Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Оценка 4.7

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Оценка 4.7
docx
математика
21.04.2020
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
ПР Пряженковой Е.А..docx

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Проект: «Развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Тип проекта: познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Актуальность темы: Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Проблема: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский.

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения

информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. В связи с увеличением объёма научной информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к дошкольному образованию острее встал вопрос о необходимости использования эффективных средств развития логического мышления у дошкольников. Наиболее эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности. Дидактическая игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Тем более, что традиция широкого использования дидактических игр в целях развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокиной. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Цель: создание условий для развития элементов логического мышления у старших дошкольников в процессе игры

Задачи:

1. Научить сравнивать предметы, находить сходство и различие между ними.

2. Классифицировать предметы по различным признакам, называть группы предметов обобщающим понятием.

3. Находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи между предметами.

4. Научить детей делать выводы, заключения, свои умозаключения.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать коммуникативные способности детей.

7. Развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память.

8. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр.

Ожидаемые результаты: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Дети обретут уверенность в собственных силах, умениях. Научатся сравнивать предметы по нескольким признакам, раскладывать логическую цепочку от простого к сложному, смогут предугадывать события предыдущие и последующие. Станут активными участниками игр. Сами выполняют и могут других детей научить правилам игры.

План реализации проекта:

1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

2. Постановка проблемы.

3. Постановка цели.

4. Самостоятельная работа участников проекта.

Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.

Информация о проекте распространяется через оформление проекта, отчёта о проделанной работе.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

- Изучить психолого-педагогическую литературу, составить перспективный план работы по проекту.

- Привлечь родителей к реализации проекта.

2 этап – практический:

В группе создать предметно-развивающую среду, выделить специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Использовать занимательный материал в НОД и самостоятельной деятельности:

- стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации;

- дидактические игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях, на развитие операций сравнения и установления причинности;

- загадки;

- задачи-шутки;

- игры-головоломки;

- провести досуг: «В поисках пиратских сокровищ».

Работа с родителями:

Беседы и консультаций на темы:

«Что такое занимательный математический материал?»;

«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»;

«Руководство играми занимательного характера»;

«Развитие логического мышления»;

«Озорная логика».

3 этап – итоговый:

- Диагностическое обследование.

- Отчет о проделанной работе для педагогов и родителей.

Заключение:

Логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустить, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед

которой он приостановится и возможно здесь ему надо помочь.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Именно поэтому игры на развитие логического мышления берутся с учётом наглядно- образного, т.к. детям легче их воспринимать, находить решения, справляться с поставленной задачей. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний в школе.

Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Привлекая родителей к образовательному процессу, даем понять важность не на натаскивание детей на программу первого класса школы, а на умение мыслить, анализировать, сравнивать, доказывать.

Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать детьми задачу и способности решить её.


 

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

В связи с увеличением объёма научной информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к дошкольному образованию острее встал вопрос о необходимости использования эффективных средств развития логического…

В связи с увеличением объёма научной информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к дошкольному образованию острее встал вопрос о необходимости использования эффективных средств развития логического…

Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр

Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр

В поисках пиратских сокровищ»

В поисках пиратских сокровищ»

Развитие логического мышления происходит постепенно

Развитие логического мышления происходит постепенно

Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать детьми задачу и способности решить её

Развивая у детей логическое мышление достигли улучшения результатов в пространственных ориентировках, умении классифицировать, умение воспринимать детьми задачу и способности решить её
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020