Филиал «Детский сад № 43»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
«РУССКАЯ ИЗБА»
Руководитель проекта:
Т.Н. Красноперова,
музыкальный руководитель
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети старшей группы.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продукт совместной деятельности: народные праздники, вокальное пение, изготовление приглашений, народные игры и забавы.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Выставка детских рисунков.
3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в театрализованном представлении.
Всего в проект будут вовлечены дети старших групп и их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.
Цель проекта:
Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. С самого раннего детства ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Развивать творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц – август). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (2 месяца – сентябрь, октябрь). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – ноябрь). Итоговый, соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Сбор лекарственных трав для заваривания чая (к итоговому мероприятию)
3. Создание альбомов устного народного творчества
4. Изготовление родителями атрибутов к музыкальным занятиям.
5. Создание мини-музея «Русская изба».
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Дары осени»
2. Подобрать иллюстрированный материал.
3. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.
4. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.
«В гости к бабушке-загадушке»
Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; дать элементарные представления о том, что такое «бабье лето»; учить видеть и наблюдать изменения в природе, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
О б о р уд о в а н и е: корзина с овощами.
Ход занятия
I. Беседа.
Муз. Рук.: Бабушка-загадушка в гости к вам пришла и для вас, ребята, загадку принесла.
Загадка об осени:
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, кто знает, когда это бывает?
(осенью.)
– По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени?
С давних пор на Руси в этот день провожали лето. В народе говорили: «Семен-день лето провожает». Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
– Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
– Какие вы ещё знаете овощи? (капусту, свёклу, редьку.)
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали её, чинили.
– А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (дети.)
– А как вы помогаете своим мамам по хозяйству?
– На кого возлагалась основная работа по дому? (на женщину.)
Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки), бабы (женщины), молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы:
• Бабье лето ненастно – к сухой осени.
• Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.
• Если первый день бабьего лета ясен – то и осень будет теплая.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Самой природой были подарены теплые дни и вечера, чтобы дать отдохнуть женщинам, догулять после тяжелого лета.
Давайте встанем в хоровод и повеселимся.
II. Итог занятия.
Инсценировка русской народной песни «Плетень».
Дополнительный материал
В бабье лето любила молодежь избавляться от мух, устраивала похороны мух. После обеда старательно разодетые в свои лучшие наряды девушки собирались все вместе и приглашали знакомых парней. Все они дружно – парни и девушки – с азартом ловили мух, а из свежей редьки делали «коробочки», клали туда этих мух, затем молодёжь копала маленькие ямки, оплакивали мух: «ой-ой-ой, ай-ай-ай», закапывали, ставили маленькие крестики из веточек, поминали разными сладостями. Парни и девушки завязывали дружбу.
В бабье лето мальчиков 4 лет сажали на коня, это было очень опасно, но зато тех, кто удержался, считали настоящими мужчинами.
В бабье лето мужчины начинали охоту на лис. К концу лета у зверей и домашних животных заканчивается линька. Шерсть становится густой, блестящей, пушистой. Каждая хозяйка мечтала о воротнике или шапке из такого меха.
• Слушание пьесы из фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года»: «Охота» (сентябрь).
• Зрительный ряд: репродукции с изображением сцен охоты.
• Чтение рассказа или сказки об охоте.
С начала бабьего лета во всех домах в печи добывали «новый огонь», из которого вечером впервые с лета зажигали лампы, свечи, лучины и начинали вечерние дела при огне.
– Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось? когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет.) А почему? (Потому что на улице было светло.)
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
Вместе с детьми зажечь лампу.
«на завалинке»
Ход занятия
(Дети с воспитателем сидят на «завалинке» перед «домом». Входят гармонист с девушкой (музыкальный руководитель) и поют частушки.)
Я пойду да разойдуся
По зелёной по траве,
Заиграли гармонисты –
Все волнуется во мне.
Музыкальный руководитель. Ребята, а что я спела: частушку или песню?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.
Послушайте несколько частушек.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идёт четыре!
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла–
Я не удержалася.
Если б не было воды –
He было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
А действительно, кто и где поёт частушки?
Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
Вот примеры таких частушек.
У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!
Мама, чаю, мама, чаю
Из большого чайника!
Когда вырасту большая –
Полюблю начальника.
Я на бочке сижу,
Бочка вертится,
Не люби меня –
Мама сердится!
Я каталась на качелях,
Уронила брошку.
А кому какое дело –
Я люблю Серёжку!
Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
На столе стоит стакан,
А в стакане тесто,
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста!
Топится, топится
В огороде баня,
Женится, женится
Мой милёнок Ваня.
Не топись, не топись
В огороде, баня,
Не женись, не женись,
Мой милёнок Ваня!
А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.
Как Заринские ребята
Стали моде подражать.
Надели белые рубашки –
Шеи грязные видать.
Ой, подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися!
Частушки сочиняют и в наши дни:
Наша Таня намудрила:
Космонавта полюбила,
А подруга Танина –
Инопланетянина!
Как у наших у ребят
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей!
Конечно, сразу можно сказать: частушкам этим немного лет. А почему, как вы догадались?
(Дети отвечают, приводят другие примеры современных частушек.)
На прилавке в магазине
Появилась колбаса.
Мы пришли и поглядели –
Встали дыбом волоса.
Музыкальный руководитель. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Давайте повторим эту частушку.
(Дети поют.)
Музыкальный руководитель. Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу!
Гармонист устал,
Запинаться стал.
Дайте крынку молока,
Напоите игрока!
Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску.
«ДУДОЧКА-погудочка»
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».
(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)
Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.
(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)
Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.
«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».
Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.
(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)
Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:
– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...
(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок».)
Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.
В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.
(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».
После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)
А дудочка всё играет и приговаривает:
Играй, играй, дудочка,
Играй, тростниковая,
Меня, бедную, загубили,
Молодую убили
За серебряное блюдечко,
За наливное яблочко!
Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:
Играй, играй, дудочка,
Играй, тростниковая,
Достань, батюшка,
Хрустальной воды
Из колодца царского.
Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.
Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку – и с помощью взрослых вырезают себе дудочки из заранее приготовленного трубчатого сухоцвета.
«как одевались на руси»
Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации крестьянских нарядов, шаблоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски.
Ход занятия
I. Основная часть занятия.
– Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (Красный, белый)
Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю этих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но всё же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд.
Показ иллюстраций крестьянских нарядов и наряды в готовом изделии.
Рубаха -косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц.
Сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами.
II. Практическая часть.
Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:
• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс;
• сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет.
III. Подведение итогов занятия.
Организовать выставку крестьянских нарядов.
«народные песни»
Ход занятия
Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.
– Спишь? – спрашивает царь.
– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.
– А что же ты делаешь?
– Звёзды считаю.
– Ну, и много насчитал?
– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...
Попробуй, проверь этого солдата!..
А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.
Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.
Песню «Посев льна» женщины пели весной.
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Ты мой лен!
Белый лен!
А какие русские народные песни вы помните?
(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные.)
Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.
(Дети читают стихи.)
1-й ребенок. Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
2-й ребенок. Я весной взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)
3-й ребенок. Ой, ты, Волга, Волга-реченька!
Ой, река ли ты, красавица!
По лугам ты льёшься – стелешься,
По пескам бежишь – торопишься.
(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)
4-й ребенок. Берёза, моя берёзонька!
Берёза, моя белая,
Берёза раскудрявая.
5-й ребенок. Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
6-й ребенок. Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы
Венки плетут.
Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.
Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.
Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
«Эх, топни, нога…»
Ход занятия
Музыкальный руководитель поет частушку:
Я пойду да разойдуся
По зеленой по траве.
Заиграли гармонисты –
Все волнуется во мне.
В этой задорной частушке отразилась вся любовь русского человека к весёлой плясовой песне. Темы этих песен – самые разные. Но о чём бы в них ни рассказывалось, всегда всё заканчивается благополучно.
Дети слушают русскую народную песню «По улице мостовой».
Музыкальный руководитель. Это весёлая, радостная песня. Почему?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Да, потому что в песне заканчивается всё хорошо. Она создаёт бодрое настроение, заряжает энергией. Плясовые песни исполняются под гармошку или другие народные инструменты.
Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т. д.
Музыкальный руководитель. Я буду пропевать вам несколько строк из плясовой песни, а вы вспомните другую русскую народную песню на эту же тему.
По улице мостовой
Шла девица за водой,
Шла девица за водой,
За холодной, ключевой.
Шла девица за водой,
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой!
Веселей идти с тобой».
(Дети исполняют хоровод «Пойду ль я, выйду ль я».)
Музыкальный руководитель. А вот эти слова?
Уж как я ль свою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву:
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Кушай досыта, коровушка моя!
(Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».)
Музыкальный руководитель. Плясовые песни неразрывно связаны с русскими плясками, со свойственными им выдумкой и юмором. Народ любил приплясывать, исполняя такие песни.
Вспоминаем движения: «дробь», «хлопушки», «верёвочки» и т. д.
«Эй, веселый народ, становись в хоровод»
Ход занятия
Музыкальный руководитель. О чём рассказывается в лирических песнях? О судьбе каждого человека. О том, что его тревожит, волнует, о чем он мечтает. О чем же мечтает герой песни? О свободной, вольной жизни.
(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Ах, ты степь широкая».)
Музыкальный руководитель. А что дорого человеку в жизни?
Отчий дом, родные и близкие люди.
(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Степь да степь кругом».)
Музыкальный руководитель. А без чего человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»? Без любви.
(Дети слушают русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» в исполнении музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель. А как, жалея русскую женщину за её тяжёлую судьбу, народ в песнях обращался к ней, как её называл?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Лебёдушкой, утушкой, ладушкой, павушкой. И пелись эти песни неторопливо, неспешно, задумчиво, но внешне очень строго, ни одного лишнего жеста. А вот те песни, о которых я вам сегодня расскажу, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. Это хороводные и плясовые песни. Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки-подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют.
(Дети слушают русскую народную песню «Пряха».)
Музыкальный руководитель. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.
Мы с вами тоже знаем некоторые узоры хоровода. Назовите их. (Дети отвечают. Музыкальный руководитель дополняет: «Змейка», «Плетень», «Капуста».)
Игра-хоровод «Змейка».
Музыкальный руководитель. Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг, а в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод назывался игровым.
(Исполняется игровой хоровод «Во саду ли, в огороде».)
Музыкальный руководитель. А есть ещё магические, или трудовые хороводы. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того, чтобы силы природы помогли им вырастить хороший урожай, наши предки водили специальные хороводы, в которых изображали, как они охотятся или как растят лен, мак. Они верили, что только так можно получить хороший урожай.
(Дети рассматривают презентацию обрядового хоровода «Пахарь и жнецы».)
Музыкальный руководитель. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти, например, подсолнух.
Разучивание хоровода.
итоговое мероприятие
«осенние посиделки»
Программное содержание:
Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки).
Поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.
Способствовать социально-эмоциональному развитию детей. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, согласовывая свои действия с действиями партнеров в народных играх, в хороводах.
Воспитывать любовь к народному музыкальному творчеству через музыкально-игровую, поэтико-театрализованную деятельность.
Методическое обеспечение:
З.Ф.Аксенова «Традиционные праздники и развлечения в детском саду»
Авторский коллектив г.Смоленск «Веселая ярмарка»
Г.Науменко «От зимы до осени»
Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок «Живая вода»
О.П.Радынова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников»
К.В.Тарасова «Гармония» - Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста.
Ж-л Дош. воспитание №2 2002г.№32001г.4 2001г. №9 2002г.- «Хоровод - круглый год»
Фонозапись группа «Ивана Купала»
Фонозапись «Русская лирическая»
Фонозапись «К нам гости пришли» муз. Александрова.
Зал празднично оформлен в народном стиле. Входят дети в народных костюмах под хороводную русскую мелодию. Останавливаются и встают полукругом.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой
Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал,
Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой
И всех приглашаем в наш праздничный зал!
1Реб:
Осень хлебосольная, накрывай пиры!
Полюшко раздольное принесло дары.
2Реб:
Хлеба нынче вволюшку, хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку, гнется колосок.
3Реб:
Как созреют солнышком колоски - лучи,
Жернов смелет зернышки -ставят хлеб в печи.
4реб:
Корочкой румянится пышный каравай.
Осень хлебом славится, пробуй урожай!
5реб.
Быстро лето улетело перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила увядающую шаль.
6реб.
Вмиг заворожила взоры огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле, пожелтевшею травой.
7реб.
Одарила гостья-осень урожаями плодов,
Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.
8реб.
Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит,
Песенки свои поет, танцевать с собой зовет.
9реб. День осенний так хорош! Сколько листьев соберешь!
Золотой большой букет – нам от осени – привет!
Песня «ОСЕНЬ снова к нам пришла» (флешка№1+№2-)
1.Осень, осень, осень Снова к нам пришла.
Осень, осень, осень - Чудная пора.
В золотом наряде Парки и сады.
Осень, осень ждали С нетерпеньем мы.
Припев:
Парам-пам-пам,
2.А в лесу чудесно - Просто красота!
И тропинка тянетсяПрямо вдоль пруда.
На ветвях калины - ягоды висят,
За пенёчком прячутсяШляпки у опят.
Припев.
3.Белка на полянеШишечки грызёт,
Ёжик босоногийПо лесу идёт.
На спине у ёжика Яблоки, грибы.
Ёжик, правда любишь Осени дары?
Да, да, люблю!
Да, да, люблю!
Припев.
Ведущий: В старые времена был такой обычай у людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.
10 Ребенок:
На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
11 Ребенок:
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод-
говорили, песни пели и да водили хоровод.
12 Ребенок:
Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались без общенья жизни нет.
13 Ребенок:
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши,
Словом эти посиделки были праздником души.
14 Реб:
Отдых - это не безделки -Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!Открываем посиделки!
Все:
Для друзей и для гостей!
Под русскую народную музыку идут хороводным шагом к своим стульчикам, садятся девочки отдельно, мальчики отдельно.
Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!
Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником каравай хлеба с солью, обходят весь зал, останавливаются в центре.
1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!
2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!
1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!
2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!
1 потешница:Нам начать досталась роль- Принесли мы хлеб да соль.
2 потешница:А потому принять извольте, тот , кто пришел на посиделки,
На нашей праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.
Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей.
Ведущий: Спасибо большое!
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тот час.
На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.
Песня «К нам гости пришли»№26
Сл. М. Ивенсен муз. Ан. Александрова
1.К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
2.С морковью пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
3.А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём.
4.Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой.
5.Наш детский сад
Дружбой славиться,
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.
Ведущий: Пока мы пели наши мастера- умельцы целую корзину ложек настрогали.
Ребенок:
Шире, шире, шире круг
Ложкарей раздался стук
Подбодрим танцоров наших
Пусть они резвее пляшут.
Ребенок:
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Мы хотели б вам сплясать.
Танец с ложками
Потешницы. Молодцы петь да плясать вы умеете.
Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!
Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Сценка «Тит - лодырь».
Мальчик «Тит» с большой ложкой сидит на скамеечке, дети стоят возле него.
Тит. Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.
(ложится на печку).
Ведущая. Не колода лодырь, а пень
И лежит целый день.
Не жнет, не косит, а обедать просит.
Ребенок. Тит, а Тит, иди косить.
Тит. Живот болит.
Ребенок. Тит, иди молотить.
Тит. Живот болит.
Ребенок. Тит, иди кашу есть.
Тит. (соскакивает)Где моя большая ложка?
Ребенок. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!
Потешница:
А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.
Дети встают с места говорят пословицы и поговорки :
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Долог день до вечера, коли делать нечего
- О человеке судят не по словам, а по делам.
- Терпение и труд все перетрут.
- Была бы охота - будет и работа.
- Умелые руки не знают скуки.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Кончил дело - гуляй смело.
- Умелые руки голодными не останутся.
- Любишь кататься. Люби и саночки возить.
Потешницы: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!
1 потешница: А загадки -то отгадывать умеете?.
2 потешница:
1 загадка:
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. (морковь).
2 загадка:
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)
3 загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в пышные шелка,
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол мешка (капуста)
Ведущий:
Как у наших у ворот - муха песенки поет.
Комар подпевает - в скрипочку играет.
А теперь честной народ – становись в хоровод!
Хоровод «Осень постучалась к нам»
Заранее разделить детей на «Тройки»
Вступление (дети стоят по кругу, с веточками в руках, «Пружинки»)
1.Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом (Шаг с притопом 1-2-3 притоп,
Затянул печальную песню листопад, (руки в стороны и к груди)
И под эту песенку, засыпает сад.
Поворачиваются лицом в круг
2.А рябина-ягода, словно огонек №1 идут в круг, №2,3-пружин,руки вверх качают
Согревает, радует пасмурный денек №2№3 –идут в круг, №1-назад
В лужицах, как лодочки листики кружат повтор строчка1
Серые, холодные, тучи вдаль спешат. повтор строчка2
Проигрыш-боковой шаг с припаданием в круг и обратно
3.Птицы песни звонкие больше не поют. №2№3 встают в воротики,№1
В стаи собираются и летят на юг. проходят в них
Вечерами тихими дождик моросит, поворот на носочках
Песню колыбельную, по стеклу стучит.
Вечерами тихими дождик моросит, Повтор :3-ки кружатся влево, затем вправо
Песню колыбельную, по стеклу стучит
Проигрыш-боковой шаг с припаданием в круг и обратно
1 потешница:
Эй, девчонки - хохотушки
Не пора ли спеть частушки.
2 потешница
А мальчишки тоже встанут,
От девчонок не отстанут.
Дети выстраиваются с двух сторон
Частушки
Все:
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
Мальчики:
На себе всегда мы ловим
Восхищенья взоры!
Красоту нам и здоровье
Дарят помидоры.
Девочки:
Мы секрет румян достали
От прабабки Фёклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свёклы.
Мальчики:
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора!
Как мы яблоки увидим
Сразу все кричим: «Ура -а -а!»
Девочки:
Ухажёров нынче сто
Под нашим окошком.
Все желают получить
пирожки с картошкой.
Мальчики:
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!
Вместе:
Мы на праздник урожая
Натащили овощей,
После праздника наш повар
На год нам наварит щей!
Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали,
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.
Игра «Гори- гори ясно»
Игра «Кот в мешке» (узнать овощ или фрукт на ощупь).
1 потешница:
Богатая у нас природа на дары в полях да лесах, так на всю зиму заготовки делаем. Пьём ароматный чай, да похваливаем.
2 потешница:Чай горячий - наша сила, украшение стола. «С чая лихо не бывает» - так в народе говорят.
Чай - здоровье, всякий знает. Пей хоть пять часов подряд!
Ведущий: Давайте наших гостей угостим, да проверим, знают ли они травы наши целебные……
Конкурс для родителей «Чаепитие»
На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай.
Задание: определить на вкус с чем чай заварен
листья смородины
мята
шиповник
зверобой
душица.
1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.
2 потешница:
Прощаясь с вами мы желаем
В мире жить, всем дружить
Родным краем дорожить
А на праздниках веселых
Петь, плясать и не тужить!
Ведущий: А мы на прощание споем песню и поблагодарим нашу щедрую Матушку Землю и осень плодородную…
Песня
"Художница-осень".
1.Посмотрите, посмотрите, как сияет все вокруг.
Ярким цветом, ярким цветом, лес, поляна, роща, луг.
Припев:
Потому что это осень,
Это Осень к нам пришла.
Все вокруг разрисовала
В разноцветные цвета.
2.Полюбуйтесь, полюбуйтесь-вот какие чудеса!
Листья стали расписными, стала желтою трава.
Припев
3.Эту песенку сегодня мы поем для всех друзей,
Чтоб улыбка засияла, чтобы стало веселей!
Гости уходят. До свидания, до новых встреч!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.