Финансово-кредитные кризисы сущность, причины, последствия

Финансово-кредитные кризисы сущность, причины, последствия

Лекции +2
pdf
другое
7 кл—11 кл +1
15.02.2020
Развитие валютно-кредитных отношений сопровождается вспышками финансовых кризисов. Финансовый кризис — это закономерное явление, которое не только устраивает встряску для экономики государства, но и может быть стимулом для дальнейшего развития. Однако игнорирование или недостаточный учет причин, приведших к кризису, всегда имеют самые тяжелые последствия. До образования мирового хозяйства финансовые потрясения охватывали национальные системы отдельных стран. В XX столетии они стали приобретать международный характер. Такой ярко выраженный характер финансовых кризисов проявился в 30 - 90-е годы XX века, относящиеся к нижней фазе длинной волны развития рыночной экономики. В значительной мере финансовые кризисы стали отражением происходящих структурных изменений в мировой хозяйственной системе.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Финансово-кредитные кризисы сущность, причины, последствия.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение......................................................................................................... 3

1.   Понятие и сущность финансовых кризисов............................................ 5

1.1Классификация экономических кризисов...................................... 5

1.2   Цикличность экономики................................................................. 7

1.3   История понятия "финансовый кризис"........................................ 9

1.4   Сущность финансовых кризисов.................................................... 10

2.   Возникновение, развитие и стабилизация финансовых кризисов в      

России.............................................................................................................    12

2.1   Дефолт 1998 года ............................................................................ 12

2.2   Финансовый кризис 2008-2010 годов............................................ 15

2.3   Валютный 2014-2015 годов............................................................ 18

2.4   Кризис 2017 — 2018 годов.............................................................. 20

3.   Меры по борьбе с кризисом...................................................................... 21

Заключение..................................................................................................... 24

Список используемой литературы............................................................... 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие валютно-кредитных отношений сопровождается вспышками финансовых кризисов. Финансовый кризис — это закономерное явление, которое не только устраивает встряску для экономики государства,

но и может быть стимулом для дальнейшего развития. Однако игнорирование или недостаточный учет причин, приведших к кризису, всегда имеют самые тяжелые последствия. 

До  образования мирового хозяйства  финансовые потрясения охватывали национальные системы отдельных стран. В  XX столетии они стали приобретать международный характер. Такой ярко выраженный характер финансовых кризисов проявился в 30 - 90-е годы XX века, относящиеся к нижней фазе длинной волны развития рыночной экономики. В значительной мере финансовые кризисы стали отражением происходящих структурных изменений в мировой хозяйственной системе.

Актуальность  данной работы  опирается  на тот факт, что динамизм

развития финансовых сделок обусловил гиперболизацию финансового сектора в мировой экономике. Это привело к тому, что мирохозяйственные процессы, достигшие на протяжении второй половины ХХ века достаточно высокого уровня микро- и макроэкономического регулирования, вновь вступили в полосу экономических потрясений. По общепризнанному выводу экономистов разных стран, степень негативного воздействия экономических сбоев существенно повысилась:  «Кризис в одной из сфер экономики может в чрезвычайно короткие сроки, в силу процесса глобализации, разрушить экономику ряда стран и вызвать цепную реакцию социальных и политических конфликтов». Постепенное включение экономики России в мирохозяйственный оборот побуждает обратиться к исследованию тех проблем, которые связаны с поиском наиболее эффективных методов и путей адаптации страны к современной структуре мировой экономики.  Динамизм и рискованность финансовых рынков – это та область, которая становится для российской экономики  чрезвычайно важной. Умение получать максимальный эффект и четкое знание степени риска в сфере механизма распространения финансовых кризисов, а также умение применять защитные меры представляет актуальную научную и практическую задачу в современной российской экономике.  

     Большое значение для анализа проблем  нарушения стабильного развития

финансовой системы имеют работы, посвященные рассмотрению общетеоретических вопросов развития мирового финансового рынка в условиях глобализации экономики. К наиболее ранним работам, затрагивающим проблемы кризисных спадов в мировой экономике, относятся труды советского экономиста и политолога Е.С. Варги. Анализ причин и механизма развертывания системных сбоев не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Цель  работы  состоит в  том, чтобы на основе комплексного анализа  раскрыть сущность и особенности финансовых кризисов в России, разобрать предпосылки их развития, а также указать их последствия.       В соответствии с общей целью исследования в данной работе решаются следующие  задачи

    определение содержания финансово-кредитных кризисов;

    рассмотрение особенностей финансовых кризисов в России на  конкретных примерах;

    определение возможного принятия мер по предотвращению финансовых кризисов в российской экономике.

  

 

 

1. Понятие и сущность финансовых кризисов

В развитой рыночной экономике процесс воспроизводства национального продукта имеет следующую особенность. Через определенные промежутки времени (10-12 лет) его нормальный ход прерывается кризисом, что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние.

 

1.1 Классификация экономических кризисов

В основном, все многообразие экономических кризисов можно

классифицировать            по            четырем            разным           основаниям:

       1. по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах;        Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство. Частичные кризисы распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Так, финансовый кризис –глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах.

        Денежно-кредитный  кризис потрясение денежно-кредитной системы, при котором происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, падение курсов акций и облигаций, нормы банковского процента. 

       Валютный  кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценивании валюты отдельных стран.         Биржевой  кризис– резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.       2. по регулярности нарушения равновесия в экономике;       Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени. Промежуточные кризисы не дают начала полного цикла и прерываются на каком-то этапе. 

         3. по потрясению в какой-либо  отрасли; 

 Отраслевое  потрясение охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и т.д. 

       Аграрный  кризис – резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной

продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).        Структурный кризис обусловлен нарушением соотношений между отраслями производства, т.е. однобоким развитием одних отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в отдельных видах производства.        4. по характеру нарушения пропорций воспроизводства:       Выделяются  два  вида такого нарушения: кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества вещей, не находящих сбыта на рынках и кризис недопроизводства товаров – острая их нехватка для

удовлетворения             платежеспособного             спроса              населения. 

     Кроме того, кризисы различаются:  

1.                 по      длительности – сезонные,   краткосрочные,   среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные; 

2.                 по пространству – точечные (на одном предприятии), локальные (в

пределах одного города), региональные, национальные (поражающие экономику одного государства), цивилизационные (охватывающие экономику стран одной цивилизации) и глобальные (поражающие всю мировую экономику);  

3.                 по последствиям – кризисы могут завершаться либо переходом экономической системы в качественно новое состояние, либо ее разрушением.

     Все     это многообразие     и взаимное    влияние     кризисных потрясений

нужно учитывать, чтобы поставить правильный диагноз  происходящему или предстоящему кризису.

 

 

 

1.2 Цикличность экономики

 Цикличность — всеобщая норма движения рыночной экономики, отражающая ее неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса, колебания деловой активности и рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного или интенсивного экономического роста. 

Экономические циклы — это периодические колебания деловой активности в обществе. Они является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Экономический цикл охватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход. Познав циклические закономерности динамики общества и логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса, т.к. научно доказано, что кризисы появляются с интервалом 10-12 лет.      Цикл  представляет собой интервал времени  в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (Рис.1):

Рис1. Графическое  изображение экономического цикла

     На  графике крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический перегрев и кризис. Подъем экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения

безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг. Высшая точка этого подъема характеризуется как перегрев. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.        Кризис  рыночной экономики характеризуется  резким спадом производства, который начинается с постепенного сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий, ростом безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада и есть кризис.         За  спадом следует период депрессии, который характеризуется

застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.

 

 

 

1.3 История понятия "финансовый кризис"

 Слово «кризис» происходит от греческого «crisis», означающее "переломный пункт, решение конфликта». Современная формулировка слова, применяемая в медицине, дана Козеллеком: «Кризис — это едва измеримый переломный пункт, решение которого есть смерть или жизнь». 

   В XVII-XVIII столетиях понятие «кризис» стало применяться по отношению к        процессам, происходящим    в        обществе.   При   этом

использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины. В XIX веке значение перешло в экономику. «Классическое" понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает драматическую фазу в экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями. Впоследствии появилось понятие «экономический кризис» – экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни.

                    По        мере        исторического развития        мировой        рыночной

системы феномен экономических кризисов видоизменился. В XVIII-XIX вв. экономический кризис формировался как самостоятельное явление. Ведущей причиной его было превышении объемов производства по отношению к платежеспособному спросу. Издержки, приносимые кризисом в форме потери больших объемов созданных материальных благ, роста безработицы, снижения доходов. 

    В ХХ и XXI столетиях на развитие мировой экономики повлияло два новых обстоятельства. Во-первых, постепенно сложилась система экономической политики государства, нацеленной на регулирование конъюнктурных перепадов. Во-вторых, в структуре мировой экономики резко возросла финансовая составляющая, выражающаяся в формировании института акционерного капитала, системы рынков капитала, валют и ценных бумаг. Объемы финансовых операций существенно превзошли масштабы экономических операций с материальными благами.

                      Периодические                               повторяющиеся кризисы в работе

рыночного механизма постепенно видоизменили формы своего проявления. Если в период индустриального развития финансовые сбои становились преимущественно предпосылкой дальнейших промышленных спадов, то в постиндустриальном мире очередность стала видоизменяться. Финансовая сфера достигла крупного масштаба и стала относительно самостоятельным экономическим блоком. Возник ряд кризисов, которые задевали преимущественно финансовую сферу. Такая самостоятельность финансового хозяйства породила относительную независимость финансовых сбоев. 

      Итак, финансовый кризис – это глубокое расстройство финансовой

системы страны, сопровождаемое инфляцией, неплатежами, неустойчивостью валютных курсов и курсов ценных бумаг.

     Понятие «финансовый кризис» претерпело в российской экономической науке  определенную эволюцию. Причиной тому послужило вступление современного мира в эпоху глобализации, принесшей за собой много новых компонентов в систему экономических явлений.

     В процессе развития и  усложнения внутренней структуры финансовой сферы скрыта причина комплексного проявления финансовых кризисов. 

 

1.4 Сущность финансовых кризисов

 В современной экономике существует определенный парадокс: несмотря на то, что финансовый кризис может не приводить к резкому спаду производства, однако экономические потери от него стали в последние десятилетия существенно возрастать, принося странам миллиардные убытки. При этом следует учитывать, что в размерах убытков значатся в немалой мере финансовые потери самих фирм (активных соучастников финансовых рынков). Эти последствия отражаются на социально-экономическом положении страны преимущественно косвенно (например, через посредство снижения платежей налогов в бюджет). Спады же в материальной сфере, как показала практика последних десятилетий, устраняются, как правило, относительно быстро. 

    Финансовые кризисы всегда сопровождаются такими явлениями, как обвальное падение валютных курсов, резкое повышение процентных ставок, массовое изъятие банками своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение или прекращение выдач наличности со счетов, разрушение нормальной системы расчетов между компаниями, кризис денежного обращения и долговой кризис. 

   Финансовый кризис оказывает отрицательное воздействие на сектор материального производства и на накопление капитала. Острейшей проблемой становится занятость рабочей силы. 

   В последние десятилетия на внутренние предпосылки финансовых кризисов накладываются  внешние, связанные с огромными потоками капитала, пересекающими границы, которые способны подорвать финансовое положение страны в связи с ослаблением государственного регулирования.

  Согласно  существующим оценкам, средний ущерб  от финансовых кризисов стал достигать в последнюю четверть ХХв примерно 30% ВВП (включая социальные издержки, увеличение безработицы, снижение доходов населения). Длительность финансовых кризисов колеблется от 2 до 2,5 лет, при этом окончательно экономика страны восстанавливается, как правило, в течение 5 – 7 лет, как это показал кризис в России 1998 года.  

 

 

 

 

 

 

 

2. Возникновение, развитие и стабилизация финансовых кризисов в

России

2.1 Дефолт 1998 года

      Экономический кризис 1998 года (также называемый дефолтом) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Конец 90-х годов был отмечен серьезными сбоями в функционировании мирового хозяйства: 1998 год ознаменовался двукратным падением темпа общемирового прироста валового продукта и международной торговли.  

          В основе кризиса 1998 г. лежат противоречия между денежнокредитной политикой, направленной на финансовую стабилизацию, и дефицитной бюджетной политикой. Противоречия начали проявляться уже в конце 1996г. Есть признаки того, что условия для финансового кризиса сформировались в начале 1997г. Приток иностранного капитала в начале 1997г. погасил напряженность на валютном рынке и повысил ликвидность государственных ценных бумаг. Это позволило Правительству отложить решение бюджетных проблем на некоторое время.

             Накопление             кризисного            потенциала            в российской

экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы  привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции". В России её рост происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998г. составил более 1,4 трлн. руб. 

       Государственный внешний долг, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

       Искусственно  поддерживаемый курс рубля способствовал  установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивались за счет импорта.

       Главной и основной причиной финансового  кризиса был дефолт (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа) произошедший в 1998 году, когда правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. 

      Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России можно выделить следующие:

1.       Снижение доверия внешних и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов РФ, т.е. утрату возможностей занимать деньги, как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.

2.       Закрытие внешних и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета, означающее в сложившейся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования. Это повысило темпы роста денежной массы и неизбежно сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.

3.       Кризис отечественного банковского сектора, происходивший не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, привел к обострению кризиса неплатежей.

4.       Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) привел к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования.

      Кроме того, ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других секторах экономики, ориентированных на экспорт не произошло, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство выбрало все дополнительные прибыли из сектора. 

      По  отношению к первому кварталу в ходе кризиса произошла девальвация рубля, равная почти 160 %. В то же время наблюдался интенсивный рост индекса потребительских цен (рис.2).

Рис.2 Месячные изменения ИПЦ в России в августе 1998-январе 1999 (в %).

 

      Безусловно, кризис отразился и на уровне жизни  населения. Реальная заработная плата  и доходы населения в марте 1999г, по данным Госкомстата РФ, составили 75% от показателей годичной давности. Минимальный потребительский набор подорожал почти вдвое. Хотя денежные доходы населения увеличились в марте 1999г. на 54,1%  по сравнению с тем же периодом 1998г, инфляционный скачок полностью «ликвидировал» эту прибавку.

      Аналогичная ситуация сложилась и с реальной средней заработной платой. Начисленная номинальная заработная плата, по данным Госкомстата РФ, составила в марте 1999г 1295 руб. и возросла по сравнению с мартом

1998г на 20,4%. Тем не менее, в долларовом эквиваленте она снизилась более чем в 3 раза. Еще летом 1998г. средняя зарплата по России составляла 180 долл. США, то в марте 1999г. она опустилась в среднем по всем отраслям экономики до 54 долл. США.1 апреля 1999г суммарная задолженность по зарплате составила 67 686 млн. рублей.

      Девальвация рубля привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996—1997 годов.

      Но  кризис 1998г все же имел и положительные стороны. В частности он способствовал оздоровлению экономики России. К позитивным сторонам кризиса относятся:

            1.Реструктуризация       банковской        системы,       сжатие       рынка

государственных бумаг, заставившая банки обратиться к реальной сфере.

      2.Сокращение расходов коммерческого сектора, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам по сравнению с производством. 

 

2.2 Финансовый кризис 2008-2010 годов

2008 год ознаменовался финансовым кризисом, который охватил экономики всех стран мира. Кризис начался в США. Причиной ему послужило перепроизводство  доллара США, объективно взявшего на себя роль основной мировой валюты, а также кризис ипотечного кредитования.       Первым  признаком начинающегося кризиса  в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля. Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге.

      Основная        проблема   российской          экономики - высокая  зависимость от экспорта природных  ресурсов. Экспорт газа и  нефти играет ключевую роль в экономике страны. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. 

      Вторая  проблема   -  недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. 

      Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат. Особенно это заметно в тех городах и регионах, где находятся крупные сырьевые предприятия, которые в условиях постоянного роста цен на сырье были довольно обеспеченными. 

                      Третья              проблема              -             недостаточная развитость

финансового сектора и банков. Многие российские предприятия, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны, т.к. процентные ставки по кредитам были очень высокими, а сроки кредитования – короткими. Компании были вынуждены брать кредит за рубежом. А в кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными. 

      До         октября 2008       года российские          чиновники,          банкиры и бизнесмены заявляли, что России нечего бояться глобального финансового кризиса, т.к. страна, по их мнению, довольно изолирована от западной экономики и будет в состоянии пережить любое экономическое потрясение.

Причины финансового кризиса  в России

      «Удар» глобального финансового кризиса по экономике России был сильнее, чем по экономикам других стран вследствие трех причин: «американская финансовая катастрофа», негативно отразившаяся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падение цен на нефть марки Urals (со 147,5$ до 42,3$ за баррель) при значительной зависимости России от её экспорта; политические ошибки российского руководства. Так же выделяют такие причины кризиса, как остановившийся рост российских фондовых индексов и дальнейшее их обрушение,  бегство капитала за рубеж.

      Специфическим фактором развития кризиса в России являлось наличие огромного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом золотовалютных резервов России. Согласно данным, опубликованным ЦБРФ 10 октября, в IV квартале 2008 года российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам 47,5 млрд долларов; в 2009 году сумма внешних выплат должна была составить 115,7 млрд долларов. С учётом процентов российские банки и компании должны выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 года 163,2 млрд долларов, что составляет четверть всех внешних обязательств РФ.

      Рост  спроса на американскую валюту привел к росту ее обменного курса. Так, за 2008 год доллар США вырос по отношению к российской валюте более чем на 6 руб. Если 11 января 2008 года по итогам торгов на ММВБ один доллар стоил 24,27 руб, то через год, 11 января 2009 года, за доллар давали уже 30,53 руб. Т.о., за год доллар к рублю вырос почти на 26%. 

В начале 2009 года стало понятно, что нас ждет вторая волна проблем, связанная с невозвратом кредитов и снижением цен на нефть. По данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль 2009 года число российских долларовых миллиардеров уменьшилось со 110 до 32 человек.

Однако в декабре 2009 года правительство заявило об окончании активной фазы кризиса. Индекс потребительских цен в 2009 году повысился на 8,8% — это самый низкий показатель инфляции за всю новейшую историю страны. Падение ВВП в 2009 году составило 7,9%, что стало худшим результатом среди стран «восьмерки».

В марте 2010 года Forbes отметил, что число долларовых миллиардеров снова увеличилось в два раза и составило 62 человека (хотя, до всего этого их было 110). Улучшение ситуации связано с ростом цен на нефть и стабилизацией фондовых рынков.

 

2.3 Валютный 2014-2015 годов

Резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным снижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине.

Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем привели к росту инфляции, снижению потребительского спроса, экономическому спаду, росту уровня бедности и снижению реальных доходов населения.

Нестабильная экономическая обстановка в России оказала негативное воздействие на состояние экономики некоторых стран, имеющих тесные экономические связи с Россией.

По заявлению Центрального банка России от 31 октября 2014 года, ослабление рубля было вызвано снижением цен на нефть и ужесточением антироссийских экономических санкций. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в декабре 2014 года подтвердил этот вывод. В свою очередь, ослабление российской валюты и введённые Россией в августе 2014 года контрсанкции (внешнеторговые ограничения) привели в конце года к увеличению инфляции.

Начиная с 2000-х годов, в экономике России отмечался так называемый «эффект Гронингена» («голландская болезнь») — негативный эффект, оказываемый укреплением национальной валюты (вызванным ростом цен на экспортируемую нефть) на экономическое развитие страны и приводящий к приоритетному развитию сырьевого сектора в ущерб производственному. Активный рост нефтяных цен в этот период (с $25 — $30 до $100 за баррель) привёл к усилению зависимости российской экономики от этого фактора и увеличению вклада энергодобывающих отраслей в экономику (40-50 % российского бюджета формировалось за счёт нефтегазовых доходов). Таким образом, увеличивалась зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Структура экспорта товаров из России с 2012 года (см. диаграмму) по 2015 год существенно не изменилась: доля топлива продолжала составлять 70 %. Если в 2015 году в Западной Европе доля экономики знаний в структуре ВВП составляла 35 %, в США — 45 %, то в России — только 15 % (в СССР доля этого сектора составляла 20 %).

Причины и последствия падения цен

Нынешнее падение цен на нефть было вызвано превышением предложения над спросом, причиной которого стали: замедление роста спроса на нефть, увеличение добычи нефти и газа на внутреннем рынке США в результате сланцевой революции, а также отказ стран ОПЕК сокращать добычу. Падение привело к сокращению выручки от экспорта

энергоносителей, составляющего около 70 % от объёма экспорта России. Так, по оценке аналитиков ОПЕК, падение цены нефти на каждый $1 за баррель снижает доходы России от экспорта нефти на $3 млрд, а, по оценке бывшего министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.

Грефа, падение цены на $10 за баррель приводит к снижению ВВП России на 2 %.

Зимой 2014/15 годов Россия была вынуждена выплатить более 100 млрд долларов долгов в связи с невозможностью их рефинансирования

Санкции западных стран, применяемые против России, по направлению воздействия можно разделить на четыре группы:

1.                 Индивидуальные          санкции;

2.                 Замораживание   зарубежных         активов       компаний;

3.                 Финансовые или инвестиционные санкции (секторальные санкции, предполагающие ограничение доступа к финансированию за счёт кредитов или долговых инструментов со сроком погашения свыше 30 (первоначально 90) дней, а также выпущенных после введения санкций акций и облигаций, а также запрет на инвестиции в инфраструктурные проекты ряда

экономических секторов);

4.                 Внешнеторговые санкции.

Наиболее существенное негативное влияние на состояние российской экономики оказывают западные санкции, связанные с ограничениями на привлечение финансовых ресурсов. Они затрудняют предприятиям и банкам доступ на внешний долговой рынок, не позволяя полностью рефинансировать внешний долг.

Закрытие внешних рынков капитала и повышение стоимости заёмных средств предприятий негативно сказалось и на инвестиционном климате страны, что привело к сокращению объёма инвестиций компаний рыночных секторов и усилило негативную тенденцию снижения инвестиций в основной капитал в целом по экономике.

 

 

2.4 Кризис 2017 — 2018 годов

Основными проблемами российской экономики остаются низкие цены на нефть, ужесточившийся режим экономических санкций, а также внутренние проблемы (высокий уровень коррупции, плохой инвестиционный климат).

Хорошие новости однако заключаются в том, что худшее все же позади. 2016 год был последним годом экономического спада, а с 2017-го начался скромный экономический рост. Если правительство не предпримет каких-то шагов резко ухудшающих ситуацию, экономика будет оставаться в стагнации, демонстрируя небольшие темпы экономического роста с сохранением текущего уровня реальных доходов и качества жизни населения.

2018 год для населения и предприятий — это время наконец спокойно провести SWOT-анализ и перейти из режима выживания в режим роста и развития. Стоит только учитывать, что ситуация в экономике останется плохой и планировать собственное будущее закладываясь на текущее состояние, на всякий случай, иметь ввиду возможное ухудшение ситуации.

 

 

3. Меры по борьбе с кризисом

Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.

Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.

Национальные правительства, в том числе российское, предпринимают шаги по поддержке "жизнеобеспечивающих" функций банковской системы (таких, как своевременное проведение платежей и расчетов) и сохранению жизнеспособности основных товарных рынков и сферы услуг. Для достижения этих целей были сделаны значительные шаги по поддержанию уровня ликвидности в банковской системе, в частности смена собственности в ряде финансовых организаций, банкротство и прекращение

функционирования которых могло бы иметь очень тяжелые последствия для всей системы. Правительство и ЦБ РФ постоянно расширяют и совершенствуют меры по предоставлению ликвидности в систему. Смена собственников в банках не вызвала резкой паники среди населения, банковская система продолжает выполнять расчетные и платежные функции.

Активные меры предпринимаются и по оказанию адресной поддержки реальному сектору экономики. В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце сентября 2008 года, пожалуй, самой заметной и эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. Это решение продемонстрировало готовность властей проявлять гибкость в быстро меняющихся условиях. Правительство проводит консультации с представителями отраслей экономики, определяя риски для их деятельности и планируя возможную господдержку.

Как только будет достигнута фаза стабилизации, можно ожидать, что режим "ручного пожаротушения" будет сменен на проведение планомерной политики, целью которой станет поддержание приемлемых уровней экономического роста и уровня жизни населения. Инструментарий, которым обладает правительство для этого периода, очень широк и включает в себя не только бюджетные средства (в том числе суверенные фонды), но и компании, находящиеся в собственности государства, сам государственный аппарат, а также недавно созданные госкорпорации. Специалисты полагают, что по крайней мере в ближайшие годы приоритетом в деятельности госкорпораций и компаний, в которых государство является крупнейшим акционером, будет не максимизация прибыли, а поддержание уровня производства и сохранение занятости и уровня оплаты труда. Государство располагает резервами и инструментарием для того, чтобы в ближайшие годы заместить часть экономической активности, которая осуществлялась в предыдущие годы частным сектором. В 2006 — первой половине 2008 гг., несмотря на множество объявленных программ и планов, инвестиционная деятельность государства была минимальной, и это объяснимо: экономика и так находилась на грани (либо уже в состоянии) перегрева. Сегодня в условиях, когда спрос частного сектора снижается, наступает идеальная возможность для реализации крупных инфраструктурных проектов, развития транспортной системы, размещения крупных оборонных заказов, которые позволят перевооружить армию. Высвобождение ресурсов за счет снижения спроса в частном секторе снизит стоимость проектов для государства, одновременно подготавливая платформу для будущего роста. Инвестиционная и хозяйственная деятельность государства в ближайшие годы способна создавать спрос как на продукцию ресурсных компаний, так и на рабочую силу, в том числе квалифицированную.

Резкое замедление темпов роста активов в банковской системе открывает "окно" для значительной и столь необходимой консолидации сектора, уменьшения количества банков. Также возникает удобный момент для оптимизации состояния рынка труда. Если государство будет в ближайшие годы работать над тем, чтобы создать условия для более легкой миграции (как внутри страны, так и международной), это позволит снизить стоимость труда для бизнеса в момент, когда возобновится быстрый экономический рост. В этой связи оправданы государственные действия, в том числе бюджетные расходы, направленные на развитие ипотеки и жилищного строительства, развитие транспортной инфраструктуры вообще и дорожного строительства в частности. Необходимы также шаги по упрощению регистрационных режимов и правил, связанных со сменой места жительства. Вполне можно ожидать, что в условиях ухудшившихся условий резко сократятся отрасли, успешно развивавшиеся в "тепличных" условиях, но в России не имеющие преимуществ, которые делали бы их стратегически важными для страны. Очевидно, что государству часто приходится балансировать между интересами потребителей (или экономики в целом) и производителей (корпоративные, региональные, отраслевые приоритеты), и острота этого выбора повышается во время кризиса.

Повышение гибкости рынка труда может стать частью более широкого комплекса мер по улучшению условий для ведения бизнеса в России. В последние годы на фоне быстрого и уверенного роста спроса на продукцию и в условиях доступности относительно недорогого финансирования важность других, нефинансовых затрат на ведение бизнеса отходила на второй план. Тем временем положение России в рейтинге Всемирного банка Cost of Doing Business не улучшалось, а снижалось, в том числе за счет активных шагов по реформированию экономики в более бедных странах СНГ. Снижение административных барьеров и упрощение обязательных процедур могут стать важным фактором, поддерживающим частный бизнес в условиях весьма низкой доступности капитала и падения платежеспособного спроса. Важно, что реализация этих мер не приведет к снижению доходов бюджета, хотя, вероятно, снизит коррупционный доход чиновничества.

 

Заключение

      Предложенная         Правительством РФ программа антикризисных  мер предполагает вмешательство  государства во все секторы экономики России. Но с учетом того, что Россия уже потеряла более 1 трлн рублей, становится сомнительным тот факт, что Правительство РФ будет в состоянии восстановить и стабилизировать одни сферы экономики не в ущерб другим.

      Важно то, что главным направлением дальнейших действий Правительства РФ должно стать четкое разделение функций бизнеса и государства, с одновременным укреплением государства и повышением эффективности его действий. Для нормального функционирования современного российского рынка необходимы не только большие денежные вложения, но, прежде всего, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения, развитая информационная система и инфраструктура. Именно в их отсутствии и кроется главная причина нынешнего тяжелого экономического положения России. Именно на их создание и должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических институтов рынка.

     Сам по себе финансовый кризис - еще не катастрофа. В рыночной экономике это закономерное          явление,     которое не только        устраивает «встряску» для экономики государства,         но      и может быть       стимулом для дальнейшего развития. Однако игнорирование или недостаточный учет причин, приведших к кризису, всегда имеет самые тяжелые последствия. 

      Сегодня у России есть уникальный шанс - сформировать основы

цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой экономическая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов. 

 

Список используемой литературы

1.                 Антикризисное управление. Учебник - 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Э.М. Коройкова .М.: ИНФРА - М, 2011.-620 с.

2.                 Журнал "Экономист" "Факторы экономического кризиса и базис его преодоления"/ В. Кушлин/ Выпуск 3 2009г.

3.                 Учебник "Мировая экономика" / Под ред. В.К. Ломакин / г.Москва,  2010г.-237с.

4.                 Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития/ Вопросы экономики/ Под ред. Н.Акиндинова, В. Миронова-71с.

5.                 Роль финансово-промышленных   группы       в        российской

экономике./Экономический журнал, №7, 2009

6.                 Рост экономики жизненно важен для России / под ред. С.В.

Степанова, В.И. Клисторин, Н.А. Кравченко. /ЭКО. - 2011. - №1. - С. 38 - 48.

7.                 Кризис на начальной стадии: Причины и Проблемы / Экономическая Политика / Под ред. В. Мау- 2008, №6. С. 52-68.

8.                 Финансовый кризис: эффективность антикризисных мер / Под ред. А.В. Мурычев / г.Москва, 2016- 136с.

9.                 Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Виляпина, А.И.

Добрынина, Г.П. Журавлевой / г.Москва ИНФРАМ, 2012 г. -240с.

10.            «Экономика» / - перевод с англ. со 2-го изд. -/ С. Фимер; Р.

Дорнумб; Р. Шмалензи.  / М.: ''Демо ЛТД'', 2012

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)