука,   клеток листьев . Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.) Разнообразие   организмов.   Принципы   их   классификации.   Отличительные   признаки представителей разных царств живой природы. Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы:  растения, грибы, животные. Бактерии   –   мелкие   одноклеточные   организмы,   обитающие   в   однородной   среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).Многообразие и значение грибов. Их   роль  в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности. Фотосинтез.   Хлорофилл.   Строение   и   функции   растительной   клетки.   Хлоропласт. Вакуоль.   Обмен   веществ   растения:   фотосинтез   и   дыхание   растений.   Минеральное питание растений. Лишайники   –   симбиотические   организмы.   Строение   и   жизнь   лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников. Лабораторные работы: Изучение строения лишайников. Часть 3. Жизнь организмов на планете земля  (8 ч.) Взаимосвязь   организмов   и   окружающей   среды.   Многообразие   условий   обитания   на планете.   Среды   жизни   организмов.   Приспособленность   организмов   к   условиям обитания. Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов. Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные   зоны   России,   их   обитатели.   Редкие   и   исчезающие   виды   природных   зон, требующие охраны. Своеобразие   и   уникальность   живого   мира   материков:   Африки,   Австралии,   Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Часть 4. Человек  на планете Земля  (9 ч.) Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление. Роль   человека   в   биосфере.   Экологические   проблемы.   Изменение   человеком окружающей среды. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Проявление   современным   человеком   заботы   о   живом   мире.   Заповедники,   Красная книга. 6­й КЛАСС 34 ч «БИОЛОГИЯ ­ НАУКА О РАСТЕНИЯХ» Часть 1. Наука о  растения (5 ч.)Растение  – клеточный организм. Клетка  ­ основная структурная  единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток. Понятие о ткани растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей Часть 2. Органы растений  ( 9 ч.) Строение   и   основные   органы   цветкового   растения.   Цветок   –   орган   полового размножения растений, строение и многообразие цветков Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения. Роль  удобрений  для возделывания  культурных  растений.  Строение  и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян. Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.) Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок. Влияние экологических факторов на растения. Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.) Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений в жизни человека. Часть 5. Природные  сообщества  (4 ч.) Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое   растение).   Взаимосвязь   растений   друг   с   другом   и   с   другими   живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений. Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ. 7 КЛАСС  34 ч «БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ» Часть 1. Кто такие животные (7 ч.) Сравнительный метод (3 ч.) Цель   науки   –   предсказание   на   основе   опыта.   Сравнительный   метод.   Сравнение   по существенным   и   соответственным   признакам.   Гомология   –   существенное   сходство, унаследованное   от   предков.   Признаки   гомологии   органов:   сходный   набор   частей,сходное положение органа среди других, наличие промежуточных форм. Аналогия – поверхностное сходство, не связанное с общностью происхождения. Систематика. Искусственная и естественная системы. Систематическая группа. План строения   –   комплекс   органов   с   их   взаимосвязями,   свойственных   организмам определенной   систематической   группы.   Основные   систематические   категории:   вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. Отличия животных от других организмов (2 ч.) Строение   клеток.   Преимущество   ядерных   организмов   –   защита   наследственного материала от процесса обмена веществ в клетке. Разделение труда между органоидами. План   строения   животной   клетки.   Автотрофный,   гетеротрофный   и   осмотрофный способы питания. Существенные     признаки,   объединяющие   всех   животных,   отличающие   их   от   других групп   организмов   (наличие   пищеварения,   подвижность,   чувствительность,   активный обмен веществ). Исключения из правила. Характерные   свойства   доядерных,   растений,   грибов   и   лишайников.   Комбинации признаков,   отличающих   животных   от   других   групп   (способы   питания,   движения, поведение, роль в экосистеме). Часть 2. Простейшие (3 ч.) План   строения   простейших.   Жизнедеятельность   простейших   на   примере   амебы   и инфузории­туфельки.   Примеры   многообразия   простейших.   Вода   –   среда   активной жизни простейших. Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий). Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании   осадочных   пород;   роль   паразитических   простейших   в   регуляции численности   позвоночных;   болезни   человека,   вызываемые   простейшими   (на   примере малярийного   плазмодия).   Представление   о   природных   очагах   инфекционных заболеваний. Лабораторные работы: Наблюдение инфузорий. Часть 3. Низшие многоклеточные (1 ч.) Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и взаимозависимость   клеток   разных   типов.   Координация   функций   клеток.   Губки. Регенерация низших многоклеточных. Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и появление   настоящих   тканей.   Возникновение   кишечной   полости   и   полостного пищеварения.   Полип   и   медуза   –   жизненные   формы. Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых   полипов.   Чередование   поколений.   Теория   происхождения   коралловых островов Ч. Дарвина.   Нервная   система. Особенности   размножения   и   жизненный   цикл   кишечнополостных.   Многообразие