Формирование благоприятного социально-психологического климата
Оценка 4.8

Формирование благоприятного социально-психологического климата

Оценка 4.8
doc
20.10.2022
Формирование благоприятного социально-психологического климата
Формирование благоприятного СПК.doc

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

 

     Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов – предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим,  требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.  

 

«Три типа климатических зон»

·       Психологический климат

·       Моральный климат

·       Социальный климат

 

     Если психологический климат связан с моральным состоянием детей, задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально - психологическом климате. Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависит от его психологического климата.

     Успешное формирование  моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие так называемые межличностные отношения.

 

     В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие  взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.

     Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Эмпирические референты СПК класса -  реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства (например, удовлетворенности трудом) у объекта и выступающие в виде значения переменной.  1)благоприятного СПК Параметры Вербальные референты Эмоциональный фон Невербальные референты Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Способность к сотрудничеству Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других (

2)Неблагоприятного СПК Параметры Вербальные референты Эмоциональный фон Невербальные референты Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Способность к сотрудничеству Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других (

 

Способы формирования и поддержания благоприятного климата в классе

     Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо:

·       ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

·       находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

·       формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

·       если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

·       создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

·       привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

·       создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

·       развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

·       развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

 

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы

  • Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  • Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  • Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  • Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  • Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  • Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  • Забудьте о покровительственном тоне.
  • Создавайте условия, а не диктуйте их.
  • Верьте людям, с которыми работаете.
  • Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  • Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  • Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

 

     Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми.

     Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

     Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

 

 


Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением

Способы формирования и поддержания благоприятного климата в классе

Способы формирования и поддержания благоприятного климата в классе

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы

Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям

Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2022