Методические рекомендации для образовательной программы дополнительного образования
«Флористическая плоскостная картина»
Большинство детей в век компьютеризации проводят неоправданно много времени за компьютерами, мало гуляют, практически не бывают на природе, вследствие чего у них не только ослаблено здоровье, но и наблюдаются довольно разрозненные представления о растительном мире родного края. А сбор флористического материала заставляет человека выйти на природу (в лес, в парк), да просто погулять по своему микрорайону. В результате улучшается самочувствие, укрепляется здоровье детей. Дети начинают по очертаниям крон, форме листьев различать деревья, узнают названия трав и цветов, которые еще совсем недавно просто не замечали. Занятия флористикой помогают детям окунуться в мир творчества и фантазии. Даже не умеющий рисовать человек способен создать великолепную картину, используя растительный материал. По глубокому убеждению автора, художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе и красоте.
Технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе основана на использовании необычных для аппликации материалов: береста, солома, засушенные растения, хлопковая ровница, мох, оболочки чеснока, репчатого лука, шкурки бананов и другие природные материалы. Из этих материалов дети создают прекрасные картины, пейзажи, портреты. «Картины без кисти и красок» называют такие произведения, т.к. традиционные краски – масляные, акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного материала. Занятия наделяют учащихся умениями и навыками по обработке различных материалов и помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Данные рекомендации направлены на то, чтобы подсказать начинающим преподавателям, как правильно организовать студию, создать благоприятный творческий микроклимат на занятиях и в целом могут быть интересны как педагогам и методистам, занятым в системе дополнительного образования детей, так и школьным учителям изобразительного искусства, технологии.
Содержание
1. Введение
2. Первый этап
3. Второй этап
4. Третий этап
5. Методические рекомендации по оформлению выставочных детских работ
6. Заключение
7. Список источников и литературы
Введение
На первом году обучения зарождается интерес к предмету, и формируются базовые знания, умения и навыки при работе с природными материалами. Педагог должен не только «зажечь» детей своей идеей творить необычные картины из нетрадиционных материалов, но и постоянно поддерживать желание у обучающихся самостоятельно осваивать новые методы и технологии. От освоенных в первый год обучения знаний, умений и навыков зависит не только успешность ребенка на ближайшие три года, но и его эмоциональное состояние, его индивидуальный настрой на творчество. Это не простой процесс. Поэтому большой упор в данной образовательной программе делается именно на первый год обучения, и состоит он из нескольких этапов.
Первый этап - это создание психологического комфорта в создаваемом коллективе.
Для того чтобы работать с разновозрастной группой детей, педагог должен иметь опыт работы и всесторонне владеть предметом.
Коллективные занятия по предлагаемой программе проводятся только на первых порах: сентябрь – октябрь. После этого у каждого ребёнка развивается свой индивидуальный темп работы. Это связано со многими факторами, основными из которых можно обозначить:
1. способности ребёнка, его темперамент, возраст, усидчивость;
2. заинтересованность в предлагаемом творчестве, его желание познавать и творить новое.
3. частота посещения занятий;
4. настроение, с которым ребенок приходит на занятие;
5. состояние психологического и физического здоровья.
В связи с этим каждый ребёнок проходит предложенную программу по своему графику. Иногда происходит скачкообразное движение. Это может быть связано с тем, что с каким-то материалом обучающийся может работать более увлеченно, а с другим - возникают сложности и даже неприятие данного материала. Поэтому иногда время, отведённое на работу с разными материалами, может либо увеличиваться, либо уменьшаться. При этом в группе могут находиться дети, выполняющие свои картины на различных технологических стадиях работы.
Дополнительное образование допускает, что обучающиеся могут вливаться в группу не только осенью, но и в течение года. Приходя в новый кружок и знакомясь с новым творчеством, ребёнок начинает его изучение с нуля, независимо от возраста и приобретённого ранее опыта в творчестве. Иногда, в воспитательных целях, полезно предложить кому-нибудь из «старожилов» объяснить вновь прибывшему в коллектив товарищу принципы выполнения самой простой небольшой работы, назначить его консультантом. Еще лучше, если этот «старожил» пришёл в кружок лишь на 3-4 занятия раньше или он немного младше новичка. Это помогает и тому, и другому. Первый, проговаривая вслух все этапы, лучше их запоминает. А второй более-менее раскованно ведет себя перед незнакомыми. Но роль педагога не ограничивается функцией консультанта. Педагог, объясняя определённые этапы работы каждому присутствующему на занятии ребёнку, постоянно должен держать в поле зрения проблемных детей, новичков и помочь ему, если возникает проблемная ситуация.
Специфика работы в дополнительном образовании такова, что нет необходимости соблюдать строжайшую тишину или не позволять детям перемещаться по кабинету во время занятия (иногда необходимо лишний раз вымыть кисточку, или взять другой рабочий материал в шкафу, или подойти к другому ребёнку или учителю за советом). Некоторые дети, понимая это, начинают слишком часто бродить по кабинету или громко рассказывать истории на отвлечённые темы. Это отвлекает внимание и вызывает раздражение других детей. Поэтому таких детей необходимо чаще хвалить за выполнение работы и, особенно на первых порах, ненавязчиво помогать и подсказывать, но делать это не в ущерб другим детям. И, самое главное, находить им задания по силам и по темпераменту.
Как было ранее сказано, настроение, с которым пришёл ребёнок на занятие играет не последнюю роль. Ведь за первую половину дня произошло столько событий: полученные оценки, общение со сверстниками и взрослыми (учителями и родителями), мероприятия школьные и частные. И за всем этим стоят эмоции и не всегда положительные. Как показывает многолетний опыт, работа с флористическим материалом улучшает настроение, снимает негативные эмоции. В данном случае есть замечательный материал – береста: выполнив небольшую работу из бересты (обычно 10х15), настроение у ребёнка улучшается.
При выполнении ребенком большой выставочной работы может возникнуть усталость от нее. Работа начинает ему надоедать, может возникнуть отвращение к данному виду творчества. В таком случае можно предложить детям поменяться работами на 1-2 занятие, а потом вернуться к своей работе. Это даёт дополнительный стимул и вызывает азарт - кто сделает больше и качественнее (ведь нельзя же испортить чужую выставочную работу). Для детей, которые не могут долго концентрироваться на одной и той же работе, полезно параллельно выполнять два задания, желательно создавая изделия из различных материалов. Подобная смена деятельности способствует меньшей утомляемости детей.
Конечно, выполняя плоскостную флористическую картину, дети преимущественно сидят. Мало кто работает стоя. Поэтому переменки с подвижными играми в коридоре просто необходимы. Одновременно в это время происходит проветривание кабинета. Здесь есть свои требования. Выходя из кабинета, необходимо вымыть кисточку и закрыть баночку с клеем, причем не только при выходе на переменку, но и при вынужденном покидании кабинета во время занятий. Это дисциплинирует, не даёт повода лишний раз без веской причины бродить в коридоре.
Есть дети, которых надо время от времени стимулировать словесно. Например, можно высказать такое мнение, что картинка впитывает негатив ребенка и на конкурсе или просто выставке будет производить отрицательное впечатление на зрителей и судьей. А, значит, не сможет получить большего признания. Детей это, как правило, убеждает: они стараются пересмотреть своё отношение к собственному творчеству. Педагог должен помочь детям полюбить свою работу даже на самых ранних стадиях её создания.
Если же сам процесс доставляет ребёнку негативные впечатления (он приходит на занятия только по желанию родителей, а ему противен материал, клей, и сам вид творчества), то необходимо мягко и корректно объяснить родителям, что лучше попробовать другой вид деятельности в дополнительном образовании. При этом можно объяснить, что, возможно, эти проблемы возрастные (чаще так и бывает), лучше попробовать прийти через год. Главное, чтобы у самого ребёнка было желание заниматься конкретным видом творчества.
Хочется ещё добавить, что творчество самого педагога играет далеко не последнюю роль в обучении детей. Если педагог поймал себя на мысли, что он перестал творить, то это факт должен его насторожить. Уставший от творчества педагог может плохо влиять на своих учеников.
Второй этап - это ситуация успеха.
Всегда, когда начинаешь заниматься неизвестной ранее работой, на первых порах возникают трудности и проблемы. Дети чаще, чем взрослые подвержены эмоциональным срывам в случае неудачи. Поэтому работа построена так, чтобы первые работы при знакомстве с новым материалом были небольшими и при этом не могли быть «плохими». Работа с берестой, как уже говорилось ранее, успокаивает и устраняет нервозность. У нас есть традиция по отношению к первой работе с новым материалом – она обязательно должна остаться дома, у ее создателя. Обычно это небольшая работа, и в ней могут присутствовать ошибки. Но это талисман, залог будущего творчества с этим материалом. Ее можно подарить только очень близким людям (маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату), но только живущим с данным ребенком. Необходимо создать эмоциональный стимул. Следовательно, при ее выполнении необходимо оказывать помощь, но помощь неявную, завуалированную сотрудничеством.
Третий этап. Очень важно предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Именно на это направлена работа по организации выставочной деятельности.
Выставочная деятельность Центра дополнительного образования детей развивается по нескольким направлениям:
–организация и проведение выставок детского творчества на базе центра, районных библиотек, школ и общественных организаций;
–участие детских коллективов центра в выставках-конкурсах окружного, городского масштаба и межрегиональных выставках.
Создание выставок для детей, родителей и педагогов является одним из ведущих направлений культурно-просветительской деятельности центра. Это стимулирует преподавателей, создает дополнительную мотивацию для ребят, восхищает родителей. Как известно, последнее время введена практика создания детского портфолио, состоящего из двух частей – образовательных успехов ребенка и его творческих достижений. Если первую часть школьники пополняют за счет олимпиад, тестов и конкурсов, связанных с учебным процессом, то вторая часть всецело связана с дополнительным образованием в различных сферах деятельности.
Выставки в самом Центре являются первой ступенькой на творческом пути. Иногда участие детской работы просто в оформлении кабинета может «зажечь» в детской душе искорку счастья, а у родителей вызвать гордость за ребенка и уважение к детскому творчеству.
В конце года традиционно проводится итоговая комплексная выставка «Мы очень многое умеем». В ней принимают участие все творческие объединения и студии, причем работающие не только на территории Центра, но и в филиалах (в школах района). Отбор на такую выставку проводится более тщательно: выбираются лучшие работы, ведь это показатель того, чему дети научились за год. В ходе создания комплексной выставки происходит подборка отдельных блоков будущей выставки. Иногда это связано с определенным материалом или техникой исполнения выставочных работ, а иногда с тем, как оформлены сами работы (размер или цвет рам, дополнение форм, тематика).
Процесс подготовки и организации таких выставок проходит несколько этапов:
–отбор работ (по качеству и оформлению);
–подборка отдельных блоков будущей выставки;
–развеска или постановка экспонатов выставки;
–этикетаж;
–оформление объявления с названием выставки;
–открытие выставки.
Конечно, детям иногда не под силу выполнить все необходимые элементы оформления своего «шедевра». Маленькие творцы, в силу своего возраста (особенно дошкольники), с удовольствием рисуют, клеят, лепят и не задумываются о судьбе своей работы – для них главное - процесс. Некоторые, напротив, очень тяжело расстаются со своим «творением», им хочется сразу забрать его домой и подарить его маме. В задачу педагога входит убедить такого мастера (если работа достаточно оригинальна или даже гениальна), что необходимо показать работу не только самым близким людям, но и другим ребятам, их родителям, другим педагогам. И приложить немного усилий для оформления таких работ.
Методические рекомендации по оформлению
выставочных детских работ
Вид выставочной работы |
Критерии подготовленности работы к выставке |
Подвесная работа |
- картины, по желанию, могут быть оформлены в паспарту, и иметь дополнительный картон – подложку; - работа должна быть качественно зафиксирована в раме (специальным крепежом или мелкими гвоздиками); - задняя часть картины (край) должен быть дополнительно приклеен к раме клеем (полоской бумаги 3-4 см); - картина должна иметь выставочную подвеску (две петли, вкрученные в раму (деревянную) или две петли, вклеенные в картон, если рама пластиковая); - на задней стороне должны быть приклеены или написаны все выходные данные об авторе, студии, центре и педагоге. |
Постановочная работа |
- работа должна быть устойчивой или иметь дополнительную подставку; - на тыльной стороне работы или на нижней части подставки должны быть приклеены или написаны все выходные данные об авторе, студии, центре и педагоге (можно самым мелким шрифтом). |
Общие требования |
- У каждой работы должна быть этикетка (размер 6х9 см), в которой указано следующее: Фамилия, имя, возраст автора (жирный шрифт 14 кегль); «Название работы» (жирный шрифт 16 кегль); Материал или техника (курсивом 12 кегль); Организация, «Название объединения» (14 кегль); Ф.И.О. педагога (жирный шрифт 14 кегль). - Все надписи отрегулированы по центру строки. Удобнее выполнять в таблице (2 столбца и энной количество строк). - Для постановочной работы можно выполнить этикетку в виде «домика» (размер 12х9, текстовую информацию расположить в нижней части 6х9). После разрезания таблицы на отдельные этикетки, данные сложить поперёк пополам. |
Данные требования предъявляются к выставочным работам на любом уровне. Необходимо изначально правильно оформить работы, которые могут быть выставлены не только в центре, но и быть представлены на районных, окружных, городских выставках. Очень часто итоговые работы первого года обучения являются «пропуском» на выставки и конкурсы более высокого уровня – районные и окружные.
Уже не первый год в районных библиотеках представлены небольшие выставки творческих детских работ разных коллективов, которые, благодаря своей деятельности, являются визитной карточкой нашего Центра. Благодаря таким выставкам в Центр приходят новые обучающиеся, желающие создавать подобные шедевры.
Видя, какой отзыв в душах зрителей находят выставленные на выставках работы, ребята более охотно создают картины и поделки специально для выставок. Качество подобных работ улучшается с каждым разом. Поэтому следующим этапом становится участие в конкурсах более высокого уровня: окружных, региональных, федеральных.
Заключение
Значительная часть издаваемой для детей литературы по флористике грешит явной примитивностью, недооценкой творческих способностей подрастающего поколения. Опыт показывает, что такие возрастные особенности детей, как хорошо развитое воображение и фантазия, стремление что-то сделать своими руками при грамотном обучении основам флористической техники приводят к созданию «маленьких шедевров», неповторимых и уникальных флористических картин.
Атмосфера творческой приподнятости во время работы над изготовлением картин из природного материала роднит ее с процессом работы народных мастеров-умельцев. Большинство их изделий утилитарного назначения выполнены из таких же простых, часто встречающихся в природе материалов: глины, дерева, соломы, бересты. Но, благодаря неповторимому, самобытному мастерству исполнителей, по своему художественному достоинству эти работы нередко ценятся выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Они, являясь неиссякаемым источником прекрасного, доставляют людям радость.
Список источников и литературы
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.
2. Булич О.Н. Возьмите краски у природы. Неизданная рукопись.
3. Маркова Е.А. Образовательно-методический комплекс «Флористическая плоскостная картина». - М.: Издатель И. В. Балабанов, 2010. – 118 с.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.