фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фонопедичность данного метода заключается в том, что его можно использовать в развивающих, профилактических или восстановительных целях. Упражнения из этой методики способствуют стимуляции мышц голосового аппарата, участвующих в процессе голосообразования.
Иконка файла материала метод ВВ Емельянова.docx

Профессиональный вокалист в прошлом и педагог Виктор Вадимович Емельянов разработал и описал свой фонопедический метод развития голоса в трудах «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» [1] и «Развитие голоса. Координация и тренинг» [2]. ФМРГ направлен на развитие физиологической координации голосового аппарата. Фонопедичность данного метода заключается в том, что его можно использовать в развивающих, профилактических или восстановительных целях. Упражнения из этой методики способствуют стимуляции мышц голосового аппарата, участвующих в процессе голосообразования, что, по мнению данного автора, способствует и чистоте интонации.

Упражнения фонопедического метода способствуют:

- углублению насыщенности звучания голоса;

- увеличению диапазона;

- приданию полетности звука;

- преумножению силы звучания;

- в целом раскрепощенное, свободное звучание при процессе пения.

Данный методический комплекс включает в себя шесть групп упражнений, связанных между собой:

- гимнастика артикуляционного аппарата;

- интонационно-фонетические упражнения;

- тренаж голосовых сигналов доречевой коммуникации;

- упражнения для грудного регистра у женщин и детей;

- тренировочная программа на переход из грудного в фальцетный регистр;

- упражнения фальцетного регистра у женщин и детей.

Так как же заразить учеников вокальным творчеством? Всё дело в атмосфере урока, в умении ладить с учениками, уважать в них творческие личности, помочь раскрыть себя и реализовать свои возможности. Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определённые устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. При работе по разучиванию песни происходит то же самое: этапы работы остаются прежними, а их эмоциональное наполнение, объём и содержание варьируются.

Приведем алгоритм методов и приёмов, который поможет педагогам-вокалистам сориентироваться в своей профессиональной деятельности, выбрать конкретный, наиболее подходящий вариант для себя, для детей младшего школьного возраста при работе над песней.

1 этап: Вступительное слово (объяснение, разъяснение, беседа, музыкальный пример, проблемная задача, демонстрация различной печатной продукции, творческих работ детей и т.п.)

2 этап: Слушание-знакомство (исполнение педагогом, исполнение хорошо поющими детьми, аудиозапись или видеозапись с данной песней, сравнение различных интерпретаций, прослеживание мелодии по партитуре)

3 этап: Обсуждение (беседа, разъяснение, пример, анализ ситуаций, проблемное задание, коллективно-трудовая работа, дискуссия, метод эвристических вопросов)

4 этап: Разучивание (метод предупреждения ошибок, метод сравнения, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод мысленного пения, метод анализа ситуаций, метод игрового проектирования, метод разучивания по слуху, метод свободного дирижирования, метод высотного моделирования, метод пластического интонирования, метод создания ассоциаций, метод театрализации, метод работы по партитуре, метод сольфеджирования, транспонирование песни или отдельной части в удобную тональность, пение вокализом песни или её части, выстраивание первого звука, настройка на тональность, нахождение наиболее сложных интонационных и текстовых частей, прохлопывание ритма по слуху или по графической записи, выстраивание по фермате созвучий и аккордов, произношение текста песни активным шёпотом, высоким или низким голосом, активная артикуляция текста при пении про себя

5 этап: Освоение (впевание) (целостное исполнение, сравнение различных интерпретаций разных исполнителей, сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя, звукозапись исполнения с последующим обсуждением, исполнение для экспертов, для жюри с последующим обсуждением, исполнение в концертном зале, на сцене

6 этап: Концертное исполнение (метод создания эмоционального настроя, состояния, метод театрализации, приёмы взаимодействия дирижёра и исполнителя, ансамбля или хора)

Чтобы подкрепить интерес к песне, разучить ее быстрее, возможно применение следующих игровых приемов:

- в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, передающие содержание песни;

- слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка,

- слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове; впоследствии на самом высоком звуке;

- передать в образных движениях содержание песни;

- пение, начало фразы - музыкальный руководитель, конец фразы - дети;

- запев - музыкальный руководитель, припев - дети и наоборот;

- пение по руке с показом звуковысотности;

- пение с широким дирижерским жестом музыкального руководителя - вслух, жест у груди – про себя, затем дирижеры дети;

- пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно, грустно..) по желанию детей;

- пение в различных темпах;

- пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания;

- пение по рядам;

- пение по группам;

- пение по цепочке;

- пение с изменением места после каждого куплета;

- пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги…)

Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей младшего школьного возраста на протяжении всей работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления, сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.

Таким образом, владея набором различных методов и приёмов, используя в практической деятельности современные технологии в соответствии с ФГОС, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и музыку в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования:      Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991, 165с.

2.     Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж- СПб., Лань, 1997. 190 с.