Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс
Оценка 4.9

Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл—11 кл
08.09.2023
Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс
Данный урок представляет опыт работы по формированию естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс
Урок УГЛЕВОДЫ — копия.docx

Тема урока:

Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения и систематизация знаний учащихся с составом, строением, свойствами углеводов, как о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами, формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Предметные. Знание особенностей строения углеводов, их физических и химических свойств; умение выражать знание химических свойств через составление соответствующих уравнений химических реакций; умение наблюдать и описывать химические реакции; углубление и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся об углеводах как о важнейших биоорганических соединениях, о значении углеводов в жизни человека.

Метапредметные. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, строить логические рассуждения и делать выводы.

Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

объяснительно – иллюстративный, проблемный (классификация методов обучения М. Н. Скаткина, И.Я.Лернера); словесные (рассказ, беседа), наглядные (слайды презентации), (классификация методов по Ю.К.Бабанскому).

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

эвристическая беседа, эксперимент, самостоятельная работа.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:  персональный компьютер, медиапроектор, презентация «Глюкоза», оборудование и химические реактивы для выполнения эксперимента: глюкоза кристаллическая, растворы сульфата меди (II), гидроксида калия, глюкозы, спиртовка, держатель, лакмус, прорбирки.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КЛАССЕ:

Фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Ход урока

 

Актуализация знаний.

1.      Демонстрирую набор

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, медицинский  бинт, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель,  хлеб, молоко сгущенное, вата, изюм,  кукуруза,  мармелад, бумажное полотенце, омега-3.

 

Что объединяет данные предметы? Назовите одним словом.   ТЕМА?    ЦЕЛЬ? Запишем

Распределите предметы на 3 группы и назовите каждую.

2.      Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови  какого вещества?   Реши задачу и определи вещество

На основании элементного анализа исследуемого нами вещества установлено: массовая доля углерода составляет 40%, водорода - 6,67% и кислорода 53,33%. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Установите молекулярную формулу этого вещества.

 

3.      Эксперимент

В трех пробирках содержатся глюкоза, сахароза и крахмал. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.

Заполни отчет

Реактив

Результат (наблюдение)

Вывод

+ [Ag(NH3)2]ОН

 

 

+ Cu(OH)2, без t

 

 

+ Cu(OH)2, t

 

 

ВЫВОД:

 

 

Где и как используют реакцию серебряного зеркала в промышленности?

 

4.      Задания – ГЛЮКОЗА, САХАРОЗА

1) В начале XX в. доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. ПОЧЕМУ? Были найдены несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.

Как называется один из заменителей сахара?

2) Глюкометр  прибор для измерения уровня глюкозы в крови человека.

Ещё несколько десятилетий назад измерить уровень глюкозы можно было только в клинических условиях. В последние годы почти повсеместное распространение получили портативные глюкометры, которые легко можно применять в домашних условиях. Он  позволяет буквально через несколько секунд узнать концентрацию сахара в крови.

5.      Задания – КРАХМАЛ

1)      ЕЩЕ в древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, ЗАЧЕМ? чтобы она становилась гуще. КАК обнаружить этот обман? Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.

Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?

Сейчас мы с вами проделаем небольшие опыты и постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель и белый хлеб – проводим кач реакцию на крахмал.

Почему у вас на столе йогурты и вареная колбаса? Какие опыты мы можем проделать с ними и что доказать или опровергнуть?

Проводим  кач реакцию на крахмал – колбаса, йогурты. ВЫВОД?

Инструктаж  по  ТБ – эксперимент

1.     Из 1стаканчика наливаем в 1 пробирку вещество на 1 см + йод

2.     Из 2 стаканчика в 1 пробирку на 1 см + [Ag(NH3)2]OH. Затем в горячую воду. ЖДЕМ…

3.     Готовим  Cu(OH)2 1 см NaOH + CuSO4  или CuCl2   3-4 капли

4.     Из 2 стаканчика во 2 пробирку на 1 см + Cu(OH)2 свежеприготовленный!!!

5.     Из 3 стаканчика в 1 пробирку на 1 см + [Ag(NH3)2]OH. Затем в горячую воду. ЖДЕМ…

6.     Из 3 стаканчика во 2 пробирку на 1 см + Cu(OH)2 свежеприготовленный!!!

 

6.      Задание – Целлюлоза

2 пакета целлофановый и полиэтиленовый. Какой из них имеет отношение к теме нашего урока и почему?

Что общего и в чем различия этих пакетов?

Целлофан получают из раствора ксантогената целлюлозы реакцией с серной кислотой, при этом целлюлоза полимеризуется обратно. Выдавливая раствор ксантогената в ванну с кислотой через фильеры, получают материал в виде волокон (вискоза) или плёнок (целлофан).

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЦЕЛЛОФАНОВОЙ ПЛЕНКИ

Подведение итогов урока.

 

http://www.polymery.ru/letter.php?n_id=5432

https://megaplast24.ru/tsellofan-i-polietilen-otlichiya/

 

Дополнительно.

 Чуть более ста лет назад, в ночь с 16-го на 17-е декабря 1916 г., в Петербурге случилось «преступление века» - убийство Григория Распутина. Он был неграмотным крестьянином, пьяницей и одновременно – близким другом императора Николая II и его жены, считавших Распутина святым человеком, способным молитвой лечить их больного сына Алексея. Лечил ли Распутин людей молитвой, или был всего лишь неплохим гипнотизером, или – такого тоже нельзя исключать – являлся выдающимся шарлатаном и обладал замечательным актерским даром, никто точно не скажет, но что в этой истории несомненный факт: его знала и ненавидела вся Россия. Личность Распутина, близость его к царской семье, безусловно, компрометировали последнего из русских императоров и нанесли большой урон его авторитету.

Пуришкевич, князь Дмитрий Павлович, князь Юсупов, поручик Сухотин и доктор Лазаверт заманили Григория Распутина в ночь на 17 декабря во дворец Юсупова на Мойке. Там, в подвальном помещении, близкого и любимого друга царской семьи угощали пирожными с цианистым калием. Мистически непостижимо, но яд на Распутина не действовал, и он как ни в чем не бывало продолжал разговор с Юсуповым и еще не терял надежды познакомиться с его красавицей-женой.    

 

Задание – РАСПУТИН

Так почему же Распутина не убил яд? На этот счет имеется несколько версий:

1) Сладкое противоядие

Как известно, цианид калия был положен в сладкие пирожные. По свидетельству Пуришкевича, им начинили крохотные птифуры с розовым кремом (шоколадные оставили для Юсупова). Кроме того, яд был помещен в две рюмки, куда наливалось виноградное вино.

Вот здесь-то, по мнению токсикологов, заговорщики и допустили серьезную ошибку. Еще в конце XIX века было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды. Глюкоза, соединяясь с синильной кислотой и ее солями, образует неопасное вещество - циангидрин. Существуют специфические свойства глюкозы, подобно алифатическим альдегидам она присоединяет молекулу синильной кислоты. Что позволяет увеличить длину цепи углевода:

HOCH2-(CHOH)4—COH       + HCN              HOCH2-(CHOH)4-CHOH-CN

 Глюкоза                              синильная  кислота                              циангидрин

Почему же яд не подействовал?

Вывод: Глюкоза , которая содержалась в пирожных прореагировала с цианистым калием, и образовалось нетоксичное соединение – циангидрид  глюкозы.

Поэтому не случайно при опасности контакта с синильной кислотой и ее солями издавна рекомендуется держать за щекой кусок сахара.

 

1) Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.” Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления.

Объясните, какая кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна. 

2) Глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какой тип химических реакций лежит в основе этого производства?

 

Конец формы

 

 

Задача 1. У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.

Вопросы:

1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О).

2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.

 

Задача 2. На гидролизном заводе за сутки из древесных опилок получено 50 т. 96% этилового спирта. Вычислите объем выделившегося углекислого газа в атмосферу. К чему может привести повышенное содержание углекислого газа в атмосфере?

 

Тема урока ________________________________

Цель _________________________________________________________________________________

Задание : назови одним словом, распредели на группы и назови каждую группу. Тема урока???

1.      Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, медицинский  бинт, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель,  хлеб, молоко сгущенное, вата, изюм,  кукуруза,  мармелад, бумажное полотенце, омега-3.

2.      Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови  какого вещества?   Реши задачу и определи вещество

На основании элементного анализа исследуемого вещества установлено: массовая доля углерода составляет 40%, водорода - 6,67% и кислорода 53,33%. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Установите молекулярную формулу этого вещества.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.      Лабораторный эксперимент

В трех пробирках содержатся глюкоза, сахароза и крахмал. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.      Заполни отчет

 

Выполните эксперимент, соблюдая правила техники безопасности (при работе со щелочами, со спиртовкой, правила нагревания веществ).

 

Реактив

Результат (наблюдение)

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Задания – ГЛЮКОЗА, САХАРОЗА

1) В начале XX в. доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. ПОЧЕМУ? Были найдены несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.

Как называется один из заменителей сахара? _____________________________________

2) Прибор  для измерения уровня глюкозы в крови человека – ________________________

Ещё несколько десятилетий назад измерить уровень глюкозы можно было только в клинических условиях. В последние годы почти повсеместное распространение получили портативные________________, которые легко можно применять в домашних условиях. Он  позволяет буквально через несколько секунд узнать концентрацию сахара в крови.

 

      Что можно измерить этим прибором? __________________________________________

      Люди с каким заболеванием его используют?____________________________________

      Чем опасна эта болезнь?______________________________________________________

      Как ее можно  предотвратить современному человеку?____________________________ __________________________________________________________________________

 

5        Задание – КРАХМАЛ

2)      ЕЩЕ в древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, ЗАЧЕМ? _______________________________________________________________________________ КАК обнаружить этот обман? _____________________________________________________ _________________________________________________________________________________

Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?

Эксперимент

Хлеб _____________________________________________________________________________ Картофель ________________________________________________________________________ Йогурт ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Колбаса __________________________________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________

 

 

 

 

6        Задание – 2 пакета

Какой из них имеет отношение к теме нашего урока и почему? _______________________ _____________________________________________________________________________    Что общего и в чем различия этих пакетов? _________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс

Тема урока: Формирование естественно-научной функциональной грамотности на уроках химии – урок «Углеводы» химия 10 класс

Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни

Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни

Инструктаж по ТБ – эксперимент 1

Инструктаж по ТБ – эксперимент 1

Пуришкевич, князь Дмитрий Павлович, князь

Пуришкевич, князь Дмитрий Павлович, князь

Тема урока ________________________________

Тема урока ________________________________

Задания – ГЛЮКОЗА, САХАРОЗА 1)

Задания – ГЛЮКОЗА, САХАРОЗА 1)

Задание – 2 пакета Какой из них имеет отношение к теме нашего урока и почему? _______________________ _____________________________________________________________________________

Задание – 2 пакета Какой из них имеет отношение к теме нашего урока и почему? _______________________ _____________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2023