«Формирование читательской компетентности младших школьников посредством решения учебных задач на уроках литературного чтения»
Оценка 4.7

«Формирование читательской компетентности младших школьников посредством решения учебных задач на уроках литературного чтения»

Оценка 4.7
docx
10.06.2022
«Формирование читательской компетентности младших школьников посредством решения учебных задач на уроках литературного чтения»
читательская компетентность.docx

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….   3

Глава 1. Теоретические основания формирования читательской компетентности младших школьников………………………………………. 7

1.1. Понятие «читательская компетентность», сущность, особенности и условия развития читательской компетентности младших школьников…... 7

1.2. Уроки литературного чтения как основа формирования читательской компетентности у младших школьников……………………………………    14

1.3. Решение учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности. ………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетентностней, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской компетентности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова, Н.Н. Сметанникова, Т.А. Чабанова и другие.

         Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно профессиональной деятельности».

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя. Определение читательской компетентности.

Т.А. Чабанова включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения.

Исходя из этого, учителям начальных классов на уроках литературного чтения предстоит развивать читательскую компетентность младших школьников, что не так легко, на самом деле. Но в этом им может помочь решение учебных задач по литературному чтению. Именно об этом сегодня пойдет речь.

Проблема исследования: Как при помощи учебных задач по литературному чтению развивать у младших школьников читательскую компетентность?

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически доказать, как решение учебных задач по литературному чтению влияет на формирование читательской компетентности у младших школьников.

Объект исследования: Формирование читательской компетентности младших школьников.

Предмет исследования: Роль учебных задач на уроках литературного чтения в формировании читательской компетентности младших школьников.

Гипотеза исследования: Читательская компетентность будет формироваться на уроках литературного чтения, если:

•        Систематически решать учебные задачи;

•        Использовать различные формы и методы работы по формированию читательской компетентности;

•        Реализовывать формирование универсальных учебных действий посредством решения учебных задач.

Задачи исследования:

1.     Изучить психолого – педагогическую, нормативно – правовую и методическую литературу по теме исследования.

2.     Рассмотреть понятия «читательская компетентность», «учебная задача», структуру учебной задачи, виды учебных задач.

3.     Рассмотреть требования к формированию читательской компетентности   учащихся начальной школы.

4.     Определить роль уроков литературного чтения в формировании читательской компетентности.

5.     Проанализировать учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века».

6.     Провести ряд уроков по литературному чтению по формированию читательской компетентности у младших школьников посредством решения учебных задач.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-педагогической литературы.

2. Анализ учебно-методического комплекта.

3. Педагогическая диагностика.

4. Составление рекомендаций по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников.

1.1. Понятие «читательская компетентность», сущность, особенности и условия развития читательской компетентности младших школьников.

                Чтобы определить понятие «читательская компетентность», обратимся к понятию «компетентность».

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области. [Википедия]

Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия (Дж. Равен).

В «Большом экономическом словаре»: Компетентность — а) знание, позволяющее судить о чем — либо; б) способность к обладанию компетенцией.

         Проанализировав данные понятия, для продолжения изучения нашей темы исследования прибегнем к определению Дж. Равен.

Обобщая выше сказанные определения известных педагогов, изучавших понятие «читательская компетентность», обратимся к тому определению, которое мы считаем наиболее доступным и систематическим. И так, читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, сформированных на общей культуре человека, обеспечивающее возможность решать возникающие задачи в социальной и образовательной деятельности.

Назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов:

1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект);

2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект);

3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);

4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);

5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).

В результате овладения первым компонентом читательской компетентности у учащихся должен сформироваться осмысленный читательский навык – это общеучебное умение необходимо для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией, интерпретации информации в соответствии с запросом.

Второй компонент в структуре читательской компетентности – владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. У квалифицированного читателя понимание текста как бы сливается с его восприятием: полученные ранее знания связываются с новыми впечатлениями. У младшего школьника в процессе чтения текста осмысление предмета чтения и установление новых логических связей представляет собой сложный развертывающийся во времени процесс.

Следующий компонент в структуре читательской компетентности – это знание книг и умение их самостоятельно выбирать. Этот компонент подробно рассмотрен в работах Н.Н. Светловской, в которых раскрыты важнейшие понятия науки о читателе.

   Рассмотрим основные понятия науки о читателе:

         Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное, без непосредственной помощи взрослого общение ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книг для себя и прочтение книги по всем правилам, освоенным к моменту встречи с ней.

         Степень готовности к самостоятельному чтению определяется уровнем сформированности у читателя типа правильной читательской деятельности. В работах Н.Н Светловской тип правильной читательской деятельности определяется как «модель самостоятельной и в меру возможностей обучающихся полноценной деятельности с книгой и среди книг (в мире книг, в доступном круге чтения), формирующая у читателя устойчивую спонтанную потребность и способность в избирательном общении с другими людьми – авторами книг – с целью осознания себя и осмысления окружающего мира». Отсюда компетентный читатель – тот, кто привык обращаться за ответом «на возникшие в душе вопросы» прежде всего к книгам, кто знает, к каким книгам за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом.

Процесс формирования читательской компетентности не может происходить вне читательской деятельности. Об этом свидетельствует закон деятельностного формирования читательской культуры. Формулировка этого закона звучит так: «Гарантированно основы читательской культуры формируются только путем непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и среди книг». Опираясь на этот закон, учитель должен построить процесс формирования основ читательской культуры путем предметно – деятельностного подхода в обучении, тем самым непосредственно формируя у учащихся читательскую самостоятельность.

Следующий компонент в структуре читательской компетентности – эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе. Этот компонент предполагает понимание художественного произведения как особого вида искусства; наличие умений определять художественную ценность произведения, анализировать средства выразительности произведения. В процессе формирования этого компонента читательской компетентности развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходства и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

И последний компонент в структуре читательской компетентности – это формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника. Значение этого компонента в структуре читательской компетентности заключается в том, что в процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

          Этапы формирования читательской компетентности.

Этапы читательской подготовки.

Класс

Виды уроков чтения

Подготовительный.

1 класс

Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением

Начальный.

2 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Основной.

3 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

Заключительный.

4 класс

Уроки классного и внеклассного чтения

 

Этап

Круг чтения

Правила и приёмы самостоятельной читательской деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;

- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;

- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.

- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;

- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

НАЧАЛЬНЫЙ

- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения

 

ОСНОВНОЙ

- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

-детский журнал, газета (по выбору учителя);

вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.

- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- детская периодическая печать;

- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой   (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах.

- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

 

1.1.2. Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается   навык   слогового   чтения, читаются   слоговые   конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:

•    умение правильно прочитывать слова;

•    понимать смысл текста;

•    выразительно читать;

•    выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка   чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные   затронуть   душу   и   ум, с  другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.

Этапы формирования читательских интересов:

·        6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

·        8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

·        9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

 

 

 

1.1.3. Педагогические и методические условия формирования читательской компетентности в начальной школе.

На повышение эффективности формирования основ читательской компетентности младших школьников влияют педагогические условия, под которыми понимается совокупность мер или обстоятельств образовательного процесса, обеспечивающих читательскую компетентность младших школьников.

Конечно же, это уровень самого образовательного учреждения: гарантированные и жизнеспособные учебные программы, стимулирующие цели и эффективная обратная связь, включенность родителей и общественности, безопасная и упорядоченная среда, коллегиальность, профессионализм и т.п.; уровень учителя: особенности методики, организационные технологии, составление учебных планов и т.п.; уровень ученика: семья, обучаемость, дополнительные знания, мотивация и т.п.

Замечено, что в оформлении классов тех школ, учащиеся которых показывают наиболее низкие результаты читательских компетенций, отсутствуют многие важные элементы, создающие живую учебную атмосферу: выставки детских работ, плакаты, схемы, классные библиотеки, познавательная информация и т.п.

К эффективным средствам, помимо олимпиад и конкурсов разного уровня, можно отнести следующие: классные соревнования по домашнему чтению с регулярным награждением победителей; выставки лучших ученических и творческих работ; использование портфолио детских работ и достижений; возможность выбора детьми дополнительных образовательных программ; дополнительные занятия по программам и пособиям повышенной сложности.

Становится понятным, что формирование грамотности чтения требует от образовательного учреждения создания информационно – образовательной среды на основе комплексного подхода к решению данной задачи. Кроме того, все авторы сходятся во мнении, что ключевым фактором является сам учитель и его подходы к обучению чтению.

Формирование читательской компетентности предполагает активное взаимодействие педагогов и учащихся. Со стороны педагога – это: формирование и развитие мотивации чтения, интеграция элементов классного и внеклассного чтения, разработка технологии продуктивного чтения с применением ИКТ-технологий, мультимедиа источников и уроков нового типа, систематический мониторинг процесса формирования основ читательской компетентности в каждом классе. При формировании читательской компетентности младших школьников учителем должны реализовываться следующие принципы: отбор качественного содержания учебного материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, непрерывная связь теории с практикой, тематическое и жанровое разнообразие детского чтения, непрерывность теории с практикой.

Принцип отбора качественного учебного материала учителем отражает действия законов формирования читателя и законов формирования круга детского чтения: отбираемые произведения должны отвечать требованиям возрастных ограничений, возрастных перспектив и возрастных соответствий, помимо текстов надо читать детские книги доступные возрасту и формирующие культуру чтения. Принцип тематического и жанрового разнообразия отражает связь тематических разделов чтения с общественными приоритетами и предполагает включение различных жанров художественной и научно-познавательной литературы. Принцип учета индивидуальных особенностей младших школьников регулирует взаимосвязь между активностью и сознательностью, восприятием, осмыслением и запоминанием, определяет читательские интересы, формирование познания и меру трудности детского чтения. Принцип непрерывности связи теории с практикой характеризует операционную сторону учебного процесса, ориентирует младших школьников на развитие самостоятельности и возможности применять читательский опыт в различных жизненных ситуациях.

Формирование читательской компетентности предполагает и активность со стороны учащихся: освоение ведущего метода чтения - рассматривания детской книги, активное участие во всех видах бесед по обсуждению прочитанного, развитие внимания к словарному составу произведения, структуре и содержанию текста, запоминание авторов и заглавий прочитанных книг и произведений.

Читательская компетентность является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро, эффективно воспринимать и обрабатывать информацию.

 

 

 

1.2. Уроки литературного чтения как основа формирования читательской компетентности у младших школьников.

1.2.1. Сущность уроков литературного чтения в начальной школе.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Можно заметить, что курс литературного чтения включает в себя не только заучивание стихотворений и чтение различных художественных произведений, но и способствует развитию кругозора младшего школьника. Чтобы прийти к продуктивному результату, рассмотрим основные аспекты изучения литературного чтения в начальной школе.

Как известно, уровень владения ребенком чтением оказывается решающим фактором при овладении им основными науками. От того, насколько успешно он овладел чтением как деятельностью, зависит его продвижение при обучении и в начальной и в средней школе. В начальной школе ребенок должен не только освоить технику чтения, но и стать сознательным читателем, проявляющему интерес к чтению, владеющему способами самостоятельной работы с текстом, обладающему определенной начитанностью. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком направлено на достижение следующих целей:

• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

В соответствии с требованиями ФГОС появилась система «планируемых результатов», в которую входят предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Например, в процессе чтения и анализа литературы разных родов и жанров, школьник знакомится с разными типами и характеристиками героев; выясняет мотивы поступков и критерии их оценки обществом. Подобная деятельность помогает ребенку сформировать модель личностного поведения внутри общества. Знакомство с фольклором позволяет раскрыть основы жизненного уклада наших предков, а лирика погружает в мир образов и чувств. Научно – познавательная литература раскроет главный закон взаимодействия человека и природы.

В курсе литературного чтения развивается информационная компетентность – умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.

Универсальные учебные действия, применительно к урокам литературного чтения.

Личностные УУД:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Коммуникативные УУД:

- выражение собственного мнения учащегося;

- исполнение различных диалоговых приемов;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществление действий по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть ошибку и справлять ее;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Требования к уроку литературного чтения.

1.Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.

2.Комплексное решение нескольких задач: формирование и совершенствование полноценного навыка чтения; реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.

3.Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.

4.Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения: отработка способа и темпа чтения; отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок); формирование умения выразительно читать текст; работа над пониманием текста (осознанность чтения).

5.Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения (Н.Н. Светловская)

6.Учет специфики жанра литературного произведения: выбор вида чтения; специфика анализа.

7.Отражение всех аспектов анализа художественного произведения: познавательная сторона произведения; воспитательная ценность произведения; анализ художественных средств, образных слов и выражений; развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.

8.Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).

9.Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.

10.Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.

11.Положительная эмоциональная окраска урока: общая атмосфера, психологический комфорт; стиль речи учителя, учащихся; мотивация деятельности учащихся; свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися;

12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:
2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!).
13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.

Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения.

 

 

 

1.2.2. Влияние литературного чтения на личностное развитие младших школьников.

Рассмотрим, как художественные произведения влияют на личные качества учеников начальной школы.

Литература, художественное слово и личный опыт ребенка воспитывают в учениках художественную наблюдательность, эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, причем источником этих необходимых для растущего человека качеств и чувств становится окружающий мир. Значит, нужно прежде всего учить их живо представлять себе то многообразие человеческой жизни, которую писатель передает словом.

В процессе формирования у учеников начальной школы эстетических вкусов, воспитательное значение литературы особенно велико. «Детская литература обладает активным воспитательным и познавательным содержанием и оказывает формирующее воздействие на всем протяжении становления личности, начиная с дошкольного возраста». Нариман Асизович Кушаев отмечал, что самое ценное – узнать из книги правду, которую раньше не знал. Только обостренный интерес школьника к познанию самого себя и окружающей действительности неизбежно приводит к встрече с художественной литературой и искусством.

В процессе чтения происходит приобщение младших школьников к искусству, а значит и к развитию их творческих способностей. Именно приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы – одна из важнейших и сложных проблем современной школы. Здесь закономерно встает вопрос о взаимосвязи чтения художественной литературы с общим развитием личности.

Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал Константин Дмитриевич Ушинский. О связи чтения и общего развития говорил Лев Николаевич Толстой. Он обращал внимание на эстетическое совершенствование в процессе чтения именно хороших книг. Выбор художественной литературы влияет на формирование эстетического вкуса младших школьников. Идет работа над общим развитием учащегося и организациями творческого чтения специально отобранных художественным произведением».

Таким образом, главную задачу уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому, сознательному чтению, мы видим «в развитии детей средствами художественной литературы», в воспитании у них потребности к духовному общению с книгой, в формировании их эстетического вкуса, как осознанной оценочной реакции на художественное явление.

В основе системы развивающего обучения в начальной школе лежит тезис, выдвинутый Львом Семеновичем Выготским, об отношении обучении я и развития: обучение должно идти впереди развития. То, как обучение воздействует на развитие детей, раскрывается на основе выделения им двух различных уровней развития ребенка. Низший уровень зона ближайшего развития обнаруживается в решении по преимуществу репродуктивных задач, образец которых дается учителем, то есть в подражательной деятельности. То, что он может сделать с помощью других, завтра сумеет сделать самостоятельно. Высший уровень – завершившееся развитие находит выражение в самостоятельном, творческом решении ребенком интеллектуальных задач. Это является важнейшим положением обучения.

 

 

 

1.2.3.   Формы и приемы работы по формированию читательской компетентности на уроках литературного чтения.

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства. Словесный художественный образ не только изображает мир, но и дает эстетическую оценку изображенному. Поэтому без «включения» читательских эмоций невозможно полноценное восприятие литературного произведения, а затем и его изучение.

Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Необходимо предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям, использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Нами были выделены одни из более продуктивных форм работы по формированию читательской компетентности:

ü Инсценирование. На занятиях с данным видом работы стремимся формировать универсальные учебные действия, которые настраивают учащихся на «умение учиться», а не только приобретать конкретные предметные знания и навыки.

ü Ведение читательских дневников. Способствуют выражению собственного мнения учащегося, осуществлять действия по образцу и заданному правилу, создают условия для проявления способностей учащихся.

ü Уроки читательского мастерства. Способствуют исполнению различных диалоговых приёмов, культуру поведения в учебном диалоге, контролю своей деятельности по результату, формированию познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке.

ü Изготовление собственных обложек к произведениям авторов.  Способствует умению видеть ошибку и исправлять ее, формированию у обучающихся ответственности за свою деятельность и созданию условий для проявления способностей учащихся.

ü Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).

ü Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

ü Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

ü Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

ü Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

Однако, инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов представляет собой практическое применение теоретических знаний, развитие учащихся в деятельности, а также достижение поставленной цели. Можно с уверенностью утверждать, что именно метод проектов может создать ситуацию успеха.

 

 

1.3. Решение учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности.

Так как тема дипломной работы напрямую содержит в себе определение «учебные задачи», обратимся к Федеральному Государственному Образовательному стандарту начального общего образования (кр. ФГОС НОО). [1]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования трактует под пунктом 42.1.2 Литературное чтение следующие предметные результаты освоения предмета:

1) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

4) первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

5) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

И пункт 43.2.2, который так же является неотъемлемой частью обучения, провозглашает результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном языке»:

1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей:

воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);

соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино);

иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации;

находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2) освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы:

владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями);

владеть техникой смыслового чтения про себя (понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста);

различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы);

понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен своего народа (других народов);

сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои);

сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле);

различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) - стихотворение, рассказ, басню;

анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действий, средства художественной выразительности;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся:

определять цель чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных);

удовлетворять читательский интерес, находить информацию, расширять кругозор;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач;

ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений;

проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге;

читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации;

участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;

выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).

Проанализировав два предмета: Литературное чтение и литературное чтение на родном языке, можно сделать вывод о том, что в том и другом четко прослеживается то, что ребенок должен достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Как и было сказано ранее, читательская компетентность – одно из ключевых направлений знания, которое пригодится школьнику на всех этапах его жизни и обучения.

Одним из помощников для развития читательской компетентности младшего школьника являются учебные задачи, решаемые на уроках литературного чтения. Обратимся к ним.

Разберемся в понятии «учебная задача». Учебная задача представляет собой системное образование, в котором присутствуют два обязательных компонента:

– предмет задачи в исходном состоянии;

– модель требуемого состояния предмета задачи, т. е. «данное и искомое», «известное и неизвестное», «условие и требование».

Структура учебной задачи:

·        Предмет задачи в исходном состоянии.

·        Модель решения задачи.

·        Способ решения задачи.

·        Средства решения задачи (тексты, схемы, формулы, знания и т.д.)

Классификация учебных задач.

Учебные задачи делятся на следующие виды: учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Классификация учебно-познавательных задач:

– учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

– учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.

Классификация учебно-практических задач:

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.).

Кроме того:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

         Проанализировав данные учебные задач, определим ключевые учебные задачи п литературному чтению, которые будут являться помощником в формировании читательской компетентности младшего школьника.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

Для достижения необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешности изучения других предметов в начальной школе, курс литературного чтения должен быть построен с учетом следующих концептуальных положений:

·        изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

·        формировать читательскую деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

·        осуществлять дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

·        обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

·        научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

·        систематически отрабатывать умение читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

·        включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

·        формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

·        расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

·        сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

·        работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

·        одновременная работа над языком произведения и речью детей;

·        сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

·        различение художественных и научно-популярных произведений;

·        формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

·        освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

         Одной из актуальных проблем современной начальной школы является формирование читательской компетентности. Цель начального литературного образования, провозглашенная в документах ФГОС НОО, формулируется именно в компетентностном ключе. В выпускной квалификационной работе изучался процесс формирования читательской компетентности на основе использования в учебном процессе системы учебных задач по литературному чтению.

         Целью данной работы было теоретически обосновать и практически доказать, как решение учебных задач по литературному чтению влияет на формирование читательской компетентности у младших школьников.

Были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую, нормативно – правовую и методическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть понятия «читательская компетентность», «учебная задача», структуру учебной задачи, виды учебных задач.

3. Рассмотреть требования к формированию читательской компетентности   учащихся начальной школы.

4. Определить роль уроков литературного чтения в формировании читательской компетентности.

5. Проанализировать учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века».

6. Провести ряд уроков по литературному чтению по формированию читательской компетентности у младших школьников посредством решения учебных задач.

Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-исследовательской работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. В то же время рассмотренная проблема изучена не полностью. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, так как времени, отведённого на работу в рамках преддипломной практики недостаточно, для того чтобы провести формирующий этап исследования и ярко проследить полученные в ходе исследования изменения.

В связи с этим результаты данного исследования могут быть использованы в деятельности учителя начальных классов при организации и подготовке к проведению уроков литературного чтения для формирования читательской компетентности. В дальнейшем также будет продолжаться исследование по данному вопросу в рамках будущей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2021.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Профессиональный стандарт педагога. № 544н, 2013.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск,1990.

5. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. Монография / М.П. Воюшина. – Санкт-Петербург: Сударыня, 2007. – 320 с.

6. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007.

7. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 1997.

8. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.

9. Ефимов, В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника/ В.Ф. Ефимов// Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 11–18.

10. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь №1/ Л.А.

11. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2/ Л.А.

12. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 112 с.

13. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 112 с.

14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 126 c.

15. Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Колганова Наталья Евгеньевна. - Тамбов, 2013. – 21 с.

16. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 5-8.

17. Литературное чтение. 1–4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.- сост. Т.В. Данилюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 239 с.

18. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М: «Просвещение», 1987.

19. Николаенко В.М. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 2000.

20. Орлова Э.А. Общекультурная и читательская компетентность. Сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения. /Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009.

21. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. - Тамбов: ТОИПКРО,1999.

22. Первова Г. М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2007.

23. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. – 2003. №1. С-11-18.

24. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.

25. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

Введение В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни

Введение В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни

В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются

В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически доказать, как решение учебных задач по литературному чтению влияет на формирование читательской компетентности у младших школьников

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически доказать, как решение учебных задач по литературному чтению влияет на формирование читательской компетентности у младших школьников

Провести ряд уроков по литературному чтению по формированию читательской компетентности у младших школьников посредством решения учебных задач

Провести ряд уроков по литературному чтению по формированию читательской компетентности у младших школьников посредством решения учебных задач

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников

Назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов: 1

Назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов: 1

Н.Н. Светловской, в которых раскрыты важнейшие понятия науки о читателе

Н.Н. Светловской, в которых раскрыты важнейшие понятия науки о читателе

Следующий компонент в структуре читательской компетентности – эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе

Следующий компонент в структуре читательской компетентности – эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе

Начальный. 2 класс

Начальный. 2 класс

ОСНОВНОЙ - русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от…

ОСНОВНОЙ - русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от…

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы

Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как…

Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как…

Замечено, что в оформлении классов тех школ, учащиеся которых показывают наиболее низкие результаты читательских компетенций, отсутствуют многие важные элементы, создающие живую учебную атмосферу: выставки детских…

Замечено, что в оформлении классов тех школ, учащиеся которых показывают наиболее низкие результаты читательских компетенций, отсутствуют многие важные элементы, создающие живую учебную атмосферу: выставки детских…

Принцип отбора качественного учебного материала учителем отражает действия законов формирования читателя и законов формирования круга детского чтения: отбираемые произведения должны отвечать требованиям возрастных ограничений, возрастных…

Принцип отбора качественного учебного материала учителем отражает действия законов формирования читателя и законов формирования круга детского чтения: отбираемые произведения должны отвечать требованиям возрастных ограничений, возрастных…

Увеличение этого объема требует умения быстро, эффективно воспринимать и обрабатывать информацию

Увеличение этого объема требует умения быстро, эффективно воспринимать и обрабатывать информацию

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым…

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским языком направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым…

В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества

В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества

Познавательные УУД: - формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке; - создание условий для проявления способностей учащихся

Познавательные УУД: - формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке; - создание условий для проявления способностей учащихся

Учет специфики жанра литературного произведения: выбор вида чтения; специфика анализа

Учет специфики жанра литературного произведения: выбор вида чтения; специфика анализа

Влияние литературного чтения на личностное развитие младших школьников

Влияние литературного чтения на личностное развитие младших школьников

Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал

Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал

Формы и приемы работы по формированию читательской компетентности на уроках литературного чтения

Формы и приемы работы по формированию читательской компетентности на уроках литературного чтения

Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку

Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку

Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и…

Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и…

Решение учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности

Решение учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности

И пункт 43.2.2, который так же является неотъемлемой частью обучения, провозглашает результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном языке»: 1) понимание места и роли литературы…

И пункт 43.2.2, который так же является неотъемлемой частью обучения, провозглашает результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном языке»: 1) понимание места и роли литературы…

владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач…

владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач…

Проанализировав два предмета: Литературное чтение и литературное чтение на родном языке, можно сделать вывод о том, что в том и другом четко прослеживается то, что…

Проанализировав два предмета: Литературное чтение и литературное чтение на родном языке, можно сделать вывод о том, что в том и другом четко прослеживается то, что…

Одним из помощников для развития читательской компетентности младшего школьника являются учебные задачи, решаемые на уроках литературного чтения

Одним из помощников для развития читательской компетентности младшего школьника являются учебные задачи, решаемые на уроках литературного чтения

Классификация учебно-практических задач: – учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки…

Классификация учебно-практических задач: – учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки…

ИКТ-компетентности обучающихся

ИКТ-компетентности обучающихся

Задачи курса «Литературное чтение»: · обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; · научить учащихся понимать точку зрения писателя,…

Задачи курса «Литературное чтение»: · обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; · научить учащихся понимать точку зрения писателя,…

· одновременная работа над языком произведения и речью детей; · сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения; · различение художественных…

· одновременная работа над языком произведения и речью детей; · сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения; · различение художественных…

Заключение. Одной из актуальных проблем современной начальной школы является формирование читательской компетентности

Заключение. Одной из актуальных проблем современной начальной школы является формирование читательской компетентности

Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-исследовательской работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены

Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и опытно-исследовательской работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены

Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: автореф

Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников: автореф

Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы //

Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022