Флипчарт на тему "Понятие «профессии». Классификация профессий по предмету труда.

  • Интерактивная доска
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема.docx
Тема. 4­1. Понятие «профессии». Классификация  профессий. Классификация профессий  по предмету труда. Цель:   расширить  представления  восьмиклассников о  существующих профессиях и их спецификах. Задача:     создать   доброжелательную   атмосферу   для   открытого   общения;   формировать     представление   о   классификациях профессий и положенных в основу этих классификаций принципах; развивать аналитические и синтезирующие навыки ребят; уточнять представления восьмиклассников об их профессиональном выборе. Материалы:  рабочий инструментарий – приложение 1 флипчарт  «Классификация профессий»/  видеоролик «профессия  типа «человек­бизнес – менеджер по туризму» этап 1.Приветствие 2 мин   3 мин. 2.Активизация деятельности  2 мин. 2 мин. педагог­психолог Здравствуйте ребята!   У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают.   Один   ответил:   «Я   таскаю   камни».   Другой:  «Зарабатываю   на пропитание». Третий сказал: «Я строю храм». В   трех   ответах   людей,   занятых   одним   делом,   отражены   основные мотивы труда. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов отражается в ответе на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ....» «Я хочу получить профессию, чтобы...» Задание: размышлениями…     Сегодня мы расширим  свои представления о  мире  профессий. Тема   урока     «Понятие   «профессии».   Классификация     профессий. Классификация профессий  по предмету труда.  Цель  занятия –  конкретизировать представления   о профессиях  и их классификациях. Помните, как начинается «Сказка о царе Солтане» А.С.Пушкина? Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.   продолжите   неоконченные   предложения   своими — Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. девятиклассники приветствуют садятся за парты примечание флипчарт 1 размышления    формируется   цель урока чтение наизусть (по желанию) флипчарт 2 1— Если б я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна. — Если б я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки­царя Родила богатыря. Царь   в   этой   сказке   поступает   как   профессиональный   менеджер   по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой   царь   их   «трудоустроил»:   одну   сделал   ткачихой,   вторую поварихой.   У   третьей   сестры   была   ярко   выраженная внепрофессиональная   мотивация:   она   хотела   не   работать,   а   быть царской женой. Именно ее царь взял в жены. Многие,   подобно   сестрам­неудачницам   из   сказки   Пушкина, испытывают   чувство   досады,   разрываясь   между   противоречивыми мотивами.   Как   видим,   совместить   их   невозможно.   Поэтому   следует таким   образом   выстроить   сценарий   своей   жизни,   чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. 3.Самоисследование 7 мин. «Я ­ Другой, Карьера ­ Дело»    (Г.В. Резапкина) Чтобы   уточнить,   что   для   вас   сегодня   важно,   а   что   второстепенно, оцените   варианты   ответов,   проставив   в   таблице,   в   клетках   на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (А, Б, В, Г), баллы от 0 за   вариант,   который   безразличен,   до   3   баллов   за   самый   значимый вариант. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке! Таблица 1   № А 1  Б   В Г  инд.диагностика   22 3 4 ∑   1. Мне нравится: А)иметь много свободного времени; Б) добиваться успеха во всех делах; В) делать подарки своим друзьям; Г) находить красивое решение трудной задачи. 2. Мой девиз: А)«Работа не волк, в лес не убежит»; Б) «Хочешь жить — умей вертеться»; В) «Что отдал, то твое»; Г)  «Хороший   продавец   и   хороший   ремонтник   никогда   не   будут голодать». 3.Лучшая работа для меня та,  которая: А) не мешает мне жить своей жизнью; Б) дает возможность быстро продвигаться по службе; В) нужна людям; Г) интересна. 4. Счастье для меня — это: А) возможность жить в свое удовольствие; Б) высокая должность и хорошая зарплата; В) благополучие моих друзей и близких; Г) возможность заниматься любимым делом Обработка результатов Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (А, Б, В, Г): 39­12 баллов — ярко выраженная направленность личности; 5­8 баллов — умеренно выраженная направленность; 0­4­ баллов — направленность не выражена. А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В  этом  нет  ничего  страшного, если   вы  находитесь   на содержании  у богатых   родственников.   Однако   следует   помнить,   что   низкая активность,   чрезмерная   концентрация   на   себе   и   отсутствие потребности   в   деятельности   могут   быть   признаками   утомления   или заболевания. Б)  «Карьера».  Вероятно,   вам   близки   и   понятны   законы   рынка.   В будущей   профессии   для   вас   важна   возможность   карьерного   роста. Жизненный   успех   в   вашем   понимании   —   это   высокооплачиваемая должность.   Если   для   вас   смысл   жизни   —   карьера,   вы   рискуете растерять себя и близких в погоне за недостижимым. В)  «Другой».  Вы   относитесь   к   редкому   типу   людей,   для   которых интересы   и   благополучие   других   людей   не   менее   важны,   чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни. Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе. Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности. Задумывались   ли   вы,   сколько   в   мире   существует   профессий? Сколько вы сможете перечислить? Каждый из нас начнет перечислять профессии, которые окружают 4.Информационный блок 8 мин. Работа   конспектом над флипчарт 3 4нас   в   повседневной   жизни:   врач,   водитель,   продавец,   парикмахер. Можно   предположить,   что   в   этом   перечне   будет   не   больше   трех десятков   наименований.   На   самом   деле   мир   профессий   удивительно многообразен, существуют десятки  тысяч профессий! Научно­технический  прогресс,  развитие рыночной  экономики дают  профессии,   например,   дилер,   брокер,   системный нам   новые администратор,  Автоматизация   производства   вытесняет многие профессии, связанные    с  ручным трудом: исчезли со временем ткач, бондарь, лудильщик и т. д. Многие новые профессии являются по­ новому   названными   старыми,   так',   уборщица   стала   клининг­ менеджером, организатор массового досуга — аниматором  логистик. Давайте разберемся, что же такое профессия? Профессия—   это   вид   трудовой   деятельности   человека,   требующий развития  определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей. Например,   профессия   «машинист»   содержит   в   себе   специальности: «машинист   локомотива»,   «машинист   уборочных   машин»,   «машинист экскаватора». Профессия «менеджер» содержит в себе специальности «менеджер организации», «менеджер по персоналу», «офис­менеджер». Специальность  —   отдельная   отрасль   науки,   техники,   мастерства или искусства. Специализация  —   процесс   приобретения   специальных   знаний   и навыков в какой­либо области. Квалификация — уровень общей и специальной профессиональной подготовки   человека,   степень   развития   профессиональных   знаний   и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами. Должность  — трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять,   занимая   определенное   положение   в   штатной   структуре 5предприятия или учреждения.   Первая   классификация   разработана   российским   психологом профессором   Е.А.Климовым.   В   основу   классификации   положено разделение всех профессий по предмету труда, то есть по тому, с чем в основном   приходится   работать   специалисту   на   своей   работе.   Таких предметов труда пять. Просмотр  видеоурока  «Ты и твоя будущая профессия» флипчарт 4 Рабочий практикум: 1. Распределите данные профессии по предмету труда. 2. Выполните тест Инд­групповая работа источниками      флипчарт 5    с 6 мин. 22 сек. 4.Комплексное применение знаний  7 мин. 6.Рефлексия 1. Что такое профессия? 2. Специальность? 3. Должность?  источники 1. Учебно­методический   комплекс   «Азбука   профориентации   21 века» 2. Флипчарт «Классификации профессий по типу труда» 3. Видеоурок «Ты и твоя будущая профессия»      Д/з:   5 групп   презентации профессиям разных типов     – к   1 мин. 6Ф.И.________________________________________________________________________класс________дата___________ Тема.  Понятие «профессии».   Классификация профессий  по предмету труда.  Цель:     1. Дайте письменный ответ на вопрос:  ­ Я учусь для того, чтобы ....  ­ Я хочу получить профессию, чтобы... 2. Назовите типы профессий по классификации Е.А. Климова. Приведите примеры профессий. 7А Б В Г человек­человек человек­техника 3. Что является предметом труда профессий разного типа? человек­образ человек­знак человек­природа  № 1  2 3 4 ∑ 4. Заполните таблицу, опираясь только на личный опыт Мне подойдет профессия потому что я люблю/увлекаюсь потому что я / мои качества «Я ­ Другой, Карьера ­ Дело»    (Г.В. Резапкина)   Оцените варианты ответов, проставив в таблице, в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (А, Б, В, Г), баллы от 0 за вариант, который безразличен, до 3 баллов за самый значимый вариант. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке! 1.Мне нравится: А)иметь много свободного времени;     Б) добиваться успеха во всех делах;   В) делать подарки своим друзьям;      Г) находить красивое решение трудной      задачи. 2.Мой девиз:  А)«Работа не волк, в лес не убежит»;   Б) «Хочешь жить — умей вертеться»;   В) «Что отдал, то твое»; Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать». 3.Лучшая работа для меня та,  которая:   А) не мешает мне жить своей жизнью;      Б) дает возможность быстро продвигаться по службе;   В) нужна людям;   Г) интересна. 84. Счастье для меня — это:   А) возможность  жить в свое удовольствие;     Б) высокая должность и хорошая зарплата;   В) благополучие моих друзей и близких;  Г) возможность заниматься любимым делом Обработка результатов Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (А, Б, В, Г): 9­12 баллов — ярко выраженная направленность личности; 5­8 баллов — умеренно выраженная направленность; 0­4­ баллов — направленность не выражена. А)  «Я».  Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании у богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и от­ сутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания. Б)  «Карьера».  Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за недостижимым. В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни. Г)  «Дело».  Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе. Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.   9