ФГП Африки. История исследования.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок в 7кл. по теме "ФГП Африки. История исследования." Цели урока: 1. Образовательные: Изучение особенностей ФГП Африки, и его влияния на природу материка; ознакомление с планом и приемами определения положения материка, формирование картографических знаний и умений, представление об истории исследования и изучения материка. 2. Развивающие: Развитие мышления школьников, формирование элементов творчества на основе решения проблемных задач. 3. Воспитательные: Воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему. Задачи урока: способствовать • формированию знаний о ФГП, исследованиях Африки; • формированию приемов работы с различными источниками информации; • способствовать воспитанию личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности.
Иконка файла материала ФГП Африки. История исследования..docx
Тема: ФГП Африки. История исследования.  Цели урока: 1. Образовательные: Изучение   особенностей   ФГП   Африки,   и   его   влияния   на   природу   материка; ознакомление  с  планом   и приемами   определения  положения   материка,  формирование  картографических знаний и умений, представление об истории исследования и изучения материка. 2. Развивающие: Развитие мышления школьников, формирование элементов творчества на основе решения проблемных задач. 3. Воспитательные: Воспитание   личностных   качеств;   чувства   коллективизма,   ответственности,   личной сопричастности происходящему. Задачи урока: способствовать формированию знаний о ФГП, исследованиях Африки; формированию приемов работы с различными источниками информации; способствовать воспитанию личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности.      Тип урока: изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы обучения: наглядно­иллюстративный, частично­поисковый, практическая работа. Оборудование: физическая карта Африки, атласы, проектор, презентация. Ход урока: Деятельность учителя 1.Оргмо мент Мотива ция.  2.Актуа лизация знаний 3.Введе ние в  тему  урока ­Здравствуйте, ребята! Как настроение? Я рада приветствовать сегодня  вас на очередном уроке географии!   На прошлом занятии мы познакомились с общими особенностями южных материков.        ­Давайте вспомним, какие материки относят к южным?         ­Что   между   ними   общего?  (когда­то   были   часть   Гондваны, расположены   в   юж.   полушарии   (Антарктида   и   Австралия полностью, Ю.Америка и Африка частично в сев. полушарии), имеют общие черты рельефа (2 части­ обширные равнины и горы, большая часть – равнины, горы на окраинах материков, в основании материков – древние платформы).     ­Назовите пункты плана характеристики материка.    ­ Послушайте стих­е и скажите, о  каком материке пойдет речь?     За морем­океаном в тени Килиманджаро  Купается огромный и добрый бегемот,  Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,  Кокосовые пальмы, бананы круглый год.  В саванне бродят львы и прячутся гориллы,  Шипят в пустыне змеи, качая головой.  И щелкают зубами большие крокодилы,  Когда проходят мимо них слоны на водопой.       ­Молодцы. Это Африка.       ­С чего нужно начать знакомство с материком?         ­Исходя из  темы, определите цель и задачи.       ­Какие источники информации нам понадобятся на уроке?    В ходе урока делаем записи в тетрадь и работаем с контурной картой Африки. Деятельность учащихся Приветствуют  учителя. Концентрация  внимания. Ответы уч­ся. Работа с  картой,  записями в  тетради. Определение  темы, цели и  задач. Запись  темы урока в  тетрадь.Работа с  Интернет,  литературой –  2чел. Работа с  учебником, рис. Ответы уч­ся. Работа по  рядам, в парах,  по вариантам. Отмечают  геогр. объекты  на к.к.,  работают с  картой атласа. Работа с  текстом, к.к.,  атласом. 4.Изуче ние новой темы. ФГП.     Африка ­ это старейший континент нашей планеты, колыбель  цивилизации.        ­Откуда  произошло  название материка? Из  каких источников  мы можем узнать?         ­Пока ребята ищут ответ на вопрос, определите площадь материка. ­Стр.6, рис.4 Работа в парах, по рядам, По  вариант ам.       Площадь Африки с островами составляет 30,3млн. км2.   На  территории Африки расположено более 50 государств.       ­Вернемся к вопросу о происхождении названия. (Изначально  словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей,  обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к  финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена  римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой  стали называть и все известные регионы этого континента, а потом  и сам континент. Другая теория гласит, что название народа  «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду  пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте  мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в  своём названии).           ­Молодцы! Вы хорошо   ориентируетесь в просторах Интернет и  дополнительной литературе. Продолжим изучение темы.        ­Определите положение материка по отношению к экватору,  нулевому меридиану.        ­Для определения крайних точек и их координат, поработаем в парах по рядам.      Крайние точки:  сев. точка – вместе, 1 ряд – юж., 2 ряд – зап., 3 ряд –  вост.       ­Протяженность в градусах и км – по вариантам.       ­Определите положение материка относительно других материков:  близко к…, удален от ……     Послушайте   небольшой   рассказ,   который   поможет   вам   в   описании береговой   линии   материка.   Но   при   этом,   вы   должны   внимательно следить по карте в атласе и отмечать в к.к. те географические объекты, которые  будут  пропущены.  ­Включается запись. “Наконец­то   мы   достигли   Геркулесовых   столбов   (Гибралтарский пролив, его ширина 14 км). Теперь наш путь лежал на восток. Сделав необходимые запасы пищи и воды, мы отправились по морю, которое омывает север Африки. Наш корабль достиг канала, который был открыт 17 ноября 1869 года (длина 151 км). Из канала  мы попали в самое соленое море в Мировом океане.   Сквозь прозрачную воду, на дне, были видны строения кораллов. Это море соединялось с заливом с помощью пролива, ширина которого 21 км. Так мы двигались до мыса Рас­Хафун, который находится на полуострове. Обогнув мыс, нашим   глазам   открылись   бескрайние   просторы   океана.   Далее   мы двигались на юг, стараясь не удаляться от берега. Каково же было наше   удивление,   когда   и   с   другого   борта   мы   увидели   сушу.   Это оказался крупный остров, а наше судно находилось в проливе. Обогнув мыс Игольный, мы двигались вдоль берега на север до тех пор, покаберег не повернул круто на запад. Оказывается, все это время мы плыли   в   водах   крупного   залива.   Из   залива   попали   в   океан,   затем держали   курс   на   север,   к   Геркулесовым   столбам.   Вот   так   мы плавали вокруг Африки”.      ­ В каких климатических поясах расположен материк? Физминутка. Теперь, ребята, немного отдохнем ­     физминутка. Встали дружно все на север,  Исслед ования матери ка. Повернулись мы на юг, Руки тянутся на запад, Поклонились на восток. Тихо сели, улыбнулись, продолжаем наш урок.    Пока вы  делали зарядку, я нашла описание Африки.  Просмотрите. Ничего странного вы не видите? Правильно. Много ошибок. Ваша задача – найти и исправить ошибки.   Автор пишет:    Данное   описание   поможет   вам   очень   хорошо   изучить   Африку.   Африка   – самый большой по площади материк на земле, экватор не пересекает Африку, но   нулевой   меридиан   делит   ее   на   северное   и   южное   полушария.   Африка омывается   водами   трех   океанов:   Атлантическим,   Тихим,   Индийским. Средиземное   море   отделяет   ее   от   Северной   Америки,   а   Суэцкий   канал соединяет   Красное   море   с   Индийским   океаном.   Гибралтарский   пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.           ­Итак, мы рассмотрели ФГП Африки. Сделайте вывод.       Африку никто не открывал ­ это прародина человека. Африка была многие века таинственной для европейцев. О ней были неясные, часто фантастические   представления,   особенно   о   ее   внутренних   частях. Древние греки называли Африку – Ливией, а первые представления о внутренних   частях   связаны   с   Древним   Египтом.   Фараоны   посылали своих подданных на юг за слоновой костью, золотом, ценными породами деревьев.   Трудными   и   опасными   были   эти   путешествия   –   ведь   путь лежал   через   пустыню   и   единственной   дорогой   был   Нил.     Затем появляются новые сведения о материке.  ­стр.109, пункт 2 (Исследования Африки), абзац 1      Сейчас мы послушаем сообщения, в ходе прослушивания вы будете заполнять таблицу «Исследования Африки». ­Сообщение о Васко да Гама ­Сообщене о В.В.Юнкере и Н.И.Вавилове ­Видео о Д.Ливингстоне   Путешественник Исследованная / открытая территория Диаш Бартоломеу 1450 – 1500гг. Открыл юго­западное побережье Африки к югу от   устья   реки   Конго,   открыл   мыс   Доброй Надежды. Концентрация  внимания уч­ ся.  Исправление  ошибок в  письме.  Работа с  текстом  параграфа.  Выступления  учащихся.  Прослушивание сообщений,  заполнение  таблицы.Васко да Гама 1469 – 1524гг. Давид Левингстон 1813 – 1873гг. Стэнли   Генри Мортон   1841   – 1904гг. Юнкер   Василий Вас­ч 1840­ 1892гг.   Вавилов Николай Иван.   1887   – 1943гг. Обогнул Южную Африку, прошел вдоль Восточного   побережья   материка,   впервые   из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии. Изучал бассейны рек Конго и Замбези, открыл водопад Виктория. Изучил   озеро   Танганьика   и   проследил   течение реки Конго. Исследовал   водораздел   рек   Конго   и   Нил. Природа, жизнь населения материка. Организовал несколько экспедиций в Северо­восточную   Африку.   6000   образцов культурных   растений.   Эфиопия   –   родина твердых сортов пшеницы.    2 или 50 млн. км2.         А   теперь       закрепим   полученные   знания.   Не   пользуясь   картой, выберите правильный ответ:   Географические задачи: 1.Площадь Африки более 30 млн. км 2.Гвинейский залив омывает Африку с запада или с востока. 3.Кто открыл вдп. На реке Замбези?   4.Кто из русских путешественников изучал Африку?     Давайте вспомним   цель  и  задачи урока. ­ Как вы считаете, была ли достигнута цель урока? ­ Выполнили ли мы задачи урока?      Ребята, дайте оценку своей работы и уроку.   Закончите предложения: – Я чувствовал себя в процессе учения …  – Свою работу на уроке я оцениваю …  Оценка классу…  – Я ухожу с … настроением!     Выставление оценок.    Всем:  ­Параграф №18 ­ нанести на контурную карту элементы береговой линии (если вы не успели) На выбор:  ­презентация  об исследователях ­сообщение о происхождении названий   Ответы  учащихся. Самооценка.  Взаимооценка. Итог урока. Рефлек сия. Домаш нее задание