«Филологический анализ литературного произведения»

  • Разработки курсов
  • docx
  • 07.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс по русскому языку для 10 класса. Составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков; направлен на повышение лингвистической, коммуникативной и нравственной компетенции учащихся и предполагает работу, параллельную курсу русского языка в 10 классе и курсу литературы в 10 классе. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Иконка файла материала Электив 10.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

п. Красный Маныч Туркменского района

 

 

РАССМОТРЕНО                      СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС                       Зам. директора по УВР                Директор

Протокол №___                         ___________________                 ______________________

от «___» сентября 2016 г.         «___» сентября 2016 г.                 «___» сентября 2016 г.

Руководитель  МС

___________________

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по русскому языку в 10 классе

 

«Филологический анализ литературного произведения»

 

 

Класс__ 10__

 

Учитель: Сокурова Е.А.

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Элективный курс для 10 класса “Филологический анализ литературного произведения” составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков; направлен на повышение лингвистической,  коммуникативной и нравственной  компетенции учащихся и предполагает работу, параллельную курсу русского языка в 10 классе и курсу литературы в 10 классе. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, изучаемыми в 10 классе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.

Форма контроля – аналитические работы учащихся по заданным темам, итоговые семинары.

 

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.

Задачи элективного курса:

·        углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;

·        развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;

·        обучить многоаспектному комплексному анализу текста;

·        совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;

·        формировать умения создавать собственный текст;

·        совершенствовать умения создавать устное и письменное  высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста

 

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·        проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

·        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

·        применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·        понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

·        формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

·        определять позицию автора;

·        уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

 

Литература.

1. Программы элективных курсов. 10-11 классы. 3е изд. – М.: Дрофа, 2006.

2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Учебное пособие. – М : Дрофа, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Текст как единица речи

1

2

 

Особенности древнерусских текстов.  «Слово о полку Игореве». Фольклорная основа языка.

1

3

 

Признаки сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

1

4

 

Художественный стиль речи. Пейзаж. Осень.

1

5

 

Поэтический текст.  Баллада.

1

6

 

Художественная роль существительных в романе «Евгений Онегин».

1

7

 

Смысловая роль пейзажа в романе «Евгений Онегин».

1

8

 

Образ автора.  Поиски смысла жизни. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин».

1

9

 

Зачётный урок. Комплексный анализ текста. Формирование лингвистической компетенции.

1

10

 

Поиски смысла жизни в творчестве М.Лермонтова и А.Пушкина

1

11-12

 

Тема города в цикле «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Судьба героев в судьбе города.

2

13

 

Герои  Н.В.Гоголя в цикле  «Петербургские повести».

1

14

 

Лирические отступления в романе «Мёртвые души».

1

15

 

Роман И.А.Гончарова «Обломов». Проблематика.

1

16

 

Анализ эпизода.  Драма А.Н.Островского «Гроза».

1

17

 

Характеристика героини   драмы А.Н.Островского «Гроза».

1

18

 

Характеристика героя   романа  «Отцы и дети».

1

19

 

 Проблема «отцов» и «детей» по страницам литературных произведений

1

20

 

Стилистика стихов в прозе И. Тургенева. Анафора. Эпифорa.

1

21

 

Образ героя в стихотворении Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».

1

22

 

Фольклорная основа языка поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

23

 

Анализ поэтического текста по произведениям А.Фета, Ф.Тютчева.

1

24

 

Анализ сатирической сказки по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

25

 

Тема дома, семьи в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

 

26

 

«Маленький человек» по произведениям Ф.М.Достоевского.

1

27

 

Психологические портреты героев Ф.М.Достоевского, способы изображения.

1

28-29

 

Анализ эпизодов  по роману Л. Толстого «Война и мир». Салон Шеррер и обед у Ростовых. Роль пейзажа. Батальные сцены.

2

30

 

Тема любви в романе Л. Толстого «Война и мир»

1

31

 

Судьба женщины в русской литературе 19 века. («Гроза», «Леди Макбет..», «Преступление и наказание», «Ася», тв-во Некрасова)

1

32

 

Загадки лаконизма А.П.Чехова.  Тематические группы слов. Художественные детали.

1

33

 

Рецензия по произведениям А.П.Чехова

1

34

 

Зачётный семинар «Комплексный анализ текста – путь к пониманию замысла автора».

1