МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
п. Красный Маныч Туркменского района
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор
Протокол №___ ___________________ ______________________
от «___» сентября 2016 г. «___» сентября 2016 г. «___» сентября 2016 г.
Руководитель МС
___________________
Календарно-тематическое планирование
элективного курса по русскому языку в 10 классе
«Филологический анализ литературного произведения»
Класс__ 10__
Учитель: Сокурова Е.А.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Элективный курс для 10 класса “Филологический анализ литературного произведения” составлен в соответствии с программой элективного курса «Филологический анализ литературного произведения», авторы: В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков; направлен на повышение лингвистической, коммуникативной и нравственной компетенции учащихся и предполагает работу, параллельную курсу русского языка в 10 классе и курсу литературы в 10 классе. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, изучаемыми в 10 классе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее.
Форма контроля – аналитические работы учащихся по заданным темам, итоговые семинары.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель элективного курса: углубить и систематизировать знания о языке и речи, развивать у учащихся коммуникативную, лингвистическую и нравственную компетенции.
Задачи элективного курса:
· углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
· развивать навыки владения основными нормами русского литературного языка;
· обучить многоаспектному комплексному анализу текста;
· совершенствовать умения читать, понимать и анализировать содержание текста, определять авторскую позицию;
· формировать умения создавать собственный текст;
· совершенствовать умения создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
· проводить комплексный анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
· формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
· определять позицию автора;
· уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
Литература.
1. Программы элективных курсов. 10-11 классы. 3е изд. – М.: Дрофа, 2006.
2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 10 класс. Учебное пособие. – М : Дрофа, 2005.
Тематическое планирование
№ |
дата |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
|
Текст как единица речи |
1 |
2 |
|
Особенности древнерусских текстов. «Слово о полку Игореве». Фольклорная основа языка. |
1 |
3 |
|
Признаки сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» |
1 |
4 |
|
Художественный стиль речи. Пейзаж. Осень. |
1 |
5 |
|
Поэтический текст. Баллада. |
1 |
6 |
|
Художественная роль существительных в романе «Евгений Онегин». |
1 |
7 |
|
Смысловая роль пейзажа в романе «Евгений Онегин». |
1 |
8 |
|
Образ автора. Поиски смысла жизни. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». |
1 |
9 |
|
Зачётный урок. Комплексный анализ текста. Формирование лингвистической компетенции. |
1 |
10 |
|
Поиски смысла жизни в творчестве М.Лермонтова и А.Пушкина |
1 |
11-12 |
|
Тема города в цикле «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Судьба героев в судьбе города. |
2 |
13 |
|
Герои Н.В.Гоголя в цикле «Петербургские повести». |
1 |
14 |
|
Лирические отступления в романе «Мёртвые души». |
1 |
15 |
|
Роман И.А.Гончарова «Обломов». Проблематика. |
1 |
16 |
|
Анализ эпизода. Драма А.Н.Островского «Гроза». |
1 |
17 |
|
Характеристика героини драмы А.Н.Островского «Гроза». |
1 |
18 |
|
Характеристика героя романа «Отцы и дети». |
1 |
19 |
|
Проблема «отцов» и «детей» по страницам литературных произведений |
1 |
20 |
|
Стилистика стихов в прозе И. Тургенева. Анафора. Эпифорa. |
1 |
21 |
|
Образ героя в стихотворении Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова». |
1 |
22 |
|
Фольклорная основа языка поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». |
1 |
23 |
|
Анализ поэтического текста по произведениям А.Фета, Ф.Тютчева. |
1 |
24 |
|
Анализ сатирической сказки по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
2 |
25 |
|
Тема дома, семьи в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» |
|
26 |
|
«Маленький человек» по произведениям Ф.М.Достоевского. |
1 |
27 |
|
Психологические портреты героев Ф.М.Достоевского, способы изображения. |
1 |
28-29 |
|
Анализ эпизодов по роману Л. Толстого «Война и мир». Салон Шеррер и обед у Ростовых. Роль пейзажа. Батальные сцены. |
2 |
30 |
|
Тема любви в романе Л. Толстого «Война и мир» |
1 |
31 |
|
Судьба женщины в русской литературе 19 века. («Гроза», «Леди Макбет..», «Преступление и наказание», «Ася», тв-во Некрасова) |
1 |
32 |
|
Загадки лаконизма А.П.Чехова. Тематические группы слов. Художественные детали. |
1 |
33 |
|
Рецензия по произведениям А.П.Чехова |
1 |
34 |
|
Зачётный семинар «Комплексный анализ текста – путь к пониманию замысла автора». |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.