Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Оценка 4.9
Лекции +1
doc
физическая культура +2
7 кл—11 кл +1
25.03.2018
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. Древняя мудрость гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления. Болезни, преждевременная потеря работоспособности, ранняя старость – последствия несоблюдения основных правил здорового образа жизни, расплата за неразумное поведение. Хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой, правильно питается, выполняет режим труда и отдыха, не обременен вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания и т. д.), соблюдает гигиену, занимается закаливанием, умеет бороться с негативными явлениями стресса, трудится с полной отдачей и редко болеет.Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. Древняя мудрость гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления. Болезни, преждевременная потеря работоспособности, ранняя старость – последствия несоблюдения основных правил здорового образа жизни, расплата за неразумное поведение. Хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой, правильно питается, выполняет режим труда и отдыха, не обременен вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания и т. д.), соблюдает гигиену, занимается закаливанием, умеет бороться с негативными явлениями стресса, трудится с полной отдачей и редко болеет.
fizicheskaya_podgotovlennost_1.doc
Физическая подготовленность фактор укрепления здоровья
школьников
потеря
работоспособности, ранняя
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной
степени зависит от того, как мы к нему относимся. Древняя мудрость гласит, что
подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления. Болезни,
преждевременная
старость – последствия
несоблюдения основных правил здорового образа жизни, расплата за неразумное
поведение. Хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой,
правильно питается, выполняет режим труда и отдыха, не обременен вредными
привычками (курение, алкоголь, наркомания и т. д.), соблюдает гигиену, занимается
закаливанием, умеет бороться с негативными явлениями стресса, трудится с полной
отдачей и редко болеет.
В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры
в жизни человека. Это связано с тем, что резко сократилась доля физического труда
на производстве и в быту, усилилось воздействие на организм неблагоприятных
факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных
стрессов, что отрицательно влияет на здоровье. По мнению медиков «уровни
обусловленности здоровья» таковы:
1.
2.
3.
4.
на 50 % и более здоровье зависит от социальных условий и образа жизни;
на 20 – 25 % от уровня загрязнения окружающей среды обитания;
до 20 % влияние генетических факторов;
5 – 10 % от уровня здравоохранения.
профилактики
ряда
средством
неспецифической
Поэтому уже давно стоит вопрос о профилактике различных заболеваний, в том
числе и при помощи физических упражнений. Известно, что движение является
основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин
отметил, что при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление
физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.
Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению
восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения
являются
функциональных
расстройств и заболеваний. Физические упражнения воздействуют на все группы
мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их
эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность
вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и
системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности
человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на
опорнодвигательный аппарат, мышцы. Если мышцы бездействуют, ухудшается их
питание, уменьшается объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они
становятся дряблыми, слабыми. Под влиянием умеренных физических нагрузок
увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества
эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функции и
строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение
пищи по кишечнику. Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью.
Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и
деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность,
укрепляется здоровье. Значительную роль в приобщении к систематическим занятиям физической
культурой и спортом играет школа. Именно в школе закладывается сознательное
отношение к физической активности не только как важнейшему фактору укрепления
здоровья, но и как одному из способов самоутверждения в обществе.
На протяжении более 30 лет идет разговор о слабой физической подготовленности
детей школьного возраста. Учителя физкультуры нашей школы проводят большую
внеклассную спортивно – массовую работу, стараются, как можно больше учащихся
охватить дополнительными занятиями: соревнования по различным видам спорта,
спортивные праздники, товарищеские встречи, занятия в секциях, участие в районных,
окружных, областных соревнованиях. Все это и введенный третий час физкультуры
дают определенные результаты. Например, на протяжении многих лет школа занимает
первое место в районной спартакиаде школьников. С целью повышения двигательной
активности всех школьников в моей практике особое место занимают домашние
задания. Содержание заданий весьма индивидуально, зависит от особенностей учащихся
данного класса, подготовленности каждого ученика. Цель домашних заданий состоит не
только в том, чтобы повысить физическую подготовленность учащихся, но и в том, чтобы
содействовать морально – волевому совершенствованию, воспитанию потребности к
регулярным занятиям физическими упражнениями.
Для более целенаправленного повышения уровня физической подготовленности
учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития
интереса к домашним заданиям на каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в
год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений. Контрольные
упражнения соответствуют программным требованиям: бег 30 м., челночный бег 3 Х 10 м.,
прыжок в длину с места, 6 – минутный бег, подтягивание на перекладине, наклон вперед из
положения, стоя, колени не сгибать.
В 1994 году у меня было пять первых классов. Результаты осеннего тестирования
первоклассников показали, что их физическая подготовленность в основном на низком
уровне. Например, из 73 мальчиков смогли подтянуться на перекладине по 2 – 3 раза
только 8, остальные – 0 раз, что составило 10, 9 %. На низком уровне были гибкость и
прыгучесть. Поэтому к самостоятельным занятиям в домашних условиях давались
упражнения для развития силы, гибкости, прыгучести. Карточки с результатами
контрольных упражнений были показаны детям в 5 классе. Они с интересом смотрели,
определяли уровень своего физического развития, определить который было несложно.
Цифры, соответствующие низкому уровню, обвожу красным кружочком, высокому уровню
– зеленым, результаты среднего уровня не обводятся.
Обычно карточки хранятся у меня, учащимся раздаются каждый раз после сдачи всех
упражнений для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с физической подготовкой, над
чем работать в школе и дома. Практика показала, что дети с большим желанием
тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах. Были случаи,
когда мальчики, увидев свои высокие результаты, не хотели обратно сдавать свои
карточки, а желание повышать свою физическую подготовленность становилось еще
больше.
Бывая на родительских собраниях, обязательно показываю родителям карточки их
детей. После чего заметно улучшалось отношение родителей и детей к домашним занятиям
физическими упражнениями. Родители покупали гантели, скакалки, мячи, лыжи, строили
турники. Мальчики на переменах чаще заходили в спортзал, чтобы поиграть в «лесенку»
(игровое подтягивание на перекладине), стали посещать тренажерные залы и к окончанию 9
класса уже более 70 % юношей смогли подтянуться на перекладине на «5» и «4». С
беговыми упражнениями ребята справлялись хорошо. Связано это с тем, что больше
половины уроков провожу на стадионе (легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка). Например, норма 6 – минутного бега (тест на выносливость) для юношей
старших классов на высокий уровень – 1500 метров. Большинство пробегало больше – от
1500 м. до 1700 м. Также значительно улучшились показатели гибкости, прыгучести,
быстроты.
Образец карточки.
Татаринов Женя
Упря
Классы
Сент.
1кл Май
Сент.
2 кл Май
Сент.
3 кл Май
Сент.
5 кл Май
Сент.
6 кл Май
Сент.
7 кл Май
Сент.
8 кл Май
Сент.
9 кл Май
Сент.
10 кл Май
Сент.
11 кл Май
Бег
30 м
Челночны
й бег 3 х
10
9, 7 с.
9, 4
9, 0
8, 7
8, 9
8, 9
8, 7
8, 6
8, 5
8, 4
8, 1
8, 3
8, 2
н.
8, 0
8, 1
7, 8
7, 5
7, 4
6, 7 с.
6, 2
6, 4
5, 7
5, 9
5, 8
5, 7
5, 1
5, 4
5, 2
5, 6
5, 2
5, 0
5, 2
5, 2
4 ,9
5, 1
5, 3
4, 9
4, 7
Прыжок в
длину с
места
6мин.
бег
Подтягиван
ие на
Наклон
вперед
перекладин
е
112 см.
122
125
137
131
140
145
148
147
153
166
184
н.
160
186
180
186
185
216
224
_
_
1235 м.
1275
1290
1354
н.
1410
1455
1426
1500
1404
1548
1535
1428
1600
1592
1630
0 раз
0
0
2
0
н.
0
н
0
0
0
0
1
2
1
10
6
10
12
15
0 см.
1
2
2
1
4
6
6
7
7
4
5
7
10
10
10
15
12
12
17
В карточке Жени видно, что в 1 классе на низком уровне были результаты на силу,
гибкость и прыгучесть. 6минутный бег в 12 классах дети не сдавали, так как не умели
бегать в равномерном темпе. Самым сложным упражнением для Жени Багдуева было
подтягивание на перекладине. Только в 9 классе он смог подтянуться 10 раз на оценку «5».
В то же время видно, что его результаты 6минутного бега всегда на высоком уровне. Это
говорит о его природной способности к продолжительному бегу. Он начал посещать
секцию легкой атлетики, участвовать в районных соревнованиях в беге на 1500 м., 3000 м.
и становился призером. К окончанию школы его физическая подготовленность – выше
среднего (три результата на высоком уровне, три – на среднем).
В 10 – 11 классах с юношами работал другой учитель, но карточки попрежнему мною
заполнялись, подводились итоги. К окончанию 11 класса уже 92 % юношей сдали подтягивание на перекладине на «5» и «4», 8 % на «3» (сказались индивидуальные
физиологические особенности).
Занимаясь с девушками, на каждом уроке давала упражнения на осанку, укрепление
мышц спины, живота, стопы. Какая девушка ни хочет быть красивой, обладать стройной
фигурой, пластично двигаться? На уроках гимнастики включала упражнения с обручем,
лентой, скакалкой, проводила беседы о здоровом образе жизни, убеждала заниматься
физической культурой не ради оценки, а ради здоровья. В данной параллели не было
случая, чтобы учащиеся приносили медицинские справки, освобождающие их от урока
физкультуры. У некоторых ребят были отклонения в состоянии здоровья, в таких случаях
использовала разноуровневые задания и разноуровневую нагрузку.
Результаты 10летней работы:
1) ни одного выпускника с низким уровнем физической подготовленности;
2) 40 выпускников – с высоким и выше среднего показателями, 69 – со средним уровнем,
что отвечает программным требованиям;
3) из 54 юношей – ни одного освобожденного от урока физкультуры, девушек – 2;
4) сборные команды данного выпуска занимали первые места на районных соревнованиях
по легкой атлетике, кроссу, лыжным гонкам, баскетболу.
Для достижения даже скромных результатов необходимы целеустремленность и
воля, умение мобилизовать в нужный момент свои духовные и физические силы,
дисциплинированность и вера в успех. У каждого учителя свой стиль работы, каждый по
своему решает главные задачи – всемерно способствовать укреплению здоровья
школьников, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, воспитанию
здорового и жизнерадостного подрастающего поколения.
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.