В программе рассматриваются основные положения финансовой грамотности. Как учебная дисциплина финансовая грамотность вводится в настоящее время как модуль обществознания, финансовая грамотность является приоритетным национальным проектом, государственной программой. В программе, составленной на основе интеграции обучения в 8-9 классе, рассматриваются вопросы денег, форм их существования, банковской системы, страхования, пенсионной системы
Финансовая грамотностьПрограмма 8-9.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 887»
____________________________________________________________________________________________
_______
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
на заседании МО
Протокол № ________
«___»___________2018 г.
на методическом совете УКО
____________И.П. Дынько
«_____»_________2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора
____________И.П. Дынько
«_____»_________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование предмета:
Класс(ы):
Уровень общего образования:
Срок реализации программы:
Рабочую программу составил(и) (должность,
категория):
Финансовая грамотность
89
Основное
20182019 учебный год
Шевлякова А.Г., учитель истории и
обществознания, высшая категория;
Волосков И. В., учитель обществознания,
первая категория; Москва, 2018 год
1. Пояснительная записка
Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9
классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. —
М.: ВИТАПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия
«Учимся разумному финансовому поведению»).
В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой
точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в
финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков
тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в
современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор
в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных
способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает
осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во
взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.
Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и
подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно
научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы
действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время
основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более
сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для
получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с
предыдущими классами) финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся
8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических
понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а
также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как
банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных
финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять
финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых
проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинноследственные связи
между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и
оценивать свои поступки;
сформированность коммуникативной компетенции:
— • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
— • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность
денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит
семейного бюджета,
финансовое
инвестиционный фонд,
банк,
планирование, форсмажор, страхование, финансовые риски, бизнес,
валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд
и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи
. статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
— • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц
— • возможных норм сбережения
— • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные
жизненные ситуации
— • видов страхования
— • видов финансовых рисков
— • способов использования банковских продуктов для решения своих
финансовых задач
— • способов определения курса валют и мест обмен
— • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в
РФ. Структура курса и тематический план
Структура курса.
Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из четырех разделов.
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается
определённая сфера финансовых отношений и определённый круг
финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической
жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного
мероприятия.
Тематический план.
В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие
контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения
занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для
учащихся.
8 класс
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания: эмиссия денег, денежная масса, покупательная
способность денег, Центральный банк, структура доходов населения,
структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал,
благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет:
профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в
современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит
денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры
доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи
и личных трат.
Раздел 2. Риски в мире денег (7 ч) Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия;
форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов;
финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных
ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и
техногенных катастроф и других форсмажорных случаях; видов
страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство
финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
(10 ч)
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у
банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают
источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь
представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных
финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь
представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный
рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 4. Человек и государство: как они взаимодействуют (7 ч)
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная
система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с
физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и
предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь
представления о способах пенсионных накоплений.
Итого 8 класс 34 час, 1 раз в неделю, 1 час
9 класс
Раздел 1. Финансовые институты
Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (10 часов) Базовые понятия и знания Банковская система, коммерческий банк, депозит,
система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека,
кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование. Понятие
банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и
сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры
депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора
необходимого вида кредита.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (8 часов)
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой
инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер,
валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды
ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия
паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления,
виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Раздел 2. Налоговая система (10 часов)
Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Базовые понятия и
знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет,
пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с
граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и
порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую
декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Раздел 3. Страхование (8 часов)
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное
страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая
выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая
сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные
участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в
России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых
случаев, особенности выбора страховой компании.
Раздел 4. Пенсионная система и пенсионные накопления (7 часов)
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания,
негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового
обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о
существующих программах пенсионного обеспечения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ Раздел
Тема
Количество
часов
Дата
Раздел 1. Управление
денежными
средствами семьи (10
ч)
12
34
5
Тема 1. Происхождение денег
Деньги: что это такое?
Что может происходить с
деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи
Тема 2. Источники денежных
средств семьи.
Какие бывают источники
доходов
От чего зависят личные и
семейные доходы
Тема 3. Контроль семейных
расходов.
Как контролировать семейные
расходы и зачем это
делать
2
2
1
6 сентября
2018
13
сентября
2018
20
сентября
2018
27
сентября
2018
4 октября
2018 67
8
910
11
13
Раздел 2. Риски в мире
денег (7 ч)
14
17
2
1
2
3
4
Тема 4. Построение семейного
бюджета.
Что такое семейный бюджет и
как его построить.
Как оптимизировать семейный
бюджет
Тема 5. Способы повышения
семейного благосостояния
Тема 6. Финансовое
планирование как способ
повышения
благосостояния.
Практическое занятие
Тема 7. Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться.
ОЖС: рождение ребёнка,
потеря кормильца.
ОЖС: болезнь, потеря работы,
природные и техногенные
катастрофы.
Чем поможет страхование
Тема 8. Риски в мире денег.
Какие бывают финансовые
риски.
Способы сокращения
финансовых рисков.
Что такое финансовые
пирамиды.
Практическое занятие
18 октября
2018
25 октября
2018
1 ноября
2018
8 ноября
2018
15 ноября
2018
29 ноября
2018
6 декабря
2018
13 декабря
2018
20 декабря
2018
27 декабря
2018
10 января
2019
17 января
2019
Раздел 3. Семья и
финансовые
организации: как
сотрудничать
без проблем (10 ч)
18
Тема 9. Банки и их роль в
3
24 января 20
21
23
24
26
27
28
29
30
31
32
33
34
жизни семьи.
Что такое банк и чем он может
быть вам полезен.
Польза и риски банковских
карт
Тема 10. Собственный бизнес.
Что такое бизнес.
Как создать свое дело
Тема 11. Валюта в
современном мире.
Что такое валютный рынок и
как он устроен.
Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте
Практическое занятие
Тема 12. Налоги и их роль в
жизни семьи.
Что такое налоги и зачем их
платить
Какие налоги мы платим
Тема 13. Пенсионное
обеспечение и финансовое
благополучие в
старости.
Что такое пенсия и как
сделать ее достойной
Практическое занятие
Итоговое занятие
3
3
1
2
2
1
2
2019
31 января
2019
7 февраля
2019
14
февраля
2019
28
февраля
2019
7 марта
2019
14 марта
2019
21 марта
2019
28 марта
2019
4 апреля
2019
11 апреля
2019
18 апреля
2019
25 апреля
2019
2 мая 2019
16 мая
2019
23 мая
2019
30 мая
Раздел 4. Человек и
государство: как они
взаимодействуют (7 ч) 2019
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ Раздел
Тема
Раздел 1 Финансовые
институты
Количество
часов
Дата
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Раздел 2. Фондовый
рынок
Раздел 3. Страхование
Раздел 4. Пенсионная
система и пенсионная
накопления
Тема 1. Природа, функции
банков
Тема 2. Из истории банковского
дела
Тема 3. Центральный банк, его
функции
Тема 4. Банковские операции
Тема 5. Банковские кредиты
Тема 1. Понятие фондового
рынка
Тема 2. Субъекты фондового
рынка
Тема 3. Ценные бумаги
Тема 4 Паевые инвестиционные
фонды
Тема 1. Понятие страхования
Тема 2. Субъекты страхового
рынка
Тема 3. Услуги страхового рынка
Тема 4. Страховой договор,
страховые выплаты
Тема 1. Понятие пенсионной
системы
Тема 2. Пенсионные фонды
Тема 3. Основания получения
пенсии, пенсионные выплаты
Обобщающее повторение
1
2
2
2
3
1
2
4
3
1
2
3
2
1
2
3
1
сентябрь
сентябрь
Сентябрь
октябрь
Октябрь
Октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
Декабрь
январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
март
Март
Март
Апрель
Апрельмай
май
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Финансовая грамотность 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.