Составитель:
Преподаватель Лютенберг Н.С.
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
Коломна
2018
Тема: «Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах»МДК 04.01. «Основы реабилитации»Специальность: сестринское дело 34.02.01.
Актуальность темы
Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смерти. Все заболевания сердечно-сосудистой системы приводят к нарушению кровообращения в той или иной степени.
Среди заболеваний сердца особого внимания заслуживает ишемическая болезнь, которая проявляется в форме стенокардии, инфаркта миокарда и атеросклеротического кардиосклероза и является причиной коварных осложнений, приводящих к инвалидности и смерти. Чаще причиной недостатка кровоснабжения сердца (ишемии) является атеросклероз.
Во время занятий лечебной физкультурой вследствие увеличения частоты и силы сердечных сокращений, увеличения количества функционирующих капилляров и ОЦК в артерии сердца поступает больше крови, усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ, укрепляется сердечная мышца и приспосабливается к постепенно нарастающей нагрузке.
Цели занятия
Обучающие:
- проверить уровень знаний студентов по теме семинарско – практического занятия;
-.углубление знаний по теме «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания»;
- систематизация знаний; - Контроль профессиональных компетенций .
Развивающие :
- способствовать развитию логического мышления;
- способствовать развитию памяти и речи;
- способность выделять основное.
Воспитательная:- способствовать развитию умений работать в группе, воспитанию ответственности за здоровье пациента.
Оснащение занятия
доска, мел;
- ноутбук;
- проектор;
- раздаточный материал (анкеты, документация, ситуационные задачи, тесты).
Учебная литература:
Учебно-методическое пособие по теме: «Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания».
Методические приемы
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных данных | Воспроизведение |
|
Проблемное изложение | Постановка проблем и показ способ их решения | Умения, навыки |
|
Частично-поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения обучающимися |
| Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК .2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правила-ми их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диа-гностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения;
Уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;
поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Внутрипредметные связи
| |
Организация сестринского процесса реабилитации на различных этапах лечения | Применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. |
Ход и структура занятия
№ |
|
|
|
|
1. |
| Приветствие студентов, проверка их готовности к занятию, создание условий для достижения психологического комфорта студентов. | Приветствуют преподавателя, формируют умение внутренней самоорганизации, психологически настраиваются на урок, дежурный докладывает о готовности группы. | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие |
2. |
| Объясняет причину, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность изучать её. | Внимательно слушают, задают вопросы, планируют работу. | Активировать внимание, настроить на рабочую обстановку. |
3. | Контроль знаний по теме: | Фронтальный опрос, тестирование, объясняет решение типовых задач. | Отвечают на контрольные вопросы, решают ситуационные задачи, решают тесты. | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного ЗУН, формирования общих и профессиональных компетенций. |
Контроль знаний по теме: определение средств реабилитации
Найдите соответствие между названиями приемов массажа и их групповой принадлежностью:
Вопросы:
1. Прием разминание
2. Прием поглаживание
3. Прием выжимание
4. Прием растирание
5. Сотрясающие приемы
6. Ударные приемы
7. Движения
Предлагаемые ответы:
1. «валяние», 2. «глажение», 3. «двойное кольцевое», 4.«похлопывание», 5. «гусеничка»,6. «вращение» 7. «пиление»
1. Формы ЛФК, используемые на щадяще-тренирующем двигательном режиме:
1.утренняя гигиеническая гимнастика
2.лечебная гимнастика
3.терренкур
4.Все перечисленное
2. Тренирующий двигательный режим в санатории назначается лицам:
1.с начальными формами заболеваний
2.физически подготовленным
3.освоившим щадяще-тренирующий режим
4.молодого и среднего возраста с хроническими заболеваниями в удовлетворительном функциональном состоянии
5.все перечисленное
3. Наиболее оптимальное количество занятий лечебной гимнастикой, для лиц пожилого возраста:
1.ежедневно
2.через день
3.три раза в неделю
4.один раз в неделю
4.Массаж, как медицинское средство применяющиеся для нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях называется:
1.Гигиенический
2.Лечебный
3.Спортивный
4.Косметический
5. Этот вид массажа использует воздействие на небольшие участки кожи и находящиеся под ней ткани, связанные с определёнными органами:
1.Классический
2.Рефлекторно-сегментарный
3.Точечный
6.Назовите относительное противопоказание к проведению массажа:
1.Злокачественное новообразование
2.Туберкулез
3.Гипертонический криз
7. Понятию лечебная физкультура соответствуют термины:
1. кинезотерапия
2. рефлексотерапия
3. бальнеотерапия
8. Основное физиологическое воздействие приема поглаживания:
1. кожу
2. сосуды, капилляры
3. мышцы
9.Технической особенностью выполнения приема поглаживание, является:
1. скольжение рук без смещения кожи и тканей
2. смещение кожи и тканей
3. растяжение поверхности кожи в различных направлениях
10. Основное физиологическое воздействие приема разминания:
1. кожу
2. сосуды
3. мышцы
11.Трапецевидная мышца, относится к мышцам:
1. Туловища
2. Таза
3. Верхних конечностей
12. Назовите основной прием классического массажа при хронической сердечной недостаточности:
1.поглаживание
2. растирание
3. разминание
4. выжимание
4 | Демонстрационная часть: |
|
| Закрепление теоретических знаний по выполнению |
Самостоятельная работа: |
| Составляют план реабилитации по заданному заболеванию, выполняют ЛФК и лечебный массаж по заданному заболеванию. | Развитие профессиональных навыков и умений. | |
5 | Подведение итогов занятия |
|
| Умение анализировать свои ошибки. |
Отработка практических навыков
Составление плана реабилитации по заданному заболеванию (студенты по предложенной преподавателем схеме ЛФК и плана массажа составляют самостоятельно индивидуальный план реабилитации пациента при заданном заболевании) 20 мин
Выполнение ЛФК и лечебного массажа по заданному заболеванию (студенты под руководством преподавателя выполняют ЛФК и лечебный массаж в форме ситуационной игры «пациент»- «инструктор ЛФК», «пациент»- «массажист», 60 мин.
Хроническая недостаточность кровообращения
Это заболевание является следствием различных болезней сердца и сосудов. Уменьшается ударный объем сердца, артериальное давление снижается, а венозное повышается, увеличивается количество циркуляций крови, а скорость кровотока замедляется, увеличивается частота сердечных сокращений (компенсаторно), учащается пульс, появляются отеки в малом и большом круге кровообращения, одышка, цианоз.
I стадия недостаточности кровообращения
Одышка, тахикардия, быстрая утомляемость, появляются после физической нагрузки.
Задачи ЛФК и массажа. Облегчение работы сердца путем стимуляции внесердечных факторов кровообращения, нор¬мализация кровообращения, усиление обмена веществ, тренировка организма в целом.
Особенности методики ЛФК.
Строгая постепенность в увеличении нагрузок.
Умеренность и ритмичность их применения для всех мышц в ИП лежа, сидя, стоя с использованием снарядов (мяч, палка, гимнастическая стенка и др.).
Общеукрепляющие упражнения необходимо чередовать с дыхательными.
С середины курса лечения включают упражнения для развития силы, игры.
Обязательны дозированная ходьба. Время занятий - 25-30 минут.
Массаж.
Назначают общий массаж. Вначале проводят массаж спины, включая воротниковую зону, затем груди, массаж живота, нижних и верхних конечностей по методике отсасывающего массажа. Продолжительность массажа - 20-25 мин. Курс - 15-20 процедур.
II стадия недостаточности кровообращения
Признаки недостаточности кровообращения появляются в покое, присоединяются застойные явления в малом и большом круге кровообращения.
Задачи ЛФК и массажа.
Улучшение периферического и коронарного кровообращения. Профилактика застойных пневмоний, тромбоэмболий, запоров. Общетонизирующее воздействие.
Особенности методики ЛФК.
Режим движений (в зависимости от состояния)- расширенный постельный, палатный с дозированной ходьбой.
Упражнения выполняют в медленном темпе; в ИП лежа, сидя, стоя, при IIб степени для мелких и средних мышечных групп, пассивных и активных без предметов, по 4-6 раз, в сочетании с легким массажем, в течение 10-12 минут; при IIа степени включают упражнения для крупных мышц, увеличивают число повторений.
Обязательны статические дыхательные упражнения.
Массаж.
Проводят очень осторожно; рекомендуют массаж ног, начиная с проксимальных отделов.
Инфаркт миокарда
Инфаркт миокарда - некроз участка сердечной мышцы, развивающийся в результате нарушения кровоснабжения в связи с сужением венечных артерий или закрытием просвета тромбом или атеросклеротической бляшкой.
Классы тяжести больных инфарктом миокарда
Мелкоочаговый инфаркт без осложнений | 1-й класс |
Мелкоочаговый инфаркт с осложнениями, крупноочаговый интрамуральный без осложнений | 1-й или 2-й класс |
Интрамуральный крупноочаговый инфаркт с осложнениями, трансмуральный без осложнений | 3-й и 4-й классы |
Обширный трансмуральный инфаркт с аневризмой или другими существенными осложнениями | 4-й класс |
Стационарный этап Особенности ЛФК в стационаре
1) ранняя активизация и возможно ранняя выписка из стационара;
применение индивидуализированных программ реабилитации. Весь период этого этапа лечения делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а,б,в) для более детального определения физических нагрузок.
Перевод больного с одной ступени на другую осуществляет лечащий врач.
На второй-третий день болезни после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений (аритмии, кардиогенный шок, отек легких) для больного определяют класс по тяжести заболевания, программу реабилитации и назначают лечебную физкультуру.
Ступень 1 охватывает период пребывания больного на постельном режиме. Физическая активность в объеме подступени «а» допускается после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений острого периода и обычно ограничивается сроком в сутки. С переводом больного на подступень «б» ему назначают комплекс лечебной гимнастики № 1. Основное назначение этого комплекса — борьба с гипокинезией в условиях постельного режима и подготовка больного к возможно раннему расширению физической активности. Лечебная гимнастика играет также важную психотерапевтическую роль. После начала занятий лечебной гимнастикой и изучения реакции больного на нее (пульс, самочувствие) производится первое присаживание больного в постели, свесив ноги, с помощью сестры или инструктора ЛФК на 5—10 мин 2—3 раза в день.
Критерии адекватности данного комплекса ЛГ:
учащение пульса не более, чем на 20 ударов
дыхания не более, чем на 6—9 уд/мин
повышение систолического давления на 20—40 мм рт. ст.
диастолического — на 10— 12 мм рт. ст. или же урежение пульса на 10 уд/мин
снижение АД не более, чем на 10 мм рт. ст.
Ступень 2 включает объем физической активности больного в период палатного режима до выхода его в коридор. Перевод больных на 2-ю ступень осуществляется в соответствии со сроком болезни и классом тяжести (см. табл.). Вначале на ступени активности 2 А больной выполняет комплекс ЛГ № 1 лежа на спине, но число упражнений увеличивается. Затем больного переводят на подступень «б», ему разрешают ходить вначале вокруг кровати, затем по палате, есть, сидя за столом. Больному назначается комплекс ЛГ №2. Основное назначение комплекса №2: предупреждение последствий гиподинамии, щадящая тренировка кардиореспираторной системы; подготовка больного к свободному передвижению по коридору и по лестнице.
Ступень 3 включает период от первого выхода больного в коридор до выхода его на прогулку на улицу. Основные задачи физической реабилитации на этой ступени активности: подготовка больного к полному самообслуживанию, к выходу на прогулку на улицу, к дозированной ходьбе в тренирующем режиме.
На ступени активности 4 назначается комплекс ЛГ № 4. Основные задачи ЛГ № 4 — подготовить больного к переводу в местный санаторий для прохождения второго этапа реабилитации или к выписке домой под наблюдение участкового врача. На занятиях используют движение в крупных суставах конечностей с постепенно увеличивающейся амплитудой и усилием, а также для мышц спины и туловища.
Санаторный этап
Задачи ЛФК: восстановить физическую работоспособность больных, психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельности и производственной деятельности.
В течение трех-четырех дней больной выполняет режим активности IV ступени, а в последующем его переводят на V, VI и VII ступени.
Занятия проводят групповым методом, включают работу всех мышц и аутотренинг. Лучшим средством для адаптации сердечно-сосудистой системы к выполнению умеренной нагрузки является дозированная ходьба.
Дозированная Ходьба
Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности.
Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение.
Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей.
Скандинавская ходьба (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба с палками, Nordic Walking) – ходьба со специальными, напоминающими лыжные, палками. При такой технике ходьбы шаг имитирует лыжный бег, оставаясь при этом не бегом,а ходьбой.
На 5-й ступени активности больным назначают дозированную тренировочную ходьбу (до 1 км) с примерным темпом ходьбы 80—100 шагов/мин. Кроме дозированной по темпу и расстоянию тренировочной ходьбы, больным рекомендуется прогулочная ходьба (в 2—3 приема) общей продолжительностью до 2—2,5 ч. Пик ЧСС при нагрузках — 100 уд/мин, продолжительность пика — 3—5 мин 3—4 раза в день.
Режим активности ступени 6. Режим двигательной активности расширяется за счет интенсификации тренировочных и бытовых нагрузок, продолжительность занятий ЛГ увеличивается до 30—40 мин, ЧСС может достигать 110 уд/мин.
Число подобных пиковых периодов нагрузки в течение дня должно достигать 4—6 при выполнении комплекса ЛГ, тренировочной ходьбы по ровному месту и при подъеме по лестнице.
Программа 7-й ступени активности достаточно нагрузочная и относится к тренирующему режиму. На пике нагрузки ЧСС больных может достигать 120 уд/мин и более, число таких пиков до 4—6 в день. Бытовые нагрузки больных на этой ступени также значительны: ходьба в быстром темпе до 7—10 км в день, подъем по лестнице — до 5-го этажа. ЛФК на санаторном этапе — основной, но не единственный метод реабилитации. Определенную роль играют такие специфические курортные факторы, как бальнео-, физио- и климатотерапия, лечебный массаж.
Диспансерно-поликлинический этап
На данном этапе больные - это лица, страдающие хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом.
Основные задачи ЛФК: профилактика дальнейшего развития атеросклероза, вторичная профилактика ИБС, возможность полной или частичной отмены медикаментов, возврат к труду. ЛФК проводят в форме длительных физических тренировок (ДФТ).
ДФТ показана при давности инфаркта миокарда не менее четырех месяцев в спортивном зале групповым методом или в домашних условиях по индивидуальной программе. Функциональные возможности определяют с помощью велоэргометрии. Используют лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др. в течение всей жизни больного.
На поликлиническом этапе реабилитация подразделяется на 3 периода:
щадящий
щадяще-тренировочный
тренировочный.
Наилучшей формой являются длительные тренировочные нагрузки.
Тренировочные нагрузки противопоказаны:
при аневризме левого желудочка
частых приступах стенокардии малых усилий и покоя
серьезных нарушениях сердечного ритма (мерцательная аритмия
частая политопная или групповая экстрасистолия
пароксизмальная тахикардия
артериальная гипертензия со стабильно повышенным диастолическим давлением (выше 110 мм рт. ст.)
наклонности к тромбоэмболическим осложнениям.
Поликлинический этап реабилитации
К длительным физическим нагрузкам больным, перенесшим ИМ, разрешается приступать через 3—4 месяца после него. По функциональным возможностям, определяемым с помощью велоэргометрии, спироэргометрии или клиническим данным, больные относятся к 1—2-му функциональным классам — сильная группа, или к 3-му — слабая группа. Если занятия (групповые, индивидуальные) проводятся под наблюдением инструктора ЛФК, медицинского персонала, то они называются контролируемыми или частично контролируемыми, проводимыми в домашних условиях по индивидуальному плану.
велоэргометрия
Велоэргометрия – проба с дозированной физической нагрузкой с одномоментной регистрацией ЭКГ, выполняемая для выявления скрытой коронарной недостаточности, преходящих нарушений ритма и установления индивидуальной переносимости больным физической нагрузки.
Для проведения велоэргометрии на тело пациента накладываются электроды и манжета для измерения артериального давления. Задается определенная физическая нагрузка (крутить педали велотренажера), которая постепенно увеличивается. Физическая нагрузка подбирается индивидуально с учетом возраста пациента и его состояния.
Массаж при инфаркте миокарда
Сроки начала массажа строго индивидуальны.
Массаж спины (в ИП лежа на правом боку), используя поглаживание, растирание, неглубокое разминание, живот, нижние и верхние конечности; грудную клетку поглаживают. Продолжительность массажа - 5-20 минут, после чего больной дышит кислородом в течение 10-15 минут.
После выписки из больницы проводят общий массаж в положении сидя с опорой головы или лежа. Начинают массаж со спины и воротниковой зоны. При массаже передней грудной стенки акцент делают на левую грудную мышцу Продолжительность процедуры - 10-20 минут
Стенокардия
Характеризуется приступообразными болями в груди вследствие острой недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы. Наиболее частая причина - атеросклероз коронарных сосудов. Приступ провоцируют: снижение притока крови к сердцу (гипотензия, снижение сердечного выброса при тахиаритмии), рефлекторные влияния со стороны желчных путей, шейного и грудного отдела позвоночника, физическое и психическое перенапряжение и др.
Задачи ЛФК и массажа
Предупреждение приступов путем развития путей окольного кровоснабжения миокарда, активации обмена веществ (борьба с атеросклерозом и предупреждение склероза миокарда в зоне ишемии), стимуляция нейрогуморальных механизмов нормальной регуляции сосудистых реакций при мышечной работе, адаптации к физическим нагрузкам.
Особенности ЛФК при стенокардии
Занятия проводят в межприступный период, начиная со второго-восьмого дня после прекращения приступа в зависимости от его тяжести. ЛФК аналогична таковой при инфаркте миокарда.
Занятия проводят осторожно.
При постельном режиме - в ИП лежа на спине, на правом боку, а когда разрешают сидеть, - сидя: общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в сочетании с дыхательными.
Если приступы не повторяются, через несколько дней назначают палатный режим: присоединяют упражнения для крупных мышечных групп в ИП стоя и ходьбу по палате.
При свободном режиме нагрузки увеличивают. Если приступы легкие, то сразу назначают лечебную физкультуру по методике палатного или свободного режима.
В санаторно-курортных и амбулаторных условиях широко используются ходьба, плавание, гребля, но под контролем врача.
Комплекс упражнений: Гимнастика при стенокардиии (выполняется в исходном положении сидя)
1. «Ходьба» сидя. Сидя, опираясь на спинку стула делать движения ногами и руками, имитируя ходьбу. Дышать произвольно. Темп средний. Выполнять упражнение 30—60 секунд.
2. Потягивание. Сесть, опереться на спинку стула, согнуть руки, положив ладони за голову. Медленно с глубоким вдохом выпрямить руки вверх пошире, слегка прогибая спину; с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить 6—8 раз.
3. Повороты в стороны. Медленно повернуть корпус вправо, отводя правую руку в сторону-назад, поворачивая ладонь кверху и делая вдох. Затем, делая выдох, вернуться в исходное положение. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.
4. Поочередное сгибание ног. Сесть. Держась за сиденье стула, медленно, с выдохом сгибать то левую, то правую ногу, подтягивая бедро к животу. Повторить 3—5 раз каждой ногой.
5. Грудное дыхание. Положить обе ладони на нижнюю часть грудной клетки. Сделать полный выдох, слегка нажимая руками на ребра; затем сделать полный вдох, стараясь максимально растянуть грудную клетку. Темп медленный. Повторить 3—5 раз.
6. Попеременное поднимание рук вверх. Попеременно поднимать прямые руки вперед-вверх. Дышать свободно, без задержки. Темп средний. Повторить 4—6 раз каждой рукой.
7. Наклоны в стороны. Медленно наклонять корпус влево, поднимая правую руку в сторону-вверх над головой; при наклоне вправо соответственно менять положение рук. Дышать произвольно. Сделать по 3—5 наклонов в каждую сторону.
8. Разгибание ног. Опираясь на спинку стула и держась за сиденье, медленно разгибать, а затем сгибать обе ноги, не отрывая пяток от пола. Дышать свободно, без задержки. Повторить 4—6 раз.
9. Дыхание со сгибанием рук к плечам. Медленно, с глубоким вдохом, слегка прогибая спину, согнуть руки к плечам, сводя лопатки; затем с полным выдохом опустить руки. Повторить 4— 6 раз.
10. Переступание. Не торопясь, переступать ногами на месте, поднимая их на 5—10 см от пола. Дышать произвольно. Выполнять в течение 1—1,5 минуты.
11. Отдых сидя с расслаблением мышц в течение 1—2 минут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.