Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка. Поэтому уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Особую актуальность приобретает решение вопроса по формированию навыка беглого чтения учащихся младшего школьного возраста.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.
Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи: развитие оперативной памяти; развитие периферического зрения (угла зрения); развитие умения антиципации памяти; формирование устойчивого внимания; предупреждение повторов при чтении;( Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением».) пополнение словарного запаса ученика; развитие артикуляционного аппарата. Беглость чтения Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
Для выполнения этой цели необходимо, чтобы параллельно работа велась и по следующим направлениям:
- развитие фонематического анализа,
синтеза, представлений;
- развитие фонематического восприятия, дифференциация букв, обозначающих
акустико-артикуляционные близкие звуки;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата, формирование навыка
произношения слов сложного слогового состава;
- активизация и пополнение словарного запаса;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
- формирование активности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.
Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение «постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте. Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от текста. Развитию навыка чтения способствуют разные упражнения, в том числе.
Чтобы добиться успеха в овладении правильным, беглым чтением, необходимо не только их использовать, но еще и учитывать индивидуальные возможности ребенка, а также помнить, что кратковременная работа результата не даст, поэтому надо систематически над этим работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.