Финансирование дефицита бюджета в России

  • Научные работы
  • docx
  • 01.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассмотрим финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах на примере России. В РФ «источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств».
Иконка файла материала Финансирование дефицита бюджета в России.docx

Финансирование дефицита бюджета в России

 

Рассмотрим финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах на примере России. В РФ «источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств».[1]

С 1990 – 1994 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужили мощным инфляционным фактором. Например, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989млрд. руб. до 1700 млрд. руб.

Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело к существенному снижению жизненного уровня населения, обострило социальную напряженность.[2]

С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. Согласно действующему ныне Бюджетному кодексу РФ «кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета».1

Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1.                 внутренние источники в следующих формах:

 - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

 - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

 - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

 - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

 - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

 - изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2. внешние источники следующих видов:

 - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

 - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей величине бюджетного дефицита на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и 63,3 % в 1996 г.).

Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и 85,1 млрд. руб. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие бюджетной эффективности рынка государственных долговых обязательств, следствием – увеличение внешней зависимости России.

Сейчас большая доля финансирования дефицита бюджета РФ происходит за счет источников внутреннего финансирования. Что можно проследить по Таблице №1. Более подробно все источники финансирования дефицита бюджета за 2008 – 2009 гг. рассмотрены в Таблице №2.

 

Таблица 1 - Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета РФ, в млрд. руб.

Годы

2000

2001

2006

2007

2008

2009

Внутреннее финансирование

35,56

-4,60

 

59,85

-298,17

-410,29

78,75

Внешнее финансирование

39,46

72,91

 

-210,33

-186,00

-762,68

-733,26

 

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ, в млрд. руб.

 

2008 г.

2009 г.

Наименование показателя

план*

исполнено

% исп.

план*

исполнено

% исп.

Источники финансирования дефицита бюджетов - всего

-720,61

-1 489,41

206,69

-278,11

-1172,94

421,75

Источники внутреннего финансирования бюджета

171,79

78,75

45,84

32,50

-410,27

-1262,29

Привлечение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации

238,20

148,14

62,19

210,86

122,66

58,17

Погашение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации

-68,44

-47,62

69,58

 

-85,79

-43,77

51,02

Компенсационные выплаты по сбережениям граждан

-40,00

-33,57

83,92

-30

-14,92

49,7

Прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, кроме компенсационных выплат по сбережениям граждан

-0,65

-0,04

5,89

-4,42

-0,72

16,24

Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

-1,32

0,00

0,00

-1,8

0

0

Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности

31,00

9,14

29,49

0

0

0

Продажа земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности

4,30

3,59

83,40

3,3

2,33

70,82

Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, зачисляемые в федеральный бюджет

3,50

0,33

9,42

2,5

0,38

15,31

Поступления от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю

0,20

0,23

112,99

0,2

0,10

49,75

Затраты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

-10,68

-3,22

30,14

-11,03

-2,47

22,39

Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке

3,57

 

0,01

4,131

2,34

56,57

Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке

12,11

6,05

49,92

11,919

5,64

47,36

Курсовая разница по прочим средствам федерального бюджета

0,00

-4,27

 

0

-10,60

 

Источники внешнего финансирования бюджета

-829,41

-722,26

87,08

-310,61

-762,68

245,54

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

-81,41

-47,38

58,19

0

0

0

Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом

27,45

6,02

21,93

28,57

5,28

18,46

Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом

-21,79

-12,70

58,31

-65,289

-112,062

171,64

Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом

4,37

2,45

55,92

5,247

2,81

53,59

Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом

-686,25

-642,74

93,66

-129,77

-516,39

397,94

Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, полученные федеральным бюджетом

-3,39

0,00

0,00

0

0

0

Погашение обязательств за счет прочих источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-54,13

-27,91

51,56

-36,48

-34,36

94,19

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

-14,26

0,00

0,00

-1,5

0

0

Изменение остатков средств

-62,99

-845,90

1 342,88

-110,12

-500,61

0

Увеличение остатков средств

 

-8 976,41

 

0

-3525,98

0

Увеличение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации

 

-1 108,96

 

0

-834,70

0

Увеличение прочих остатков денежных средств федерального бюджета

 

-7 867,45

 

0

-2691,28

0

Уменьшение остатков средств

 

8 130,51

 

-110,12

3025,37

0

Уменьшение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации

 

616,81

 

0

524,83

0

Уменьшение прочих остатков денежных средств федерального бюджета

 

7 513,70

 

0

2500,54

0

 

На данный момент основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1.                 в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2.                 увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3.                 координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.[3]

Подводя краткий итог можно сделать вывод, что решение проблемы дефицита бюджета заключается в выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д. Наилучшим способом финансирования развивающихся стран является внутреннее долговое финансирование, но внешнее долговое финансирование также охотно используется многими странами.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Бюджетный кодекс РФ (с изменениями от 2 февраля 2006 года). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.98. (Часть 2, Раздел IV, Глава 13, Статьи 93, 94)

[2] Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – С 19.

[3] Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – С-54.