ФГОС рабочая программа по биологии
Оценка 5

ФГОС рабочая программа по биологии

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
12.04.2018
ФГОС рабочая программа по биологии
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацииПрограмма по биологии включает в себя следующие содержательные линии: — многообразие и эволюция органического мира; — биологическая природа и социальная сущность человека; — структурно-уровневая организация живой природы; — ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико-ориентированная сущность биологических знаний.
ФГОС программа 6 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7 Тел.:8(35161)6­13­82,6­18­26 «Рассмотрено»                                                                                                               «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО                                                                                                  Заместитель директора по Руководитель МБОУ СОШ № 9 _________/_______________/                                                             МБОУ   СОШ   №   9 ____________ /______________/ Протокол № ___ от _________                            __________ /____________/               Приказ № _____ от ___________ «____» __________ 20_____ г.                            «____» ___________20____ г.            «______» ___________20_____г. Рабочая программа по биологии ФГОС (базовый уровень) на 2017­2021 учебный год 5­9 классы Составитель: Щербина Л.Л. Учитель биологии, высшей квалификационной категории Количество часов в неделю по программе: 5­7 классы ­1 час                                                                           8­9 классы­2 часа Количество часов в неделю по учебному плану: 5­7 классы ­1 час ( в год­34 часа)                                                                           8­9 классы­2 часа (в год­68 часов) Бакал 2017 Пояснительная записка    Преподавание   учебного   предмета       «Биология»   в   2017­2018   учебном   году осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.20004г. №1089   «Об   утверждении   федерального  компонента   государственных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Областной   базисный   учебный   план   Челябинской   области   (приказ   Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009                 №01­269).  Примерные   программы   основного   и   среднего   (полного)  общего   образования    по биологии   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   образовании Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   07.06.2005г.№03­ 1263).  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 19   декабря   2012г.   №1068   «Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном   процессе в образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013г., регистрационный №26755).  Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно   –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/ Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации от 29.12.2010               №02­600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290).  В соответствии с федеральным базисным учебным планом (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. №1312) на изучение курса биологии на ступени  основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов(1 час в неделю), в 7 ­9 классах по 70 часов (по 2   часа в неделю). На ступени   среднего   (полного)   общего   образования   предполагается   два   уровня изучения   биологии:   базовый   и   профильный.   На   базовом   уровне   на   изучение биологии  отводится 70 часов.  Приказ МКОУ «Управление  образования Саткинского муниципального района от 26.08.2013г.   №504   «О   формировании   учебных   планов   и   организации   учебного процесса   в   общеобразовательных   и   специальных   (коррекционных)   учреждениях Саткинского муниципального района на 2013­2014 учебный год».  Приказ   МБОУ   СОШ№9   от   30.08.2016г.   №245   «Положение   о   разработке   и утверждении рабочих программ».  Протокол№252 от 5.09.2016г.  Протокол педсовета№1 от   30.08.2016г. Общая характеристика учебного предмета.                  Курс биологии на ступени  основного общего  образования  направлен на формирование у школьников представлений   об   отличительных особенностях живой природы,   о     её   многообразии   и   эволюции,   человеке   как     биосоциальном   существе. Отбор содержания проведён с учётом  культурологического подхода, в соответствии с которым   учащиеся     должны   освоить   содержание,   значимое   для     формирования познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения   окружающей среды  и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.                 Биология как учебная  дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: •формирование  системы биологических  знаний  как компонента целостности научной карты мира; •овладение научным  подходом к решению различных задач; •овладение   эксперименты, оценивать полученные результаты;   умениями   формулировать   гипотезы,   конструировать,   проводить •овладение   умением     сопоставлять   экспериментальные   и   теоретические   знания   с объективными реалиями жизни; •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; •формирование   умений     безопасного   и   эффективного   использования   лабораторного оборудования,   проведения     точных   измерений   и   адекватной   оценки   полученных результатов, представления научно   обоснованных аргументов своих действий путём применения межпред­ метного анализа учебных  задач.                   Программа по биологии включает в себя следующие  содержательные линии: —  многообразие и эволюция органического мира; —  биологическая природа и социальная сущность  человека; —  структурно­уровневая организация живой природы; —  ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико­ориентированная сущность  биологических знаний. Место курса биологии в базисном учебном плане Программа   разработана   в   соответствии   с   базисным   учебным   планом   для   ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Года обучения Кол­во   часов   в Кол­во   учебных Всего   часов   за неделю недель учебный год 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 1  1  2  2  34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 234 часа за курс  В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе   непрерывного   биологического   образования   и   является   основой   для последующей уровневой и профильной дифференциации. Планируемые результаты обучения «Биология» Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются   отражающими   индивидуальные, ключевыми   задачами   общего   образования, общественные   и   государственные   потребности,   и   включают   личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: 5–6  классы Осознавать   единство   и   целостность   окружающего   мира,   возможности   его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать   потребность   и   готовность   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной   деятельности   вне   школы.  Оценивать   жизненные   ситуации   с   точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать     экологическое   мышление:   умение   оценивать   свою   деятельность   и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 7–9 классы Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: –  осознавать   современное   многообразие   типов   мировоззрения,   общественных, религиозных,   атеистических,   культурных   традиций,   которые   определяют   разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; –  учиться   признавать   противоречивость   и   незавершенность   своих   взглядов   на   мир, возможность их изменения. Учиться   использовать   свои   взгляды   на   мир   для   объяснения   различных   ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать   свои   интересы,   находить   и   изучать   в   учебниках   по   разным   предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться   самостоятельно   выбирать   стиль   поведения,   привычки,   обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться   самостоятельно   противостоять   ситуациям,   провоцирующим   на   поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Выбирать   поступки,   нацеленные   на   сохранение   и   бережное   отношение   к   природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Метапредметными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 5–6­й     классыСамостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно   выработанные   критерии оценки. 7–9­й классы   Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   проблему   в   классной   и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы   (выполнения проекта).     Подбирать   к   каждой   проблеме   (задаче)   адекватную   ей   теоретическую модель. Работая   по   предложенному   и   самостоятельно   составленному   плану,   использовать наряду  с   основными   и     дополнительные   средства   (справочная   литература,   сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать   по   самостоятельно   составленному   плану,   сверяясь   с   ним   и   целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь   оценить   степень   успешности   своей   индивидуальной   образовательной деятельности. Давать   оценку   своим   личностным   качествам   и   чертам   характера   («каков   я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 5–6­й  классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 7–9­й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений; –  обобщать   понятия   –   осуществлять   логическую   операцию   перехода   от   понятия   с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта, преобразовывать   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область. Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму   фиксации   и   представления   информации.   Представлять   информацию   в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),   факты;     гипотезы,   аксиомы,   теории.   Для   этого   самостоятельно использовать   различные   виды   чтения   (изучающее,   просмотровое,   ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому   создавать   источники   информации   разного   типа   и   для   разных   аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные  задаче  инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: 5–6­й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). 7–9­й классы Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться   критично   относиться   к   своему   мнению,   с   достоинством   признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования  коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются   следующие умения: 5­й класс – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); –  объяснять   строение   и   жизнедеятельность   изученных   групп   живых   организмов (бактерии,   грибы,   водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные   и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; –  проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты; пользоваться   увеличительными   приборами   и   иметь   элементарные   навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; 6­й класс – объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга; –  приводить   примеры   приспособлений   цветковых   растений   к   среде   обитания   и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. –   объяснять   значение   цветковых   растений   в   жизни   и   хозяйстве   человека:   называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности. –   различать   цветковые   растения,   однодольные   и   двудольные,   приводить   примеры растений  изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств); – определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); – объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения; – понимать смысл биологических терминов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе. 7­й класс – определять роль в природе изученных групп животных. –  приводить   примеры   приспособлений   животных   к   среде   обитания   и   объяснять   их значение; –  находить   черты,   свидетельствующие   об   усложнении   животных   по   сравнению   с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; –   приводить   примеры   и   характеризовать   важных   для   жизни   и   хозяйства   человека животных   (обитателей   жилищ,   паразитов,   переносчиков   болезней,   насекомых­ опылителей,  общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье­ промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение. –   различать   (по   таблице)   основные   группы   животных   (простейшие,   типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей,  моллюсков, членистоногих (в   т.ч.   классы   ракообразных,   насекомых,   пауков),   хордовых   (в   т.ч.   классы   рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); –  объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,  моллюски, членистоногие (в т.ч.   ракообразные,   насекомые,   пауки),   хордовые   (в   т.ч.   рыбы,   земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие); – характеризовать основные экологические группы изученных групп животных; – понимать смысл биологических терминов; – различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих; –  проводить   наблюдения   за   жизнедеятельностью   животных,   биологические   опыты   и эксперименты и объяснять их результаты. – соблюдать и объяснять правила поведения в природе; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; –   осуществлять   личную   профилактику   заболеваний,   вызываемых   паразитическими животными 8­й  класс –  характеризовать   элементарные   сведения   об   эмбриональном   и   постэмбриональном развитии человека. – объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме; – объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм; –  использовать   в   быту   элементарные   знания   основ   психологии,   чтобы   уметь эффективно   общаться   (о   человеческих   темпераментах,   эмоциях,   их   биологическом источнике и социальном смысле). –  выделять   основные   функции   организма   (питание,   дыхание,   выделение,   транспорт веществ,   раздражимость,   рост,   развитие,   размножение)   и   объяснять   их   роль   в   его жизнедеятельности; – характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки; – объяснять биологический смысл разделения органов и функций; –  характеризовать,   как   кровеносная,   нервная   и   эндокринная   системы   органов выполняют координирующую функцию в организме; –  объяснять,   какова   роль   опорно­двигательной   системы   в   обеспечении   функций передвижения и поддержания функций других систем органов; –  характеризовать,   как   покровы   поддерживают   постоянство   внутренней   среды организма; – объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности; – объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств; – объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти; –  характеризовать   биологические   корни   различий   в   поведении   и   в   социальных функциях женщин и мужчин (максимум). –  называть   основные   правила   здорового   образа   жизни,   факторы,   сохраняющие   и разрушающие здоровье; –  выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;  оказывать первую помощь при травмах; –  применять   свои   знания   для   составления   режима   дня,   труда   и   отдыха,   правил рационального питания, поведения, гигиены; – называть симптомы некоторых распространенных болезней;. 9­й класс – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ. –   характеризовать   индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез),   образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных; – приводить примеры приспособлений у растений и животных. –   использовать   знания   по   экологии   для   оптимальной   организации   борьбы   с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; – пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.); – соблюдать профилактику наследственных болезней; –  использовать   знания  по  теории  эволюции   для  оптимальной  организации   борьбы  с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства. – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; – характеризовать основные уровни организации живого; – перечислять основные положения клеточной теории; –   характеризовать   основные   структурные   элементы   клетки,   их   функции   и   роль   в жизнедеятельности   целого   организма,   особенности   строения   клеток   разных   царств живых организмов; – характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение; – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; –   уметь   пользоваться   микроскопом,   готовить   и   рассматривать   простейшие микропрепараты; – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; –   пользоваться   понятиями   об   экологической   нише   и   жизненной   форме,   биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях; – характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении; – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; Содержание учебного предмета «Биология» «БИОЛОГИЯ­НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ» 5­й класс 34 ч. Часть  1. Биология ­ наука о живом мире (8 ч.) Биология   –   наука   о   живом.   Причины   многообразия   организмов:   различная   роль   в круговороте веществ, различия  среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения. Живой   организм   и   его   свойства:   обмен   веществ,   рост,   индивидуальное   развитие, размножение, раздражимость, приспособленность. Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений. Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители,   потребители   и   разрушители,   особенности   их   обмена   веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра   в   клетке.   Безъядерные   и   ядерные   организмы.   Тип   питания:   автотрофы   и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных. Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.  Гармония человека и природы: эстетический аспект. Наблюдение   –   начало   всякого   изучения.   Факт.   Сравнение   и   его   роль   в   оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший  способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение. Лабораторные   работы:  Изучение   строения   живых   клеток   кожицы   лука,   клеток листьев . Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.) Разнообразие   организмов.   Принципы   их   классификации.   Отличительные   признаки представителей разных царств живой природы. Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы:  растения, грибы, животные. Бактерии   –   мелкие   одноклеточные   организмы,   обитающие   в   однородной   среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике). Многообразие и значение грибов. Их   роль  в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности. Фотосинтез.   Хлорофилл.   Строение   и   функции   растительной   клетки.   Хлоропласт. Вакуоль.   Обмен   веществ   растения:   фотосинтез   и   дыхание   растений.   Минеральное питание растений. Лишайники   –   симбиотические   организмы.   Строение   и   жизнь   лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников. Лабораторные работы: Изучение строения лишайников. Часть 3. Жизнь организмов на планете земля  (8 ч.) Взаимосвязь   организмов   и   окружающей   среды.   Многообразие   условий   обитания   на планете.   Среды   жизни   организмов.   Приспособленность   организмов   к   условиям обитания. Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов. Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные   зоны   России,   их   обитатели.   Редкие   и   исчезающие   виды   природных   зон, требующие охраны. Своеобразие   и   уникальность   живого   мира   материков:   Африки,   Австралии,   Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Часть 4. Человек  на планете Земля  (9 ч.) Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление. Роль   человека   в   биосфере.   Экологические   проблемы.   Изменение   человеком окружающей среды. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Проявление   современным   человеком   заботы   о   живом   мире.   Заповедники,   Красная книга. 6­й КЛАСС 34 ч «БИОЛОГИЯ ­ НАУКА О РАСТЕНИЯХ» Часть 1. Наука о  растения (5 ч.) Растение  – клеточный организм. Клетка  ­ основная структурная  единица организма растения. Отличительные признаки растительных клеток. Понятие о ткани растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей Часть 2. Органы растений  ( 9 ч.) Строение   и   основные   органы   цветкового   растения.   Цветок   –   орган   полового размножения растений, строение и многообразие цветков Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения. Роль  удобрений  для возделывания  культурных  растений.  Строение  и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян. Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.) Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений. Типы прививок. Влияние экологических факторов на растения. Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.) Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений в жизни человека. Часть 5. Природные  сообщества  (4 ч.) Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое   растение).   Взаимосвязь   растений   друг   с   другом   и   с   другими   живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений. Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных сообществ. Строение природных сообществ. 7 КЛАСС  34 ч «БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ» Часть 1. Кто такие животные (7 ч.) Сравнительный метод (3 ч.) Цель   науки   –   предсказание   на   основе   опыта.   Сравнительный   метод.   Сравнение   по существенным   и   соответственным   признакам.   Гомология   –   существенное   сходство, унаследованное   от   предков.   Признаки   гомологии   органов:   сходный   набор   частей, сходное положение органа среди других, наличие промежуточных форм. Аналогия – поверхностное сходство, не связанное с общностью происхождения. Систематика. Искусственная и естественная системы. Систематическая группа. План строения   –   комплекс   органов   с   их   взаимосвязями,   свойственных   организмам определенной   систематической   группы.   Основные   систематические   категории:   вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. Отличия животных от других организмов (2 ч.) Строение   клеток.   Преимущество   ядерных   организмов   –   защита   наследственного материала от процесса обмена веществ в клетке. Разделение труда между органоидами. План   строения   животной   клетки.   Автотрофный,   гетеротрофный   и   осмотрофный способы питания. Существенные     признаки,   объединяющие   всех   животных,   отличающие   их   от   других групп   организмов   (наличие   пищеварения,   подвижность,   чувствительность,   активный обмен веществ). Исключения из правила. Характерные   свойства   доядерных,   растений,   грибов   и   лишайников.   Комбинации признаков,   отличающих   животных   от   других   групп   (способы   питания,   движения, поведение, роль в экосистеме). Часть 2. Простейшие (3 ч.) План   строения   простейших.   Жизнедеятельность   простейших   на   примере   амебы   и инфузории­туфельки.   Примеры   многообразия   простейших.   Вода   –   среда   активной жизни простейших. Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий). Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании   осадочных   пород;   роль   паразитических   простейших   в   регуляции численности   позвоночных;   болезни   человека,   вызываемые   простейшими   (на   примере малярийного   плазмодия).   Представление   о   природных   очагах   инфекционных заболеваний. Лабораторные работы: Наблюдение инфузорий. Часть 3. Низшие многоклеточные (1 ч.) Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и взаимозависимость   клеток   разных   типов.   Координация   функций   клеток.   Губки. Регенерация низших многоклеточных. Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и появление   настоящих   тканей.   Возникновение   кишечной   полости   и   полостного пищеварения.   Полип   и   медуза   –   жизненные   формы. Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных, коралловых   полипов.   Чередование   поколений.   Теория   происхождения   коралловых островов Ч. Дарвина.   Нервная   система. Особенности   размножения   и   жизненный   цикл   кишечнополостных.   Многообразие

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии

ФГОС рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018