Фонетика. Гласные звуки.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Иконка файла материала konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_fgos.docx
Конспект урока по русскому языку в 5 классе  Тема урока: Фонетика. Гласные звуки. Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на  гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в  словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию  из учебно­научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать  предмет  изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке,  различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков;  уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать  односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами  транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/ приобретенная  компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать  причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего  народа, базовых российских гражданских ценностей.  Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. Компьютер. Презентация по теме урока. Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит. Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы  обучения Оборудование Наглядно­ демонстрационный  материал Основные понятияСценарий урока. Этап урока Деятельность учителя 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности   Приветствие.  Вступительное слово. ­ Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,  Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) ­ Сегодня  у нас необычное занятие­ урок  погружения в разнообразный мир звуков,  окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут»    и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет  нам с вами лучше понять такой раздел науки о  языке, как фонетика. Принципы системно­ деятельностного подхода, формируемые УУД. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.  Деятельность учащихся Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.2.Актуализация  знаний и пробное учебное действие   ­   Назовите   скороговорки,   в   которых   звуки создают образ мчащейся конницы.  (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) ­  Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками     ж­ж­ж.   Жутко   жуку   сидеть   на суку.) ­   Как   называется   этот   приём   в   литературе? (Звукопись.) Вспоминают  поговорки,  анализируют  тексты поговорок. Одну из поговорок  записывают в  тетрадь. Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно­ следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения ­ Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )   Что   изучает   орфоэпия?   ­ произношение) (правильное ­ Графика?( Обозначение звуков буквами.) ­ Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) Обдумывают  ответы на  вопросы, смотрят  презентацию;  воспринимают на  слух информацию,  осваивают  лингвистические  термины.  Обдумывают  ответы на  вопросы и  осознают,  что  Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы 3. Выявление места и причины затруднения­   А   сколько   же   звуков   сосчитать)   в   природе?   (Не знаний  недостаточно для ответов информации. Ответ­стихотворение ( слайд) Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок,  Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. ­ Звуки, которые мы будем изучать, помогают  различать слова по смыслу. Если бы они не были  смыслоразличителями, мы бы запутались и  получилось бы вот что( слайд): Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! Посмотрите­ка, ребятки,Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами,  Летают майки над волнами. ­ Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А  вот какая забавная история произошла однажды,  когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) В этой сказке Нет порядка: Что ни слово ­ То загадка!Вот что Сказка говорит: Жили­были КОТ и КИТ. КОТ ­ огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ Из блюдца есть сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. КОТ На море бьет Баклуши! КИТЦарапался, кусался, Если ж был неравен спор ­ От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину... КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: ­ Кис, кис! ­ Он охотно Спрыгнет вниз.  Формулирует цель учебной деятельности  вместе с учащимися, принимающими её на себя. ­ Что у нас получилось? Меняем один звук,  получаем совсем другое слово. И каждый из  звуков помогает различать слова по смыслу. Эти  звуки­ смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя –  фонема.   Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают   свою Принцип  деятельности. УУД:  коммуникативные,  познавательные,  регулятивные(развитие внимания учащихся,  монологической речи;  создание  благоприятной  4. Целеполагание и построение проекта выхода из  затруднения.Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с  алфавитом). Упражнение 262.  На магнитной доске схема:  Звуки речи                                 ∕                         \                Гласные                          Согласные                 /       \                              /              \ ударные               безударные           твердые мягкие                                                          /         \                                              глухие          звонкие ­ Послушайте стихотворение Б. Заходера ( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три  родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, ­ Очень просим всех ребят С ними подружиться!     зрения. точку Выполняют упр.262. в сотрудничестве   с учителем     делают выводы о   необходимости   фонемы­ знать смыслоразличители. атмосферы  заинтересованности;  работа над  формированием  логических умений:  анализ, сравнение,  обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать  умения   применять  новые знания. УУД: регулятивные  (работа с  предложениями).А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, ­ Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я ­ Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они ­ стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! 5. Практическая  деятельность и  первичное  закрепление с  комментированием во внешней речи. ­ Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте  §50­51, стр. 122­123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К  каждому звуку подберите и запишите по два  односложных слова. 3. Заполните  таблицы: № 1 . Раздел науки о языке Фонетика  Что изучает Звуки речи Выделяют главное, устанавливают причинно­ следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.  УУД:   познавательные (опирается   на   уже известное); коммуникативные (учит взаимодействия, способамПравила произношения Обозначение звуков  буквами Звуки речи [а] [о] [у] [э]  [и] [ы]­6 Буквы  а, о,у,и, ы,э, е,  ё, ю,я­10 Орфоэпия Графика  № 2. Гласные   № 3. Глухие ­10 Согласные [к,п,с,  Звонкие ­11 [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] т,ш,ф,х,ц,щ,ч] №4 Всегда мягкие Всегда твердые Шипящие   Провожу правильность приемов работы с книгой,  подвожу к обобщению. [ч,ш,й]  [ж,ш,ц] [ж,ш,щ,ч] ФИЗ.МИНУТКА (Слайд) сотрудничества). свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физ.минутка6.   Самостоятельная  работа с  самопроверкой 7.Рефлексия  деятельности. 8. Домашнее  задание. Практика под руководством учителя: 1. Устное выполнение упр. 263, 266. 2. Упр. 265, 267. ­ Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? ­Что понравилось на уроке? ­ Кто был самым активным? ­ А самым грамотным? §50­51. УУД:   познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: сделать   самооценка   Обобщить, выводы, 1. Записать   6   односложных   слов   с   разными Записать гласными. ударными транскрипцию этих звуков     2. Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти. С   русским   языком   можно   творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)