Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацииПрограмма по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7
Тел.:8(35161)61382,61826
«Рассмотрено» «Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по
Руководитель МБОУ СОШ № 9
_________/_______________/ МБОУ СОШ № 9
____________ /______________/
Протокол № ___ от _________ __________ /____________/ Приказ №
_____ от ___________
«____» __________ 20_____ г. «____» ___________20____ г. «______»
___________20_____г.
Рабочая программа
по биологии ФГОС
(базовый уровень)
на 20172021 учебный год
59 классы
Составитель: Щербина Л.Л.
Учитель биологии, высшей квалификационной категории
Количество часов в неделю по программе: 57 классы 1 час
89 классы2 часа
Количество часов в неделю по учебному плану: 57 классы 1 час ( в год34 часа)
89 классы2 часа (в год68 часов)Бакал 2017
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета
«Биология» в 20172018 учебном году
осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими
структуру и содержание курса:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.20004г.
№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства
образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 №01269).
Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по
биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г.№03
1263).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2012г. №1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
(зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013г., регистрационный №26755).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно –эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №02600 (Зарегистрирован Минюстом России
03.03.2011 №23290).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом (приказ Министерства
образования и науки РФ от 09.03.2004г. №1312) на изучение курса биологии на
ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе
– 35 часов(1 час в неделю), в 7 9 классах по 70 часов (по 2 часа в неделю). На
ступени среднего (полного) общего образования предполагается два уровня
изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение
биологии отводится 70 часов.
Приказ МКОУ «Управление образования Саткинского муниципального района от
26.08.2013г. №504 «О формировании учебных планов и организации учебного
процесса в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях
Саткинского муниципального района на 20132014 учебный год».
Приказ МБОУ СОШ№9 от 30.08.2016г. №245 «Положение о разработке и
утверждении рабочих программ».
Протокол№252 от 5.09.2016г. Протокол педсовета№1 от 30.08.2016г.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой
природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей
среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной
карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение
эксперименты, оценивать полученные результаты;
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпред метного анализа учебных задач.
Программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурноуровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практикоориентированная сущность биологических знаний.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени
основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272,из них 34 (1ч в неделю) в
5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Года обучения
Колво часов в Колво
учебных Всего часов
занеделю
недель
учебный год
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1
1
1
2
2
34
34
34
34
34
34
34
34
68
68
234 часа за курс
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии
на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом,
содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного биологического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты обучения «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
отражающими индивидуальные,
ключевыми задачами общего образования,
общественные и государственные потребности,
и включают личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки
зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле.
7–9 классы
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5–6й классыСамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
7–9й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в
том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого
надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно
использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программноаппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
5й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению
с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
6й класс– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению
с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть
важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры
растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные
признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
7й класс
– определять роль в природе изученных групп животных.
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека
животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых
опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье
промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности,
объяснять их значение.
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы
кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих
(в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие,
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в
т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими
животными
8й класс
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном
развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь
эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом
источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов
выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорнодвигательной системы в обеспечении функций
передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды
организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в
обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую
роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных
функциях женщин и мужчин (максимум).– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и
разрушающие здоровье;
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; оказывать первую
помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил
рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;.
9й класс
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование
половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств
живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе,
экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах
и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять
цепи питания в экосистемах;
Содержание учебного предмета «Биология»
«БИОЛОГИЯНАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»
5й класс 34 ч.
Часть 1. Биология наука о живом мире (8 ч.)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в
круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов
строения организмов, стратегий их размножения.
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие,
размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы.
Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ.
Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие
ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и
гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для
жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии
в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке
воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и
создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток
листьев .
Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические
группы. Основные царства живой природы: растения, грибы, животные.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде.
Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль
молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в
нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных
экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).Многообразие и значение грибов. Их роль в природе и в жизни человека. Строение,
жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные
и ядовитые грибы своей местности.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт.
Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное
питание растений.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников.
Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение
лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 3. Жизнь организмов на планете земля (8 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на
планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям
обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы
живой природы. Примеры экологических факторов.
Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес,
тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон,
требующие охраны.
Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Часть 4. Человек на планете Земля (9 ч.)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека
разумного. Биологические особенности современного человека.
Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь.
Мыщление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком
окружающей среды.
Причины исчезновения многих видов животных и растений.
Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная
книга.
6й КЛАСС 34 ч
«БИОЛОГИЯ НАУКА О РАСТЕНИЯХ»
Часть 1. Наука о растения (5 ч.)Растение – клеточный организм. Клетка основная структурная единица организма
растения. Отличительные признаки растительных клеток.
Понятие о ткани растений.
Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей
Часть 2. Органы растений ( 9 ч.)
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового
размножения растений, строение и многообразие цветков
Корень, его строение, формирование и функции . Почва и ее роль в жизни растения.
Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование
побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его
строение. Лист, его строение и функции. Формирование семени и плода, их функции.
Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.
Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.)
Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение
растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление.
Роль удобрений в жизни растений. Значение вегетативного размножения для растений.
Типы прививок.
Влияние экологических факторов на растения.
Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч.)
Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие
и хозяйственное значение на примере растений своей местности. Важнейшие группы
культурных растений, выращиваемые в своей местности. Значение цветковых растений
в жизни человека.
Часть 5. Природные сообщества (4 ч.)
Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник,
травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми
организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений
в них. Значение сообществ в жизни человека. Охрана растений.
Представители живого мира: населяющих природные сообщества. Различие природных
сообществ. Строение природных сообществ.
7 КЛАСС 34 ч
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ»
Часть 1. Кто такие животные (7 ч.)
Сравнительный метод (3 ч.)
Цель науки – предсказание на основе опыта. Сравнительный метод. Сравнение по
существенным и соответственным признакам. Гомология – существенное сходство,
унаследованное от предков. Признаки гомологии органов: сходный набор частей,сходное положение органа среди других, наличие промежуточных форм. Аналогия –
поверхностное сходство, не связанное с общностью происхождения.
Систематика. Искусственная и естественная системы. Систематическая группа. План
строения – комплекс органов с их взаимосвязями, свойственных организмам
определенной систематической группы. Основные систематические категории: вид,
род, семейство, отряд, класс, тип, царство.
Отличия животных от других организмов (2 ч.)
Строение клеток. Преимущество ядерных организмов – защита наследственного
материала от процесса обмена веществ в клетке. Разделение труда между органоидами.
План строения животной клетки. Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный
способы питания.
Существенные признаки, объединяющие всех животных, отличающие их от других
групп организмов (наличие пищеварения, подвижность, чувствительность, активный
обмен веществ). Исключения из правила.
Характерные свойства доядерных, растений, грибов и лишайников. Комбинации
признаков, отличающих животных от других групп (способы питания, движения,
поведение, роль в экосистеме).
Часть 2. Простейшие (3 ч.)
План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и
инфузориитуфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной
жизни простейших.
Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина,
инфузория, малярийный плазмодий).
Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в
образовании осадочных пород; роль паразитических простейших в регуляции
численности позвоночных; болезни человека, вызываемые простейшими (на примере
малярийного плазмодия). Представление о природных очагах инфекционных
заболеваний.
Лабораторные работы: Наблюдение инфузорий.
Часть 3. Низшие многоклеточные (1 ч.)
Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и
взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток. Губки.
Регенерация низших многоклеточных.
Кишечнополостные – настоящие многоклеточные животные. Двухслойное строение и
появление настоящих тканей. Возникновение кишечной полости и полостного
пищеварения.
Полип и медуза – жизненные формы.
Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных,
коралловых полипов. Чередование поколений. Теория происхождения коралловых
островов Ч. Дарвина.
Нервная система.
Особенности размножения и жизненный цикл кишечнополостных. Многообразие