Конспект летнего занятия по физике
для учащихся 5-6 классов
Физика
в парке
Физика в парке – летнее занятие для учащихся 5-6 классов (площадка для одаренных детей).
Цель занятия: пропедевтика предмета физика, показать связь предмета с жизнью и с другими, уже знакомыми учащимся предметами.
Занятие проводится в виде соревнования. Сначала группа делится на команды случайным образом. Для этого мы использовали кусочки бумаги трех цветов. Общее количество кусочков совпадает с количеством учащихся. Ребята вытаскивают их из шляпы. Каждый цвет формирует команду.
Первое задание – выбор капитана команды, названия команды, после чего каждая команда представляет себя другим командам.
Далее команды получают рабочий лист с заданиями (приложение 1), двойные листы в клетку, простой карандаш, рулетку, метровую линейку. Ведущий объясняет смысл каждого задания и проводит инструктаж по технике безопасности: каждая команда работает в парке со своим сопровождающим-взрослым (число сопровождающих взрослых должно быть больше или равно числу команд); запрещается покупать в киосках парка продукты; заходить внутрь ограждений аттракционов; быть невежливыми с посетителями парка и друг с другом.
После инструктажа команды разбегаются по парку для выполнения заданий.
Задание 2 – на карте парка прямоугольником обозначены примерные границы парка. Необходимо, используя масштаб, оценить площадь парка. Эти знания ребята получают на уроках географии. На карте Детского парка г.Балаково очерчен прямоугольник площадью (5*5,5)*20м=550м2. Для проведения занятия лучше найти на Яндекс-картах или Google-картах тот парк, в котором будет проводиться занятие.
Задание 3 – на карте указываются наиболее крупные объекты, которые можно разглядеть на карте. В нашем случае это кинотеатр, колесо обозрения и одна из улиц, ограничивающих парк.
Задание 4 – с помощью условных обозначений попробовать нанести на карту объекты, которые на карте никак не разглядишь – некоторые аттракционы, касса, скамейки и другое.
Задание 5 – (вот теперь начинается физика) в таблице необходимо с помощью условных обозначений определить виды движений различных объектов на различных аттракционах – прямолинейных, по окружности. Криволинейное движение (по горке) учащимся предлагается назвать самостоятельно. Впоследствии при оценивании название данного вида движения оценивается дополнительно.
Задание 6 – созвучно с заданием 5, но здесь учащиеся знакомятся с новым физическим понятием – траектория. Учащимся предлагается систематизировать аттракционы по видам траекторий. (Набор аттракционов в каждом парке свой)
Задание 7 – в этом задании учащиеся открывают для себя такую физическую величину, как период колебаний. Секундомеры для измерения времени сейчас есть в каждом телефоне, поэтому дополнительных приборов не выдается. Сначала необходимо определить время 10 колебаний. Время одного колебания предлагается не измерить, а вычислить (попутно учащиеся осваивают один из методов измерений – метод рядов). Мы намеренно вывели готовую формулу на следующую страницу рабочего листа, чтобы сначала ребята предложили свой способ вычислений.
Здесь же ребятам предлагается определить колебательное движение и найти его примеры.
Задание 8 – последнее, самое сложное. Необходимо сначала измерить с помощью рулетки длину тени метровой линейки. Потом измерить длину тени колеса обозрения и, с помощью подобия, рассчитать высоту колеса обозрения.
Мы с опаской ставили это задание, надеясь потом разобрать его в классе. С подобием треугольников на уроках геометрии учащиеся знакомятся в 7 классе. Однако почти в каждой команде нашлись ребята, которые предложили и реализовали правильный способ измерения. Наши дети талантливее, чем мы думаем!
В конце команда должна проанализировать свои трудности, удачи и придумать свое задание.
Завершается занятие этапом оценки и взаимооценки. Этот этап мы проводим уже в классной комнате.
Заполненные рабочие листы копируются и копии раздаются командам-соперникам для оценки (приложение 2). С оригиналами работают учителя (приложение 3). По результатам оценки определяется команда-лидер. Однако проигравших в этом соревновании нет – все получили новые знания и опыт работы в команде.
Приложение 1
Рабочий лист занятия «Физика в парке»
Карта (фото со спутника) Детского парка
20м
Изучите карту парка.
2. (1балл) Определите примерную площадь парка по границе, используя масштаб внизу карты.
_______________________________________________________________________
3. (3 балла по одному за каждый объект) Укажите на карте кинотеатр «Октябрь», колесо обозрения, улицу Вольская.
4. (5 баллов) Нанесите на карту недостающие объекты, используя обозначения:
· ☺ - аттракцион
· ⌂ - касса
· π - скамейка
· ☼ – другое, укажите, что именно
5. Пройдя по парку, понаблюдайте и опишите, как движутся объекты, используя обозначения:
· ↔↕ - прямолинейно
· Ο – по окружности
· ... – придумайте свои символы для обозначения других видов движения
Аттракцион |
Объект |
Вид движения |
А) Батут (1 балл)
|
Человек |
|
Б) Колесо обозрения (1 балл)
|
Человек |
|
В) Качели (1 балл)
|
Человек |
|
Г) «Ромашка» (1 балл)
|
... |
|
Д) Горка (1 балл)
|
... |
|
+ 1 балл за удачное название последнего вида движения
6. Выберите по 2 аттракциона с
a. Прямолинейной траекторией_______________________________________
b. Круговой траекторией_____________________________________________
c. Сложной траекторией_____________________________________________
(по 1 баллу за каждый пункт)
Для справки: Траектория – линия, вдоль которой движется тело.
7. Измерьте, за какое время качели совершат 10 колебаний: __________с (1 балл)
Подумайте, как определить, за сколько времени совершается одно колебание ( 1 балл):
Вы нашли очень важную физическую величину, которая характеризует движение качелей:
Период колебаний это время одного полного колебания. Обозначается буквой Т.
Т=;
Предложите определение колебательного движения:
____________________________________________________________________
(1 балл)
Подумайте, какие примеры колебательного движения можно привести:
· ....
· ....
· ....
(по 1 баллу за каждый правильный пример)
8. Определите высоту колеса обозрения по тени с помощью рулетки и метровой линейки.( 8 баллов за все задание)
Рефлексия:
1. Оцените, какие задания удались вам больше всего( 1 балл):
2. Какие задания вызвали у вас затруднения(1 балл):____________________________
______________________________________________________________________________________
3. Какие задания вы придумали бы сами(3 балла)______________________________________
Приложение 2
Лист взаимооценки. Оценка команды ___________________
Задание |
Максимальный балл за задание |
Балл |
1 |
1 |
|
2 |
1 |
|
3 |
3 |
|
4 |
5 |
|
5 |
6 |
|
6 |
3 |
|
7 |
4 |
|
8 |
8 |
|
Наличие 1 пункта рефлексии |
1 |
|
Наличие 1 пункта рефлексии |
1 |
|
Свое задание |
3 |
|
Итого |
36 |
|
Оценивала команда_________________________
Приложение 3
Лист оценки жюри. Оценка команды _______________
Задание |
Максимальный балл за задание |
Балл |
1 |
1 |
|
2 |
1 |
|
3 |
3 |
|
4 |
5 |
|
5 |
6 |
|
6 |
3 |
|
7 |
4 |
|
8 |
8 |
|
Наличие 1 пункта рефлексии |
1 |
|
Наличие 1 пункта рефлексии |
1 |
|
Свое задание |
3 |
|
Среднее количество баллов оценки другими командами |
36 |
|
Объективность оценки других команд |
5 |
|
Итого |
77 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.