Муниципальное общеобразовательное учреждение
Львовская средняя общеобразовательная школа № 4
Городского округа Подольск
«Утверждаю»
Директор МОУ Львовская школа № 4
_____________Симкина Л. Н.
31.08. 2023 г.
Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Физическая культура»
Составитель:
Морозова Виктория Михайловна,
учитель физической культуры
первая квалификационной категория
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
· Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования»
· Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
· Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
· Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);
· Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Львовская школа №4
· Положением о внеурочной деятельности в МОУ Львовская школа №4
· Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МОУ Львовская школа №4
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» разработана по спортивно - оздоровительному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Данная программа имеет спортивно-оздоровительную направленность и ориентирована на детей 6х классов общеобразовательной школы.
Количество часов в год - 34 часа.
Количество часов в неделю - 1 час.
Продолжительность занятия - 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Актуальность рабочей программы «Спортивные игры» обусловлена тем, что в настоящее время система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Она призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – оздоровительной и спортивной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Общая характеристика учебного предмета
Материал программы предполагает изучение основ четырех спортивных игр:
• баскетбола,
• волейбола,
• футбола
и дается в трех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»:
Укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи программы:
Воспитательные
- воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
Образовательные
- обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно- силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
Оздоровительные
- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- повышение резервных возможностей организма.
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья, у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
- приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
- способность показать знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте спортивных игр в организации здорового образа жизни.
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся
должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приѐмов игр и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приѐмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
получат возможность научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приѐмы и тактические действия;
- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Способы проверки результатов
- диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- анкетирование;
- участие в соревнованиях;
- сохранность контингента;
- анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Баскетбол |
14 |
||
1 |
Стойки и перемещения. |
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений. |
2 |
2 |
Остановки баскетболиста. |
2 |
|
3 |
Передачи мяча. |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, с пассивным сопротивлением защитника. |
2 |
4 |
Ловля мяча. |
2 |
|
5 |
Ведение мяча. |
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. |
1 |
6 |
Броски в кольцо. |
Броски одной и двумя руками с места, в движении и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до кольца 4.8 метра. |
1 |
7 |
Игра в защите. |
Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. |
1 |
8 |
Игра в нападении. |
Тактика свободного нападения с изменением позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов. |
1 |
9 |
Тестирование. |
Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. |
1 |
10 |
Участие в соревнованиях. |
Игра по правилам баскетбола. Участие в соревнованиях. |
1 |
Волейбол |
10 |
||
1 |
Индивидуальные тактические действия в нападении. |
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке. |
2 |
2 |
Индивидуальные тактические действия в защите. |
Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке. Прием мяча, отраженного сеткой. Одиночное блокирование и страховка. |
2 |
3 |
Закрепление техники передачи. |
Передача мяча в двойках, тройках, через сетку, в заданную часть площадки. Комбинации из освоенных элементов. |
2 |
4 |
Верхняя прямая подача. |
Верхняя прямая подача. |
2 |
5 |
Закрепление техники приема мяча с подачи. |
Прием мяча с подачи. Комбинации из освоенных элементов. |
1 |
6 |
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра. |
Подвижные игры и эстафеты. Игры и игровые задания по упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на площадке. |
1 |
Футбол |
10 |
||
1 |
Удар по мячу. |
Удары по воротам указанными способами на точность попадания мячом в цель. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную мишень. |
2 |
2 |
Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. |
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника. Ложные движения. |
2 |
3 |
Игра по упрощенным правилам. |
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам. |
2 |
4 |
Подвижные игры. |
Подвижные игры: «передал-садись.», «Передай мяч головой». Эстафеты. |
4 |
Итого |
34 |
Содержание учебного курса
Общая физическая подготовка.
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Волейбол
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма.
2.Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приѐмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2.Специальная подготовка. Прием мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Нижняя прямая подача.
Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Футбол
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой.
2.Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.