ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ

Оценка 4.6
Семинары
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
10.04.2024
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ
Поиск методов, способствующих формированию правильного социально значимого поведения, актуален в начальной школе, т.к. современные педагоги часто сталкиваются с проблемным поведением учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ - копия.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ

Горячева Наталья Валерьевна

педагог-психолог,  г. Москва

natagor1177@yandex.ru

Фоменко Лилия Николаевна

учитель начальных классов,  г. Москва

[email protected]

 

Поиск методов, способствующих формированию правильного социально значимого поведения, актуален в начальной школе, т.к. современные педагоги часто сталкиваются с проблемным поведением учащихся.

Надо отметить, что теоретические правила поведения знают наизусть почти все учащиеся, но применяют их на практике в повседневной жизни далеко не все. Предлагаем авторский способ решения данной проблемы в третьем классе. Активная подготовка и включение детей в проектную деятельность помогли большинству учащихся увидеть со стороны свои недочеты и тренировать умение решать проблемы. В процессе разработки теоретических основ планирования и разработки проекта, ученики стали собраннее, стараются услышать слова учителя и одноклассников, понимают причины недовольства своим поведением, у них развиваются коммуникационные навыки, что способствует достижению успеха.

Цель проекта:

ü    научить детей выделять и употреблять в речи и поведении основные характеристики и качества воспитанного человека;

Задачи:

ü    образовательная: расширить словарный запас учащихся;

ü    развивающая:  развивать мышление учащихся, умение контролировать и планировать свои слова и действия; ввести в активный словарь обучающихся и учить правильно подбирать вежливые слова в зависимости от ситуации, а также говорить комплименты;

ü    воспитательная: способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, прививать умения культурного общения и поведения в разных ситуациях.

Работа по реализации проекта «Воспитанный человек – успешный человек» проводилась в течение учебного года. В ходе подготовки проекта были задействованы учащиеся 3 класса. Основанием для разработки проекта стало обсуждение в классе темы: «Хорошо ли быть воспитанным? Кому и зачем нужно, чтобы мы были воспитанными?». Большая часть учеников говорила о том, что воспитанным должен быть каждый человек, взрослый и ребенок. Обучающиеся рассказывали о том, какой хаос наступил бы в мире, если бы каждый человек делал только то, что хотел, если бы не было норм и правил общения. Учащиеся приводили примеры воспитанного и невоспитанного поведения школьников и взрослых. Соглашались с тем, что сами они не всегда ведут себя как воспитанные люди.

Возникла идея – создать социально-психологический проект о воспитанности, которая ведет к достижению успеха.

Перед детьми встал вопрос: «А ребята других классов тоже считают, что воспитанному человеку легче добиться успеха. Что для них – воспитанность?»

По инициативе школьников совместно с классным руководителем и психологом в трех 3-х классах был проведен социологический опрос. Опросник содержал ряд вопросов, в том числе:

1.     Что такое воспитанность, какой человек воспитанный?

2.     Кто является примером воспитанного человека?

3. Считает ли ребенок себя воспитанным человеком?

4. Нужно ли говорить в обществе, в школе, о проблеме воспитанности?

Всего в опросе приняли участие 72 человека в возрасте 9-11 лет.

Итоги проведенного опроса позволили получить следующие результаты:

1. Обучающиеся 3 класса воспитанным считают вежливого, доброго человека, который всегда готов прийти на помощь другим (65%); соблюдающего правила и нормы поведения (27 %); человека, который соблюдает правила дорожного движения и этикета (13%).

2. Примером воспитанного человека называли классного руководителя, школьных педагогов (50%); положительных героев сказок и мультфильмов (30%); своих родителей и близких родственников (20%).

3. Считают себя воспитанными более 70% учащихся.

4. 89% обучающихся считают, что на тему воспитанности нужно говорить в нашей школе.

Поскольку тема проекта заинтересовала учеников, дальнейшая работа включала проведение бесед, классных часов о том, кто является воспитанным человеком, какие качества присущи воспитанным людям.

Серия классных часов по теме «Воспитанный человек» позволила максимально раскрыть данную тему. В результате ученики заполняли анкеты, опросники, объясняя основные качества человеческой личности, выбирая из них те, которые характерны для воспитанных людей. Приводили свои примеры. Классный руководитель и педагог-психолог настойчиво исправляли встречающиеся ошибки, недопонимания в характеристиках качеств воспитанного человека, приводили конкретные примеры, из которых дети узнавали новое.

Следующим шагом было совместное составление презентации проекта на тему «Воспитанный человек». Вместе составляли план, выбирали иллюстрации, находили цитаты известных людей. Основным стало высказывание академика Д. Лихачева: «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим и по возрасту, и по положению». Учащиеся вспомнили и взяли в наш проект незаслуженно забытое стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».

Практическая часть проекта проходила под руководством классного руководителя и педагога-психолога. Она включала две интересные, придуманные школьниками, работы: плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова».

Все ученики коллективно готовили плакат «Ромашка воспитанности» (аппликация с дорисосыванием), на котором разместили все важные качества воспитанного человека и добрые пожелания.

Также был составлен коллаж «Самые важные слова», работа над которым проходила в несколько этапов:

- из газет и журналов ученики выбирали картинки с изображением позитивных эмоций и ситуаций;

- из цветной бумаги ребята самостоятельно делали смайлики;

- учащиеся самостоятельно находили и придумывали вежливые слова и собирали их с помощью аппликации из букв, также вырезанных из журналов и газет;

- собирали все элементы вместе, создавая коллаж.

Плакат «Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова» создавались всеми учениками класса совместно с классным руководителем и педагогом-психологом. Также допускались дописывание и дорисовывание недостающих объектов, букв или деталей.

Ученики предложили разместить плакаты в рекреации начальной школы для того, чтобы школьники постоянно их видели, помнили о том, как хорошо быть воспитанными и не забывать говорить вежливые слова. Также они хотели, чтобы у ребят поднималось настроение от плакатов, ведь они такие позитивные!

Отдельные учащиеся занимались поиском и отбором необходимых материалов в библиотеке и в сети Интернет, учили стихотворение, репетировали сценки «Этикет» и «Случай в классе».

Заключительным этапом была презентация проекта на VIII школьной научно-практической конференции «Мир глазами детей», которая ежегодно проходит в нашей школе и получение призового места за наш проект.

Мы считаем, что вышеописанная работа по формированию духовно-нравственной личности обучающихся в социально-психологическом проекте «Воспитанный человек – успешный человек» не только позитивно повлияла на уровень воспитанности школьников и сплоченность коллектива класса, но и способствовала развитию таких качеств, как сотрудничество, сопереживание, взаимопомощь, дружелюбие, что, в конечном итоге, помогло ученикам быть более успешными.

 

Список литературы:

1.     Добротина И. Г., Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде. М., Изд-во Интеллект-Центр, 2023 г.

2.     Лихачев Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М.,  Изд-во Российский Фонд Культуры, 2024.

3.     Лихачев Д. С. Мысли о жизни. Письма о добром. М., Изд-во КоЛибри, 2023.

4.     Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М., Изд-во Икар, 2024.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

Работа по реализации проекта «Воспитанный человек – успешный человек» проводилась в течение учебного года

Работа по реализации проекта «Воспитанный человек – успешный человек» проводилась в течение учебного года

Примером воспитанного человека называли классного руководителя, школьных педагогов (50%); положительных героев сказок и мультфильмов (30%); своих родителей и близких родственников (20%)

Примером воспитанного человека называли классного руководителя, школьных педагогов (50%); положительных героев сказок и мультфильмов (30%); своих родителей и близких родственников (20%)

Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова»

Ромашка воспитанности» и коллаж «Самые важные слова»

Мы считаем, что вышеописанная работа по формированию духовно-нравственной личности обучающихся в социально-психологическом проекте «Воспитанный человек – успешный человек» не только позитивно повлияла на уровень воспитанности…

Мы считаем, что вышеописанная работа по формированию духовно-нравственной личности обучающихся в социально-психологическом проекте «Воспитанный человек – успешный человек» не только позитивно повлияла на уровень воспитанности…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024