Физика. Дефект массы. Энергия связи

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика. Дефект массы. Энергия связи.docx

План урока

Раздел долгосрочного плана: Структура атома и ядра

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс:

Количество присутствующих:

отсутствующих:

 

 

 

Тема урока

Деффект масс, энергия связи атомных ядер

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.6.1.9 - определять дефект масс атомных ядер;

Ø 9.6.1.10 - применять формулу энергии связи атомного ядра при решении задач

Цели урока

Все учащиеся:

- понимают смысл дефекта массы и энергии связи.

Большинство учащихся смогут:

применить формулу энергии связи атомного ядра при решении задач

Некоторые учащиеся смогут:

Понять закон взаимосвязи энергии покоя и деффекта масс

Критерии успеха

-понимает смысл деффекта массы и энергии связи

- применяет формулу энергии связи атомного ядра при решении задач

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология:

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

атом

атом

atom

ядро

ядро

core

протон

протон

proton

электрон

электрон

electron

нейтрон

нейтрон

neutron

изотоп

изотоп

isotope

Дефект массы

масса ақауы

massdefect

Ядерные силы

Ядролық куш

Nuclearpower

 

изотоп, нуклид, ядро атома, ядра, атомный номер, число нуклонов в ядре (массовое число)

Привитие ценностей

 

 

- способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество, ответственность) при работе в группах, парах, через содержание заданий;

- способствовать воспитанию информированного и критически мыслящего гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социально и личностно значимых задач.

Глобальное гражданство: Вопросы, влияющие на взаимодействие и взаимосвязь общин на местном, национальном и глобальном уровнях.

Межпредметные связи

Из курса химии знают о строении атомов и что такое ионы.

Предварительные знания

 

10 класс: молекулярно-кинетическая теория; силы, существующие между заряженными частицами.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

4 мин

 

 

 

 І. Приветствие .

Создание  атмосферы сотрудничества.

II. Закрепление прошлого урока

1.      Активити «Собери ядро»  Выполнение заданий для повторения атомной структуры.

Учащиеся  собирают данное ядро и его изотоп из предоставленных моделей протонов и нейтронов.

Объясняют разницу.

Уточняют сходство и различие протонов и нейтронов, при необходимости записываютнужные данные всвои тетради

Форма деятельности:: парная работа.

Оценивание.Сравнение с ответами

 

 

Модели протонов и нейтронов

Середина урока

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4 мин

III. Введение в новый урок.

Активити «Мозговой штурм»

Создание условия для лучшего понимания темы путем создания проблемной ситуации

Задание1. Сравнить масcу атома гелия и массу нуклонов, из которых состоит атом.

Учащиеся работают над вычислениями и определяют массу ядра из массы отдельных нуклонов.  Сравнивают массу атома гелия и массу нуклонов, из которых состоит атом.  Приходит к выводу, что масса нуклонов, из которых состоит ядро гелия больше массы самого ядра гелия.

Вопрос:«Почему масса уменьшается, когда отдельные нуклоны соединяются в ядро?»

Куда делась часть массы?

На раздумье учащимся даетсянесколько  минут и каждая пара делится своими мыслями. Идеи оцениваются и они вместе анализируют и приходят к общему решению. Учитель направляет учеников на правильный вывод.

Если учащиеся будут озадачаны, и загнаны в тупик, в целяхподдержать их,учитель намекает овеликой формуле Эйнштейна, напоминающей о дальнейшем рассмотрении этой проблемы. Учащиеся должны прийти к мысли, что часть массы превратилась в энергию.

Форма деятельности:Групповая работа

ІV. Раскрытие цели и ознакомление с темой урока.

Создание критерии оценивания

Учащиеся должны:

- понимать смысл деффекта массы и энергии связи.

 - применять формулу энергии связи атомного ядра при решении задач

 - понять закон взаимосвязи энергии покоя и дефекта масс

Разбор и разъяснительная работа по каждому критерию.

V. Закрепление новой темы.

Задание 1: Что такое дефект массы?

Каждый ученик должен написать свое собственное определение деффекта массы в своих тетрадях. Выборочно, некоторые учащиеся читают свои определения(Масса ядра всегда меньше суммы масс, составляющих его нуклонов. Разница называется дефектом массы. Дефект массы Δm может быть рассчитан из соотношения:

Δ m=Z mp+ N m n – m ядро.)

Оценивание. Комментарии учителя.

Задание 2.Расчитайте дефекты масс

По данным представленным на презентации учащиеся определяют дефекты масс некоторых элементов.

Форма работы. Индивидуальная

Оценивание.Самооценка путем сравнения ответом на презентации..Комментарий учителя

3.Уточнение  понятия энергии связи

 

Удельная энергия связи ядер энергия связи, приходящаяся на один нуклон:

4. Работа с графиком  зависимости удельной энергии связи ядер от массы элемента.

VІ. Выполнение задания на закреплеия  пройденного материала

Определите энергию связи ядражелеза

Форма работы. Парная

Оценивание.Самооценка путем сравнения ответом на презентации..Комментарий учителя

 

оқушы

1

Определяет состав ядра

 

Определяет массу  ядра

2

Правильно вычисляет дефект массы

3

Правильно вычисляет энергию связи

4

Правильно вычисляет удельную энергию связи

 

 

 

VІІ. Подведение итогов.

Выполнение тестового задания 

Анализируются достигнутые результаты учащихся, оценивается насколько освоена тема учащимися.

 

Форма деятельности: Индивидуальная работа

Оценивание. Самооценивание. Коментарии учителя.

                    Приложение 1

Презентация

Сл.1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Сл.4-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл8-11

 

 

 

 

 

 

 

 

12-16 сл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 слайд

Конец урока

1 мин

Рефлексия

В конце урока учитель проводит рефлексию:

- что я узнал

-что я не понял

-над чем надо работать

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Реализация дифференцированного подхода обучения планируется в виде заданий с разным содержанием для развития одарённости детей.

Дифференциация будет использовано в преподаваний

 

На уроке будет использован физ-минутки для сохранения и улучшения здоровья учащихся.

Физ-минутка не вносится в план. Она может быть использована в любой момент времени.

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

Приложение 1

1. Укажи верный ответ

А: энергия связи ядра — это энергия, которую необходимо затратить, чтобы расщепить ядро на отдельные нуклоны
Б: энергия связи ядра — это энергия, которая выделяется при соединении свободных нуклонов в ядро

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

2. Кто из ученых открыл закон взаимосвязи массы и энергии?

1) Д. Томсон
2) Э. Резерфорд
3) А. Беккерель
4) А. Эйнштейн

3. Какая формула выражает закон взаимосвязи массы и энер­гии?

1) E = mv2/2
2) Е = 
2
3) E = mgh
4) среди ответов нет правильного

4. Какое(-ие) утверждение(-я) верно(-ы)?

А: масса ядра всегда меньше суммы масс протонов и ней­тронов в этом ядре
Б: масса ядра всегда равна сумме масс протонов и нейтронов в этом ядре

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

5. По какой формуле можно вычислить дефект масс?

1) m = ρV
2) m = M/N
A
3) m = E/c
2
4) Δm = (Zm
p + Nmп) − mя

6. По какой формуле можно вычислить энергию связи ядра?

1) E = mv2/2
2) ΔЕ = Δ
2
3) E = mgh
4) среди ответов нет правильного

 

Жауабы: 1-32-43-24-15-46-2