Фонетика. Гласные звуки.
Оценка 5

Фонетика. Гласные звуки.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
23.01.2019
Фонетика. Гласные звуки.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_fgos.docx
Конспект урока по русскому языку в 5 классе  Тема урока: Фонетика. Гласные звуки. Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на  гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в  словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию  из учебно­научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать  предмет  изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке,  различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков;  уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать  односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами  транскрипции. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/ приобретенная  компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать  причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего  народа, базовых российских гражданских ценностей.  Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. Компьютер. Презентация по теме урока. Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит. Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы  обучения Оборудование Наглядно­ демонстрационный  материал Основные понятия Сценарий урока. Этап урока Деятельность учителя 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности   Приветствие.  Вступительное слово. ­ Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром,  Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) ­ Сегодня  у нас необычное занятие­ урок  погружения в разнообразный мир звуков,  окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут»    и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет  нам с вами лучше понять такой раздел науки о  языке, как фонетика. Принципы системно­ деятельностного подхода, формируемые УУД. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.  Деятельность учащихся Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. 2.Актуализация  знаний и пробное учебное действие   ­   Назовите   скороговорки,   в   которых   звуки создают образ мчащейся конницы.  (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) ­  Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками     ж­ж­ж.   Жутко   жуку   сидеть   на суку.) ­   Как   называется   этот   приём   в   литературе? (Звукопись.) Вспоминают  поговорки,  анализируют  тексты поговорок. Одну из поговорок  записывают в  тетрадь. Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно­ следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения ­ Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )   Что   изучает   орфоэпия?   ­ произношение) (правильное ­ Графика?( Обозначение звуков буквами.) ­ Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) Обдумывают  ответы на  вопросы, смотрят  презентацию;  воспринимают на  слух информацию,  осваивают  лингвистические  термины.  Обдумывают  ответы на  вопросы и  осознают,  что  Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы 3. Выявление места и причины затруднения ­   А   сколько   же   звуков   сосчитать)   в   природе?   (Не знаний  недостаточно для ответов информации. Ответ­стихотворение ( слайд) Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок,  Сколько струек у речки. Сколько в дождике – дождинок. Сколько в песке – песчинок. ­ Звуки, которые мы будем изучать, помогают  различать слова по смыслу. Если бы они не были  смыслоразличителями, мы бы запутались и  получилось бы вот что( слайд): Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! Посмотрите­ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами,  Летают майки над волнами. ­ Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А  вот какая забавная история произошла однажды,  когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) В этой сказке Нет порядка: Что ни слово ­ То загадка! Вот что Сказка говорит: Жили­были КОТ и КИТ. КОТ ­ огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ Из блюдца есть сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. КОТ На море бьет Баклуши! КИТ Царапался, кусался, Если ж был неравен спор ­ От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину... КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: ­ Кис, кис! ­ Он охотно Спрыгнет вниз.  Формулирует цель учебной деятельности  вместе с учащимися, принимающими её на себя. ­ Что у нас получилось? Меняем один звук,  получаем совсем другое слово. И каждый из  звуков помогает различать слова по смыслу. Эти  звуки­ смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя –  фонема.   Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают   свою Принцип  деятельности. УУД:  коммуникативные,  познавательные,  регулятивные(развитие внимания учащихся,  монологической речи;  создание  благоприятной  4. Целеполагание и построение проекта выхода из  затруднения. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с  алфавитом). Упражнение 262.  На магнитной доске схема:  Звуки речи                                 ∕                         \                Гласные                          Согласные                 /       \                              /              \ ударные               безударные           твердые мягкие                                                          /         \                                              глухие          звонкие ­ Послушайте стихотворение Б. Заходера ( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три  родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, ­ Очень просим всех ребят С ними подружиться!     зрения. точку Выполняют упр.262. в сотрудничестве   с учителем     делают выводы о   необходимости   фонемы­ знать смыслоразличители. атмосферы  заинтересованности;  работа над  формированием  логических умений:  анализ, сравнение,  обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать  умения   применять  новые знания. УУД: регулятивные  (работа с  предложениями). А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, ­ Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я ­ Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они ­ стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! 5. Практическая  деятельность и  первичное  закрепление с  комментированием во внешней речи. ­ Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте  §50­51, стр. 122­123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К  каждому звуку подберите и запишите по два  односложных слова. 3. Заполните  таблицы: № 1 . Раздел науки о языке Фонетика  Что изучает Звуки речи Выделяют главное, устанавливают причинно­ следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.  УУД:   познавательные (опирается   на   уже известное); коммуникативные (учит взаимодействия, способам Правила произношения Обозначение звуков  буквами Звуки речи [а] [о] [у] [э]  [и] [ы]­6 Буквы  а, о,у,и, ы,э, е,  ё, ю,я­10 Орфоэпия Графика  № 2. Гласные   № 3. Глухие ­10 Согласные [к,п,с,  Звонкие ­11 [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] т,ш,ф,х,ц,щ,ч] №4 Всегда мягкие Всегда твердые Шипящие   Провожу правильность приемов работы с книгой,  подвожу к обобщению. [ч,ш,й]  [ж,ш,ц] [ж,ш,щ,ч] ФИЗ.МИНУТКА (Слайд) сотрудничества). свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Физ.минутка 6.   Самостоятельная  работа с  самопроверкой 7.Рефлексия  деятельности. 8. Домашнее  задание. Практика под руководством учителя: 1. Устное выполнение упр. 263, 266. 2. Упр. 265, 267. ­ Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? ­Что понравилось на уроке? ­ Кто был самым активным? ­ А самым грамотным? §50­51. УУД:   познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: сделать   самооценка   Обобщить, выводы, 1. Записать   6   односложных   слов   с   разными Записать гласными. ударными транскрипцию этих звуков     2. Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти. С   русским   языком   можно   творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетика. Гласные звуки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019