Фонд оценочных средств по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС НА 2019- 2020 УЧ. ГОД

Фонд оценочных средств по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС НА 2019- 2020 УЧ. ГОД

Медиа
Контроль знаний
docx
Чтение
3 кл
02.12.2019
Фонд оценочных средств по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС НА 2019- 2020 УЧ. ГОД Настоящие критерии оценивания разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, Примерным положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.05.2015 №01-14/1525) и регламентируют порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов, требования к оценке учебных достижений в начальной школе. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Цель - контроль и проверка знаний учащихся по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Данные тестовые работы позволяют: 1. быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся; 2. объективно оценить результаты работы; 3. повторить пройденный материал; 4. углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-15 минут. При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы; «4» - если сделано не менее 75% объёма работы; «5» - если работа не содержит ошибок. Задания уровня сложности А следует оценивать 1 баллом, задания уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами (задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа).
ФОС лит. чт. 3 класс (2 полугодие).docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

Рассмотрено                                     Согласовано                                              Утверждено

на заседании МО                    Заместитель директора по УВР                    Директор  МБОУ

Руководитель МО                    _____________В.А.Бызина                     «Алупкинская СШ №1»

__________М.А.Канишева                   30. 08. 2019 г.                       _____Т.Л.Овчинникова                                                                                            

Протокол  от  27.08.2019 г. № 1                                                          Приказ от 30.08.2019г. №                                                                                                                                                     

 

 

 

 

Фонд  оценочных средств

по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

3  КЛАСС

НА 2019- 2020 УЧ. ГОД

 

Учитель: Канишева Марианна Александровна

 

 

 

 

г. Алупка

2019 год

 

 

Пояснительная записка

Настоящие критерии оценивания разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, Примерным положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.05.2015 №01-14/1525) и регламентируют порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов,  требования к  оценке учебных достижений в начальной школе.

Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для 3 класса начальной школы.

Цель - контроль и проверка знаний учащихся по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Предусмотрена многоуровневая система контроля знаний. Данные тестовые работы позволяют:

1. быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;

2. объективно оценить результаты работы;

3. повторить пройденный материал;

4. углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится 10-15 минут. При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Задания уровня сложности А следует оценивать 1 баллом,

задания уровня В – 2 баллами,

уровня С – 3 баллами (задания этого уровня предполагают возможность нескольких верных вариантов ответа).

Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов

Настоящие критерии оценивания разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, Примерным положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.05.2015 №01-14/1525) и регламентируют порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов,  требования к  оценке учебных достижений в начальной школе.

  Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе – одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и  оценки позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования сформированность  предметных и метапредметных умений  младшего школьника.

В начальной школе проводится текущий, тематический, итоговый контроль, промежуточная аттестация обучающихся (2-4 классы). Особое место занимает стартовая диагностика (2-4 классы) и итоговая комплексная контрольная работа (ИККР, 1-4 классы), которая выполняет важную функцию при формировании портфолио  выпускника. Портфолио достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс.

Текущее оценивание (устное, письменное, комбинированное) в начальной школе проводится с целью  постоянного контроля за успешностью обучения, своевременного обнаружения пробелов в знаниях отдельных учеников, устранения этих пробелов, предупреждения неуспеваемости обучающихся. Текущее оценивание в начальной школе может проводиться в форме устных опросов, чтения текста или стихотворения наизусть, беседы по содержанию прочитанного, словарного и математического диктанта, списывания, текущих, практических, проверочных, самостоятельных работ, диктантов и др.

Текущий контроль знаний осуществляется в рамках урока по всем предметам инвариантной части учебного плана по 5-ти балльной системе, начиная со 2-го класса.

Тематический контроль – различные виды контрольных и проверочных работ (письменных и устных), которые проводятся в учебное время и предназначены для оценивания уровня и качества освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу или теме. Форму тематического контроля определяет учитель с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, календарно-тематического планирования и используемых им образовательных технологий.

С целью объективности оценивания работ и предупреждения завышения (занижения) отметок обучающихся, учителю рекомендовано подбирать задания, которые будут соответствовать формированию предметных результатов освоения программы по предмету («обучающийся научится»), а задания повышенной сложности -  соответствовать понятию «обучающийся получит возможность научиться».

При планировании  проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно-методический комплект, по которому работает школа.

В один учебный день в классе проводится одна письменная контрольная работа, а в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели.

Стартовая работа (диагностика) проводится в начале сентября со 2-го класса. Она  позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе или диагностической карте, оценка результатов в классном журнале не фиксируется и не учитывается при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося и учитываются при написании характеристики выпускника начальной школы.

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.

Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

  способ чтения;

   правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

   скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Оценивание навыка чтения

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

У первоклассников проверяется:

        сформировался ли способ чтения по слогам;

        насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;

        понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;

        соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.

В 1 полугодии первого класса техника чтения не проверяется.

На конец 2 полугодия у обучающегося должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.

2 класс

Требования к чтению

         В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

        Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

При выставлении оценок за чтение во 2 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:

        чтение по слогам или слово полностью,

        наличие ошибок при чтении,

        количество слов в минуту,

        выразительность,

        осознанность.

 

3 класс

Требования к чтению

На конец обучения в 3 классе у обучающихся должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

При выставлении оценок за чтение в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев:

        чтение по слогам или слово полностью,

        наличие ошибок при чтении,

        количество слов в минуту,

        выразительность,

        осознанность.

 

4 класс

Требования к чтению

На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст.

В ходе фронтального  опроса  проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-          искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-          неправильная постановка ударений (более двух);

-          чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-          неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-          неумение выделить основную мысль прочитанного;

-          неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-          нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-          монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-          не более двух неправильных ударений;

-          отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-          осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-          неточности при формулировке основной мысли произведения;

-          нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка «4» – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку    слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

 

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

-   правильная постановка логического ударения;

-   соблюдение пауз;

-   правильный выбор темпа;

-   соблюдение нужной интонации;

-   безошибочное чтение.

Оценка «5» – выполнены правильно все требования.

Оценка «4» не соблюдены 12 требования.

Оценка «3» допущены ошибки по 3 требованиям.

Оценка «2» допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

 

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

-   своевременно начинать читать свои слова;

-   подбирать правильную интонацию;

-   читать безошибочно;

-   читать выразительно.

Оценка «5» – выполнены все требования.

Оценка «4» допущены ошибки по 1 какому-то требованию.

Оценка «3»  – допущены ошибки по 2 требованиям.

Оценка «2» допущены ошибки по 3 требованиям.

 

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не  упуская главного (подробно,  кратко, или по плану), правильно отвечает на  вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет   последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

 Оценка «2» не может передать содержание прочитанного.

 

 

Паспорт

фонда оценочных средств

 по предмету литературное чтение

                                              

 

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета*

Наименование

оценочного средства

1.                 

Раздел «Великие русские писатели»

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

2.                 

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Проверка техники чтения.

Проверка техники чтения

3.                 

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 4» . Проверка техники чтения.

Проверка техники чтения

4.                 

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

 

 

 

1.     Раздел «Великие русские писатели» Проверка техники чтения. 

Текст.

Сказка в лесу.

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну.  Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим – напёрсток. Здесь – пряник, там – яблоко.

Утром сказочник привёл на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

(78 слов.)(По К. Паустовскому.)

1. Кого привёл в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила малютка?

6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?

7. Что писал для детей Андерсен?

2.     Внеклассное чтение. Обобщающий урок по разделу. Проверка техники чтения.

Текст.

Лесной лакомка.

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

Пчелы жалили воришку. Он тёр морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на её вершину.

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.

Теперь добыть мёд было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мёд и для медведя.

(79 слов.) (По Вл. Арсеньеву.)

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

3.     Внеклассное чтение. Обобщающий урок по разделу. Проверка техники чтения.

Текст.

Утренние лучи.

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика.  Передёрнул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка, полетела собирать медок с душистых цветов.

(86 слов.)(По К. Ушинскому.)

1. Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?

2. Кого разбудил первый луч?

3. как встретил новый день зайчик?

4. Как проснулся курятник?

5. С чего начался день у трудолюбивой пчелки?

6. Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?

 

4.     Обобщающий урок по разделу. Проверка техники чтения

Текст.

Журавль.

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилёт журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьёт прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладёт два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьёт собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

(95 слов.) (По С. Аксакову.)

1. Почему запрещена охота на журавлей?

2. Каков внешний вид журавля?

3. Где гнездятся журавли?

4. Чем опасен ранний журавль?

 

Контрольная работа №3 за 3 четверть

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.       (155 слов)        (Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

 

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;    б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;  в) ребятишки, мужик.

 

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;      б) изгородь вокруг деревни;
                                                          в) окраина селения.

 

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;    б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);                                       в) отвратительный, мерзкий человек.

 

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);                       в) отвратительный, мерзкий человек.

 

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;                 б) прыгает;           в) вылезла;         г) хочет спрятаться.

 

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;          б) наломали;           в) давай тыкать.

 

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?       б) Встреча лошади с жабой.      в) Как хорошо после дождя!

г) Потеха детей.               д) «Лошадь гадину пожалела».

__________________________________________________________________________

 

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какой нравственный урок получили дети?

_____________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы к заданиям

 

   1.Б                                                          

   2.А                                                          

    3. А                                                        

   4.Б                                                          

    5. В, А, Б, Г                                           

   6.Б,В,А

     7. старая, худая

   8.В,Г,Б,Д,А

     9. жаба, лошадь

10. стыдно обижать слабых, беззащитных

                                                                                                                                    

I.            Проверка техники чтения за 4 четверть

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.         (110 слов)     (Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?       2. Что хотел с ней сделать волк?      3. Почему белки веселы?

 

II. Контрольная работа №4 за 4 четверть

1. Какие из перечисленных жанров не относятся к устному народному творчеству.

а) былина    б) басня      в) сказка     г) поговорка    д) рассказ       е) пословица

 

2. Соотнеси жанр, автора и произведение.

Стихотворение                 Мышонок Пик                                          С. Есенин

 

Рассказ                              «Ворона и лисица»                                   И. А. Крылов

 

Сказка                              «Берёза»                                                      В.Г аршин

        

Басня                                  «Лягушка-путешественница»                 В.Бианки

 

3 .Вспомни и запиши 2 пословицы. Раскрой их смысл

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие из перечисленных признаков, характерны для жанра басни:

а) краткий поучительный рассказ                                 б) аллегория

в) лирическое произведение                                          г) есть мораль

д) высмеивает недостатки общества и человека.

5.. Вспомни прочитанные произведения на уроках литературного чтения. Напиши, какой герой тебе наиболее понравился ? Почему запомнился. Кто автор этого произведения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Запиши по памяти 2 строчки из любого стихотворения. Кто его автор ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.        (164 слова)    (К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;          б) Солнце, Ветер;          в) Солнце, Ветер, Лошадь.

 

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;          б) в горном ущелье;                          в) на большой дороге.

 

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;          б) кто из них сильнее;                 в) кого из них больше любят.

 

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;                б) изо всех сил;                           в) по мере возможности.

 

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;        б) крепче закутывался;         в) надел свой плащ в рукава;
                         г) ворчал на непогоду;                           д) подвязался поясом.

__________________________________________________________________

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;           б) улыбнулось;                    в) осушило;                        г) обогрело.

___________________________________________________________________

 

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дай свою характеристику Солнцу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Правильные ответы к заданиям

1.     А                                                 

2.     В                                                 

3.     Б                                                 

4.     Б                                                 

5.   Б, Г,А ,В,Д                                

        6. Б, А,Г, В                                     

        7. Сердитый, северный

        8. Ласковое, доброе, могущественное

        9. Последние 9 слов

       10. Сказка


 

Проверочная работа № 15 по теме: «Зарубежная литература»

Вариант 1

Ф.И. ______________________________________________

А1. Укажи, как звали героя мифов, который смог победить Медузу Горгону

1) Тесей         2) Ясон                      3) Персей       4) Орион

А2. Отметь, во что превращались капли Медузы Горгоны

 1) в жаб       2) в рубины                3) в змей      4) в ягоды

А3. Укажи автора сказки «Гадкий утёнок»

 1) Ш.Перро      2) Т.Янсон                  3) Г.Х.Андерсен  4) Братья Гримм

В 1. Отметь, кого из героев сказки не было среди жильцов старой избушки

 1) старухи      2) индийского петуха                     3) курицы  4) кота

В 2. Объясни значение слова скитаться

 1) бросаться камнями  2) бродить без цели    3) дружить с китами  4) кататься с горки

С1. Узнай героя сказки по описанию

Она здесь знатнее всех. Она испанской породы, поэтому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток

 1) старая утка                 2) старая индюшка           3) старая курица          4) старая гусыня

 С2. Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор

«Хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой».

1) «Гадкий утёнок»              2)  «Листопадничек»          3) «Мышонок Пик»
Проверочная работа №15 Зарубежная литература Вариант 2

 Ф.И. ___________________________________________________

А1. Укажи, волшебницу, которая помогла Персею победить Медузу Горгону

1) Ариадна        2) Афродита                 3) Андромеда         4) Афина

А2. Отметь, во что превращались люди от взгляда Медузы Горгоны

 1) в столбы   2) в деревья            3) в змей    4) в камни

А3. Отметь сказку Г.Х.Андерсена

 1) «Гадкий утёнок»  2) «Бременские музыканты»      3) «Красная шапочка» 

                                         4) «Малыш и Карлсон»

В 1. Отметь, каких птиц не встретил гадкий утёнок на птичьем дворе

 1) знатной утки с красным лоскутком                    2) индийского петуха

 3) диких гусынь-барышень                                          4) злой утки

В 2. Объясни значение слова орава

 1) пчелиная семья  2) шумное скопление людей          3) громкий крик  4) растение

С1. Узнай героя сказки по описанию

Родился со шпорами на ногах и поэтому воображал себя чуть не императором, надулся, словно корабль на всех парусах

 1) японский индюк  2) польский селезень      3) голландский гусь 4) индийский петух

С2 .Каких богов Древней Греции ты запомнил?  На какой горе они жили?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №8 по теме: «Литературные сказки»

Вариант 1

Ф.И. _____________________________________________

А1. Укажи отличительную черту литературных сказок

1) троекратный повтор  2) зачин     3) написана или обработана писателем  4) чудеса

А2. Укажи автора сказки «Мороз Иванович»

 1) Д.Н.Мамин - Сибиряк  2) В.Ф.Одоевский       3) В.М.Гаршин  4) Л.Н.Толстой

А3. Отметь сказку, которую написал Д.Н.Мамин –Сибиряк.

 1) «Сказка про храброго Зайца»  2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»  4) «Сказка о рыбаке и рыбке»

В 1. Узнай сказку по опорным словам.

Болото, утки, юг, прутик, высота

 1) «Сказка про храброго Зайца»        2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»                                4) «Дикие лебеди»

В 2. Назови героя по его характерным чертам

Трудолюбивая, добрая, отзывчивая

 1) Рукодельница  2) Ленивица       3) Лягушка 4) нянюшка

С1. Укажи пословицу, которая подходит к сказке «Мороз Иванович»

 1) По работе и награда  2) Терпенье и труд всё перетрут

 3) Сытый голодного не разумеет 4) И готово, да бестолково


С2. Чем литературные сказки отличаются от народных?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №8 по теме: «Литературные сказки»

Вариант 2

Ф.И. __________________________________________

А1. Укажи отличительную черту литературных сказок

1) концовка                                           2) волшебные вещи         

3) написана или обработана писателем  4) вымышленные персонажи

А2. Укажи автора «Сказки про храброго Зайца»

 1) Д.Н.Мамин - Сибиряк  2) В.Ф.Одоевский        3) В.М.Гаршин  4) Л.Н.Толстой

А3. Отметь сказку, которую написал В.М.Гаршин.

 1) «Сказка про храброго Зайца»  2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»  4) «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

В 1. Узнай сказку по опорным словам.

Ведёрко, печка, яблонька, награда

 1) «Сказка про храброго Зайца»    2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»           4) «Дикие лебеди»

В 2. Назови героя по его характерным чертам

Находчивая, хвастливая, любопытная

 1) Рукодельница  2) Ленивица         3) Лягушка 4) нянюшка

С1. Укажи пословицу, которая подходит к сказке «Сказка про храброго Зайца»

 1) Глаза боятся, а руки делают  2) Робкого и тень страшит

 3) Какие труды, такие и плоды 4) сам погибай, а товарища выручай

 

С2. .По опроным словам узнай сказку и укажи её автора

Трудолюбивая, заботливая, добрая , отзывчивая, самонадеянная, грубая

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Проверочная работа №11 по теме: «Люби живое»

Вариант 1

Ф.И. _____________________________________________

 

А1. Укажи автора рассказа «Моя Родина»

1) М.М.Пришвин  2) И.С.Соколов-Микитов        3) В.И.Белов  4) В.В.Бианки

 

А2. Отметь, о каком животном повествуется в рассказе «Листопадничек»

 1) о зайце  2) о кошке           3) о собаке  4) о лисице

 

А3. Отметь, автором какого рассказа является В.И.Белов

1) «Мышонок Пик»  2) «Малька провинилась»     3) «Листопадничек»  4) «Моя Родина»

 

В 1. Отметь рассказ из раздела «Люби живое», который похож на сказку.

 1) «Моя Родина»  2) «Листопадничек»   3) «Малька провинилась»  4) «Ещё про Мальку»

 

В 2. Укажи, какой «соловей-разбойник» повстречался Мышонку Пику

1) сказочный персонаж                           2) сорокопут-жулан       

3) былинный разбойник            4) настоящий разбойник

 

С1. Укажи , какого из животных не слышал около хатки Листопадничек

 1) жадную росомаху        2) свирепого медведя           3) хитрую лисицу      4) злую рысь


С2.
Соедини стрелкой название произведения , автора и жанр

 

«Мышонок Пик»

В.Л.Дуров

стихотворение

«Он живой и светится»

В.Ю.Драгунский

сказка

«Наша Жучка»

В.В.Бианки

рассказ


 

Проверочная работа №11 по теме: «Люби живое»

Вариант 2

Ф.И. _____________________________________________

 

А1. Укажи автора рассказа «Малька провинилась ».

1) М.М.Пришвин  2) И.С.Соколов-Микитов       3) В.И.Белов  4) В.В.Бианки

 

А2. Отметь, о каком животном повествуется в рассказе «Ещё про мальку»

 1) о зайце      2) о кошке     3) о собаке      4) о лисице

 

А3. Отметь, автором какого рассказа является В.В.Бианки

 1) «Мышонок Пик» 2) «Малька провинилась» 3) «Листопадничек»  4) «Моя Родина»

 

В 1. Отметь рассказ из раздела «Люби живое», который похож на сказку.

 1) «Моя Родина» 2) «Мышонок-Пик»  3) «Малька провинилась»  4) «Ещё про Мальку»

 

В 2. Укажи, почему перевернулся кораблик мышонка Пика

1) Налетели чайки.        2) Перевернула щука.        3) дул сильный ветер. 

                               4) птица задела крылом парус.

 

С1. Укажи , о ком за долгую зиму часто вспоминал Листопадничек

 1) о матери-зайчихе       2) о братьях и сёстрах     3) о тёплом гнезде

                                          4) о долговязых журавлях

 

1.     С2. Какова главная мысль рассказа Б.С. Житкова «Про обезьянку». Чему учит это произведение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Проверочная работа №14 По страницам детских журналов

Вариант 1

Ф.И. ___________________________________________________

 

А1. Укажи журнал, который был основан в 1924 году

1) «Мурзилка» 2)«Колобок»      3) «Весёлые картинки»  4) «Внучок»

 

А2.Отметь автора рассказа «Как получаются легенды»

 1) Роман Сеф 2) Г.Б.Остер         3) Ю.И.Ермолаев  4) Н.Н.Носов

 

А3. Отметь, чему учит потерявшегося ребёнка совет Г.Б.Остера

 1) побывать в дальних странах 2) знать свой адрес   3) говорить неправду  

                                                  4) чаще теряться

 

В 1. Найди слово, которым нужно закончить четверостишие

 

За рояль уселся кит,Звери ждут , а он молчит.

Помолчал немного,Поклонился …

 1) низко  2) важно         3) строго  4) тихо

 

В 2. Укажи произведение Ю.И.Ермолаева

 1) «Воспитатели»  2) «Как получаются легенды»   3) «Вредные советы»  4) «Весёлые стихи»

 

С1. Отметь, о чём проговорился попугай в рассказе Ю.И.Ермолаева

 1) о поведении Ирочки дома          2) о своём воспитании

 3) о способностях дрессировщицы Ирочки        4) о просьбах бабушки

 

С2. Чем журнал отличается от книги?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №14 По страницам детских журналов

Вариант 2

Ф.И. ___________________________________________________

 

А1. Укажи журнал, который был основан в 1956 году

1) «Мурзилка» 2)«Колобок»           3) «Весёлые картинки»  4) «Внучок»

 

А2.Отметь автора произведения «Весёлые стихи»

 1) Роман Сеф 2) Г.Б.Остер       3) Ю.И.Ермолаев  4) Н.Н.Носов

 

А3. Отметь, какому отношению к друзьям учит ребёнка совет Г.Б.Остера

 1) смеяться над глупым положением друга  2) никогда не огорчать своих друзей

 3) всегда приходить на помощь своим друзьям 4) думать о хорошем настроении друзей

В 1. Найди слово, которым нужно закончить четверостишие

Слон уселся за рояль

И промолвил он:

- Я исполню вам сейчас

Вальс «Осенний…»

 1) сон             2) стон                      3) дом 4                  ) слон

 

В 2. Укажи произведение Г.Б.Остера

 1) «Воспитатели»  2) «Как получаются легенды»     3) «Проговорился»  

                                                        4) «Весёлые стихи»

 

С1. Отметь, почему у мальчиков в рассказе Ю.И.Ермолаева не получилось стать воспитателями

 1) не пытались разобраться в ситуациях  2)не дружили с малышами

 3) не знали детей из своего двора 4)не слушались родителей

 

С2. Какого животного символизирует Мурзилка?

___________________________________________________________________________-


 

Проверочная работа № 10 по теме: «Поэтическая тетрадь 1»

Вариант 1

Ф.И. __________________________________________________

А1. Укажи автором какого стихотворения не является С.Чёрный

1) «Что ты тискаешь утёнка?»  2) «Воробей»      3) «Ворона»  4) «Слон»

 

А2. Укажи, автора стихотворения «Черёмуха»

 1) С.А.Есенин  2) А.А.Блок        3) С.Чёрный  4) Ф.И.Тютчев

А3. Отметь, в каком стихотворении автор использует сказочный сюжет.

 1) «Сны»  2) «Слон»       3) «Черёмуха»  4) «Ветхая избушка»

 

В 1. Отметь стихотворение, в котором автор пользуется сравнением ветки завила, что кудри.

 1) «Сны»  2) «Слон»                         3) «Черёмуха»  4) «Ветхая избушка»

 

В 2. Узнай стихотворение по рифме.

Смеются - раздаются. Дом - кругом.

1) «Что ты тискаешь утёнка?»  2) «Воробей»         3) «Ветхая избушка»  4) «Слон»

 

С1. Укажи строчки, которые не принадлежат перу С.Чёрного

 1) «Я принёс тебе из бархата слона»

   2) «Сядем рядышком под вьюшкой, будем азбуку учить»

 3) «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком» 

4) «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь - и капут»

 

С2. . Выпиши из стихотворения Саши Чёрного «Воробей»  эпитеты (выразительные слова)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа № 10 по теме: «Поэтическая тетрадь 1»

Вариант 2

Ф.И. __________________________________________________



А1. Укажи автором какого стихотворения не является А.Блок

1) «Ветхая избушка»  2) «Воробей»     3) «Ворона»  4) «Сны»

 

А2. Укажи, автора стихотворения «Слон»

 1) С.А.Есенин  2) А.А.Блок     3) С.Чёрный  4) Ф.И.Тютчев

 

А3. Отметь, в каком стихотворении автор рассказывает о зимних забавах детей.

 1) «Сны»  2) «Слон»                 3) «Черёмуха»  4) «Ветхая избушка»

В 1. Отметь стихотворение, в котором автор пользуется сравнением посадил в клетушку, словно мышь

 1) «Сны»  2) «Слон»                         3) «Черёмуха»  4) «Ветхая избушка»

 

В 2. Узнай стихотворение по рифме.

Шутку - скуки. Бегемот – черёд.

1) «Что ты тискаешь утёнка?»  2) «Воробей»               3) «Ворона»  4) «Слон»

 

С1. Укажи строчки, которые не принадлежат перу А.Блока

 1) «Я принёс тебе из бархата слона»           2) «И зелёный свет лампадки светит в очи ей»

 3) «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком»        4) «В снежном доме будет резвая игра»


С2.
Соедини название  стихотворения и автора.

 

Название произведения

Автор

«Слон»

С. Есенин

«Черёмуха»

А. Блок

«Ворона»

Саша Чёрный

 


 

Проверочная работа №12 по теме: «Поэтическая тетрадь 2»

Вариант 1

Ф.И. _____________________________________________________

А1. Укажи стихотворение С.В.Михалкова

1) «Если»  2) «Гроза днем»                    3) «Кукушка»  4) «В театре»

А2. Укажи автора стихотворения «В лесу над росистой поляной»

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто               3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

А3. Узнай стихотворение по рифме

Окна – мокнут. Летят – хотят.

 1) «Котёнок»  2) «Гроза днём»                  3) «Кукушка»  4) «Если»

В 1. Отметь поэта, который писал стихи о котёнке

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто             3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

 

В 2. Укажи, кто из поэтов написал стихотворение о девочке, которая побывала первый раз в театре.

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто                 3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

С1. Отметь, из какого стихотворения данные строки

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал

 1) «Кукушка»  2) «Разлука»                  3) «Если» 4) «Котёнок»


С2.
Закончи предложение.

Герой одного из стихотворений А.Барто считал, что он "играет гаммы, ходит к врачу и учит математику" для своей _______________________

Что думаешь ты ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №12 по теме: «Поэтическая тетрадь 2»

Вариант 2

Ф.И. _____________________________________________________

А1. Укажи стихотворение С.Я.Маршака

1) «Если»  2) «Гроза днем»               3) «Кукушка»  4) «В театре»

А2. Укажи автора стихотворения «Разлука»

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто             3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

А3. Узнай стихотворение по рифме

Ненастный – несчастный. Везде –беде.

 1) «Котёнок»  2) «Гроза днём»          3) «Кукушка»  4) «Если»

В 1. Отметь поэта, который писал стихи о фантазёрах

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто                 3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

В 2. Укажи, кто из поэтов написал стихотворение о девочке, которая нашла котёнка

 1) Е.А.Благинина  2) А.Л.Барто              3) С.В.Михалков  4) С.Я.Маршак

С1. Отметь, из какого стихотворения данные строки

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставив ветерку,

Лежу, блаженствуя под ёлкой…

 1) «Кукушка»  2) «Разлука»                             3) «Если» 4) «Котёнок»

С2. Узнай стихотворение по ключевым словам .Укажи название и автора

САД, ДОМ, ЗАБЫЛИ ЗАГЛЯДЕНЬЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Проверочная работа №13 «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Вариант 1

 Ф.И. ____________________________________________________

 

А1. Укажи автора рассказа «Золотые слова»

1) А.П.Платонов  2) М.М.Зощенко              3) Б.В.Шергин  4) В.П.Астафьев

 

А2. Отметь рассказ В.Ю Драгунского

 1) «Телефон»  2) «Золотые слова»          3)«Друг детства»  4) «Ещё мама»

 

А3. Укажи, как звали главных героев рассказов М.М.Зощенко

 1) Минька и Оля  2) Минька и Лёля               3) Ванька и Лёля  4) Митька и Лёля

 

В 1. Узнай героя по описанию

Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, и в каждом глазу светилась большая капля слезы.

 1) папин начальник  2) дедушка                    3)мастер  4) Митя

 

В 2. Укажи рассказ, к которому подходит пословица

«Одежда хороша новая , а друг – старый»

 1) «Ещё мама»  2) «Золотые слова»              3) «Друг детства»  4) «Цветок на земле»

 

С1. Укажи пословицу, которая не встречается в рассказе Б.В.Шергина

 1) Работа любит не молодца, а незалёжливого   2) Без труда, не вынешь и рыбку из пруда

 3) Глаза страшатся, а руки делают     4) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

 

С2. Какое слово написал Федотов Артём в первый день в школе?Укажи название и автора рассказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №13 «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Вариант 2

Ф.И. ____________________________________________________

А1. Укажи автора рассказа «Федина задачка»

1) А.П.Платонов  2) М.М.Зощенко              3) Н.Н.Носов  4) В.П.Астафьев

 

А2. Отметь рассказ А.П.Платонова

 1) «Телефон»  2) «Золотые слова»       3) «Друг детства»  4) «Цветок на земле»

 

А3. Укажи, как звали учительницу из рассказа А.П.Платонова «Ещё мама»

 1) Апполинария Николаевна  2) Евдокия Алексеевна           3) Апполинария Алексеевна 

                                4) Евдокия Николаевна

В 1. Узнай героя по описанию

Она была лицом белая, добрая, глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая.

 1) бабушка Вани  2) мама Лёльки и Миньки        3) учительница  4) продавщица

 

В 2. Укажи рассказ, к которому подходит пословица

«Почитай учителя, как родителя»

 1) «Ещё мама»  2) «Золотые слова»                    3) «Друг детства»  4) «Цветок на земле»

 

С1. Укажи пословицу, которая не встречается в рассказе Б.В.Шергина

 1) Работа любит не молодца, а незалёжливого     2) Без труда, не вынешь и рыбку из пруда

 3) Глаза страшатся, а руки делают         4) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

 

С2. Что Минька подарил Стёпке в рассказе «Великие путешественники»?Укажи автора рассказа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)