Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально-педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Тема: Формирование естественно - научной грамотности на уроках окружающего мира как средство функциональной грамотности младшего школьника
Выполнила: Чупин Данил Сергеевич Ш-45
фамилия имя отчество группа
44.02.02 Преподавание в начальных классах
наименование специальности
Руководитель: Кокшарова Марина Юрьевна, преподаватель колледжа
фамилия имя отчество, должность
Защита состоялась: «___»____ 2024г.
Оценка: ____(___________________)
Соликамск, 2024
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты формирования функциональной грамотности личности младшего школьника. 9
1.1 Понятие «функциональная грамотность личности младшего школьника и её составляющие». 9
1.2. Способы формирования функциональной грамотности младших школьников. 12
1.3 Оценка качества развития функциональной грамотности младших школьников. 14
Глава 2. Проектные задачи как средство формирования естественно – научной грамотности в начальной школе. 20
2.1 Понятие естественно-научная грамотность и её составляющие. 20
2.2. Использование современных приемов для формирования естественно – научной грамотности на уроках окружающего мира. 22
2.3 Использование проектных задач как способа формирования естественно – научной грамотности обучающегося. 27
Глава 3. Практическое исследование формирования естественно-научной грамотности у детей в 3 «В» классе МАОУ «Гимназия №1» в г. Соликамск. 32
3.1 Характеристика входной диагностики и анализ результатов естественно-научной грамотности у детей в 3 «В» классе МАОУ «Гимназия №1» в г. Соликамск. 32
3.2. Практика применения проектных задач по формированию естественно-научной грамотности детей в 3 «В» классе МАОУ «Гимназия №1» в г. Соликамск. 34
3.3 Анализ промежуточных результатов по формированию естественно-научной грамотности в 3 «В» классе по итогам применения проектных задач на преддипломной практике в рамках курса «Окружающий мир». 36
Заключение. 38
Список литературы.. 39
Введение
В связи с тем, что современное общество не стоит на месте и постоянно происходят научные прорывы, возникла необходимость в функционально грамотном человеке, который способен получать знания здесь и сейчас.
Функциональная грамотность стала важнейшим показателем благополучия общества, а формирование функциональной грамотности в школе стало приоритетом для педагогического коллектива образовательных учреждений. Перед педагогами стоит важнейшая задача по воспитанию функционально грамотного человека.
Данное направление (формирование функциональной грамотности) регламентируют следующие нормативно- правовые документы:
В статье 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 сказано, что Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации [1].
В статье 48. Обязанности и ответственность педагогических работников гласит в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 сказано, что педагог обязан развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира [1].
Профессиональный стандарт педагога, который предусматривает: педагог обязан оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик и использовать, и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности [3].
На основании пункта 28 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2021 года, раскрывается значение достижений при освоении учащимися образовательной программы: Программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС. На основании пунктов 8 и 9 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2021 года, говорится о достижениях, которые должны быть сформированы учащимися в процессе обучения в начальной школе [1].
Важнейшей задачей начального образования является воспитание всесторонне образованной личности, способной к саморазвитию, к мотивированному обучению и познанию, имеющая ценностно – смысловые установки, индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции.
Одной из составных частей функциональной грамотности является естественно – научная грамотность. Естественно - научная грамотность относительно новое понятие. Рамки требований к которой заданы Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся разных стран (англ. Programme for International Student Assessment, PISA). Россия по естественно-научной грамотности по результатам международного исследования PISA-2018 года занимает 33 место из 36 стран.
Естественно - научная грамотность связана с умениями критически осмыслить естественно - научные проблемы и занимать по ним активную гражданскую, то есть ответственную позицию. Согласно программе, естественно - научная грамотность соотносится с такими сложными компетенциями, как понимание особенностей естественно - научного исследования, умение научно объяснять явления, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов [9].
Основное содержание естественно - научной грамотности в начальной школе заложено в учебный курс «Окружающий мир». Данный курс играет особую роль в развитии естественно - научной грамотности младших школьников, так как она обусловлена интересом обучающихся к миру вокруг, который с каждым днём расширяется для них.
При изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе, дети получают достаточно большой объём знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, истории, обществознание, анатомии, физики, химии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим.
В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса [8].
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое исходное положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.
Развитие младших школьников находится под влиянием знакомства с объектами и явлениями природы, отношения к изучению окружающего мира и познанию самого себя. Таким образом, учебный курс «Окружающий мир» может внести существенный вклад в становление такого компонента функциональной грамотности, как естественно - научная грамотность [7].
Но несмотря на это возникают серьёзные противоречия, потому что общество требует функционально грамотную личность, а методический потенциал образовательных учреждений не может в полной мере обеспечить развитие младших школьников по данному направлению.
Все результаты сегодня отражаются при написании детьми всероссийской проверочной работы по окружающему миру в 4 классе, которые оценивают уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Анализ выполнения предложенных всероссийских проверочных работ позволяет оценить не только предметные результаты обучения выпускников начальной школы, но и уровень достижений в формировании универсальных учебных действий (УУД) – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Одним из направлений всероссийских проверочных работ является курс проверки формирования естественно – научной грамотности младшего школьника. Вариант проверочной работы состоит из двух частей. Часть 1 содержит 6 заданий. Они направлены, прежде всего, на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах. Часть 2 содержит 4 задания, которые выявляют уровень владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа [6].
Вышесказанное обусловливает выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование естественно - научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира как средство функциональной грамотности младшего школьника».
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проектная задача как средство формирования естественно - научной грамотности младшего школьника на уроках «Окружающего мира».
Цель исследования: теоретическое обоснование значения и разработка проектных задач как основы формирования естественно - научной грамотности у младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: формирование основ естественно - научной грамотности младшего школьника будет идти более результативно на основе использования проектных задач естественно - научного содержания на уроках «Окружающего мира»
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и Интернет-источники по теме исследования.
2. Раскрыть понятие функциональная грамотность личности младшего школьника, естественно – научная грамотность личности младшего школьника и их составляющие.
3. Описать способы развития функциональной грамотности, естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Охарактеризовать проектные задачи как средство формирования естественно- научной грамотности обучающегося.
5. Разработать комплекс проектных задач для развития естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с задачами, на различных этапах исследования, использовались методы:
1. Теоретические: изучение литературы и Интернет-источников по теме исследования, систематизация изученного.
2. Эмпирические: тестирование, разработка проектных задач.
Данная работа состоит из введения, двух глав теоретического характера, раскрывающих объект и предмет исследования, одной главы практического характера, где представлены результаты входящей диагностики естественно-научной грамотности детей 3 «В» класса МАОУ «Гимназия №1» г. Соликамска, а также приведены конспекты занятий с использованием проектных задач по развитию естественно-научной грамотности детей указанного класса, заключения, списка литературы и приложений.
В современной системе образования большое значение приобретают вопросы подготовки обучающихся к эффективной ориентировке в быстро меняющемся информационном пространстве, растущем темпе социальных изменений, выборе будущей профессиональной деятельности и жизни в целом, что требует сформированности у учащихся определённых умений проявления их функциональной грамотности.
Согласно Указу Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках реализации национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», обозначено одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование» - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». К показателям успешности и эффективности системы образования в мировом образовательном пространстве относят выполнение обучающимися международных образовательных стандартов, где одним из главных факторов является функциональная грамотность школьника [2].
Функциональная грамотность включает в себя коммуникативную, математическую, читательскую и естественно - научную грамотность.
Однако отметим, что содержательная структура функциональной грамотности была расширена организаторами международного исследования качества образования PISA (Programme for International Student Assessment) в 2018 году., где в качестве объекта проверки была обозначена глобальная компетентность, как некая способность обучающихся взаимодействовать с окружающим миром. В 2012 году были добавлены финансовая и цифровая грамотность., в 2022 присоединилась креативность и критическое мышление.
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)- образовательная деятельность предполагает не просто передачу знаний, умений и навыков (ЗУН), а в первую очередь формирование способности учащихся к самостоятельности в учебной деятельности, способности работать с разными источниками информации, оценивать качество информации, формулировать собственные суждения, т. е. формировать информационную компетентность как умение владеть современными средствами информации и информационными технологиями, осуществлять поиск информации, её анализ, синтез, сравнение, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
В соответствии с требованиями действующего ФГОС НОО (2021) умение работать с информацией встречается в планируемых результатах в разделе: «Чтение: работа с информацией», а также в примерных программах по учебным предметам [1].
Так, например, в планируемых результатах по окружающему миру, перечислены следующие умения, которыми овладеет ученик на выходе из начальной школы.
Выпускник научится:
- читать не сложные и готовые таблицы
- заполнять несложные готовые таблицы
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы.
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах не сложных таблиц и диаграмм.
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме таблицы и диаграммы и т.д.
В научной отечественной и зарубежной литературе понятие функциональной грамотности определяется по-разному, но граница между знанием и не знанием содержит общий признак: использование приобретаемых в школе знаний и умений для решения жизненных ситуаций.
Значит можно смело утверждать, что функционально грамотная личность – это человек, который может использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
В документах международного исследования качества образования PISA исследуется достаточность школьных знаний и умений для функционирования в современном обществе, решения задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения, и социальных отношений.
Результат изучение литературы на практике показал, что выделяются различные составляющие функциональной грамотности.
Переход на дистанционное обучение вызвал трудности в преподавании и обучении. Во многом эти сложности обусловлены недостаточным уровнем регулятивных умений учеников и учителей. Необходимость самоизоляции в период пандемии вызвал экстренный переход на дистанционное обучение. Начальная школа также была вынуждена освоить дистанционные образовательные технологии.
Преимущества и недостатки дистанционного образования обсуждались и до начала пандемии. Неожиданное введение дистанционного обучения потребовало внести существенные изменения в процессе преподавания и учения. Активизировалась работа на интернет-платформах, виртуальных классах. Обсуждался вопрос о стрессе у учителей, учащихся и родителей, вызванном сложностями вхождения в дистанционное обучение. Многие трудности дистанционного обучения, на наш взгляд, связаны с организационными (регулятивными) умениями. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает формирование у младших школьников регулятивных умений, принять и понять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать, выбирать эффективные способы достижения цели, корректировать ошибки. Указанные умения- важные результаты начальной школы и предпосылки функциональной грамотности.
Таким образом можно сказать, что в последнее время в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) всё чаще встречается понятие функциональная грамотность. Функциональная грамотность понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, таким образом изучение данной темы, а именно развитие функциональной грамотности личности младшего школьника является частью деятельности педагога начальной школы.
На формирование и развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений, обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются различные формы организации работы младших школьников: работа в парах, работа в группах, коллективная работа и т.д. Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творческую мыслящую личность. Функциональная грамотность – индикатор общественного благополучия.
Механизмы повышения эффективности процесса формирования функциональной грамотности младших школьников (организационно-управленческий аспект). (Приложение 1)
Основные правила. Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.
Их основные особенности:
- привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
- соответствие возрасту обучающихся;
- системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.
Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные навыки.
Для того, чтобы развивать функциональную грамотность младшего школьника требуется полное взаимодействие педагога (учителя начальных классов), а также ребёнка (учащегося).
В постоянно меняющемся мире человек должен уметь быстро выходить из ситуаций, которые будут возникать вокруг него почти каждый день, поэтому ведется активное введение функциональной грамотности в начальную школу. Функционально грамотная личность - это результат деятельности педагога, поэтому есть определенная система оценивания данного качества младшего школьника.
Функциональная грамотность младших школьников может быть оценена, как способность организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений. При оценке функциональной грамотности младших школьников анализируются такие ее формы как:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Читательская грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Компетенции функциональной грамотности:
1. Умения работать с информацией в процессе формирования функциональной грамотности младших школьников.
2. Коммуникативные умения как составляющая функциональной грамотности младших школьников.
3. Регулятивные умения как условие формирования функциональной грамотности в дистанционном образовании.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знания сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
- решать конфликты, работать с информацией;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия «УУД») определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Универсальные учебные действия (УУД) группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной направленности и коммуникативные.
Регулятивные действия призваны обеспечить организацию учащимся своей собственной учебной деятельности, в том числе целеполагание как умение определить известное и неизвестное и поставить перед собой учебную задачу; планирование как умение определить последовательность необходимых действий, составить план; коррекция как умение внести изменения, дополнения в ранее намеченный план или в выбранный способ действий в случае необходимости; оценивание, как умение адекватно оценить полученный результат.
Важной частью регулятивных действий является способность настроить себя на необходимую деятельность, например, на решение учебной задачи, содержание которой после первого прочтения кажется неприступно сложным или абсолютно незнакомым; умение проявить волевое усилие, заставить себя выполнить учебное задание, кажущееся, например, неинтересным или даже ненужным. Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию, а в идеале самоорганизацию учебной деятельности обучающегося. Если переложить это на конкретные умения, то речь идет о самостоятельности в составлении алгоритмов решения задач, выборе способов решения учебных задач с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументированности предлагаемых вариантов решений, составлении плана действий, ответственности за выбор решения, владении способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии, адекватной оценки ситуации и планах её изменения. Все эти умения возможно сформировать через деятельностную структуру урока и особый тип заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Мы должны обеспечить условия для развития целостной личности школьника. В ученическом коллективе существуют проблемы, связанные с общением, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Таким образом, образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Так как формирование УУД является ключевой основой развития функциональной грамотности, то повышать функциональную грамотность обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности мы будем через формирование универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) точно прописаны предметные результаты по учебному предмету «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» должны обеспечивать:
1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
3) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
8) приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования, и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов [1].
Делая вывод, можно сказать, что сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Естественно-научная грамотность – это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям [16].
Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру [16].
Грамотный в этом направлении человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности – использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Возможности для развития естественно-научной грамотности представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.
Работа на уроках и во внеурочной деятельности должна быть направлена на формирование у обучающихся таких умений как объяснять, исследовать, анализировать, применять знание в реальной жизненной ситуации.
Технология критического мышления направлена на развитие у детей способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Использование приёмов данной технологии способствует предупреждению и ликвидации дефицитов и проблем при формировании естественно-научной грамотности. [15]
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественно-научной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности [15].
Обозначим методы и методические приемы, которые может использовать учитель при формировании естественно-научной грамотности при работе с младшими школьниками.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём – это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата. Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.
Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей.
Для того, чтобы дети научились решать открытые задачи, их сначала надо погрузить в мир открытых задач, дать возможность порешать подобные задачи, затем познакомить с разными приёмами решения таких задач, учить находить противоречие, искать ресурсы, видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений (иногда очень смелые или даже фантастические) [14].
Цель, поставленная государством перед учитель иногда кажется не выполнимой. Большое количество учителей считает, что не следует уделять должного внимания развитию функциональной грамотности, поэтому это отходит на второстепенный план. Есть большое количество сборников и приемов, которые направлены на развитие функциональной грамотности, учителю просто необходимо выбрать прием и удачно внедрить в урок.
Результаты международных исследований, анализ всероссийских проверочных работ по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний; у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.
Поэтому изучение предмета «Окружающий мир» должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации [6].
Естественно - научная грамотность ― это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
Естественно-научная грамотность — компетенции, которая формирует мнение ребенка об окружающем мире, природе и ее законах.
Не просто знать школьную программу, а понимать, что такое ГМО, почему нефть в водоёме — это плохо и для чего в природе нужны насекомые. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественно - научной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности [15].
Существует много форм, методов и приемов работы по формированию естественно-научных умений. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся задания разбиты на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Задания, формирующие знаниевый компонент естественно - научной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Примеры таких заданий:
- Воспроизводить по памяти, узнавать: соедини линиями понятия; проставь номера месяцам по порядку следования в году; укажи число дней и месяцев и т. д.
- Описывать: запиши показания термометров; какие времена года изображены на рисунках; пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни животного; задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
- Приводить примеры: дополнить таблицу по типу питания животных.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности: сравнивать, противопоставлять, классифицировать; использовать модели; связывать, соотносить; интерпретировать информацию; находить решения; объяснять
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений: 1. Формулировать вопрос; 2. Планировать исследование; 3. Делать выводы на основе полученных данных; 4. Приводить доказательства и аргументы; 5. Решать нестандартные задачи.
Владение универсальными действиями – существенное новое достижение младшего школьника. При изучении любого предмета особенно важно:
1. ознакомление с методами познания природы – наблюдения, опыт, мини-исследование, лабораторная работа.
2. Использование умственных операций (сравнения, классификации, обобщения и др.)
3. Умение рассуждать: выдвигать гипотезу, находить доказательства, делать выводы.
4. Работа с информацией. Основные операции:
- переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
- «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи.
- анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
- представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления [15].
Приёмы формирования естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира:
1. Речевая разминка: учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию. Постепенно темы могут усложняться: можно обсудить вопросы о вымирании динозавров, планетах солнечной системы или предложить ребятам задать вопрос, на который они не знают ответа.
2. Прием «Аргументируй»: аргументация не только учит ребенка формулировать идеи и приводить аргументы, но и наталкивает на размышления. Заданная заранее тема (например, с помощью демонстрации фильма или видео) сделает диалог живее. Темы могут быть и спонтанные, например, о подготовке к зиме птиц и зверей. Обсудить здоровье можно, анализируя вместе с учениками с научной точки зрения поговорки о еде: «Все хорошо в меру», «Когда я ем, я глух и нем» и другие. Обсуждения формируют такие компетенции, как способность научно объяснять явления, использовать научные доказательства для получения выводов. Во время такого познавательного урока можно моделировать диалоги реальных людей, как бы разыгрывая по ролям звонок в службу спасения или звонок дедушке, в котором ребенок спрашивает его о здоровье, а тот рассказывает ему про повышенное давление.
3. Создание игровых ситуаций. Для формирования естественно-научной грамотности игры на уроке окружающего мира – это прекрасный инструмент. Можно, например, провести большую игру на уроке окружающего мира с несколькими классами, где команды будут проходить несколько станций и отвечать на вопросы. Например, чтобы спасти красавицу Весну от Снежной Королевы, ребята будут путешествовать по разным точкам: в одной перечислят изменения природы с наступлением зимы, в другой – назовут отличия зимней погоды от осенней, в третьей расскажут, каким бывает снег, и разгадают загадку, в четвертой – подумают, какую роль играет снег в жизни растений и так далее. Ученикам обязательно понравятся игры на уроке окружающего мира!
4. Прием «Удивляй». Учитель задает вопрос, который ученики изучают с разных сторон: финансовой, экологической, социальной и других. Так они учатся смотреть на любой предмет или явление под разными углами, получают знания в комплексе и развивают критическое мышление. Учитель вместе с детьми находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
5. Шаг за шагом. Казалось бы, уроки могут быть одинаковыми. Но, мы можем своеобразно начать урок. Ежедневно мы начинаем урок с проверки домашнего задания, оказывается проверять домашнее задание можно интересным приемом. Прием «Шаг за шагом» заключается в том, что учащемуся предлагается называть факт, понятие, дату и делать каждый раз шаг, по достижению доски учащийся называет тему, которая была задана на дом.
Кроме зрительного восприятия на уроках на улице можно задействовать и другие: тактильное, слуховое, обонятельное. Можно обсудить с учениками, какие звуки леса исчезли, когда лето сменилось осенью, или сравнить запахи грибов. Использование разных анализаторов во время урока на улице поможет ученику представить объект более полно. Действовать так можно на любой выездной экскурсии: например, спросить, одинаковый ли запах в лесу и на автомагистрали и поговорить о том, почему нет. Вообще сенсорное восприятие - это важный учебный компонент.
Можно сделать вывод, что использование современных приёмов на уроках окружающего мира существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных ЗУН, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются предметные задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода заданий в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
1. Обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе –формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.);
1. Учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
2. Обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
3. Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
На основании данных выводов были разработаны специальные проектные задачи.
Проектная задача – это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.
В проектной задаче задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных способов действия или изготовить новые.
Все задания взаимосвязаны между собой и объединены сюжетом. Заключительное задание проектной задачи позволяет собрать вместе результаты выполнения отдельных заданий.
Существует несколько классификаций проектных задач: предметные (тематические) и межпредметные, одновозрастные и разновозрастные, краткосрочные и долгосрочные.
Применение проектных задач на уроках окружающего мира помогут детям развить соответствующие навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей учебе. Ведь, технология применение проектных задач является неотъемлемой частью современного мира, в век развивающего темпа жизни людей. Для детей нужно придумывать и разрабатывать нечто новое и неизвестное, так как данные труды смогут принести свой результат [8].
Проектная задача всегда должна начинаться с нестандартной проблемной ситуации. При решении этой проблемной ситуации учащиеся ищут данные, анализируют и сопоставляют со своим личным опытом. Конечным этапом будет являться создание продукта [13].
Построение проектной задачи
1 этап: Постановка задачи (мотивационный этап). На первом этапе происходит преобразование проблемной ситуации в задачу, при этом её переводят дети, также происходит поиск путей решения и составления плана. Не будем забывать, что проектные задачи являются групповым заданием, поэтому учащимся необходимо распределить роли и обязанности.
2 этап: выполнение заданий (деятельностный этап). На втором этапе происходит непосредственно осуществление плана.
3 этап: представление результатов (рефлексивно – оценочный этап). На третьем этапе дети предоставляют результаты оценивают и анализируют результаты.
Стоит заметить, по раскрытию этапов видно, что в процессе работы у учеников формируются не только коммуникативные учебные действия, но и регулятивные (планирование) и познавательные (анализ, умение строить сообщения в устной форме, сравнивание данных и др.), а кроме того, еще и личностные (формирование мотивации к учебной деятельности, а также принятие ответственности за результат).
Роль педагога при осуществлении проектной задачи. Ролей может быть четыре: ведущий, организатор, эксперт и жюри. Рассмотрим каждую из них подробнее. Педагог – организатор отвечает в основном за подготовку помещения, соблюдение регламента, обеспечение учащихся всем необходимым. Говоря более кратко, занимается организационными вопросами. Педагог – ведущий отвечает за содержательное сопровождение. Педагог – эксперт является неким наблюдателем, задача которого состоит в том, чтобы фиксировать, а затем анализировать нужные данные и делать по ним выводы. Педагог – жюри принимает участие по большей части на последнем этапе работы – представлении продуктов. Его обязанность заключается в оценивании работ по заранее разработанным критериям.
Построение проектной задачи не было бы возможным без ряда определенных требований. Вся работа должна иметь определенный сюжет, необходимо создание реальной ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия, для того, чтоб полностью погрузиться в работу, и чтоб планируемые результаты были достигнуты. А также предполагается, что работа состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу [12].
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя
1. Определить вид и место проектной задачи: а) Стартовая, текущая или итоговая; б) Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету; в) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса; г) Одновозрастная или межвозрастная — найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.
2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.
3. Сформулировать проблему (условие задачи): а) Наличие жизненной ситуации; б) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию): а) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы); б) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие); в) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Алгоритм решения проектной задачи для ученика
1. Определить роль каждого участника групповой работы.
2. Ознакомиться с условием задачи.
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
7. Предъявление готового продукта.
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценки между группами) [13].
Итак, естественно - научные понятия курса «Окружающий мир» в начальной школе, как и любые другие, имеют определенные характеристики: содержание, объем и динамичность. Однако естественно-научные понятия отличают такие черты, как интегрированность, взаимосвязанность и длительный процесс развития, при котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Для развития естественно-научной грамотности следует использовать активные и интерактивные методы обучения, в частности, проектные задачи. Какие результаты они могут дать, практическим путем было проверено и описано в третьей главе.
Практическое исследование было организовано в 3 «В» классе МАОУ «Гимназия №1» в г. Соликамск.
Целью исследования является – разработка и апробация проектных задач на уроках окружающего мира в 3 классе для формирования естественно-научной грамотности у детей.
Начиная практическое исследование, необходимо выявить тенденцию использования проектных задач на уроках окружающего мира в начальной школе в 3 классе МАОУ «Гимназия №1» в г. Соликамск. Поэтому начальным этапом нашего исследования стала беседа с учителем данного класса на тему «Формирование естественно-научной грамотности». В результате беседы выяснилось, что Володина Вера Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1», слышала о таком понятии, как «функциональная грамотность», «естественно-научная грамотность» и частично реализовывала проектные задачи на уроках «Окружающего мира», в том числе и в целях развития естественно-научной грамотности детей, но данная работа проводилась не в системе, с некоторой периодичностью.
После беседы с учителем была проведена диагностика по определению естественно - научной грамотности по окружающему миру (Приложение 2). Цель диагностики – выявление уровня сформированности естественно-научной грамотности учащихся 3 класса.
В диагностировании приняло участие 30 человек. В данной диагностике использовались задания открытого типа, где нужно написать развернутый и аргументированный ответ, и закрытого типа, где необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных. Можно заметить, что несколько заданий направлены на работу с текстом, то есть нужно ответить на вопросы после внимательного изучения текста.
Проанализировав ответы учеников, можно сделать вывод, что дети хорошо отвечают на вопросы закрыто типа и часто допускают ошибки при аргументации своих ответов на вопросы открытого типа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень естественно - научной грамотности в данном классе – средний. (Приложение 3).
Также при анализе ответов учащихся, можно сделать вывод, что дети ранее мало работали с проектными задачами, поэтому и результат, возможно, является невысоким. Поэтому нам необходимо обучить детей исследуемого класса организовать работу по определенному алгоритму над проектными задачами, чтобы ученики поняли, как данный способ может работать в образовательном процессе.
Обобщенно результаты диагностики можно представить в виде …
При наблюдении уроков «Окружающего мира» можно было сделать некоторые выводы: некоторые дети обладают достаточно высоким уровнем невнимательности, что провоцирует их допускать ошибки; некоторые учащиеся пренебрегают правилами поведения на уроке, что влечет за собой недопонимание учебного материала, как самими ребятами, так и всем классом. Была четко выстроена работа с классом, что позволило более эффективно внедрить проектные задачи в учебный процесс.
На втором этапе практического исследования нами были проведены уроки окружающего мира с использованием проектных задач с целью развития естественно – научной грамотности младшего школьника.
Предмет/дисциплина |
Тема |
Прием проектной задачи |
Урок окружающего мира |
Расширение территории при Иване Грозном |
Прием «Аргументация» |
Урок окружающего мира |
Петр 1 Великий |
Прием «Шаг за шагом» |
Урок окружающего мира |
Екатерина Великая |
Прием «Удивляй» |
Урок окружающего мира |
Союз Советских Социалистических республик. Российская Федерация |
Прием «Речевая разминка» |
Рассмотрим, как на уроке окружающего мира при изучении отдельных тем можно реализовывать проектные задачи.
1) На тему «Расширение территории при Иване Грозном» отводится 1 урок.
При проведении урока нами был использован такой прием, как «Аргументация». Класс работает в индивидуальной форме. Сначала мы познакомились с текстом параграфа, а после приводили аргументы, которые подтверждали расширение территории Русского государства во времена правления Ивана Грозного. Данное задание было использование в конце урока, целью задания было проверить усвоенные знания.
2) На тему «Петр 1 Великий» отводится 1 урок.
При проведении урока нами был использован такой прием, как «Шаг за шагом». Начало урока всегда отводится на проверку домашнего задания. Несколько учащихся со своих мест шли в сторону доски называя факт, понятие или дату, относящиеся к прошлой теме урока. Целью задания было проверить домашнее задание
3) На тему «Екатерина Великая» отводится 1 урок
При проведении урока нами был использован такой прием, как «Удивляй». Цель приема заключается в том, что учитель вместе с детьми находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным. На данном уроке первым «удивлением» стало, что люди боявшись прививки от оспы, последовав примеру Екатерины Великой все равно сделали прививку. Вторым «удивлением» стало то, что, не смотря на загруженность императрицы, она находила время на культурное просвещение и походы в картинные галереи. Целью задания было закрепить полученные знания после изучения нового материала.
4) На тему «Союз Советских Социалистических республик. Российская Федерация» отводится 1 урок.
При проведении урока нами был использован такой прием, как «Речевая разминка». Задание заключалось в том, что детям необходимо быстро, смотря на карту, называть республики входящие в состав СССР. Главной целью задания является закрепление полученных знаний. На основании выше сказанного, стоит отметить, что данные уроки заинтересовали учеников, так как ранее они не работали с проектными задачами на уроке окружающего мира.
Подводя итог, мы доказали на практике, что возможности применения проектных задач на уроках окружающего мира возможны и очень обширны.
В конце практического исследования было проведено еще одно диагностирование, которое должно показать результат использования проектных задач на уроках «Окружающего мира». При повторном диагностировании было использованы те же самые диагностические материалы. Диагностический материал по определению естественно - научной грамотности по окружающему миру «Естественно-научная грамотность» (Приложение 2). Цель диагностики - выявление уровень сформированности естественнонаучной грамотности учащихся 3 класса. В диагностике приняло участие 30 человек.
Проанализировав ответы учеников, можно сделать вывод о том, что уровень естественно – научной грамотности стал выше по сравнению с предыдущим исследованием.
Таким образом, мы убедились, что применение проектных задач является эффективным средством формирование функциональной грамотности в целом. Процесс формирования функционально грамотной личности носит долговременный характер, что говорит о том, чтобы более четко увидеть результат необходим наиболее длинный промежуток времени.
Изучая научную, методическую, психолого-педагогическую литературу, а также практику использования современных педагогических приемов, мы подошли к выводу, что образовательная среда существенно влияет на развитие личности младшего школьника, при этом значительное воздействие оказывают применяемые учителями педагогические технологии.
Это позволило нам в первой главе рассмотреть требования нового стандарта, предъявляемые к процессу обучения на уроках «Окружающего мира»; рассмотреть понятия функциональная грамотная личность, формирование естественно - научной грамотности, проектные задачи.
Во второй главе мы раскрыли проектные задачи как средство формирования естественно - научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
В ходе прохождения практики мы показали, что: используя на уроках «Окружающего мира» проектные задачи мы сможем формировать естественно-научную грамотность. Проектные задачи, которые были использованы применялись на различных этапах урока, что позволило разнообразить урок и предоставить учебный материал в более интересной форме. Каждая задача на определенном этапе урока носила определенную цель, что помогало, как проверить домашнее задание, так и усвоение нового материала.
Мы убедились, что проектные задачи не только позволяют каждому участнику проявлять свои знания, умения, способности, но и усиление коммуникационных взаимодействий между учащимися, между учащимися и сотрудниками образовательных организаций, что улучшит внутренние взаимоотношения в классе и внешние взаимоотношения в школе, но и повысит уважение и заинтересованность детей в учителе.
Таким образом, с помощью проектных задач на уроке появится возможность детям самим ставить себе основные задачи на урок, а постановка задач — получение результата, что является неотъемлемой частью урока Подводя итог выше сказанному, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Реализация и применение проектных задач в образовательном процессе- это необходимая возможность улучшить качество образованности детей, а также качество естественно - научной грамотности в Российской Федерации. Также, чтобы получить более значимый результат использование проектных задач должно носить долгосрочный характер, что позволит оценить знания, умения, навыки учащихся в полном объеме.
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 28.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»
2. Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая
4. деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)/ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н.- от 18 октября 2013 г
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) / М-во образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
6. Всероссийские проверочные работы. Образец проверочной работы по окружающему миру. 4 класс. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://vpr.statgrad.org.
7. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 68 с.;
8. Формирование функциональной грамотности младшего школьника [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://znanio.ru/media/referat-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-v-mladshih-klassah-2822415
9. Составляющие естественнонаучной грамотности задний PISA. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/sostavlyayushchie-estestvennonauchnoy
10. Концепция УМК «Школа России» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/04/18/kontseptsiya-umk
11. Формирование функциональной грамотности младшего школьника [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/01/12/formirovanie-funktsionalnoy
12. Проектные задачи в начальной школе [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1686019262&tld=ru&lang=ru&name=387ff0285258e52aba9b1c9931f58a4d.pdf
13. Проектная задача. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proektnaia-zadacha-9.html
14. Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/68791.html
15. Естественно – научная грамотность [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://edu-time.ru/pub/142091
16. Функциональная грамотность [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://nsportal.ru/user/1440828/page/funktsionalnaya-gramotnost
Приложение 1
Приложение 2
Диагностическая работа для учащихся 3 классов
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится один урок 40 минут.
В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания к ним.
Задания будут разными. В некоторых из них нужно из предложенных вариантов выбрать только один ответ, который вы считаете верным, в других – выбрать два или три верных ответа. Выбранные вами ответы отметьте значком «√».
Есть задания, в которых необходимо дать свое объяснение и написать его в рамке.
Одни задания могут показаться вам легче, другие – труднее. В любом случае не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, пропустите его и переходите к следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
Вода – вещество
Если посмотреть на глобус, то можно убедиться, что большая часть поверхности Земли покрыта водой. Свойства воды во многом определяют все земные природные процессы. Из-за того что вода текуча и может существовать в жидком, твёрдом и газообразном состоянии, она проникает повсюду: на Земле нет таких мест, где не было бы воды. Вода входит в состав всего живого. Учёные считают, что именно в воде зародилась жизнь.
Задание 1.
На Рисунке 1 показано несколько луж с водой, которые были утром
на бетонной дорожке. В полдень эта бетонная дорожка была сухой,
как показано на Рисунке 2.
Что случилось с водой?
1) Она испарилась.
2) Она превратилась в пыль.
3) Она была использована деревьями.
4) Она просочилась в землю.
Задание 2.
Степан слепил на прогулке небольшой шарик из снега, принёс его домой, положил на блюдце и поставил блюдце на подоконник под батареей. Несколько дней он вёл наблюдения. Какой вывод мог сделать Степан в результате этого опыта? Отметь правильный ответ.
1) При нагревании вода расширяется.
2) При нагревании вода из твёрдого состояния переходит в жидкое.
3) При нагревании любое твёрдое вещество становится жидким.
Запиши в правильной последовательности, что получится у Степана в результате проведения опыта.
Ответ:_____________________________________________________________
Задание 3.
Крупную и мелкую соль добавили в воду и размешали.
Какое из приведённых ниже утверждений верно?
1) Крупная соль растворится быстрее.
2) Мелкая соль растворится быстрее.
3) Для растворения крупной и мелкой соли потребуется одно и то же время.
Объясни свой ответ:_________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 4-6 |
Бактерии
Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Эти организмы широко распространены в природе. Благодаря ничтожно малым размерам и выносливости они проникают даже туда, где жизнь, казалось бы, невозможна. Некоторые из них могут жить в горячих источниках с температурой воды до 100 °C, во льдах Арктики и Антарктиды, выдерживать длительное высушивание, не теряя при этом жизнеспособности. Некоторые не погибают даже в растворе серной кислоты. Многие бактерии вызывают у человека заболевания — брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулёз. Опасны бактерии для людей, получивших повреждения — раны. В глубоких ранах, загрязнённых почвой, могут размножаться бактерии, вызывающие газовую гангрену и столбняк. Эти заболевания очень опасны и часто заканчиваются смертельным исходом. На поверхностных ранах и ожогах легко поселяются стафилококки и стрептококки, которые вызывают гнойные воспаления.
Задание 4.
Отметь неверный ответ на вопрос: «Какой вред приносят бактерии человеку?»
1) Вызывают заболевания животных и человека.
2) Портят продукты питания.
3) Используются при производстве сыра, кефира, творога, сметаны.
4) Разрушают деревянные строения, книги и т.д.
Задание 5. Прочитай текст. Найди и подчеркни две ошибки.
Бактерии – самые маленькие существа. Среди них встречаются одноклеточные и многоклеточные. Они живут только в организме животных. Многие из них вызывают различные заболевания. Человек использует бактерии при производстве сыра, сметаны, творога, лекарств, витаминов.
Задание 6. Закончи предложения.
Бактерии – наши друзья:_____________________________________________
__________________________________________________________________
Бактерии – наши враги:______________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 7-9 |
Самыми крупными хищниками живой природы принято считать медведей.
Белый медведь обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Бурых медведей можно встретить в Евразии, Северной и Южной Америке.
Малайские медведи – это коренастое, сильное животное с короткой и широкой мордой. Уши короткие, округлые. На груди обычно имеется большое беловатое или рыжее пятно в виде подковы. Известный биолог И. Акимушкин в своей книге «Мир животных» рассказывает удивительные истории из жизни малайских медведей, которые живут в неволе. Один из них научился засовывать коготь в замочную скважину, открывать буфет и воровать оттуда сахар. А другой, рассыпая около клетки рис из своей чашки, приманивал таким образом несмышлёных цыплят и ловил их.
Задание 7.
Выбери название группы, к которой относятся малайские медведи.
1) Животные растительноядные.
2) Животные хищные.
3) Животные всеядные.
4) Животные – паразиты.
Задание 8. В русской народной сказке Маша, придя в лес, встречается с медведем. С медведем какого вида встретилась Маша, почему ты так думаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Рассмотрите диаграмму численности медведей в Красноярском крае:
Как изменяется количество медведей в Красноярском крае с 2013 до 2021 год?
1) уменьшилось на 8 тысяч
2) увеличилось на 18 тысяч
3) увеличилось на 8 тысяч
Прочитайте текст и выполните задания 10-12 |
После посещения планетария Степан рассказал одноклассникам о планетах. Ближе всех к Солнцу находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет.
Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена дальше от Солнца, чем Меркурий. На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета.
На третьей от Солнца планете живём мы с вами. Она движется вокруг Солнца по строго определённому пути-орбите примерно за 365 дней и 6 часов.
А четвёртая планета земной группы Марс вдвое меньше Земли. Твёрдая поверхность этой планеты покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет видеть планету как красноватую звезду. У этой планеты два спутника: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас).
Юпитер – это громадный газовый шар, это самая тяжёлая и самая большая планета Солнечной системы. Юпитеру достаётся немного тепла от Солнца, и поэтому там царит вечная зима. И спутников у него очень много – 79.
Уран вращается, лёжа на боку. Поэтому к Солнцу обращена то одна его сторона, то другая. Размер этой планеты гораздо больше Земли. У Урана 27 спутников.
Задание 10.
Прочитай. В какой строке записаны ТОЛЬКО спутники планет. Отметь верный ответ.
1) Ганимед, Венера, Земля, Марс
2) Фобос, Луна, Деймос, Ганимед
3) Юпитер, Каллисто, Земля, Луна
4) Сатурн, Ио, Венера, Европа
Задание 11.
Отметь знаком «√» верные ответы в таблице. Используй информацию из
текста.
Название планеты |
Больше Земли |
Меньше Земли |
Меркурий |
||
Марс |
||
Юпитер |
||
Уран |
Задание 12.
Среди звёзд звёздного неба есть красные, голубые, белые, оранжевые. Какие из них самые холодные? Вот как ответили на этот вопрос Маша, Игорь и Петя. Кто из детей прав?
Маша. Самые яркие и горячие звёзды, конечно, красные и оранжевые.
Игорь. Самые раскалённые – голубые и белые звёзды. Красные – самые холодные.
Петя. Все звёзды на небе одинаково яркие и горячие.
Ответ:_____________________________________________________________
Приложение 3
Результаты входной диагностики
Ф.И учащегося |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Вопрос №5 |
Вопрос №6 |
Вопрос №7 |
Вопрос №8 |
Вопрос №9 |
Вопрос №10 |
Вопрос №11 |
Вопрос №12 |
А.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Б.П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В.Е. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Г.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Д.Л. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
И.Д |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Ю. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
К.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.С. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
К.К. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Д. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
К.М. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Л.С. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Л.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Л.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.П. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
М.И. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.Э. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.И. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О.П. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Р.Р. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С.М. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ф.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Х.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Х.Е |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ш.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ш.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 4
Результаты входной диагностики
Ф.И учащегося |
Вопрос №1 |
Вопрос №2 |
Вопрос №3 |
Вопрос №4 |
Вопрос №5 |
Вопрос №6 |
Вопрос №7 |
Вопрос №8 |
Вопрос №9 |
Вопрос №10 |
Вопрос №11 |
Вопрос №12 |
А.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Б.П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В.Е. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Г.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Д.Л. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
И.Д |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Ю. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
К.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.С. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
К.К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К.Д. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
К.М. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Л.С. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Л.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Л.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.П. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
М.И. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.Э. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М.И. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
О.П. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Р.Р. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С.М. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ф.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Х.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Х.Е |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ш.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ш.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.