Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
docx
24.01.2020
Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения
читательская компетентность.docx

 

«Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения»

"Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот суть вопроса"

К.Д. Ушинский

Одной из главных проблем в моей педагогической деятельности стало - развитие у современных школьников интереса к чтению, к книге. Как заинтересовать ребят? Как пробудить в них желание и стремление окунуться в мир книг, как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

Если анализировать (2 класс) скорость чтения то, 28% детей читают выше нормы (более 120 слов), 25% читают 110-120 слов в минуту,19% читают 80-109 с/мин,22% на оценку «3» и 6% -ниже нормы (1 человек-65с/м). Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно.

Актуальность опыта

В настоящее время необходимы новые образовательные программы и педагогические технологии, новые методы и формы обучения, которые бы отвечали современным запросам общества в решении проблем развития интереса к чтению у младших школьников.

Возникла необходимость формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. 

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

·                     высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

·                     самостоятельного чтения книг;

·                     самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

·                     работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Актуальность темы обусловлена противоречиями:

     - снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

     - наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

Психологическая проблема: 

s     кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников;

s     возросло число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности.

s     изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).

Цель работы: создать условия для формирования основ читательских компетенций учащихся на уроках литературного чтения.
Задачи:

s    изучить психолого-педагогическую и методическую    литературу по проблеме исследования;

s     выявить и проектировать оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетенции младших школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения;

s     выделить технологии обучения,  методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;

s     развивать увлечённость чтением, потребность в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм  урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;

s     создать единое читательское пространство на основе  взаимодействия: ученик-учитель - родитель-  библиотекарь;

s     определить пути использования данного опыта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей. 

Принципы реализации опыта:

s     Природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет;

s     преемственности и перспективности, подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи;

s     интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность проекта, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;

s     коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о возможностях литературы как науки, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, норм общения, осознанное оперирование ими;

s     интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств литературного чтения для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков;

s     вариативности, предполагающий развитие у младших школьников умения осуществлять осознанный самостоятельный выбор книг для чтения среди нескольких предложенных. 

Новизна опыта.

Новизна его состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования читательских компетенций у учащихся посредством организации процесса обучения на уроках литературного чтения так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность, в свою очередь, будет испытывать потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы не только научить детей читать, но и воспитать увлечённого читателя.

 Технология опыта

Что такое читательская компетентность и читательские компетенции?

Компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся;

Компетентность - это совокупность качеств развитой личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике.

Выделены три основные компетенции, составляющие основу читательской компетентности, - это: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение  основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Формирование данных компетенций происходит в процессе анализа художественных произведений.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:

-личностно – ориентированные;

-развивающие;

-деятельностно- ориентированные;

-развивающие технологии критического мышления;

-игровые технологии;

-проблемного обучения;

-дифференцированного обучения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности.

  На уроках литературного чтения я использую технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения - антиципация (предугадывание предстоящего чтения), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста.

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской  прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения.

Коллективное обсуждение   прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями.

Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Технология групповой работы.

Применение групповой работы на уроках чтения, по - моему  мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Формы и виды работы с литературным произведением

На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. 

Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования.  В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют  детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделять  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются  перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать  элементы драматизации. Предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Использовать создание  рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Формы и виды работы:

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

 -ведение и изучение читательских дневников;

-создание классной библиотеки;

 -уроки читательского мастерства;

-презентации по творчеству писателей;

 -для подготовки к урокам дополнительная литература;

 -тесное сотрудничество со школьной библиотекой;

-проблемно - поисковые ситуации;

- семейное чтение.

 Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:

 - упражнения в орфоэпическом произношении;

-упражнения, вырабатывающие внимание к слову (методика по системе Эдигей);

-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);

-упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;

-упражнения для развития осознанного чтения;

-упражнения для формирования правильности чтения;

-упражнения для развития беглого чтения;

-упражнения для развития выразительного чтения.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит.)

                   В своей работе  использую следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения:

·       Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

·       Прием «Толстые и тонкие вопросы» (для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

·       Прием «Чтение с остановками». Данный прием содержит три стадии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

·                    Прием  «Ассоциация».  Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

·                    Прием «Ключевые слова». После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

·                    Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех. «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

·        Прием  «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

·        Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где, по их мнению, оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

·     Прием «Синквэйн» и   «Диаманта». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания на осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

·     Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

·     Прием « Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

·        Метод  «Шесть шляп критического мышления»

·        Прием «Учебный мозговой штурм»

·        Прием «Письмо по кругу»

          Маркировочные таблицы:

·        Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

 Регулярно используемые приёмы:

 ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

Виды уроков литературного чтения:

·                   уроки изучающего чтения;

·                   урок – поиск;

·                   урок- наблюдение;

·                   урок-тренинг;

·                   урок- исследование;

·                   уроки литературного слушания;

·                   библиотечные уроки;

·                   творческие уроки;

·                   урок – сказка;

·                   урок- конкурс;

·                   уроки проверки и контроля.

Результативность

1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции второклассников, которая определяется умениями:

- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);

- правильного чтения (чтение осознанное, правильное, целыми словами, с соблюдение логических ударений, пауз и интонаций);

 - беглого чтения (с техническим показателем на конец учебного года –не менее 120 слов в минуту);

 - выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).

2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.

3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

Критерии и показатели оценивания:

s     Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции второклассников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.

s      Изменение отношения родителей к организации семейного чтения  в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.

s     Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность. 

s     Высокая степень заинтересованности родителей в решении  проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.

s     Развитие литературно - творческих способностей детей: участие и победа в конкурсах чтецов, интернет-олимпиадах, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям,

s     Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися     книг в соответствии с возрастом.

Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность моего педагогического проекта. Теоретически обосновав проект, используя имевшиеся технологии и методы работы по формированию читательской  компетентности  у младших  школьников,  я старалась внести что-то свое, новое.  В своей работе я достигла наибольших результатов при наименьших затратах материальных, временных и психологических.


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» "Читать – это еще ничего не значит

Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках литературного чтения» "Читать – это еще ничего не значит

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах

Природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет; s преемственности и перспективности , подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности…

Природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 7-10 лет; s преемственности и перспективности , подчеркивающий пропедевтическое значение чтения и интереса к нему для формирования готовности…

Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на…

Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на…

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение

Использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению

Использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению

Прием «Чтение с остановками».

Прием «Чтение с остановками».

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Результативность 1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции второклассников, которая определяется умениями: - осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его…

Результативность 1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции второклассников, которая определяется умениями: - осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020