«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеклассной работе».
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.
Цель педагогической деятельности по экологическому воспитанию младших школьников -это формирование экологического мышления у подрастающего поколения, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе.
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся всё более значимыми и востребованными.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляет его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышает интеллект и культуру общения с природой.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Экологические представления формируются на уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию.
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников.
В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.
Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, наблюдения за животными и растениями.
На уроках ознакомление с окружающим миром у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы.
Во внеклассной работе часто используется метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов разнообразная: «Птичья столовая», «Школьная клумба», «Красная книга» «Новогодняя ёлка» и т.д.
В начальных классах проводятся конкурсы рисунков о животном и растительном мире. В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, в нашей школе систематически проводятся экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Очень активно дети включаются в акцию «Посади дерево» или сажают рассаду цветов на пришкольном участке.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три уровня:
Первый уровень
Ребёнок приобретает экологически ориентированный личный опыт за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальную оценку деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.
Второй уровень
Он связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотношение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Третий уровень
На третьем уровне, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Наши ученики принимают активное участие в акциях «Птичья столовая» «Покорми птиц» и т. п. Дети с огромным желанием стремятся помочь беззащитным птичкам, особенно в зимний период. Они мастерят совместно с родителями кормушки, а потом торопятся их развесить, чтобы угощать птиц кормом.
Очень увлекают детей походы в библиотеку, где они знакомятся с новинками по данной проблеме. Детям знакомятся с выставкой книг, журналов, газет. И это обязательно привлечёт внимание юных читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Никто из детей не останется равнодушным.
Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды.
Используемая литература:
Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем./ А.Т. Зверев. - М.: Издательский центр «Оникс», 2015. - 47 с.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства./ С.Н.Николаева. - М.: Издательский центр «Инфра». Серия научных мыслей , 2007. - 216 с.
Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л.Горохов, Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 688с.
Аксаков С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; рис. Г. Никольского. – Детская литература, 1988. – 143 с.: ил. – (в пер.)
Платонов А. П. Неизвестный цветок: рассказы и сказки / Андрей Платонов; худож. В. Горячева; вступ. ст. А. Акимовой. – Москва: Детская литература, 2014. – 238 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Пришвин Михаил Михайлович. Избранные сочинения / Михаил Пришвин; Паустовский К. Г. Избранные сочинения / К. Г. Паустовский; сост., вступ. ст., коммент. А. Н. Варламова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014. – 825 с. – (Библиотека школьника)
Абрамов Федор Александрович. О чем плачут лошади : рассказ // в кн.: Абрамов Ф. А. Дом: роман; Повести; Рассказы; Публицистика /Ф. А. Абрамов; сост. Л.В. Крутикова. – Москва, 1988. – 670 с.
Сент-Экзюпери А., де. Маленький принц: сказка / Антуан де Сент- Экзюпери; рис. Автора; пер. с фр. и послесл. Н. Галь. – Москва: Детская литература, 2008. – 119 c.: ил. – (Школьная библиотека. – (в пер.)
Скребицкий Г. А. Лесные переселенцы: рассказы о животных / Г. А. Скребицкий. – Москва: Издательство МГУ, 1990. – 224 с.: ил
Источник:
Интернет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.