«Филологический анализ литературного произведения»
Оценка 4.6

«Филологический анализ литературного произведения»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
10 кл
07.05.2017
«Филологический анализ литературного произведения»
Элективный курс по русскому языку для 10 класса. Составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков; направлен на повышение лингвистической, коммуникативной и нравственной компетенции учащихся и предполагает работу, параллельную курсу русского языка в 10 классе и курсу литературы в 10 классе. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Электив 10.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

п. Красный Маныч Туркменского района

 

 

РАССМОТРЕНО                      СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС                       Зам. директора по УВР                Директор

Протокол №___                         ___________________                 ______________________

от «___» сентября 2016 г.         «___» сентября 2016 г.                 «___» сентября 2016 г.

Руководитель  МС

___________________

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по русскому языку в 10 классе

 

«Филологический анализ литературного произведения»

 

 

Класс__ 10__

 

Учитель: Сокурова Е.А.

 

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Элективный курс для 10 класса “Филологический анализ литературного произведения” составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков; направлен на повышение лингвистической,  коммуникативной и нравственной  компетенции учащихся и предполагает работу, параллельную курсу русского языка в 10 классе и курсу литературы в 10 классе. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, изучаемыми в 10 классе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.

Форма контроля – аналитические работы учащихся по заданным темам, итоговые семинары.

 

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.

Задачи элективного курса:

·        углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;

·        развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;

·        обучить многоаспектному комплексному анализу текста;

·        совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;

·        формировать умения создавать собственный текст;

·        совершенствовать умения создавать устное и письменное  высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста

 

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·        проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

·        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

·        применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·        понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

·        формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

·        определять позицию автора;

·        уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

 

Литература.

1. Программы элективных курсов. 10-11 классы. 3е изд. – М.: Дрофа, 2006.

2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Учебное пособие. – М : Дрофа, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

дата

Тема занятия

Количество часов

1

 

Текст как единица речи

1

2

 

Особенности древнерусских текстов.  «Слово о полку Игореве». Фольклорная основа языка.

1

3

 

Признаки сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

1

4

 

Художественный стиль речи. Пейзаж. Осень.

1

5

 

Поэтический текст.  Баллада.

1

6

 

Художественная роль существительных в романе «Евгений Онегин».

1

7

 

Смысловая роль пейзажа в романе «Евгений Онегин».

1

8

 

Образ автора.  Поиски смысла жизни. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин».

1

9

 

Зачётный урок. Комплексный анализ текста. Формирование лингвистической компетенции.

1

10

 

Поиски смысла жизни в творчестве М.Лермонтова и А.Пушкина

1

11-12

 

Тема города в цикле «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

Судьба героев в судьбе города.

2

13

 

Герои  Н.В.Гоголя в цикле  «Петербургские повести».

1

14

 

Лирические отступления в романе «Мёртвые души».

1

15

 

Роман И.А.Гончарова «Обломов». Проблематика.

1

16

 

Анализ эпизода.  Драма А.Н.Островского «Гроза».

1

17

 

Характеристика героини   драмы А.Н.Островского «Гроза».

1

18

 

Характеристика героя   романа  «Отцы и дети».

1

19

 

 Проблема «отцов» и «детей» по страницам литературных произведений

1

20

 

Стилистика стихов в прозе И. Тургенева. Анафора. Эпифорa.

1

21

 

Образ героя в стихотворении Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».

1

22

 

Фольклорная основа языка поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

23

 

Анализ поэтического текста по произведениям А.Фета, Ф.Тютчева.

1

24

 

Анализ сатирической сказки по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

25

 

Тема дома, семьи в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

 

26

 

«Маленький человек» по произведениям Ф.М.Достоевского.

1

27

 

Психологические портреты героев Ф.М.Достоевского, способы изображения.

1

28-29

 

Анализ эпизодов  по роману Л. Толстого «Война и мир». Салон Шеррер и обед у Ростовых. Роль пейзажа. Батальные сцены.

2

30

 

Тема любви в романе Л. Толстого «Война и мир»

1

31

 

Судьба женщины в русской литературе 19 века. («Гроза», «Леди Макбет..», «Преступление и наказание», «Ася», тв-во Некрасова)

1

32

 

Загадки лаконизма А.П.Чехова.  Тематические группы слов. Художественные детали.

1

33

 

Рецензия по произведениям А.П.Чехова

1

34

 

Зачётный семинар «Комплексный анализ текста – путь к пониманию замысла автора».

1

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка. Элективный курс для 10 класса “Филологический анализ литературного произведения” составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы:

Пояснительная записка. Элективный курс для 10 класса “Филологический анализ литературного произведения” составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы:

К концу изучения курса учащиеся должны уметь: · проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка; · использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности…

К концу изучения курса учащиеся должны уметь: · проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка; · использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности…

Тематическое планирование № дата

Тематическое планирование № дата

Тема дома, семьи в романе Салтыкова-Щедрина «Господа

Тема дома, семьи в романе Салтыкова-Щедрина «Господа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017