Формирование голосового аппарата
4-6 месяцах гестации – 2 пучка голосовой мышцы;
На 2 месяце жизни – эмоциональная окрашенность голосовых реакций;
На стадии гуления и лепета – губные М,П,Б и их мягкие пары, заднеязычные К,Г, Х и их мягкие пары, переднеязычные Н,Т, Д и их мягкие пары, губно-зубные В,Ф и их мягкие пары. Мягкая голосоподача.
Высота
Громкость (сила)
Тембр
Диапазон
Частота колебания голосовых складок
Служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи
Зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок
Регулирует громкость звучания речи
Определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов
Создает индивидуальную окраску голос
Может изменяться в пределах 4-5 тонов у взрослых и 2-3 тонов – у детей
Создает возможность пения
Медицинская классификация нарушений голоса (по Ю.С. Василенко, 2002)
Критерии | Функциональные | Органические |
Причина | психологические | воспаление |
Заболевания | психогенная | ларингит |
Характер | Временный, преходящий | Затяжной, длительный, |
Педагогическая классификация нарушений голоса (по Wilson, 1990)
Виды нарушения голоса | Клинические проявления |
Нарушение тембра голоса | Огрубление |
Нарушение резонанса | Гиперназальность (грусавость) Гипоназальность |
Изменение громкости | Чрезмерно сильное или тихое звучание, вплоть до шепотной фонации |
Изменение высоты тона | Слишком высокая или слишком низкая частота основного тона |
Учитель-логопед
исправляет недостатки голоса путём постепенной активизации и координации нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, проводит коррекцию дыхания и личности обучающегося.
Дизартрия
Симптомы:
- артикуляторныe расстройства,
- нарушение речевого дыхания,
- нарушение голосообразования,
- темпа, ритма и мелодико-интонационной стороны речи.
Голос: отличается недостаточной силой (тихий, слабый, иссякающий в процессе речи), нарушением тембра (глухость, назализация, охриплость, монотонность, сдавленность, тусклость; либо гортанность, форсированность, напряженность, прерывистость и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (недостаточностью или невозможностью произвольной смены высоты тона)
Ринолалия
Искаженное произнесение
всех звуков речи,
просодические нарушения,
речь мало разборчивая (невнятная), монотонная,
избыточная назализованность вследствие дефектного прохождения голосовыдыхательной струи в полость носа и резонирования в ней.
Органическая закрытая р. - пониженный физиологический носовой резонанс, м, м' н, н‘ звучат как ротовые б, б', д, д'. Гласные звуки отличаются неестественным, мертвым оттенком.
Функциональная закрытая р. – тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической.
Органическая открытая р. – назализация всех гласных звуков и некоторых согласных. При произнесении шипящих и фрикативных звуков прибавляется хриплый звук.
Функциональная открытая р. – как правило, нарушается фонация только гласных звуков
Моторная алалия
недоразвитие активного устного высказывания,
несформированность языковых операций и процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Для голоса характерны осиплость, недостаточная модулированность голоса, глуховатый тусклый тембр. Может отмечаться излишняя громкость или грубость голоса, назализация. Отсутствуют логические ударения, нарушен тембр. Речевое дыхание формируется к шести годам и его хватает для произнесения одно - двухсложных слов.
Заикание
Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторениями. Нарушены словесное ударение, интонация, ритм.
Характеристики громкости, темпа произношения, силы, высоты и тембра голоса, связанны с речевыми намерениями и зависят от эмоционального состояния заикающегося.
Стертая форма дизартрии и дислалия
нарушения голоса носят вторичный характер;
могут быть связаны с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей.
Наиболее распространенным нарушением является спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса у детей, которые громко говорят или много кричат.
Внешние причины дисфонии —
негигиенические условия фонации (пыль, дым, сырость),
излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях,
воспаление дыхательных путей, нёбных миндалин,
общие заболевания организма.
При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в стойкую тяжелую хрипоту.
Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции.
Основные этапы коррекционной работы
артикуляционная гимнастика;
рациональная психотерапия;
коррекция физиологического и фонационного дыхания;
тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
автоматизация восстановленной фонации.
Артикуляционные упражнения
1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).
2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).
3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).
4. Последовательные движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк...
Затем на глухих проторных согласных ф, с, ш, х
Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями
Гимнастика мягкого неба:
покашливание; зевание;
глотание воды небольшими порциями;
имитация полоскания рта.
Резонаторный массаж;
Упражнения на развитие диапазона.
Преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда по закреплению навыков пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи.
Использзование специального оборудования - уникальной детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук» (автор оригинальной идеи – О.А.Поваляев, ООО «Научные Развлечения»).
Автоматизация восстановленной фонации
Наураша - цифровая лаборатория для дошкольников!
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
В игровой форме вместе с главным героем дети учатся изменять силу и высоту голоса, контролировать речевой и физиологический выдох. Совместные со взрослым и самостоятельные занятия-игры увлекательны и эффективны при коррекции просодической стороны речи.
Список литературы
Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей/[текст]// Д.К.Вильсон/ - М., - 1990. 448с.
Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб/ [текст]// О.В.Правдина/- М., "Просвещение", 1973. - 272 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / [текст]//Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина/- М.: Просвещение, 1989.—223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.