Физика в парке

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика в парке.doc

 

 

Конспект летнего занятия по физике
для учащихся 5-6 классов

Физика в парке

Физика в парке – летнее занятие для учащихся 5-6 классов (площадка для одаренных детей).

Цель занятия: пропедевтика предмета физика, показать связь предмета с жизнью и с другими, уже знакомыми учащимся предметами.

Занятие проводится в виде соревнования. Сначала группа делится на команды случайным образом. Для этого мы использовали кусочки бумаги трех цветов. Общее количество кусочков совпадает с количеством учащихся. Ребята вытаскивают их из шляпы. Каждый цвет формирует команду.

Первое задание – выбор капитана команды, названия команды, после чего каждая команда представляет себя другим командам.

Далее команды получают рабочий лист с заданиями (приложение 1), двойные листы в клетку, простой карандаш, рулетку, метровую линейку. Ведущий объясняет смысл каждого задания и проводит инструктаж по технике безопасности: каждая команда работает в парке со своим сопровождающим-взрослым (число сопровождающих взрослых должно быть больше или равно числу команд); запрещается покупать в киосках парка продукты; заходить внутрь ограждений аттракционов; быть невежливыми с посетителями парка и друг с другом.

После инструктажа команды разбегаются по парку для выполнения заданий.

Задание 2 – на карте парка прямоугольником обозначены примерные границы парка. Необходимо, используя масштаб, оценить площадь парка. Эти знания ребята получают на уроках географии. На карте Детского парка г.Балаково очерчен прямоугольник площадью (5*5,5)*20м=550м2. Для проведения занятия лучше найти на Яндекс-картах или Google-картах тот парк, в котором будет проводиться занятие.

Задание 3 – на карте указываются наиболее крупные  объекты, которые можно разглядеть на карте. В нашем случае это кинотеатр, колесо обозрения и одна из улиц, ограничивающих парк.

Задание 4 – с помощью условных обозначений попробовать нанести на карту объекты, которые на карте никак не разглядишь – некоторые аттракционы, касса, скамейки и другое.

Задание 5 – (вот теперь начинается физика) в таблице необходимо с помощью условных обозначений определить виды движений различных объектов на различных аттракционах – прямолинейных, по окружности. Криволинейное движение (по горке) учащимся предлагается назвать самостоятельно. Впоследствии при оценивании название данного вида движения оценивается дополнительно.

Задание 6 – созвучно с заданием 5, но здесь учащиеся знакомятся с новым физическим понятием – траектория. Учащимся предлагается систематизировать аттракционы по видам траекторий. (Набор аттракционов в каждом парке свой)

Задание 7 – в этом задании учащиеся открывают для себя такую физическую величину, как период колебаний. Секундомеры для измерения времени сейчас есть в каждом телефоне, поэтому дополнительных приборов не выдается. Сначала необходимо определить время 10 колебаний. Время одного колебания предлагается не измерить, а вычислить (попутно учащиеся осваивают один из методов измерений – метод рядов). Мы намеренно вывели готовую формулу на следующую страницу рабочего листа, чтобы сначала ребята предложили свой способ вычислений.

Здесь же ребятам предлагается определить колебательное движение и найти его примеры.

Задание 8 – последнее, самое сложное. Необходимо сначала измерить с помощью рулетки длину тени метровой линейки. Потом измерить длину тени колеса обозрения и, с помощью подобия, рассчитать высоту колеса обозрения.

 Мы с опаской ставили это задание, надеясь потом разобрать его в классе. С подобием треугольников на уроках геометрии учащиеся знакомятся в 7 классе. Однако почти в каждой команде нашлись ребята, которые предложили и реализовали правильный способ измерения. Наши дети талантливее, чем мы думаем!

В конце команда должна проанализировать свои трудности,  удачи и придумать свое задание.

 

 

Завершается занятие этапом оценки и взаимооценки.  Этот этап мы проводим уже в классной комнате.

Заполненные рабочие листы копируются и копии раздаются командам-соперникам для оценки (приложение 2). С оригиналами работают учителя (приложение 3). По результатам оценки определяется команда-лидер. Однако проигравших в этом соревновании нет – все получили новые знания и опыт работы в команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист занятия «Физика в парке»

Карта (фото со спутника) Детского парка

20м

 

 

Изучите карту парка.

2.     (1балл) Определите примерную площадь парка по границе, используя масштаб внизу карты.

_______________________________________________________________________

3.     (3 балла по одному за каждый объект) Укажите на карте кинотеатр «Октябрь», колесо обозрения, улицу Вольская.

4.     (5 баллов) Нанесите на карту недостающие объекты, используя обозначения:

·        - аттракцион

·        ⌂ - касса

·        π - скамейка

·        ☼ – другое, укажите, что именно

5.     Пройдя по парку, понаблюдайте и опишите, как движутся объекты, используя обозначения:

·        ↔↕ - прямолинейно

·        Ο – по окружности

·        ... – придумайте свои символы для обозначения других видов движения

 

Аттракцион

Объект

Вид движения

А) Батут (1 балл)

 

Человек

 

Б) Колесо обозрения

(1 балл)

 

Человек

 

В) Качели (1 балл)

 

Человек

 

Г) «Ромашка»

(1 балл)

 

...

 

Д) Горка (1 балл)

 

...

 

 + 1 балл за удачное название последнего вида движения

6.     Выберите по 2 аттракциона с

a.     Прямолинейной траекторией_______________________________________

b.    Круговой траекторией_____________________________________________

c.     Сложной траекторией_____________________________________________

(по 1 баллу за каждый пункт)

Для справки: Траектория – линия, вдоль которой движется тело.

7.     Измерьте, за какое время качели совершат 10 колебаний:  __________с (1 балл)

Подумайте, как определить, за сколько времени совершается одно колебание ( 1 балл):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы нашли очень важную физическую величину, которая характеризует движение качелей:

Период колебаний это время одного полного колебания. Обозначается буквой Т.

Т=;

          Предложите определение колебательного движения:

____________________________________________________________________

 

(1 балл)

Подумайте, какие примеры колебательного движения можно привести:

·        ....

·        ....

·        ....

(по 1 баллу за каждый правильный пример)

 

8.     Определите высоту колеса обозрения по тени с помощью рулетки и метровой линейки.( 8 баллов за все задание)

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия:

1.     Оцените, какие задания удались вам больше всего( 1 балл):

 

2.     Какие задания вызвали у вас затруднения(1 балл):____________________________

______________________________________________________________________________________

3.     Какие задания вы придумали бы сами(3 балла)______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист взаимооценки. Оценка команды ___________________

Задание

Максимальный балл за задание

Балл

1

1

 

2

1

 

3

3

 

4

5

 

5

6

 

6

3

 

7

4

 

8

8

 

Наличие 1 пункта рефлексии

1

 

Наличие 1 пункта рефлексии

1

 

Свое задание

3

 

Итого

36

 

 

Оценивала команда_________________________

 

Приложение 3

Лист оценки жюри. Оценка команды _______________

Задание

Максимальный балл за задание

Балл

1

1

 

2

1

 

3

3

 

4

5

 

5

6

 

6

3

 

7

4

 

8

8

 

Наличие 1 пункта рефлексии

1

 

Наличие 1 пункта рефлексии

1

 

Свое задание

3

 

Среднее количество баллов оценки другими командами

36

 

Объективность оценки других команд

5

 

Итого

77

 

 


Скачано с www.znanio.ru