ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
10 кл
11.01.2024
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»
Аннотация: одной из приоритетных задач современного образования является формирование у обучающихся экологического мышления. Существуют различные формы, в том числе и через пропаганду идеи заповедного дела, продвижение значимости особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: «ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

                                                                                                Яковлева М.А., преподаватель   ГБПОУ ИО « Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

Аннотация: одной из приоритетных задач современного образования является формирование у обучающихся экологического мышления. Существуют различные формы, в том числе и через пропаганду идеи заповедного дела, продвижение значимости особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В статье рассматривается методика внедрения экологического воспитания, основанная на применении идей, предложений самих обучающихся, их самореализации в проектах, акциях, совместных мероприятиях.

Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете [4]. В нашем техникуме первая неделя учебного года ознаменована празднованием Дня озера Байкал (1-8 сентября). Проводятся теоретические внеклассные мероприятия, направленные на формирование экологического мировоззрения. Со школьной скамьи очень много говорят о заботе, об окружающей среде, бережном отношении к природе – это замечательно! Но, немногие знают, что существуют такие участки земли, а также водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1,3].  

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам 137 общенационального достояния и имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Всего в Иркутской области 16 объектов ООПТ. Первый государственный заповедник России – Баргузинский, организован в 1916 году, и тоже находится на нашей родной земле [2].

 Проводя внеклассное мероприятие, мы ставим перед собой задачу передать новые знания о заповедной системе, разобрать совместно приоритетные направления поддержки ООПТ, а в закреплении материала самостоятельно выполнить творческий проект «Сохраняя природу» - направленный на выдвижение предложений и способов их реализации по сохранению и развитию ООПТ, в том числе и территории родного края. Стоит отметить, что многие обучающиеся подходят к реализации проекта креативно, что подтверждается разнообразными формами презентации. В течение учебного года реализуется множество экологических акций совместно с различными общественными и производственными организациями (краеведческий музей, пункт сбора макулатуры, канализационные и водоочистные предприятия города и т.п.), часть из которых были разработаны обучающимися, что свидетельствует о реализации проектов на практике. Представленная система экологического образования имеет потенциал развития: - во-первых – это приобщение всех обучающихся к группе активных обучающихся, которые проявили интерес к теме занятия. Приобщение происходит не только на уроках, но и в коммуникациях в социальных сетях, совместных выездах на оз. Байкал, непосредственно при общении в среде техникума. - во вторых – трансляция идей и предложений самих обучающихся. - в третьих – создание, в перспективе, экологического кластера среди единомышленников, интересующихся проблемами экологии.

 Считаю, что участие обучающихся в таких мероприятиях и акциях как: − чистый берег реки Ангары 138 − покормите птиц зимой − бумаге вторую жизнь (сбор макулатуры) − путь шамана − знакомство с Прибайкальским национальным парком − поход на источник Ситникова − эко-акция - субботник памятного места родного города – первой электростанции города Усолье-Сибирское, которую построил Владимир Расушин. − экскурсия на городские очистные сооружения − Байкальский экологический диктант способствуют привлечению внимания к экологическим проблемам, формированию экологического мышления, так как большинство этих мероприятий основаны на идеях и предложениях самих обучающихся.

 Активно сотрудничая с городским краеведческим музеем, обучающиеся узнают новое о той территории, где они прибывают. Менее чем за год, обучающиеся побывали в трёх новых географических территориях Иркутской области (п. Листвянка, п. Порт Байкал, ключи Ситникова), провели пять акций в родном городе, на каждом из которых делают свой добрый вклад в сохранение чистоты родного края.  

В 2023 году, в рамках образовательного учреждения, был проведён классный час посвящённый «Дню Байкала» для всех групп техникума, где были задействованы все педагоги и обучающиеся.  

Анализируя результаты экологических мероприятий мы всё чаще отмечаем, что у обучающихся не возникает вопрос – зачем? С уверенностью можно сказать, что мышление направлено на то: «Что ещё мы может сделать интересного и полезного?» Методика имеет комплексный многосторонний подход к воспитанию экологического мышления молодёжи. Она включает в себя теоретическую часть по изучению различных особо охраняемых природных территорий, 139 пропаганды идеи расширения и поддержки заповедного дела, а также любви к окружающей среде родного края, давая возможность обучающимся проявить творческий подход в ходе реализации различных форм экологических программ.  

В ходе реализации всей концепции экологического воспитания используются разные формы работы, как индивидуальные, так и групповые. Методика имеет «живую» структуру, т.е. можно изменить или заменить вид мероприятия в зависимости от предложений обучающихся.  

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2014.

2. Природопользование. Особо охраняемые природные территории. Общая концепция создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.esimo.ferhri.ru

3. Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru.

4. Экологическое мышление: как жить в гармонии с природой и  с другими людьми. Режим доступа: http://base.garant.ru.


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Байкал, непосредственно при общении в среде техникума

Байкал, непосредственно при общении в среде техникума

Библиографический список: 1

Библиографический список: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024