Данная программа фитнес – аэробика предназначена для девушек 5-11 классов.
Фитнес-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и
направлений при занятии спортом. Фитнес-аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. В то же время фитнес-аэробика интересна и разнообразна.
Фитнес-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем
приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, хотя в России о нем, к сожалению, узнали намного позднее.
Аэробика не только добавляет настроение, улучшает фигуру, но и
оздоравливает весь организм.Данная программа фитнес – аэробика предназначена для девушек 5-11 классов.
Фитнес-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и
направлений при занятии спортом. Фитнес-аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. В то же время фитнес-аэробика интересна и разнообразна.
Фитнес-аэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем
приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый вид спорта, хотя в России о нем, к сожалению, узнали намного позднее.
Аэробика не только добавляет настроение, улучшает фигуру, но и
оздоравливает весь организм.
ФИТНЕС-АЭРОБИКА
Пояснительная записка
Данная программа фитнес – аэробика предназначена для девушек 511
классов.
Фитнесаэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и
направлений при занятии спортом. Фитнесаэробика проста, она не требует
излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении
тех или иных движений. В то же время фитнесаэробика интересна и
разнообразна.
Фитнесаэробика стала популярна на всем земном шаре и с каждым днем
приобретает все больше и больше последователей. Это уже далеко не новый
вид спорта, хотя в России о нем, к сожалению, узнали намного позднее.
Аэробика не только добавляет настроение, улучшает фигуру, но и
оздоравливает весь организм.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность
выступает на двух уровнях: личном и общественном. Школьный возраст в
развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья,
физического развития и культуры движений. От того, как организовано
воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления,
для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в
последующие годы жизни.
Актуальность
Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из актуальных проблем
нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не
соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям
современного общества.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических,
социальных, гигиенических, а также от характера педагогических
воздействий.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее
важные биологические особенности детского организма.
Под воздействием упражнений улучшается функция сердечно – сосудистой и
дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат,
регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических
процессов.
Целью программы является: формирование физической культуры
личности с учетом возрастных особенностей и оздоровление учащихся
средствами фитнесаэробики.
Содержание занятий по фитнес аэробике позволяют решать три единые
задачи физического воспитания:образовательные – приобретение физкультурных знаний, необходимых для
организованных и самостоятельных занятий по фитнес аэробике, освоение
правил, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения
безопасности во время самостоятельных занятий аэробикой;
воспитательные – содействие становлению и развитию потребности в
отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение,
коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в
достижении цели; воспитание координационных и кондиционных
способностей;
оздоровительные – содействие укреплению здоровья учащихся,
формирование и поддержание правильной осанки, профилактика
плоскостопия; профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами
аэробики; повышение умственной работоспособности; освоение навыков
формирования здорового образа жизни средствами фитнес аэробики.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
о современных системах по аэробике; о влиянии фитнес аэробики на
развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения
упражнений аэробики; требования здорового образа жизни к двигательному
режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания.
Учащиеся должны уметь:
постоянно поддерживать правильную осанку; применять полученные знания в
ходе занятий фитнес аэробикой: выполнять базовые элементы аэробики и их
разновидности, с предметами, специальным оборудованием, шаги различных
танцевальных направлений, связывать между собой перечисленные элементы в
блоки и комбинации, подбирать музыкальное сопровождение в соответствии
со стилем движений и в целом с композицией; провести разминку и
заключительную части занятия как самостоятельно, так и с группой.
Организация образовательного процесса
На занятиях фитнес аэробикой предусматривает использование следующих
методов: фронтальный, групповой, индивидуальный. Методы освоения и
регламентации двигательных действий, используемые в занятиях
аэробикой – переменный непрерывный, серийнопоточный (с минимальными
перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой»
тренировки и соревновательный методы.
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по
степени координационной сложности. Начинается обучение с показа и
объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно
усложняя комплекс, переходим к разучиванию более трудных движений,
которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер
разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям.
Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их
выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом
занятии девушкам предлагаются элементарные комплексы упражнений
аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного
упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем
соединяются в последствии в музыкальные композиции. Сначала упражнения
выполняются под счѐт, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для
закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и
конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
На уроках аэробносиловой направленности используются прыжки со
скакалкой, отжимания, упражнения с отягощениями.
Занятия фитнес аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется
как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых
движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений.
Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия,
положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение
энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется
также как фактор обучения – легче запоминаются движения.
Содержание программы
Теоретический раздел: Правила безопасного поведения на занятиях
фитнес аэробикой, требования безопасности к местам занятий,
оборудованию и инвентарю.
Санитарногигиенические требования к местам занятий, к одежде
занимающихся
Организация занятий фитнес аэробикой для учащихся общеобразовательных
учреждений в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в учебных заведениях и Правилами безопасности
проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для
занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и
инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к
занятиям.
История развития фитнес аэробики. Ритмизированная двигательная
деятельность. Системы Демени, Дельсарта, Далькроза, Л.Н. Алексеевой.
Понятие «аэробика», система Кеннета Купера, аэробика Джейн Фонды.
Развитие ритмической гимнастики России. Фитнесдвижение.Понятие
«фитнеса».
Виды аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее
классификация по различным признакамАэробика – спортивная, оздоровительная, фитнесаэробика. Официальный
статус спортивной аэробики. Спортивная аэробика. Аэробика высокой и
низкой интенсивности.
Практический раздел: Ознакомление и разучивание упражнений,
используемых в занятиях аэробикой
Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении
стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие
упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для
ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в положении лежа на
спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе.
Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней
поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней
поверхностей бедра; в полуприседе для мышц спины; стоя для грудных мышц
и плечевого пояса.
Закрепление и совершенствование запрещенных элементов и
упражнений
Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения
рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах,
баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешенные
элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.
Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их
разновидностей
Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки.
Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад,
подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозьвместе, подскок и их
разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад,
вправовлево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по
треугольнику, по кругу.
Ознакомление и разучивание от одной до четырех связок из базовых
элементов аэробики
Ознакомление и разучивание соединения (связки) двух и более базовых
элементов аэробики и их разновидностей (приложение). Выполнение связок
под счет.
Закрепление и совершенствование базовых элементов степаэробики,
фитболаэробики.
Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов
степ, фитболаэробики. Выполнение элементов по направлениям: вперед и
назад, вправовлево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по
треугольнику, по кругу.
Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из базовых
элементов степаэробики.Материально-техническое обеспечение
Для успешного освоения программы необходимо наличие:
Актового зала
Спортивного зала
Спортивный инвентарь
Зеркал
музыкального центра
Дисков с музыкой
Видеоинформации
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Учебнотематический план
Теория часы
1
Практика часы
Количество часов
1
1
1
1
1
2
5
5
4
1
1
1
3
5
5
4
Название темы
ТБ, введение в
образовательную
программу.
Гигиена спортивных
занятий.
Виды аэробики.
Разновидности
танцевальной аэробики
Что такое степ, степ –
аэробика, какие мышцы
работают при занятиях
на степах, что такое
правильная осанка,
двигательные качества
Общефизическая
подготовка
Элементы строевой
подготовки
Силовые упражнения
для рук
Силовые упражнения
для ног
Силовые упражнения
для шеи и спины.
Специальная
физическая
подготовка9
10
11
12
13
14
15
п/п
1
2
3
4
Базовые шаги и связки
аэробики
Фитбол аэробика
Степаэробика
Оздоровление
Коррекционные
упражнения
Йога
Стретчинг»
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
14
7
9
4
4
3
15
8
10
5
5
4
1
часы
1
дата
1
1
1
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия
ТБ, введение в
образовательную
программу
Начальная диагностика
Гигиена спортивных
занятий
Виды аэробики.
Разновидности
танцевальной аэробики.
Содержание
Правила техники
безопасности
нахождения и занятия в
зале аэробики, правила
поведения на занятиях,
Ознакомление
обучающихся с планом
занятий, пояснение
основных понятий
аэробики.
Начальная диагностика
ЗУН по контрольным
упражнениям.
Диагностика уровня
воспитанности
(Нормативы ОФ)
Инструкция для
занимающихся аэробикой
(требования к местам
занятий, оборудованию и
инвентарю, к одежде
занимающихся, к
причѐске, правила
поведения после занятий)
Виды аэробики:
классическая,
танцевальная,
оздоровительная, степ
аэробика, аквааэробика и
др; их характеристика.
Разновидности
танцевальной аэробики:
Фанкаэробика, хипхоп,
латино, ситиджэм, афро
аэробика и др. Краткая56
7
89
1012
1316
17
18
19
2021
2223
2425
26
27
2831
Элементы строевой
подготовки
Общеразвивающие
упражнения для рук
Общеразвивающие
упражнения для ног
Общеразвивающие
упражнения для шеи и
спины
Базовые шаги и связки
аэробики
Базовые шаги и связки
аэробики
Базовые шаги и связки
аэробики
Базовые шаги и связки
аэробики
Базовые шаги и связки
аэробики
Комплекс танцевальной
аэробики
Комплекс танцевальной
аэробики
Степаэробика. Т.Б. при
выполнении упражнений
на степах
Степаэробика
Степаэробика
характеристика.
Отработка выполнения
элементов строевой
подготовки (строй,
шеренга ,перестроения и
т.д.)
Повторение техники
выполнения упражнений
для рук без предмета.
Повторение
общеразвивающих
упражнений для ног без
предмета. Ознакомление
детей с упражнениями
для ног с предметом
Повторение техники
выполнения упражнений
для туловища, шеи и
спины
Техника выполнения
базовых шагов и связок
аэробики.
Обучение базовым и
альтернативным шагам
аэробики в среднем
темпе. Влияние занятий
аэробикой на различные
системы организма
Техника выполнения
базовых шагов аэробики
Обучение базовым и
альтернативным шагам
аэробики
Закрепление базовых
шагов. Запрещѐнные
упражнения на занятиях
аэробикой. Простейшие
музыкальные композиции
Разучивание комплекса
из выученных базовых
шагов аэробики.
Коррекция осанки
Разучивание комплекса
из выученных базовых
шагов аэробики.
Коррекция осанки
Разучивание базовых
шагов на степе
Разучивание базовых
шагов на степе
Разучивание аэробных
связок на степе
2
1
2
3
4
1
1
1
2
2
2
1
1
432
33
Степаэробика
Фитбол аэробика
3435
Фитбол аэробика.Йога
36
Фитбол аэробика.Йога
3740
41
4243
4445
4647
48
4950
Фитбол аэробика.
Йога
Коррекционные
упражнения
Йога
Коррекционные
упражнения
Фитбол аэробика
Коррекционные
упражнения
Фитбол аэробика.
5152
Партерная гимнастика
Упражнения на растяжку
мышц ног
Техника безопасности
при проведении занятий
на фитболах. Санитарно
гигиенические
требования к местам
занятий, к одежде
занимающихся.
Влияние фитбол
аэробики на развитие и
состояние органов и
систем, их значение для
выполнения упражнений
аэробики Знакомство с
мячом. Обучение седу на
мяче, прыжки на мяче.
Ознакомление с
основными исходными
положениями фитбол –
аэробики и дыхательной
гимнастики.
Разучивание основных
исходных положений
фитбол – аэробики и
дыхательной гимнастики.
Упражнения лечебной
физической культуры,
направленные на
профилактику и
коррекцию различных
заболеваний.
Профилактика
плоскостопия
Закрепление связок и
базовых шагов аэробики
используемых в фитбол
аэробике
Комплекс детской йоги
Дыхательные гимнастика
Разучивание
гимнастических
упражнений,
используемых в занятиях
фитболаэробикой
Релаксация Джекобсона
Закрепление
гимнастических
упражнений,
используемых в занятиях
фитболаэробикой
Упражнения на развитие
1
1
2
1
4
1
2
2
2
1
2
253
5455
5657
5859
60
61
6263
6465
6667
Стретчинг
Повторение элементов
строевой подготовки
Общеразвивающие
упражнения для рук
Стретчинг
Общеразвивающие
упражнения для ног.
Коррекционные
упражнения
Общеразвивающие
упражнения для шеи и
спины.
Йога
Стретчинг
Стили танцевальной
аэробики
ОРУ для рук. ОРУ для
ног.
Знакомство с
разновидностями и
направлениями в
фитнесе:
Коррекционные
упражнения
Степаэеробика.
Знакомство с
разновидностями и
направлениями в фитнесе:
Коррекционные
упражнения
Танцевальная
композиция
68
Итоговое занятие
осанки, гибкости
Отработка выполнения
элементов строевой
подготовки (строй,
шеренга, перестроения и
т.д.)
Повторение техники
выполнения упражнений
для рук без предмета.
Упражнения на развитие
осанки, гибкости
Повторение
общеразвивающих
упражнений для ног без
предмета. Ознакомление
детей с упражнениями
для ног с предметом
Повторение техники
выполнения упражнений
для туловища, шеи и
спины.
Комплекс детской йоги
Упражнения на развитие
осанки, гибкости
Подробное ознакомление
со стилями танцевальной
аэробики; их сходство и
различия ; история
возникновения, техника
выполнения.
«Мамбо», Профилактика
плоскостопия,
дыхательная гимнастика
1
2
2
2
1
1
2
«Латино», Релаксация
2
Составление и
совершенствование
итоговой музыкальной
композиции из изученных
упражнений
2
1
Список литературы1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для
студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П.
Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
2. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета
фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
3. Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
4. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания
оздоровительной аэробики/ Довыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. –
Волгоград: Издво Волгогр. гос. унта. – 2004 г.
5. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость:
физкультура для всех // Здоровье. 1993. № 1. С. 42–43.
6. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения
оздоровительных занятий / Е.С. Крючек . – М.: ТерраСпор, Олимпия Пресс,
2001. – 64с.
7. Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.
8. Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М.
Физкультура и спорт. – 1994 г.
9. 15. Юсупова Л.А., Миронов В.М. Аэробика: учебнометодическое пособие /
БГУФК. – Мн: БГУФК, 2005. – 100 с.