Димитрова Любовь Анатольевна -
ФКПОУ «Калачевский техникум-интернат»
Минтруда России
Физкультурно-оздоровительная реабилитация в системе комплексной реабилитации «Калачевского техникума-интерната»
Повысить уровень качества жизни через спорт и найти верный путь в оздоровлении населения. Такая задача все чаще поднимается в руководящих органах нашей страны. В последние годы правительством РФ принимается ряд мер по привлечению россиян к занятию спортом. Речь идет о реализации национальных и федеральных проектов (в том числе «Спорт-норма жизни» и «Демография»), возрождении комплекса нормативов ГТО, увеличению числа физкультурно-оздоровительных комплексов, возведению малых спортивных объектов, открытию детских секций и кружков в отдаленных населенных пунктах. Все это способствует созданию своеобразных «точек притяжения» во всех субъектах страны.
Так, с 2016 по 2019 годы число россиян, занимающихся спортом, выросло на 8,8 процентов, а количество спортивных объектов на 100 тысяч человек – на 7, 6 процентов.
Без внимания не остаются и лица с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях продолжают расти квоты для этой категории граждан, а в спортивной области оказывается мощная поддержка для привлечения людей с инвалидностью к занятию спортом. Наглядный пример – высокие показатели параолимпийской сборной Российской Федерации.
Соблюдение и поддержанию норм по укреплению иммунной системы и здоровья в целом повысит конкурентноспособность специалиста на рынке труда. Иметь диплом об окончании учебного заведения – мало, нужно отвечать и ряду требований, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность. Большую роль имеет здоровье специалистов. Особенно, в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации. Поэтому, в образовательных стандартах профессионального образования одной из основных целей становится формирование у обучающегося готовности использовать целей.
В Калачевском техникуме интернате особое значение уделяют физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных в учебном процессе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Физическая культура, которая является мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество и одно из направлений в комплексной реабилитации нашего учреждения занимает физическая реабилитация, которая поможет выпускникам адаптироваться в социуме. Контингент обучающихся с ОВЗ характеризуется по 15 нозологическим группам. Кроме того, необходимость наполнения групп до 25 человек приводит к формированию студенческого коллектива из лиц, не имеющих ограничений по здоровью и студентов – инвалидов с различными нозологиями Студенты отличаются по уровню интеллектуального, физического и психического развития, по уровню воспитанности и по возрасту.
Система комплексной реабилитации в техникуме построена на поэтапном сопровождении обучающихся, начиная с входной диагностики по нескольким направлениям, коррекции в течение всего периода обучения, промежуточного контроля и заканчивая результатами на выходе. Такого рода технология реализуется при помощи, созданной в техникуме организационной структуры, в составе которой подразделения, представленные на слайде.
Как специалист, курирующий физкультурно-оздоровительное направление, остановлюсь подробнее на системе физической реабилитации студентов с ОВЗ. Начну с того, что проблема состоит в том, что разработанные на сегодняшний день системы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы среднего профессионального образования, не рассчитаны на совместное обучение инвалидов и студентов без ограничений, а интегрированные программы системы совместных физкультурных занятий, с различным уровнем развития обучающихся, находятся в стадии разработки и требуют привлечения новых исследовательских ресурсов.
Входная диагностика на определение, двигательных умений и навыков, быстроты реакции и в целом уровня физической подготовки позволяет определить первый этап маршрута физической реабилитации. Занятия физической культуры проводятся малыми подгруппами и сопровождаются дифференцированными нагрузками, интегрированными заданиями, тестами, нормативами, а также индивидуальными заданиями с учетом особенностей диагнозов, индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Студенты учатся работать самостоятельно, оценивают своё самочувствие. Преподавателю необходимо перестраиваться на работу с разными группами или с отдельными студентами, не упуская из виду главную цель работы, так как групповые и индивидуальные занятия имеют свои специфические трудности.
Физическая реабилитация наших студентов направлена на использование различных коррекционно-развивающих технологий, профилактику и коррекцию привычек, наносящих ущерб здоровью. На протяжении освоения профессиональной программы осуществляется наблюдение за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивание их результатов и эффективности, выстраивание личной траектории обучения каждого студента. Наличие трех тренажерных залов, оснащенных специализированным оборудованием для разработки и совершенствования двигательных навыков, позволяет нам осуществлять процесс реабилитации. Помимо традиционных методов применяются и нетрадиционные.
Такие методики как «Элементы иппотерапии», - лечебная верховая езда, метод реабилитации, основанный на взаимодействии с лошадьми.
«Дендротерапия», - метод лечения и профилактики, основанный на целебных свойствах деревьев
«Аэротерапия»—круглый год, в начале урока 20-30 минут , студенты занимаются дозированной ходьбой на свежем воздухе
Также на уроках используются упражнения калланетики, пилатесса, направленных на повышение мышечного тонуса. Для выполнения упражнений используется музыка и игровые ситуации.
Студенты стали активнее в посещении различных спортивных секций, кружков. Увеличилось число студентов занимающихся дозированной ходьбой и бегом в свободное время.
Все это положительные результаты в восстановлении и совершенствовании двигательных навыков наших студентов. Система коррекционно-оздоровительной работы осуществляется совместно отделениями адаптивной физической культуры, медицинской и социально-психологической службами.
Анализ коррекционной работы показал свои результаты: у студентов с поражением опорно-двигательного аппарата улучшилась статико-локомоторная функция за счет урегулирования мышечного тонуса в связи с частичным снижением спастичности мышц. Сравнивая данные физических показателей входного контроля и контроля на выходе, мы видим, что физическая подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья улучшилась на 28%.
Результат нашей работы - это участие наших студентов в соревнованиях различного ранга, в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, научно-практических конференциях.
Команда техникума неоднократный чемпион Волгоградской области в Спартакиаде среди инвалидов.
Третий год подряд студенты техникума участвуют в Национальном Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в компетенции «Адаптивная физическая культура». Трижды наши студенты были финале Национального Чемпионата «Абилимпикс» и в 2019 году студент Бегмурадов Артур завоевал бронзу для нашего учреждения.
Наши студенты проводят исследовательскую работу и активно принимают участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, которые имеют свои результаты-1 и 2 места.
Мы также гордимся своими выпускниками-чемпионами.
Хочу закончит свое выступление словами «Открой мир в себе, и себя в этом мире!» , который стал жизненным кредо многих наших выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.