введение
Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение важными двигательными навыками.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный и благоприятный период в формировании двигательных способностей ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения, физические знания. Физическое развитие ребенка подразумевает под собой овладение основными физическими качествами, такими как: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость.
ЛОВКОСТЬ
Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости ( по Н.А. Бернштейну). [ х ]
По В.И. Далю, «Ловкость» - это значит « складный в движениях». [; ]. Именно «складывать» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна именно умение многие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, дающие высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость.
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
1. Основы развития ловкости у младших школьников на уроках физической культуры.
1.1 Ловкость как один из видов двигательных способностей.
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы).
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а так же периоды повышенной чувствительности и понижение сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка особенно необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в организме детей и их нужно учитывать в процессе физического воспитания.
Согласно исследованиям Л.П.Матвеева, координационные способности (ловкость) детей могут развиваться следующим образом:
Координационные способности
Возраст
7-8 8-9 9-10 10-11
Простые координации
Сложные координации
Равновесие
Точность движений
Итак, младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного совершенствования.
1.3 Методика воспитания координационных способностей (ловкости)
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости)
Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы:
1.Применение необычных исходных положений.
2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений:
метание сверху, снизу, сбоку;
прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.
Использование предметов различной формы и массы и т.д.
Выполнение согласованных действий
Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие методы.
Стандартно-повторного упражнения;
Вариативного упражнения;
Игровой;
Соревновательной.
Заключение
На основе анализа научно - методической литературы, можно сделать выводы:
Ловкость - самое многообразное качество наиболее распространенными и общепринятыми в нашей стране измерителями ловкости считаются: координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данного движения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложной двигательной реакции)
Значение развития ловкости в теоретической разработке проблемы отражена в научных исследованиях Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха и др.
Средства и методы развития ловкости сводится к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игры и др.)
Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть учебного занятия короткими, не более чем 15 - минутными сериями.
Из разнообразных методических приемов, повышающих проявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:
применение необычных исходных положений (бег из положения стоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движения;
смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
использование в упражнениях предметов различных форм, массы, объема; выполнение согласованных действий школьниками участниками (вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки); систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.
Список используемой литературы:
Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры – С-Пб, 1999 – с.353
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Ф и С, 1991 г. –288 с.
Григорьев О.А. Для развития координационных способностей №6, 2001г., с. 46, Физическая культура в школе.
Иванов В.С. Основы математической статистики. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г.
Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений //Теория и практика ф.к., 1996 г. № 11, с. 44-49
Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Минск: Университетское, 1998 г.
Литвинов Е.Н. Затраты окупятся с лихвой. //Физическая культура в школе, № 5, 1993 г., - с. 24.
Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р. Я. Методика физического воспитания учащихся 1-4 класс: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997 г. – 78 [2] с.
Лях В.И. Развивая координационные способности № 4,5, 1996 г., с. 26-31. // Физическая культура в школе.
Лях В.И. Координационные способности № 4, - с.6, № 5, - с. 3, 2000г. // Физическая культура в школе.
Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте - № 5, с. 40, 1990 г.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физиологического воспитания с основами теории. - М.: Просвещение, 1991 г. – 234 с.
Минаев Б.Н., Шлян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических специальных высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1989 г., 222 с.
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск: Народная асвета, 1989 г.
Страковская В.Л. Триста подвижных игр для оздоровления детей, М.: Новая школа, 1994 г. – 287 с.
Холодков Ж.К. Азбука движения. - М.: Знание, 1990-112 с.
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. - Гродно, 1992 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.