"Философия педагогической мудрости"
Оценка 4.6

"Философия педагогической мудрости"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
03.03.2023
"Философия педагогической мудрости"
Эссе, раскрывающее принципы педагогического подхода в обучении.
ЭССЕ Философия педагогической мудрости Верещагина М.Е. .docx

Философия педагогической мудрости

 

«Не навреди!» - главный принцип врача, сформулированный Гиппократом более 2000 лет тому назад в сборнике постулатов, названных его именем – «Гиппократовский корпус». «Но какое отношение это изречение имеет к педагогической сфере деятельности и профессии «педагог», в принципе»? – спросите Вы. Да, самое прямое! Врач лечит и спасает людей. Учитель, педагог – тоже врач, который излечивает от безграмотности, душевной скудности, серости! Врач лечит тело, а педагог врачует души!

Школьное образование и образование дополнительное – сферы, разумеется, разные! А посему и цели, и задачи, естественным образом, будут иными. И если я скажу, что в дополнительное образование ребёнок идёт прежде всего за вниманием и любовью, за принятием себя через продуктивное  взаимодействие с единомышленниками, за ощущением своей значимости и исключительности, то, наверное, не ошибусь!

 

«Создай мотивацию!» - важная составляющая в моей работе.

Развивать творческие способности обучающихся, способствовать реализации всех имеющихся талантов, формировать навыки продуктивного взаимодействия с социумом – вот целевые приоритеты сферы дополнительного образования! «Аутсайдер» в школе, оказавшись в системе дополнительного образования, получает уникальную возможность переформатировать собственное «Я», избавиться от клише и навязанных представлений о себе, стать лучше, успешнее, повысить собственную самооценку. И, главная задача педагога дополнительного образования в этом случае – создать у каждого ребёнка необходимую мотивацию к посещению занятий, к получению новой информации в неизведанной доселе области!

Безусловно, без любви к детям, без развитой эмпатии, базовых знаний по педагогике, психологии, понимания особенностей физиологического развития  обучающихся определённого возраста – не обойтись. Создать команду единомышленников, делающих одно общее дело и понимающих ответственность друг за друга – задача не из лёгких, но крайне необходимая! Приходя в систему дополнительного образования, каждый ребёнок должен понимать, что его принимают таким, какой он есть и любят не за хорошие школьные «оценки», а за собственную неповторимость и индивидуальность!

 Не секрет, что  потребность в безопасности и принятии индивида социумом считаются базовыми потребностями человека. Удовлетворение этих базовых потребностей является одной из эффективнейших мотиваций для ребёнка в любой сфере его жизнедеятельности! Поэтому на первых занятиях в объединении «Живая струна» в каждой  учебной группе проводятся игры на сплочение детского коллектива. С обучающимися также ведутся  беседы индивидуального характера с включением анкетирования на предмет мотивации  к обучению игре на гитаре. Приём «педагогического наблюдения» помогает уже на первых этапах выявить лидеров и «ведомых», что позволяет в дальнейшем формировать подгруппы из двух-трёх человек в режиме обучения в сотрудничестве.

Ещё одну базовую потребность   – потребность в общении - стремятся удовлетворить практически все дети, приходящие в объединение. Поэтому очень важно уметь выслушать каждого ребёнка, дать совет или разобраться в непростой ситуации. Обычно такие беседы ведутся во время перемены между занятиями. Порой дети наперебой рассказывают о своих домашних питомцах или поездке к бабушке, воскресном уик-энде или прочитанной книге. В процессе работы над исполнительским материалом юные гитаристы реализуют потребность в продуктивном общении через работу в парах (тройках) в режиме «наставник-наставляемый».  Ребята более старшего возраста  (или, более продвинутые музыкально - одарённые гитаристы) берут шефство над детьми более младшего возраста.

Использование электронно-образовательных ресурсов на занятиях в объединении «Живая струна» – не только необходимость, продиктованная временем, но и ещё одно эффективное средство для повышения мотивации юных гитаристов к процессу обучения! Но, безусловно, трудно переоценить такой инструмент для активизации всех психо-физических процессов обучающихся (восприятие, внимание, мышление) и повышения мотивации к учебной деятельности, как «похвала»!

 

«Хвали!» - следующий девиз моей педагогической философии.

 Мы все  родом из детства, и даже в зрелом возрасте каждый из нас понимает, как усиливается наше ресурсное состояние,  когда нас ценят и отмечают наши достижения в профессиональной деятельности! Что говорить о детях! Для них маленькая победа, отмеченная педагогом, - родник живительной силы на пути к большим победам!  Хвалите детей, уважаемые педагоги! Хвалите с любовью и искренностью! Ведь похвала – это и любовь, и признание! Похвала – это  и принятие, и подтверждение уникальности маленького человека. Когда-то он вырастет. Маленький человек станет большим, и, возможно, будет решать свои уже   взрослые и серьёзные проблемы. А, может быть, проблем в его жизни будет меньше, потому как на стене в его квартире будет висеть гитара. И возьмёт этот взрослый человек свою гитару и споёт, мурлыча под нос,  любимую цоевскую «Группу крови». А потом ещё одну,   из репертуара  В. Высоцкого… Ну, и - «Ария», конечно, и «Алиса»… И, Окуджава, и Визбор, и Митяев… Да, и парочку своих, собственных, авторских – на десерт! Да и решит, наконец, - пора двигаться в творчество! Всё-таки моё призвание – музыка! И это – невыдуманная история!

 

«Вдохновляй!» - неотъемлемая часть моего педагогического пути.

Один из моих учеников, школьный «двоечник», на которого все давно махнули рукой, решил научиться играть на гитаре, чтобы хотя бы чем-то занять себя. И, начав посещать занятия в нашем объединении, очень быстро вырос, как исполнитель. Обзаведясь друзьями - коллегами по творческой деятельности, он никогда не отказывался от выступлений.  Естественным образом, его успехи  вдохновляли не только меня, но и его близких друзей из объединения «Живая струна». Я предложила наиболее талантливым ребятам объединиться и исполнять песни в составе группы из пяти человек. Наш юный «гений», с моей подачи, стал осваивать партию гитарного баса и игру на барабанах, приходя в клуб «Нефтяник» п. Суходол, где в тот момент я работала совместителем. В итоге исполнители акустических гитарных партий перешли на электроинструменты, и мной, при поддержке  администрации ДК,  была организована молодёжная рок-группа «Своё мнение». С концертной программой, состоящей из десяти песен известных и популярных на тот момент групп, мы принимали участие практически во всех музыкально-развлекательных мероприятиях района. А бывший «двоечник» освоил все исполнительские партии наших репертуарных композиций и стал сочинять собственные песни!

Приобретя в дальнейшем профессию повара, в «доковидные времена» наш герой работал в сфере общепита и даже занимался готовкой одном из известных самарских  ресторанов. Но пришли другие времена, и жёсткий локдаун потребовал смены вида деятельности. Итог этой истории таков – работа на Самарской студии звукозаписи в качестве оператора по сведению звуковых партий (кстати, с очень хорошей зарплатой), а также запись собственного альбома (плюс репетиторство по обучению желающих игре на гитаре)! Сейчас  это абсолютно самодостаточный,  уверенный в себе человек, с живым, проницательным взглядом, в котором, ну совсем невозможно определить бывшего «двоечника»…

Своё участие в его развитии, как творческой единицы с необычайной работоспособностью и сумасшедшим энергетическим запалом, я могу оценить  с позиции тезиса врачевания его души элементарной поддержкой и стремлением вдохновить талантливого юношу всеми имеющимися способами! Вера в себя, иногда начинается с простого принятия человека  социумом со всей его «самоидентичностью» и «инаковостью». Этим социумом стали для него мы – я и ребята из группы «Своё мнение». Шаг за шагом, заручаясь этой поддержкой, наш герой поднимался над собой. Каждый маленький «успех»  получал положительный отклик извне. И чудо произошло! Даже тот факт, что этот юноша, имея проблемы со зрением, никогда не носил очки (по всей видимости, стесняясь нелицеприятных комментариев одноклассников), но на определённом этапе своего личностного роста он, преодолев внутренние комплексы, их всё-таки надел, - говорит о многом!

Вот такая история! Вернее – одна из многих историй, которые происходили и происходят на моих глазах с моими учениками в режиме реального времени. Истории человеческого перерождения, истории личностной трансформации, имеющие как своё не совсем счастливое начало, так  и благополучный финал! И  я думаю, что моя педагогическая философия, опирающаяся на четыре главных постулата - «Не навреди!», «Создай мотивацию!», «Хвали!» «Вдохновляй!» - философия педагога дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Сергиевск, руководителя объединения «Живая струна»,  обучающего детей игре на гитаре  более 25 лет, в этой связи играет на последнюю роль! Могу ли я гордиться своей персональной педагогической философией? Наверное, да! Но это уже  совсем другая история…


 

Философия педагогической мудрости «Не навреди!» - главный принцип врача, сформулированный

Философия педагогической мудрости «Не навреди!» - главный принцип врача, сформулированный

Ещё одну базовую потребность – потребность в общении - стремятся удовлетворить практически все дети, приходящие в объединение

Ещё одну базовую потребность – потребность в общении - стремятся удовлетворить практически все дети, приходящие в объединение

Наш юный «гений», с моей подачи, стал осваивать партию гитарного баса и игру на барабанах, приходя в клуб «Нефтяник» п

Наш юный «гений», с моей подачи, стал осваивать партию гитарного баса и игру на барабанах, приходя в клуб «Нефтяник» п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023