Фонетико-фонематическое недоразвитие. Консультация.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
В связи с этим усилился интерес к проблеме непреодоленных недостатков связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), ведущих к дезадаптации в условиях общесоциальных коммуникаций (Е.Н. Винарская, М.И. Лисина) и школьного обучения (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин).Фонетико-фонематическое недоразвитие. Консультация.
Фонетикофонематическое недоразвитие
(ФФН) это нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
Фонетикофонематическое недоразвитие речи
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией,
дизартрией, дислалией акустико
фонематической и артикуляторно
фонематической формы.
Фонетика и Фонема
ее
Фон тика
раздел лингвистики, изучающий
звуки речи и звуковое строение языка (слоги,
звукосочетания, закономерности соединения
звуков в речевую цепочку).
Фон маее
(др.греч. — «звук») — минимальная
смыслоразличительная единица языка.
Классификация ФФН
Легкая степень ФФН характеризуется нарушением
дифференциации только дефектно произносимых звуков. В
остальном звукослоговая структура слова анализируется
правильно.
Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми
нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная
дифференциация значительного числа звуков, входящих в
различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция
сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким
фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает
звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и
установить последовательность.
Характеристика ФФН
несформированность звуковой стороны речи
представлены фонематическими (смешением и заменами
звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков)
нарушение дифференциации звуков, сходных по
артикуляторным и акустическим признакам
нарушение слоговой структуры слова,
нерезко выраженным лексико
грамматическими нарушениями.
Логопедическое обследование при ФФН
При обследовании звукопроизношения обращается внимание на
характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение,
отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность
воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным
при ФФН является исследование уровня сформированности навыков
звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается
изучением количественной и качественной характеристики словарного
запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.
При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических
ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.),
определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание
прочитанного.
В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на
основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.
Коррекция ФФН
Работа над произносительной стороной
речи (уточнением артикуляции,
постановкой, автоматизацией и
дифференциацией звуков); формированием
фонематического восприятия, анализа и
синтеза; обогащением словаря; развитием
навыков словообразования и
словоизменения, составлением простых и
сложных предложений; развитием связной
речи; овладением элементарными
навыками чтения и письма.
Прогноз и профилактика ФФН
Раннее выявление детей с ФФН и проведение
целенаправленной логопедической работы
позволяет полностью исправить недостатки
звукопроизношения и развить фонематическое
восприятие. Желательно, чтобы фонетико
фонематическое недоразвитие было устранено
до поступления в школу – это является залогом
успешного овладения ребенком письменной
речью.
Этапы логопедической коррекции.
1 ЭТАП. Узнавание и различение неречевых звуков.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Что слышно за окном?
Услышь, где спрятано?
Угадай у кого колокольчик?
В какой стороне звук?
Кто играет на дудочке?
Угадай, что делают?
2 ЭТАП. Различение высоты, силы, тембра голоса
на материале одинаковых звуков, сочетаний слов,
фраз.
«Кто позвал?»
Дети по очереди называют имя водящего. Он стоит к ним
спиной. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
Затем игра усложняется: все дети по одному говорят водящему:
«Ау!», а тот отгадывает, кто его позвал.
По сказке «Теремок».
Дети отгадывают персонажей сказки по интонации, высоте
голоса, кто стучится в теремок. Далеко близко. Водящий меняет
голос то громкий, то тихий. Дети отгадывают. «Ау!» далеко или
близко в лесу. Где лает собака, мычит корова, мяукает кошка,
квакают лягушки, каркает ворона, поёт петух и пр.
3 ЭТАП. Различение слов близких по звуковому составу.
«Услышь правильное слово»
Показывается альбом. Объяснение, что слово альбом будет
названо то правильно, то неправильно. Когда названо
неправильно, дети должны хлопнуть в ладоши, или поднять
кружок красного цвета. Слова произносятся
громко,медленно, чётко: альбом, айбом, аньбом, авьбом,
альпом и др. По аналогии слова: банан, клетка, витамин,
бумага. Повтори, не ошибись. Ребёнку предлагается
повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в
названном порядке: мак – бак – так моток – каток – поток
ток – тук – так батон – бутон – бетон бык – бак – бок будка
– дудка – утка.
4 ЭТАП. Дифференциация слогов.
«Барабанщики»
Трое детей воспроизводят слоговой ряд со сменой
ударного слога: татата папапа какака татата
папапа какака татата папапа какака
Запомни, повтори. Ребёнок должен воспроизвести
слоговые сочетания с одним гласным, но разными
согласными звуками: такапа паката канапа.
То же с другими гласными:О, У, Ы
5 ЭТАП. Дифференциация фонем родного языка.
«Угадай звук».
Детям раздаются картинки с изображением
поезда, девочки, птички. Объясняется, что поезд
гудит: «ууу», девочка плачет: «ааа»; птичка
поёт: «иии». Логопед попеременно, длительно
произносит эти звуки, а дети поднимают
соответствующие картинки.
6 ЭТАП. Развитие навыков элементарного
звукового анализа.
Сосчитай, сколько слышишь звуков?
Назови, что слышишь в конце слова?
Назови, что слышишь в начале слова?
Назови, что слышишь в середине слова?
Подбери рифму.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.